Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЫ НА ЧТЕНИЕ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЫ НА ЧТЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / мода / результаты исследования / социология чтения / литература / книжные покупки / формат чтения / reading / fashion / research results / sociology of reading / literature / book purchases / reading format

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.Д. Голодова

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования моды на чтение. Выделены самые популярные жанры для чтения, предпочитаемый формат чтения, также респондентами были названы способы поиска новых книг для чтения. Молодые люди тратят в среднем более трех тысяч рублей в года на книжные покупки, а более четверти респондентов прочитали за прошлый год более 21 книги – это почти две книги в месяц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF READING FASHION

The article considers the results of an empirical study of reading fashion. The most popular genres for reading were highlighted, the preferred reading format, and the respondents also named ways to find new books to read. Young people spend on average more than three thousand rubles a year on book purchases, and more than a quarter of respondents read more than 21 books last year – that's almost two books a month.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЫ НА ЧТЕНИЕ»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЫ НА ЧТЕНИЕ А.Д. Голодова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-5-6-9

Аннотация. В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования моды на чтение. Выделены самые популярные жанры для чтения, предпочитаемый формат чтения, также респондентами были названы способы поиска новых книг для чтения. Молодые люди тратят в среднем более трех тысяч рублей в года на книжные покупки, а более четверти респондентов прочитали за прошлый год более 21 книги - это почти две книги в месяц.

Ключевые слова: чтение, мода, результаты исследования, социология чтения, литература, книжные покупки, формат чтения.

Для проведения эмпирического исследования «книжной моды» среди российской молодежи была разработана социологическая анкета.

Анкета была распространена через социальную сеть ВКонтакте, с помощью двух книжных сообществ блогеров. Опрос проходил в апреле 2023 года, выборка исследования составила 309 человек. Из них 90,9% (281 человек) женщины, 9,1% (28 человек) мужчины.

Возрастные характеристики выборки различны, но большую часть составляют молодые люди от 18 до 20 лет: 18-20 лет -51,5% (159 человек); 21-23 года - 24,3% (75 человек); 24-26 лет - 12,9% (40 человек); 27-29 лет - 4,9% (15 человек); 30-32 года - 4,9% (15 человек); 33-35 лет - 1,6% (5 человек).

По роду занятий респонденты разделились на: студентов (51,1% - 158 человек); наемных работников (29,4% - 91 человек); школьников (17,2% - 53 человека); безработных (12,9% - 40 человек); работников на дому (11% - 34 человека); домохозяек и домохозяев (4,5% - 14 человек) и другие. Нашими респондентами, по большей части, оказались студенты и молодые наемные работники (в том числи и фрилансе-ры) - это говорит о том, что читатели - не только школьники или студенты младших курсов, это также работающие люди, которые могут находить в своем графике время для чтения.

На первый вопрос о количестве времени, уделяемого на чтение в неделю, респонденты отвечали по-разному. Чаще всего выбирали ответ 3-4 часа в неделю (27,8%), следующим по частоте был ответ более 7 часов в неделю (22,7%), а 1 -2 часа в неделю на чтение выделяет 21,4% респондентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выборка является релевантной для нашего исследования, так как нас интересуют молодые люди, которые уделяют чтению много времени. 86,7% наших респондентов уделяют чтению книг более 1 часа в неделю, из них 65,4% в неделю читают более трех часов. Из этого можно сделать вывод о том, что чтение - это ежедневная практика респондентов, которой они уделяют много времени.

72,1% респондентов за последний год прочитали более 6 книг, из них 26,2% прочитали более 21 книги. Самым частым ответом был - прочитал (а) до 5 книг -25,6%, далее 23.6% респондентов ответили, что прочитали от 6 до 10 книг. Респонденты читают много и часто - такой вывод мы можем сделать при анализе ответов.

75,1% респондентов тратят значительную сумму на книжные покупки (за прошлый год). От 1000 руб. до 3000 руб. на покупки книг тратят 22% респондентов, от 3000 руб. до 5000 руб. - 19,1%, от 5000 руб. до 7000 руб. - 11,7% и более 7000 руб. - 22,3%.

Таким образом, респонденты тратят на книги значительные суммы денег - соответственно такие покупки являются обычной статьей в их расходах. Возможно, деньги на книги респонденты копят, просят у родителей либо получают в подарок на праздники подарочные сертификаты в книжные магазины, так как больше половины опрошенных студенты, скорее всего они не работают или работают не полный день и не могут позволить себе ежедневные покупки дорогостоящих книг.

На вопрос о предпочитаемом формате чтения более половины респондентов (53,7%) ответили - бумажные книги; 29,8% - выбирают электронный формат на телефоне, планшете или компьютере; электронной книге (отдельный гаджет) отдают предпочтение 7,8% и всего 1,9% респондентов слушают аудиокниги на телефоне, планшете или компьютере. Несмотря на свою очевидную популярность и удобство электронный формат чтения книг предпочитают гораздо реже, чем бумажные книги, которые можно потрогать и поставить на полку. Так же удивительно малое количество респондентов выбрали аудиокниги - возможно это связано с тем, что не все книги можно приобрести в аудио -формате или читателям не нравятся голоса актеров, которые озвучивают литературные произведения.

В вопросе о книжных жанрах, которые респонденты предпочитают можно было выбрать несколько вариантов ответов, поэтому совокупное число более 100%. Самыми предпочитаемыми у молодежи жанрами являются: фэнтези (67,3%), фанфик (55%), детектив (51,1%), любовный роман (48,5%), манга (44,3%), приключения (41,4%); комикс, графический роман (39,8%), фантастика (36,9%), психология (31,7%), проза (30,4%), ужасы (26,5%), эротика (22,7%), любительские переводы книг (не издаются в РФ) (20,7%), триллер (19,7%), история и научная фантастика (по 17,8%), исторический роман (17,5%), искусство (15,2%), поэзия (12,9%), философия (12,6%), научно популярный (12%). А самыми непопулярными жанрами среди молодежи оказались: боевик (5,5%), хобби (рукоделие, конструирование и т.д.)

(5,2%), астрология и эзотерика (4,9%), религия (3,2%), бизнес-литература (2,3%), спорт (1,3%).

Таким образом, молодые люди предпочитают фантастическую литературу с приключениями, любовные книги и интересуются психологией. По сравнению с тем, что читали россияне в 2008 году молодые люди сегодня больше интересуются фантастическими жанрами, детективами и ужасами. В 2023 году молодежь меньше интересуется жанром боевик.

В вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответов, поэтому совокупное число более 100%.

Молодые читатели так же нечасто обращают внимание на век написания книги - 70,2% говорят, что выбор зависит от автора и книги. При этом 39.3% предпочитают литературу, написанную в двадцать первом веке; 23,9% - в двадцатом веке; 13,9% - девятнадцатом веке; 7,1% - восемнадцатом веке, 4,2% - ранее восемнадцатого века.

Значительная часть респондентов -49,1% - предпочитают книги, написанные до 21 века, это может быть связано с тем, что их любимыми жанрами являются, например, любовный роман, ужасы, проза, приключения - они зарождались задолго до двадцать первого века - соответственно самые первые и новейшие литературные приемы использовались именно в те года, и теперь эта литература считается классической, то есть эталонной в своем жанре.

В вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответов, поэтому совокупное число более 100%. При выборе книг современная молодежь чаще всего ориентируется на: видеоролики на ютуб (65%), личные рекомендации друзей и знакомых, (61,8%), стойки\полки в книжных магазинах (41,4%), видео в ТикТоке (34,3%), посты сообществ или блоггеров во Вконтакте (30,7%), рекомендации с сайтов книжных магазинов (30,4%), рекомендации с книжных сайтов (22.7%), арты в Пинтересте (19.1%), посты в Телеграмме (17,2%).

Самыми непопулярными способами поиска книг стали: посты в Инстаграм* (*-признан экстремистской организацией на

территории РФ) и посты в Твиттере. Так как наши респонденты - это подписчики книжных видео -блоггеров и участники книжных сообществ, при выборе книг они ориентируются на видеоролики на платформе Ютуб и на посты во Вконтакте. Так же часто молодежь ищет что почитать в книжных магазинах, в которых часто можно обсудить книгу с консультантом или полистать. Видео с рекомендациями книг из ТикТока часто помогают молодым читателям определиться с книгой. А друзья или знакомые с большой вероятностью знают книжный вкус друг друга и могут порекомендовать действительно интересную книгу - у них есть «кредит доверия».

Некоторые социальные сети редко используются респондентам для поиска книг, на это может быть несколько причин - Инстаграм признан экстремистской организацией в РФ и заблокирован на территории России Роскомнадзором, а в Твитте-ре есть существенные ограничения -например: пост в этой социальной сети не должен превышать 280 символов, что совсем немного, особенно если написать

развернутый отзыв на прочитанное. Видео на Ютуб напротив, самый быстрый способ найти книгу, послушать отзыв о ней, не отвлекаясь от привычных дел и посмотреть на красивую картинку, которую создают блогеры.

Таким образом, «книжная мода» в России - явление, которое совсем недавно началось, но уже охватило огромное количество молодежи. Чтение стало для многих целым ритуалом и способом развлечения, книги покупают в огромных количествах и читают быстро. Книжная индустрия не успевает за читателями, всё новые авторы появляются ежегодно, а привычные жанры не вмещают в себя то обилие литературы, которое издается ежедневно.

Можно сделать предположение о том, что «книжная мода» будет распространяться не только среди молодежи, но и среди детей школьного возраста, которые много времени проводят в социальных сетях и смотрят множество видео на Ютуб, среди которых им может попасться именно то, которое замотивирует их читать.

Библиографический список

1. Дубин, Б.В. Чтение в России - 2008 Тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая. - Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. -74 с. - ISBN 978-5-91515-023-1.

2. Познавательный проект о русскоязычной цивилизации: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vatnikstan.ru/history/samaya-chitayushhaya-strana (дата обращения: 20.05.2023).

3. Тинькофф журнал: сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://joumal.tinkoff.ru/books-in-russia/#one (дата обращения: 20.05.2023).

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.

5. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. — Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.

AN EMPIRICAL STUDY OF READING FASHION

A.D. Golodova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article considers the results of an empirical study of reading fashion. The most popular genres for reading were highlighted, the preferred reading format, and the respondents also named ways to find new books to read. Young people spend on average more than three thousand rubles a year on book purchases, and more than a quarter of respondents read more than 21 books last year - that's almost two books a month.

Keywords: reading, fashion, research results, sociology of reading, literature, book purchases, reading format.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.