Научная статья на тему 'КНИГА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ'

КНИГА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / КУЛЬТУРА / МОДЕРН / ПОСТМОДЕРН / ТЕКСТ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Безнюк Д. К.

В статье представлен анализ факторов, влияющих на трансформацию культурного статуса книги и книгочтения. Также предпринята попытка комплексной классификации факторов, которые определяют специфику чтения, исходя из характеристик современного общества и культуры. Показано, что эти факторы задают содержание двуединого процесса снижения популярности книгочтения и его возрождения/воспроизводства. Приводятся результаты исследования предпочтений белорусских читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

А BOOK IN MODERN CULTURE: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL DIAGNOSIS

The article presents an analysis of the factors influencing the transformation of the cultural status of books and book reading. Аn attempt has been made to classify the factors that determine the reading specifics, based on the characteristics of modern society and culture. It is shown that these factors determine the content of the two-pronged process of reducing the popularity of book reading and its revival/reproduction. The results of a study of Belarusian readers’ preferences are provided.

Текст научной работы на тему «КНИГА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ»

УДК 028

Д. К. БЕЗНЮК,

доктор социологических наук, профессор, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

КНИГА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

В статье представлен анализ факторов, влияющих на трансформацию культурного статуса книги и книгочтения. Также предпринята попытка комплексной классификации факторов, которые определяют специфику чтения, исходя из характеристик современного общества и культуры. Показано, что эти факторы задают содержание двуединого процесса снижения популярности книгочтения и его возрождения/воспроизводства. Приводятся результаты исследования предпочтений белорусских читателей.

Ключевые слова: чтение, культура, модерн, постмодерн, текст, факторы.

D. K. BEZNIUK,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

A BOOK IN MODERN CULTURE: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL DIAGNOSIS

The article presents an analysis of the factors influencing the transformation of the cultural status of books and book reading. Ап attempt has been made to classify the factors that determine the reading specifics, based on the characteristics of modern society and culture. It is shown that these factors determine the content of the two-pronged process of reducing the popularity of book reading and its revival/reproduction. The results of a study of Belarusian readers' preferences are provided.

Keywords: reading, culture, modern, postmodern, text, factors.

Всегда жалел тех, кто едет на работу не в метро. Сколько же эти люди упускают времени, которое можно было бы потратить на чтение!

М. Артемьев [1]

Любой культурный элемент, даже тот, который может быть отнесен к культурным универсалиям, подвергается исторической трансформации, эволюционирует, может исчезнуть. Книга и связанный с ней культурный комплекс не исключение. В современном обществе книга стала одним из объектов, относительно которых можно фиксировать значительные социальные и культурные сдвиги, ставить диагнозы, делать прогнозы. Книга превращается в специ-

фическую оптику (инструмент) для исследователя, одновременно становясь и объектом исследования.

Наше общество, все масштабнее подвергаясь воздействию «современности» (поздний модерн, радикализированный модерн, постмодерн и пр.), начинает переопределяться относительно многих своих элементов и практик, в том числе и относительно книги и книгочтения. Это переопределение происходит в поле действия множества конкретных факторов, которые прямо или косвенно изменяют статус феномена книги в нашей жизни. Такие факторы можно представить в виде двух групп, задающих тенденции исчезновения (умирания) и сохранения (воспроизводства) книги и книгочтения.

Относительно первой тенденции следует выделить следующие факторы.

Отношение ко времени в нашей культуре. Модерн разорвал цикличность времени ранних эпох и превратил время в стрелу/вектор, чем увеличил его ценность - теперь за единицу времени надо успеть сделать больше. Читать же - долго: временные затраты на получение информации через книгу велики и уступают существующим альтернативам. Чтение убивает время, а время -важнейшая ценность.

Расширение сферы и форм досуга. У чтения как проведения досуга оказывается слишком много конкурентов: современная культура, предлагая более красочные, доступные, эмоциональные, «драйвовые» формы отдыха, оттягивает потребителей из сферы книгочтения.

Книга перестает быть единственным источником информации. Книго-чтение уступает место альтернативным техникам информационного потребления, прежде всего, видео- и аудиоформатам.

Школьное книгочтение как насилие. Наиболее противоречивый феномен: с одной стороны, редко кто согласится с тем, что школьника надо освободить от художественной литературы, с другой стороны - объемы и сложность текстов, обязательных к чтению по школьной программе, могут стать своеобразной психологической травмой, отвратить ребенка от чтения, сформировать устойчивую ассоциацию с неким принудительным процессом.

Специфика восприятия окружающего мира со стороны современного молодого поколения. Многие исследователи указывают на клиповость восприятия нынешней молодежи, что затрудняет работу с книгой как объемным и однообразным материалом (текстом). Читать трудно - легче заменить чтение видео- и/или аудиоформатом. Видимо, можно говорить о проседании интеллектуальной планки современного homo sapiens.

Экономический фактор. Книгоиздание затратно, цены на книги могут быть достаточно высокими, что делает их труднодоступными для покупателя.

Если противопоставлять тенденции умирания книги, факторы, способствующие воспроизводству/возрождению книги и книгочтения в современной ситуации, то среди таких факторов необходимо выделить два.

Возвращение моды на книгочтение: чтение книг становится социальным индикатором правильности, культурности, если угодно - богемности. По

мнению российского психолога С. В. Савельева, книга сегодня становится средством социальной стратификации (цена книги, умение работать со смыслом) общества, как раньше таковыми выступали золоченые пуговицы на камзоле [2].

Сохранение более-менее устойчивого интереса к чтению со стороны значительной части населения (см. ниже результаты социологического исследования по Беларуси). Сохранение интереса к книгочтению - тема отдельного исследования, и мы отметим лишь один нюанс, касающийся трансформации этого явления. В современной культуре, как утверждает российский культуролог М. Ю. Гудова, сформировалось несколько причин (макрофакторов), задающих универсальный характер трансформациям ситуации чтения и имеющим глобальные последствия для культурной ситуации современности: они создают «особые условия современного чтения, в результате которых радикально трансформировалось и само понятие "читать", и понятие "читатель", и понятие "книга", и смысл связанных с чтением понятий, таких как комментарий, закладка, ссылка» [2, 3]. К этим причинам относятся:

социокультурная: альтернативность приводит к сегментированнию культуры, где часть потребителей является телезрителями, часть - активными интернет-пользователями и часть - адептами традиционного чтения;

социально-экономическая: современное чтение во многом детерминировано экономическими сюжетами, а именно уровнем достатка читателей, уровнем прибыльности издательств и их политикой на книжном рынке, уровнем рентабельности книготорговли и пр.;

политико-технологическая: практики чтения формируются и осуществляются в ситуации открытого информационного общества и компьютеризации культурных продуктов и услуг. Под влиянием компьютерных технологий сильно изменился и процесс чтения - появились его новые разновидности: экранное чтение, аудиочтение, интернет-чтение, мобильное чтение и т. д.

Деятельностно-антропологическая: появились новые формы досуговой активности (путешествия по миру, компьютерные игры, шопинг), которые поставили чтение в ситуацию конкуренции с другими формами проведения досуга и с другими источниками получения информации и эмоций [3].

М. Ю. Гудова эти причины полагает следствием таких характеристик современного общества, как «информационное» и «потребительское».

Соглашаясь во многом с этой позицией, хотелось бы заметить, что выделенные российским культурологом характеристики сами разворачиваются в состоянии постмодерности, которая принципиально меняет «философию» чтения, предлагая иную, относительно классической, ситуацию читателя. «Философия» чтения постмодерна, в самой грубой реконструкции, зиждется на следующих трех положениях, которые можно представить социокультурными факторами метауровня в системе современной культуры. Приведем их с переложением на ситуацию книгочтения.

Первое положение. «Смерть Бога» (сакральности) - нет авторитета (в т. ч. авторитета автора), нет сдерживающих границ, нивелируются нормы восприятия и интерпретации, кардинально меняется отношение к тексту: он становится обыденностью, опошляется повседневностью (в сравнении с отношением к тексту в эпоху классической книжности).

Второе положение. «Смерть автора» - ненужность постоянства автора, его присутствия, он выступает лишь поводом (детонатором), а дальше - «я сам». Если в эпоху модерна чтение предполагало строгое следование за мыслью автора (тропинка проложена, и читатель должен по ней идти), то чтение эпохи постмодерна, когда «автор умер», - это самостоятельный путь читателя. Условной иллюстрацией такого состояния читателя могут выступать «Неотъемлемые права читателя», которые манифестировал современный французский писатель Д. Пеннак: право не читать, право перескакивать, право не дочитывать, право перечитывать, право читать что попало, право на боваризм, право читать где попало, право читать вслух, право втыкаться, право молчать о прочитанном [4].

Третьим положением выступает понимание реальности как гипертекста, как полиморфного феномена, что требует усложненной процедуры его прочтения, больших (или иных) компетенций для поиска и потребления информации. Такую ситуацию канадский ученый Г. М. Маклюэн диагностировал как эпоху «постграмотности», которая сменяет эпоху Гутенберга - время классической книжности и чтения [5].

В развитие темы постмодернизма осмелимся предложить свое четвертое положение - «смерть текста» - как характеристику трансформации смыслового универсума, рождаемого привычным нам текстом. Смерть текста есть торжество голого повода, повода заявить или напомнить о себе (авторе) в текстовой (например, комментарий или пост в блоге) или фототекстовой форме (фото с небольшим текстом в Instagram). Смысл текста при этом в его классическом предназначении не имеет никакого значения: с позиции приращения знания, творческой задумки этот текст можно считать мертворожденным; его предназначение (новый «смысл») - напомнить о существовании автора. Обессмысленный текст, видимо, должен предполагать бессмысленного читателя или, вообще, отсутствие такового: текст нужен автору и только ему. Здесь на ум приходят слова из папируса Присса, написанного примерно 3350 лет назад: «К несчастью, мир сейчас не таков, каким был раньше. Дети перестали слушаться своих родителей, каждый хочет написать книгу. Конец света уже близок» [6].

Таким образом, говоря о социокультурных факторах, обусловливающих современные практики чтения, необходимо помнить не только о прямых, достаточно очевидных детерминантах (рынок, цифровизация, идеологический плюрализм и пр.), но и о латентных, зашифрованных первопричинах глубинных изменений сознания и поведения участников связки «автор - книга - читатель».

Относительно же современного состояния книги, в частности в Беларуси, следует отметить, что книгочтение, несмотря на фиксируемый многими исследователями кризис книжной культуры, остается одной из важных социокультурных практик населения Беларуси. Современная культура, предоставляя массу профессиональных и досуговых альтернатив чтению, не способна вытеснить или заменить его окончательно.

Показателем, характеризующим общую ситуацию с книгочтением в стране, выступила частота чтения: на вопрос «Как часто Вы читаете книги?», ответы распределились следующим образом: ежедневно - 24,1 %, несколько раз в неделю - 25,8 %, несколько раз в месяц - 19,7 %, несколько раз в год - 8,3 %, раз в год и реже - 7,3 %, не читают - 14,8 %. Таким образом, почти 70 % белорусов читают ежемесячно, что может свидетельствовать о значимости книги и ее необходимости для культурной стороны нашей жизни1.

Причинами такого состояния дел могут выступать достаточно высокий уровень образования населения в Республике Беларусь, набирающая обороты «мода на чтение» среди части молодежи, расширение возможностей самообразования (например, при получении дополнительной профессии).

Кроме того, результаты опроса позволяют констатировать «форматный традиционализм» белорусских читателей - 73,0 % отдают предпочтения печатным книгам, а 23,0 % - электронным, аудиокниги предпочитают 3,1 % опрошенных, затруднились с ответом - 0,9 %.

Полученные данные позволяют отметить два любопытных факта.

Во-первых, доля белорусских потребителей электронных книг совпадает с российской, что подтверждается данными Всероссийского книжного рейтинга 2020 года: «в топе-50 бумажные книги занимают 78 %, а электронные -22 %» [7].

Во-вторых, в Беларуси количество читателей, предпочитающих электронный формат книг, практически совпадает с количеством молодежи в структуре населения страны.

Лидирующую позицию в жанровых предпочтениях белорусов занимает художественная литература - 69,9 %. Далее идут научно-популярная (27,7 %), учебно-образовательная (20,6 %), духовно-нравственная (18,6 %), научная (16,1 %), публицистическая (9,6 %), историческая (4,0 %) литература. Фантастике отдали предпочтение 2,1 % опрошенных, детективам - 1,6 %, психологической литературе - 1,4 %.

Малое число (1,7 %) респондентов, затруднившихся выбрать любимый жанр литературы, может свидетельствовать о стабильности жанрового спектра белорусских читателей и сформированной структуре потребительских предпочтений на рынке книжной продукции.

1 Исследование (телефонный опрос) проведено Институтом социологии НАН Беларуси летом 2021 г. Объем выборочной совокупности составил 903 респондента от 18 до 60 лет. Опрос проводился во всех областных центрах страны и г. Минске, районных городах и сельских населенных пунктах. Основной массив опрашиваемых составили женщины (76,5 %) и респонденты в возрасте от 30 до 49 лет (61,4 %).

Вполне закономерным является выбор книги, исходя в основном из жанровых предпочтений читателя, что подтверждается результатами проведенного исследования. Так, на вопрос «На что Вы ориентируетесь при выборе книги?» 65,2 % респондентов выбрали жанр. Вторую позицию занял такой фактор, как «мнение родных, близких и знакомых» - 24,5 %, третью - «известность автора/произведения» - 21,6 %, четвертую - «мнение и рецензии специалистов» - 12,6 %, пятую - «язык, на котором написана книга» - 10,1 %. Примечательно, что только 3,9 % читателей ориентируются при выборе книги на рекламу. Также хочется отметить, что цена книги не входит в число факторов, определяющих выбор последней. Возможным объяснением этого является то, что приобретение книги в современных условиях не является спонтанным процессом и осуществляется осознанно с заранее определенной суммой траты денег.

Чтение, как известно, многоцелевая практика, если иметь в виду ее культурное значение. В ходе социологического исследования читателям был задан вопрос «Почему Вы читаете книги?». В числе обозначенных причин наиболее значимой является самообразование (52,5 %). Вместе с этим рекреационная мотивация также имеет значительный вес: для получения удовольствия обращаются к литературе 49,6 % респондентов; чтение является хобби для 25,1 %. Книгочтение, вызванное профессиональной необходимостью, характерно для 24,7 % опрошенных, учебной необходимостью - 12,7 %.

Отмечено, что мировой тенденцией, особенно в период пандемии, стал рост дистанционных моделей приобретения литературы. Результаты исследования показывают, что несмотря на активное проникновение цифровизации в социальную жизнь, книжные магазины остаются основной локацией для потребителя книжной продукции, что позволяет говорить о консервативности белорусского читателя: 47,3 % респондентов приобретают литературу в книжных магазинах. 35,9 % опрошенных предпочитают делать покупки в интернет-магазинах. Далее, с большим отрывом, следуют аукционы и торговые площадки (5,0 %), покупка с рук (4,0 %), другие способы приобретения книг (3,5 %). Не приобретают книги 28,9 % респондентов.

Таким образом, социологическая диагностика статуса и роли книги и кни-гочтения в современном обществе и культуре способна установить и эксплицировать ряд важных показателей заявленной темы: от масштабных социокультурных факторов (специфика культурного фона) до особенностей повседневной практики чтения (предпочтения, частота и др).

Список использованных источников

1. Артемьев, М. Читать стали меньше, читать стали веселей [Электронный ресурс] / М. Артемьев. - Режим доступа: https://www.mk.ru/culture/2015/10/09/chitat-stali-menshe-chitat-stali-veseley.html. - Дата доступа: 11.12.2021.

2. Савельев, С. В. Вред чтения [Электронный ресурс] / С. В. Савельев. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=qImtGD07pS4. - Дата доступа: 10.01.2022.

3. Гудова, М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. ... докт. культурологии: 24.00.01 / М. Ю. Гудова. - Екатеринбург, 2015. - 329 с.

4. Пеннак, Д. Неотъемлемые права читателя [Электронный ресурс] / Д. Пеннак. - Режим доступа: https://slovesnik.org/kopilka/stati/daniel-pennak-neot-emlemye-prava-chitatelya.html. - Дата доступа: 20.11.2019.

5. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего / М. Маклюэн. -М. : Акадеческий проект, 2005. - 496 с.

6. Папирус Присса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.googl-info.com/ 4052426/1/papirus-prissa.html. - Дата доступа: 11.12.2021.

7. Всероссийский книжный рейтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ookunion.ru/news/vserossiyskiy_knizhnyy_reyting/. - Дата доступа: 9.08.2021.

Поступила 14.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.