УДК 159.9.072:378.6:343.83
DOI 10.33463/2072-8336.2022.1(58).046-053
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРАКТИВНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ]
Т. А. Симакова
Для цитирования
Симакова, Т. А. Эмпирическое исследование киберактивности и индивидуально-психологических особенностей обучающихся в процессе адаптации к учебно-профессиональной и служебной деятельности (на примере курсантов Академии ФСИН России) / Т. А. Симакова // Прикладная юридическая психология. - 2022. -№ 1(58). - С. 46-53. - 001 : 10.33463/2072-8336.2022.1(58).046-053.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление индивидуально-психологических черт личности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые влияют на процесс адаптации и становятся благоприятными или неблагоприятными факторами на начальном этапе учебно-профессиональной и служебной деятельности, а также воздействия киберактивности на данный процесс. Эмпирическое исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. Общая выборка исследования составила 230 человек в возрасте от 17 лет до 21 года. Из них 130 юношей и 100 девушек. Психодиагностический инструментарий включал в себя следующий блок методик: методика мно-
© Симакова Т. А., 2022
гофакторного исследования личности Кеттелла, опросник К. Леонгарда «Акцентуации личности», многоуровневый опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), цветовой тест М. Люшера, тест «Интернет-зависимость» Кимберли Янг, «Общая шкала проблемного использования интернета-3» А. А. Герасимова, А. Б. Холмогорова. В результате исследования выявлено, что успешность адаптации молодых сотрудников во многом зависит от их коммуникативных особенностей, проявляющихся в межличностном взаимодействии.
Ключевые слова: молодые сотрудники, индивидуально-психологические черты личности, киберактивность, уголовно-исполнительная система, коммуникативные особенности, адаптация, образовательная организация, учебно-профессиональная деятельность, служебная деятельность.
Проведенное эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей киберактивности и психологических особенностей личности у вновь поступивших обучающихся в процессе адаптации. По результатам исследования были определены индивидуально-психологические черты личности, которые выступают в роли благоприятных или препятствующих адаптации факторов. Актуальность этого исследования подтверждается тем, что обучающимся необходимо совмещать учебно-профессиональную подготовку со служебной деятельностью.
Эмпирическое исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. Общая выборка исследования составила 230 человек в возрасте от 17 лет до 21 года. Из них 130 юношей и 100 девушек. Психодиагностическое обследование состояло из комплекса психодиагностических методик и индивидуальной беседы. Психодиагностический инструментарий включал в себя блок следующих методик: методика многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттел-ла, опросник «Акцентуации личности» К. Леонгарда, многоуровневый опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, цветовой тест М. Люшера, тест «Интернет-зависимость» Кимберли Янг, «Общая шкала проблемного использования ин-тернета-3» А. А. Герасимова,
А. Б. Холмогорова.
По данным психологического исследования, значительная часть молодых сотрудников, поступивших на службу в уголовно-исполнительную систему, начавших обучаться в образовательной организации - Академии ФСИН России, в большей мере
подвержены тревожности, страхам перед ответственностью, повышенному чувству подчиненности, чем специалисты, находящиеся на других этапах профессиональной деятельности. Уровень агрессивности у респондентов, принявших участие в исследовании, занижен или проявляется менее ярко, чем у сотрудников с большим стажем службы [1-3].
Данные, полученные по опроснику Кимберли Янг, позволяют описать юношей и девушек как обычных пользователей Интернета (Мюноши = 30,17, Мдевушки = 30,55), не обладающих ярко выраженными признаками интернет-зависимости.
Оценка результатов по проблемному использованию Интернета также свидетельствует об отсутствии у молодых сотрудников явных негативных последствий его использования. В обеих гендерных группах средние показатели не выходят за рамки среднего уровня выраженности и указывают на относительно функциональное и конструктивное использование ими Интернета и социальных сетей (рис.).
Обучающиеся довольно успешно совмещают киберактивность и оф-флайн-активность: они общаются синхронно как в реальном, так и в интернет-пространстве, способны контролировать время своего пребывания в сети, не ощущают отрицательного влияния Интернета на свою повседневную деятельность.
Тем не менее, на основании приведенных данных, можно отметить две особенности: 1) преобладающей мотивацией пребывания в сети выступает улучшение эмоционального состояния (шкала «Регуляция настроения»); 2) средние оценки по всем шкалам несколько выше в группе девушек. Сете-
Предпочтение Регуляция Когнитивная Компульсивное Негативные онлайн-общения настроения поглощенность использование последствия
Юноши «Девушки Рис. Средние значения по шкалам методики 0Р!1^3 юношей и девушек
вое пространство является для обучающихся богатым источником снятия эмоционального напряжения, расслабления и отвлечения от новой действительности, поставщиком позитивных эмоций. При отсутствии профилактических мер, ориентированных на развитие навыков психоэмоциональной регуляции, волевых качеств личности, позволяющих преодолевать трудности, у обучающихся с большей вероятностью могут сформироваться патологические формы использования Интернета как весьма доступного способа снятия напряжения и отвлечения от реальной необходимости в преодолении закономерных трудностей адаптационного периода.
По результатам интерпретации методики многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттелла, у большинства молодых сотрудников завышен уровень самооценки, и они переоценивают свои возможности. Вместе с этим наблюдается высокий уровень подозрительности. Они довольно общительны не только в учебно-служебной деятельности, но и в сфере неформального общения. У 50 % респондентов выявлена склон-
ность к подчиненности и исполнительности, так как на этом этапе они воспринимают инструкции должностных обязанностей как прямое руководство к действию. Другая группа респондентов, такая же по численности, обнаруживает склонность к доминированию, непринятию новых правил, протестам. Выявлен высокий уровень тревожности, потому что переход на новый вид деятельности, вхождение в новый коллектив, новые правила и обязанности поведения с высокой степенью регламентированности (отдание воинского приветствия, передвижение по территории учебного заведения, питание в общественной столовой и др.) - это всегда стресс, порождающий повышение эмоциональной неустойчивости, чувствительности и возникновение депрессивных симптомов. Большинство обследуемых обучающихся показали средний уровень интеллекта, достаточную развитость навыков общения, потребность к дальнейшему самообразованию, самосовершенствованию своих профессиональных и служебных знаний, умений и навыков. Такая тенденция напрямую связана с коммуникативны-
ми особенностями молодых сотрудников на этапе вузовского обучения. У 30 % обучающихся была выявлена склонность к шаблонности в мышлении и ригидности мыслительных процессов.
На основе результатов, полученных при интерпретации опросника К. Леонгарда, можно сделать следующие выводы о протекании процесса адаптации в образовательной организации, характеризующегося наличием приподнятого настроения, повышенной психической активности и жажды деятельности. Здесь имеет место «эффект новизны», то есть смена ведущего типа деятельности, новый коллектив, учебно-профессиональные и служебные обязанности стимулируют к более четкому выполнению инструкций, использованию возможности создать новый образ Я, лишенный отрицательных качеств, закрепленных в прежнем коллективе (школьном, семейном, спортивном, дворовом). Стремление показать себя с наилучшей стороны играет здесь далеко не последнюю роль, деятельность может выполняться медленно, но более тщательно. Однако чрезмерная веселость и живость не позволяют некоторым обучающимся доводить дело до конца, у них проявляется легкомысленность, отсутствует надежность. У 5 % респондентов наблюдается повышенная педантичность, склонность к злопамятству, ригидности в эмоциональных отношениях. Такие обучающиеся тяжелее переносят период адаптации, с трудом привыкают к новым правилам поведения в коллективе и находят общий язык со своими одногруппниками. В целом они поступают на обучение достаточно подготовленными в психологическом и эмоциональном плане,
но часто их представление о службе и обучении в образовательной организации ФСИН России в реальности не подтверждается или подтверждается не в полной мере. Такие факторы оказывают сильное влияние на их адаптацию в связи с высокой чувствительностью и впечатлительностью, повышенной глубиной переживания, сопереживанием, мягкосердечием, резкой сменой настроений по незначительным поводам. Такие качества, как педантичность, ярко выраженная собранность, лишенная естественной спонтанности, замедленное мышление, шаблонность и стандартность действий и поступков являются серьезными препятствиями процессу адаптации. Обучающиеся на начальном этапе обучения и освоения служебной деятельности нуждаются в повышенном внимании и психолого-педагогическом сопровождении со стороны отделения по психологическому обеспечению Академии ФСИН России.
Использование многоуровневого опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина позволило сделать следующие выводы об адаптации обучающихся в начальный периодучебно-профессиональной и служебной деятельности в образовательной организации. Большинство (82 %) респондентов имеют сформированные способности адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Это обусловлено индивидуально-психологическим качеством гибкости в экстремальных и критических ситуациях. В то же время у 38 % обследуемых был обнаружен низкий уровень нервно-психической устойчивости за счет детерминации эмоциональных, когнитивных и поведенческих особенностей личности. Комму-
никативные навыки общения оказывают весьма значительное влияние на адаптацию и протекание нового вида жизнедеятельности. Было отмечено, что те обучающиеся, которые способны устанавливать деловые дружеские отношения с одногруппниками, сотрудниками курсового звена и преподавателями, расширять свои контакты, участвовать в групповых мероприятиях и проявлять инициативу, сокращают свой период социально-психологической адаптации в два раза, делают его протекание легким и незаметным, без негативных последствий. В самом начале учебно-профессиональной и служебной деятельности высокие оценки получают законопослушность, стремление не нарушать свои должностные обязанности, повышенные моральные принципы, повышенное значение мнения окружающих и зависимость от него. В этом отношении важное значение приобретают психологические тренинги развития коммуникативной компетентности, преодоление стеснительности, умение сохранять в общении персональные границы психологического пространства и уважительное отношение к границам других. Важно у вновь поступивших обучающихся развивать культуру своевременного и уместного размещения своих эмоциональных состояний, что обеспечит им психологическое благополучие.
Результаты применения цветового теста Люшера показали, что 20 % прошедших тестирование по названной проективной методике нуждаются в признании. При этом они отличаются повышенным честолюбием, хотят производить впечатление, ищут популярности и даже восхищения. Эта категория обучающихся характеризуется наличием стремления к ликвидации
разрыва, который, как они чувствуют, создает преграду между ними и другими обучающимися, отделяющую их от остальных. Такая позиция активно-зависимого состояния, проявляющаяся как противоречивое сочетание повышенного чувства собственного достоинства и болезненного самолюбия при неумелом устранении часто приводит к подвластностному средовому влиянию. Стремление укрепить неустойчивую самооценку через престижность позиции и популярность среди окружающих необходимо подвергать профилактическому воздействию с целью избегания случаев повышения самооценки «любой ценой», не исключающей короткие пути отклоняющегося поведения.
У 25 % вновь поступивших обучающихся выявлена пассивно-оборонительная позиция, смешанный тип реагирования, сензитивность к критическим замечаниям со стороны окружающих, недоверчивость. Изобретательность склада ума, нешаблонность принимаемых решений сочетаются с тенденцией к систематизации, иррациональность чувств - с трезвостью суждений. Межличностные контакты сопровождаются подозрительностью и обидчивостью, им свойственны повышенное чувство справедливости и стремление настоять на своем, потребность в признании своего авторитета в глазах окружающих. Планирование деятельности сочетается с осторожностью и тонкой реакцией на ситуативные изменения. Их поведение характеризуются присутствием желания произвести приятное впечатление, целью которого является достижение признания и авторитета в близком окружении, кроме того, обнаруживается эстетическая чувствительность.
У 10 % респондентов в ходе исследования была выявлена тенденция изменчивости настроения. Их самооценка находится под влиянием мнения значимого окружения, что, в свою очередь, провоцирует подверженность влиянию окружающих и порождает желание устанавливать дружеские связи. При этом они отличаются стремлением к установлению теплых эмоциональных отношений.
У 10 % респондентов обнаружено появление раздражительности и нестабильности состояния в ответ на ситуацию, которая нарушает покой, вызывает затруднение при контакте. Они характеризуются повышенной потребностью в понимании, обидчивостью, затруднением поиска способов преодоления осложнений в межличностных контактах. Для них характерны наличие желания в проявлении особого внимания к ним и постоянной привязанности со стороны окружающих. Им необходимо пребывание в тишине и покое. Если эти потребности не выполняются, то они, как правило, перестают общаться и полностью уходят в себя.
В ходе исследования были обнаружены респонденты (20 %), показавшие наличие повышенной тревоги и напряжения. При этом истинные причины таких состояний вытесняются на уровне психологической защиты, проявляется нежелание осознавать, что является истинными источниками напряжения и тревоги. В этой группе респондентов выявлена потребность в активном взаимодействии с другими людьми и самореализации, им свойственно убеждение, что желания и стремления необходимо реализо-вывать самостоятельно. Однако при этом они испытывают чувства страха и незащищенности. Отличительны-
ми чертами этих обучающихся являются амбивалентные чувства: страх упустить свой шанс и возможность нанести ущерб своему положению и престижу, что, в свою очередь, порождает гипертрофированное чувство безопасности и потребность в помощи и признании со стороны других.
У15 % респондентов выявилась в ходе исследования агрессивно-оборонительная позиция, проявляющаяся гипертеническая реакция с выраженным чувством протеста. Эти обучающиеся характеризуются ригидностью установок в отстаивании своей позиции, они испытывают ущемленность чувства собственного достоинства при возникновении спорных ситуаций любой сложности, требующих прояснений. Респонденты этой группы чаще, чем другие, чувствуют угрозу утраты престижности персональной позиции, что и вызывает нарастание эмоций гнева.
Вывод
На основе проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод об особенностях протекания процесса адаптации обучающихся к новым условиям жизнедеятельности в ведомственной образовательной организации и влиянии их индивидуально-психологических качеств и ки-берактивности на данный процесс. Шкала достоверности по методике «Адаптивность» выражена на 65 %, это говорит о том, что результаты вполне можно считать приближенными к точным. Высокие адаптивные способности у 55 % респондентов говорят о том, что процесс адаптации не является для них запредельно сложным и травмирующим. Большинство обучающихся (70 %), по результатам психологической диагностики, переносят
процесс адаптации без травмирующих эмоциональных переживаний. Примерно у 30 % респондентов этот процесс отягощен отрицательным эмоциональным фоном.
При этом обучающиеся с высоким уровнем развития коммуникативных навыков, проявляющихся как наличие выраженного желания работать в команде, умение разрешать межличностные конфликты, отзывчивость, интерес к происходящим событиям, готовность к сотрудничеству, желание прийти на помощь однокурсникам, сочувствие и эмпатия, тактичность в общении, способны эффективно адаптироваться к новым условиям профессионально-учебной и служебной деятельности. Они быстро адаптируются в новом коллективе, легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают оптимальную стратегию своего поведения, неконфликтны и обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Они характеризуются адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности, ориентацией на соблюдение общепринятых норм поведения. Из этого следует, что развитие коммуникативных навыков, включающих в себя умение не только свободно контактировать и разрешать закономерно возникающие конфликтные ситуации, но и понимать особенности отношений в ведомственной образовательной организации, способствует оптимизации процесса адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности.
Другая группа, включающая в себя 30 % респондентов, характеризуется чертами личности, препятствующими процессу адаптации: замкнутость, безразличие, некоторая жесткость и чрезмерная строгость в оценке людей. Это влияет на возникновение трудности в
адаптации к учебно-профессиональной и служебной деятельности. Они скептичны, подозрительны, обидчивы, имеют признаки акцентуаций характера, низкую нервно-психическую устойчивость, конфликтность. Для них характерно отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия. Для этой группы обучающихся очень важны знания психогигиенических навыков регуляции сложных психоэмоциональных состояний. Владение техниками дыхания, упражнениями «Заземление», ау-тотренинговыми упражнениями, приемами экспресс-релаксации во многом могут снижать уровень напряженности и тревоги в процессе адаптации.
В период адаптации к учебно-профессиональной и служебной деятельности в образовательной организации ФСИН России обучающиеся, принявшие участие в эмпирическом исследовании, характеризуются отсутствием признаков патологического (проблемного) использования интернет-ресурсов. В качестве превалирующей мотивации обращения в сеть «Интернет» в процессе исследования была выявлена потребность в улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении душевного равновесия и снятия нервно-психического напряжения. В целом на этом этапе обучающиеся контролируют свою активность в Интернете, используя ресурсы кибер-среды для отдыха, как дополнительные источники коммуникации и возможность получения необходимой информации. Вместе с этим использование обучающимися интернет-пространства как инструмента социального взаимодействия, профессионально-личностного роста, самоактуализации в профессиональном сообществе требует целенаправленного развития кибер-
компетентности личности для регуляции и саморегуляции влияния процессов компьютеризации и цифровизации общества и образовательной среды на природу человека.
Библиографический список
1. Ицкович М. М. Ценностно-смысловая направленность личности сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2008. 24 с.
2. Поляков А. В. Профессиональная социализация молодых сотрудников исправительных учреждений: компетентностный подход // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. С. 68.
3. Поляков А. В., Вилкова А. В. Социально-педагогическая среда коллектива сотрудников исправительного учреждения: сущность, специфика, условия формирования // Перспективы науки. 2019. № 1(112). С. 114-119.