Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРАКТИВНОСТИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРАКТИВНОСТИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / КИБЕРАКТИВНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление индивидуально-психологических черт личности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые влияют на процесс адаптации и становятся благоприятными или неблагоприятными факторами на начальном этапе учебно-профессиональной и служебной деятельности, а также воздействия киберактивности на данный процесс. Эмпирическое исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. Общая выборка исследования составила 230 человек в возрасте от 17 лет до 21 года. Из них 130 юношей и 100 девушек. Психодиагностический инструментарий включал в себя следующий блок методик: методика многофакторного исследования личности Кеттелла, опросник К. Леонгарда «Акцентуации личности», многоуровневый опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ),цветовой тест М. Люшера, тест «Интернет-зависимость» Кимберли Янг, «Общая шкала проблемного использования интернета-3» (GPIUS3) А. А. Герасимова, А. Б. Холмогорова. В результате исследования выявлено, что успешность адаптации молодых сотрудников во многом зависит от их коммуникативных особенностей, проявляющихся в межличностном взаимодействии.The article presents the results of an empirical study aimed at identifying individual psychological personality traits of young employees of the penitentiary system that influence the adaptation process and are favorable or unfavorable factors at the initial stage of educational, professional and service activities, as well as the influence of cyberactivity on this process. The empirical study was conducted on the basis of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. The total sample of the study was 230 people at the age of 17 to 21 years, 130 of them boys and 100 girls. The psychodiagnostic tools included the following set of techniques: Cattell’s method of multifactorial personality research, K. Leonhard’s questionnaire “Personality Accentuation”, multilevel questionnaire “Adaptability” (MLO-AM), M. Lusher’s color test, Kimberly Young’s “Internet Addiction” test, “General Scale of Problematic Internet Use - 3” (GPIUS3) of A. A. Gerasimov, A. B. Kholmogorov. As a result of the study, it was revealed that the success of adaptation of young employees largely depends on their communicative features, manifested in interpersonal interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРАКТИВНОСТИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ)»

УДК 159.9.072:378.6:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2022.1(58).046-053

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРАКТИВНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ]

Т. А. Симакова

Для цитирования

Симакова, Т. А. Эмпирическое исследование киберактивности и индивидуально-психологических особенностей обучающихся в процессе адаптации к учебно-профессиональной и служебной деятельности (на примере курсантов Академии ФСИН России) / Т. А. Симакова // Прикладная юридическая психология. - 2022. -№ 1(58). - С. 46-53. - 001 : 10.33463/2072-8336.2022.1(58).046-053.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление индивидуально-психологических черт личности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые влияют на процесс адаптации и становятся благоприятными или неблагоприятными факторами на начальном этапе учебно-профессиональной и служебной деятельности, а также воздействия киберактивности на данный процесс. Эмпирическое исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. Общая выборка исследования составила 230 человек в возрасте от 17 лет до 21 года. Из них 130 юношей и 100 девушек. Психодиагностический инструментарий включал в себя следующий блок методик: методика мно-

© Симакова Т. А., 2022

гофакторного исследования личности Кеттелла, опросник К. Леонгарда «Акцентуации личности», многоуровневый опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), цветовой тест М. Люшера, тест «Интернет-зависимость» Кимберли Янг, «Общая шкала проблемного использования интернета-3» А. А. Герасимова, А. Б. Холмогорова. В результате исследования выявлено, что успешность адаптации молодых сотрудников во многом зависит от их коммуникативных особенностей, проявляющихся в межличностном взаимодействии.

Ключевые слова: молодые сотрудники, индивидуально-психологические черты личности, киберактивность, уголовно-исполнительная система, коммуникативные особенности, адаптация, образовательная организация, учебно-профессиональная деятельность, служебная деятельность.

Проведенное эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей киберактивности и психологических особенностей личности у вновь поступивших обучающихся в процессе адаптации. По результатам исследования были определены индивидуально-психологические черты личности, которые выступают в роли благоприятных или препятствующих адаптации факторов. Актуальность этого исследования подтверждается тем, что обучающимся необходимо совмещать учебно-профессиональную подготовку со служебной деятельностью.

Эмпирическое исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. Общая выборка исследования составила 230 человек в возрасте от 17 лет до 21 года. Из них 130 юношей и 100 девушек. Психодиагностическое обследование состояло из комплекса психодиагностических методик и индивидуальной беседы. Психодиагностический инструментарий включал в себя блок следующих методик: методика многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттел-ла, опросник «Акцентуации личности» К. Леонгарда, многоуровневый опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, цветовой тест М. Люшера, тест «Интернет-зависимость» Кимберли Янг, «Общая шкала проблемного использования ин-тернета-3» А. А. Герасимова,

А. Б. Холмогорова.

По данным психологического исследования, значительная часть молодых сотрудников, поступивших на службу в уголовно-исполнительную систему, начавших обучаться в образовательной организации - Академии ФСИН России, в большей мере

подвержены тревожности, страхам перед ответственностью, повышенному чувству подчиненности, чем специалисты, находящиеся на других этапах профессиональной деятельности. Уровень агрессивности у респондентов, принявших участие в исследовании, занижен или проявляется менее ярко, чем у сотрудников с большим стажем службы [1-3].

Данные, полученные по опроснику Кимберли Янг, позволяют описать юношей и девушек как обычных пользователей Интернета (Мюноши = 30,17, Мдевушки = 30,55), не обладающих ярко выраженными признаками интернет-зависимости.

Оценка результатов по проблемному использованию Интернета также свидетельствует об отсутствии у молодых сотрудников явных негативных последствий его использования. В обеих гендерных группах средние показатели не выходят за рамки среднего уровня выраженности и указывают на относительно функциональное и конструктивное использование ими Интернета и социальных сетей (рис.).

Обучающиеся довольно успешно совмещают киберактивность и оф-флайн-активность: они общаются синхронно как в реальном, так и в интернет-пространстве, способны контролировать время своего пребывания в сети, не ощущают отрицательного влияния Интернета на свою повседневную деятельность.

Тем не менее, на основании приведенных данных, можно отметить две особенности: 1) преобладающей мотивацией пребывания в сети выступает улучшение эмоционального состояния (шкала «Регуляция настроения»); 2) средние оценки по всем шкалам несколько выше в группе девушек. Сете-

Предпочтение Регуляция Когнитивная Компульсивное Негативные онлайн-общения настроения поглощенность использование последствия

Юноши «Девушки Рис. Средние значения по шкалам методики 0Р!1^3 юношей и девушек

вое пространство является для обучающихся богатым источником снятия эмоционального напряжения, расслабления и отвлечения от новой действительности, поставщиком позитивных эмоций. При отсутствии профилактических мер, ориентированных на развитие навыков психоэмоциональной регуляции, волевых качеств личности, позволяющих преодолевать трудности, у обучающихся с большей вероятностью могут сформироваться патологические формы использования Интернета как весьма доступного способа снятия напряжения и отвлечения от реальной необходимости в преодолении закономерных трудностей адаптационного периода.

По результатам интерпретации методики многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттелла, у большинства молодых сотрудников завышен уровень самооценки, и они переоценивают свои возможности. Вместе с этим наблюдается высокий уровень подозрительности. Они довольно общительны не только в учебно-служебной деятельности, но и в сфере неформального общения. У 50 % респондентов выявлена склон-

ность к подчиненности и исполнительности, так как на этом этапе они воспринимают инструкции должностных обязанностей как прямое руководство к действию. Другая группа респондентов, такая же по численности, обнаруживает склонность к доминированию, непринятию новых правил, протестам. Выявлен высокий уровень тревожности, потому что переход на новый вид деятельности, вхождение в новый коллектив, новые правила и обязанности поведения с высокой степенью регламентированности (отдание воинского приветствия, передвижение по территории учебного заведения, питание в общественной столовой и др.) - это всегда стресс, порождающий повышение эмоциональной неустойчивости, чувствительности и возникновение депрессивных симптомов. Большинство обследуемых обучающихся показали средний уровень интеллекта, достаточную развитость навыков общения, потребность к дальнейшему самообразованию, самосовершенствованию своих профессиональных и служебных знаний, умений и навыков. Такая тенденция напрямую связана с коммуникативны-

ми особенностями молодых сотрудников на этапе вузовского обучения. У 30 % обучающихся была выявлена склонность к шаблонности в мышлении и ригидности мыслительных процессов.

На основе результатов, полученных при интерпретации опросника К. Леонгарда, можно сделать следующие выводы о протекании процесса адаптации в образовательной организации, характеризующегося наличием приподнятого настроения, повышенной психической активности и жажды деятельности. Здесь имеет место «эффект новизны», то есть смена ведущего типа деятельности, новый коллектив, учебно-профессиональные и служебные обязанности стимулируют к более четкому выполнению инструкций, использованию возможности создать новый образ Я, лишенный отрицательных качеств, закрепленных в прежнем коллективе (школьном, семейном, спортивном, дворовом). Стремление показать себя с наилучшей стороны играет здесь далеко не последнюю роль, деятельность может выполняться медленно, но более тщательно. Однако чрезмерная веселость и живость не позволяют некоторым обучающимся доводить дело до конца, у них проявляется легкомысленность, отсутствует надежность. У 5 % респондентов наблюдается повышенная педантичность, склонность к злопамятству, ригидности в эмоциональных отношениях. Такие обучающиеся тяжелее переносят период адаптации, с трудом привыкают к новым правилам поведения в коллективе и находят общий язык со своими одногруппниками. В целом они поступают на обучение достаточно подготовленными в психологическом и эмоциональном плане,

но часто их представление о службе и обучении в образовательной организации ФСИН России в реальности не подтверждается или подтверждается не в полной мере. Такие факторы оказывают сильное влияние на их адаптацию в связи с высокой чувствительностью и впечатлительностью, повышенной глубиной переживания, сопереживанием, мягкосердечием, резкой сменой настроений по незначительным поводам. Такие качества, как педантичность, ярко выраженная собранность, лишенная естественной спонтанности, замедленное мышление, шаблонность и стандартность действий и поступков являются серьезными препятствиями процессу адаптации. Обучающиеся на начальном этапе обучения и освоения служебной деятельности нуждаются в повышенном внимании и психолого-педагогическом сопровождении со стороны отделения по психологическому обеспечению Академии ФСИН России.

Использование многоуровневого опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина позволило сделать следующие выводы об адаптации обучающихся в начальный периодучебно-профессиональной и служебной деятельности в образовательной организации. Большинство (82 %) респондентов имеют сформированные способности адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Это обусловлено индивидуально-психологическим качеством гибкости в экстремальных и критических ситуациях. В то же время у 38 % обследуемых был обнаружен низкий уровень нервно-психической устойчивости за счет детерминации эмоциональных, когнитивных и поведенческих особенностей личности. Комму-

никативные навыки общения оказывают весьма значительное влияние на адаптацию и протекание нового вида жизнедеятельности. Было отмечено, что те обучающиеся, которые способны устанавливать деловые дружеские отношения с одногруппниками, сотрудниками курсового звена и преподавателями, расширять свои контакты, участвовать в групповых мероприятиях и проявлять инициативу, сокращают свой период социально-психологической адаптации в два раза, делают его протекание легким и незаметным, без негативных последствий. В самом начале учебно-профессиональной и служебной деятельности высокие оценки получают законопослушность, стремление не нарушать свои должностные обязанности, повышенные моральные принципы, повышенное значение мнения окружающих и зависимость от него. В этом отношении важное значение приобретают психологические тренинги развития коммуникативной компетентности, преодоление стеснительности, умение сохранять в общении персональные границы психологического пространства и уважительное отношение к границам других. Важно у вновь поступивших обучающихся развивать культуру своевременного и уместного размещения своих эмоциональных состояний, что обеспечит им психологическое благополучие.

Результаты применения цветового теста Люшера показали, что 20 % прошедших тестирование по названной проективной методике нуждаются в признании. При этом они отличаются повышенным честолюбием, хотят производить впечатление, ищут популярности и даже восхищения. Эта категория обучающихся характеризуется наличием стремления к ликвидации

разрыва, который, как они чувствуют, создает преграду между ними и другими обучающимися, отделяющую их от остальных. Такая позиция активно-зависимого состояния, проявляющаяся как противоречивое сочетание повышенного чувства собственного достоинства и болезненного самолюбия при неумелом устранении часто приводит к подвластностному средовому влиянию. Стремление укрепить неустойчивую самооценку через престижность позиции и популярность среди окружающих необходимо подвергать профилактическому воздействию с целью избегания случаев повышения самооценки «любой ценой», не исключающей короткие пути отклоняющегося поведения.

У 25 % вновь поступивших обучающихся выявлена пассивно-оборонительная позиция, смешанный тип реагирования, сензитивность к критическим замечаниям со стороны окружающих, недоверчивость. Изобретательность склада ума, нешаблонность принимаемых решений сочетаются с тенденцией к систематизации, иррациональность чувств - с трезвостью суждений. Межличностные контакты сопровождаются подозрительностью и обидчивостью, им свойственны повышенное чувство справедливости и стремление настоять на своем, потребность в признании своего авторитета в глазах окружающих. Планирование деятельности сочетается с осторожностью и тонкой реакцией на ситуативные изменения. Их поведение характеризуются присутствием желания произвести приятное впечатление, целью которого является достижение признания и авторитета в близком окружении, кроме того, обнаруживается эстетическая чувствительность.

У 10 % респондентов в ходе исследования была выявлена тенденция изменчивости настроения. Их самооценка находится под влиянием мнения значимого окружения, что, в свою очередь, провоцирует подверженность влиянию окружающих и порождает желание устанавливать дружеские связи. При этом они отличаются стремлением к установлению теплых эмоциональных отношений.

У 10 % респондентов обнаружено появление раздражительности и нестабильности состояния в ответ на ситуацию, которая нарушает покой, вызывает затруднение при контакте. Они характеризуются повышенной потребностью в понимании, обидчивостью, затруднением поиска способов преодоления осложнений в межличностных контактах. Для них характерны наличие желания в проявлении особого внимания к ним и постоянной привязанности со стороны окружающих. Им необходимо пребывание в тишине и покое. Если эти потребности не выполняются, то они, как правило, перестают общаться и полностью уходят в себя.

В ходе исследования были обнаружены респонденты (20 %), показавшие наличие повышенной тревоги и напряжения. При этом истинные причины таких состояний вытесняются на уровне психологической защиты, проявляется нежелание осознавать, что является истинными источниками напряжения и тревоги. В этой группе респондентов выявлена потребность в активном взаимодействии с другими людьми и самореализации, им свойственно убеждение, что желания и стремления необходимо реализо-вывать самостоятельно. Однако при этом они испытывают чувства страха и незащищенности. Отличительны-

ми чертами этих обучающихся являются амбивалентные чувства: страх упустить свой шанс и возможность нанести ущерб своему положению и престижу, что, в свою очередь, порождает гипертрофированное чувство безопасности и потребность в помощи и признании со стороны других.

У15 % респондентов выявилась в ходе исследования агрессивно-оборонительная позиция, проявляющаяся гипертеническая реакция с выраженным чувством протеста. Эти обучающиеся характеризуются ригидностью установок в отстаивании своей позиции, они испытывают ущемленность чувства собственного достоинства при возникновении спорных ситуаций любой сложности, требующих прояснений. Респонденты этой группы чаще, чем другие, чувствуют угрозу утраты престижности персональной позиции, что и вызывает нарастание эмоций гнева.

Вывод

На основе проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод об особенностях протекания процесса адаптации обучающихся к новым условиям жизнедеятельности в ведомственной образовательной организации и влиянии их индивидуально-психологических качеств и ки-берактивности на данный процесс. Шкала достоверности по методике «Адаптивность» выражена на 65 %, это говорит о том, что результаты вполне можно считать приближенными к точным. Высокие адаптивные способности у 55 % респондентов говорят о том, что процесс адаптации не является для них запредельно сложным и травмирующим. Большинство обучающихся (70 %), по результатам психологической диагностики, переносят

процесс адаптации без травмирующих эмоциональных переживаний. Примерно у 30 % респондентов этот процесс отягощен отрицательным эмоциональным фоном.

При этом обучающиеся с высоким уровнем развития коммуникативных навыков, проявляющихся как наличие выраженного желания работать в команде, умение разрешать межличностные конфликты, отзывчивость, интерес к происходящим событиям, готовность к сотрудничеству, желание прийти на помощь однокурсникам, сочувствие и эмпатия, тактичность в общении, способны эффективно адаптироваться к новым условиям профессионально-учебной и служебной деятельности. Они быстро адаптируются в новом коллективе, легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают оптимальную стратегию своего поведения, неконфликтны и обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Они характеризуются адекватной самооценкой и реальным восприятием действительности, ориентацией на соблюдение общепринятых норм поведения. Из этого следует, что развитие коммуникативных навыков, включающих в себя умение не только свободно контактировать и разрешать закономерно возникающие конфликтные ситуации, но и понимать особенности отношений в ведомственной образовательной организации, способствует оптимизации процесса адаптации личности в новых условиях жизнедеятельности.

Другая группа, включающая в себя 30 % респондентов, характеризуется чертами личности, препятствующими процессу адаптации: замкнутость, безразличие, некоторая жесткость и чрезмерная строгость в оценке людей. Это влияет на возникновение трудности в

адаптации к учебно-профессиональной и служебной деятельности. Они скептичны, подозрительны, обидчивы, имеют признаки акцентуаций характера, низкую нервно-психическую устойчивость, конфликтность. Для них характерно отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия. Для этой группы обучающихся очень важны знания психогигиенических навыков регуляции сложных психоэмоциональных состояний. Владение техниками дыхания, упражнениями «Заземление», ау-тотренинговыми упражнениями, приемами экспресс-релаксации во многом могут снижать уровень напряженности и тревоги в процессе адаптации.

В период адаптации к учебно-профессиональной и служебной деятельности в образовательной организации ФСИН России обучающиеся, принявшие участие в эмпирическом исследовании, характеризуются отсутствием признаков патологического (проблемного) использования интернет-ресурсов. В качестве превалирующей мотивации обращения в сеть «Интернет» в процессе исследования была выявлена потребность в улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении душевного равновесия и снятия нервно-психического напряжения. В целом на этом этапе обучающиеся контролируют свою активность в Интернете, используя ресурсы кибер-среды для отдыха, как дополнительные источники коммуникации и возможность получения необходимой информации. Вместе с этим использование обучающимися интернет-пространства как инструмента социального взаимодействия, профессионально-личностного роста, самоактуализации в профессиональном сообществе требует целенаправленного развития кибер-

компетентности личности для регуляции и саморегуляции влияния процессов компьютеризации и цифровизации общества и образовательной среды на природу человека.

Библиографический список

1. Ицкович М. М. Ценностно-смысловая направленность личности сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2008. 24 с.

2. Поляков А. В. Профессиональная социализация молодых сотрудников исправительных учреждений: компетентностный подход // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. С. 68.

3. Поляков А. В., Вилкова А. В. Социально-педагогическая среда коллектива сотрудников исправительного учреждения: сущность, специфика, условия формирования // Перспективы науки. 2019. № 1(112). С. 114-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.