Научная статья на тему 'Эмпирический анализ результатов исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуационных задач'

Эмпирический анализ результатов исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуационных задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ СУБКУЛЬТУРА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНЫЙ АГЕНТ / NET SUBCULTURE / VIRTUAL REALITY / THE INTERNET FRAMEWORK / ADDICTION / ADDICTION AGENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каминская Ольга Владимировна

В статье раскрывается специфика отношения личности к пребыванию в интернет-сети, определяется значимость такой деятельности для индивида и наличие или отсутствие аддиктивных проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPIRICAL ANALYSIS OF THE INTERNET LEARNING STYLE RESEARCH FINDINGS ON THE BASIS OF CASES

The article deals with the specificity of the person’s attitude towards staying in the Internet network; significance of performance for the person and presence or absence of addictive manifestations is identified.

Текст научной работы на тему «Эмпирический анализ результатов исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуационных задач»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ИНТЕРНЕТА НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Каминская Ольга Владимировна

канд. психол. наук, доцент Ровенского областного института

последипломного педагогического образования,

Украина, г. Ровно E-mail: kaminolga1@gmail.com

THE EMPIRICAL ANALYSIS OF THE INTERNET LEARNING STYLE RESEARCH FINDINGS ON THE BASIS OF CASES

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается специфика отношения личности к пребыванию в интернет-сети, определяется значимость такой деятельности для индивида и наличие или отсутствие аддиктивных проявлений.

ABSTRACT

The article deals with the specificity of the person’s attitude towards staying in the Internet network; significance of performance for the person and presence or absence of addictive manifestations is identified.

Ключевые слова: сетевая субкультура; виртуальная реальность; интернетсреда; аддикция; аддиктивный агент.

Kaminskaya Olga

candidate of Psychological Sciences, Associate professor, Rivne Regional Institute of Post-degree Pedagogical Education,

Ukraine, Rivne

Каминская О.В. Эмпирический анализ результатов исследования особенностей восприятия интернета на основе ситуационных задач // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 8-9(8) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1582

Keywords: net subculture; virtual reality; the Internet framework; addiction; addiction agent.

Постановка проблемы. Распространение интернет-зависимости,

в частности в молодежной среде, делает особенно актуальным проведение как теоретических, так и эмпирических исследований с целью анализа сущности этого явления, его детерминант и механизмов, а также связи со спецификой деятельности в Сети. Важна также разработка новых методик диагностики особенностей интернет-зависимости. Учитывая это, мы разработали и стандартизировали авторскую методику исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуативных задач.

Анализ последних исследований и публикаций. С учетом

стремительного развития научно-технического прогресса все большее внимание привлекают различные аспекты влияния интернет-технологий на личность, при этом одним из самых опасных последствий является возникновение интернет-зависимости.

Влияние интернет-технологий на личность изучалось многими исследователями, одним из которых является А.Е. Баранов [1], который раскрывает специфические особенности интернет-общества, двойные психологические роли интернет-пользователей, психологические особенности осуществления поисковых запросов, картину мира интернет-пользователя, особенности общения на форумах и в социальных сетях, психологический портрет интернет-пользователя и т. п.

Опасность возникновения интернет-аддикции исследовалась Л. Лещенко [3], который определил психологические особенности восприятия личностью сети Интернет и компьютера в целом. В более широком контексте Интернет рассматривается в трудах Е. Магды [4], который анализирует Сеть как средство социально-психологического воздействия, имеющее все условия для того, чтобы вызвать зависимость.

Специфика влияния виртуальной реальности на личность изучалась В.И. Игнатьевым [2], который доказывал, что виртуальное социальное взаимодействие приводит к изменению поведенческих паттернов личности, которые используются ею при непосредственном взаимодействии с окружающими. Он анализирует процесс возникновения нового социального порядка на основе виртуального социального действия, используя понятие «виртуальное социальное пространство». Ученый утверждает, что виртуальное действие зависит от увеличения информационного потока, приобретая характеристики резонанса. Это приводит к разделению системы социального действия на актуальное и виртуальное.

Анализом специфики интернет-культуры и коммуникативного процесса, осуществляемого в Сети, занималась Н.В. Чудова [5], которая выделяет следующие ее психологические особенности: происходит категоризация субъектов взаимодействия в соответствии с категориями «свое» и «чужое», при этом для аддикта «своим» становится мир Интернета, тогда как реальная действительность воспринимается как наполненная проблемами и отрицательными эмоциями; в Сети царят свои специфические нормы и правила, отличные от общепринятых в социуме, что заставляет личность использовать новые модели поведения при нахождении в сети; пространство Интернета дает возможность для реализации мифологической составляющей образа «Я»; Интернет позволяет человеку построить идеальный образ мира, в котором он хотел бы существовать.

Однако, несмотря на имеющиеся разработки вопроса негативного влияния интернет-технологий на личность, он остается открытым и требует дальнейшего исследования как в теоретическом, так и в эмпирическом плане.

С учетом этого целью статьи является анализ результатов авторской методики исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуативных задач, описание полученных показателей и выявленных закономерностей.

Изложение основного материала исследования. Результаты, полученные по авторской методике исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуативных задач, в обобщенном виде представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Особенности проявления аддикции по методике исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуативных задач (%)

——^^^Отношение Шкалы —— конструктивное амбивалентное деструктивное

Восприятие Интернета 65,3 27,3 7,4

Восприятие себя 64,3 25,4 10,3

в Интернете

Восприятие жизни 55 30,6 14,5

без Интернета

По шкале «Восприятие Интернета» конструктивное отношение наблюдается у 65,3 % обследуемых, которые не наделяют интернет-среду особой значимостью, поскольку не воспринимают ее как сферу удовлетворения своих потребностей или самореализации, а расценивают, прежде всего, как информационный ресурс и способ отдохнуть и развлечься. Для примера можно привести следующие высказывания: «При возможности проводить в Интернете огромное количество времени я думаю, что хорошо иметь такую возможность, но я не собираюсь находиться в Сети больше времени, поскольку у меня есть более важные и интересные дела; я чувствую равнодушие; я не хочу менять ритм своей жизни».

Амбивалентное отношение присуще 27,3 % оптантов, которые воспринимают Интернет как информационную технологию и как средство получить положительные эмоции и яркие впечатления, что наделяет Сеть большой значимостью для личности. Приведем такой пример высказываний: «При возможности использовать Интернет как средство «убить время» я думаю, что смогу получить удовольствие от такой деятельности; я чувствую эмоциональный подъем от ожидания этого; я хочу скорее начать свою деятельность в Интернете».

Деструктивное отношение наблюдается у 7,4 % испытуемых, которые воспринимают Интернет как альтернативную сферу самореализации и проявления себя, поскольку чувствуют себя неуверенно в реальной жизни и имеют ряд потребностей, которые не могут удовлетворить в социуме. Примером могут служить такие высказывания: «При возможности

использовать Интернет как средство, позволяющее создать свой идеальный образ и представить его другим пользователям, я думаю, что это прекрасно; я чувствую удовлетворение; я хочу в значительной степени изменить свой образ, что позволит мне чувствовать себя увереннее».

По шкале «Восприятие себя в Интернете» конструктивное отношение демонстрируют 64,3 % оптантов, не испытывающих значительных изменений в самочувствии и эмоциональном фоне в процессе нахождения в Сети, что свидетельствует о ее эмоциональной нейтральности для личности, что, в свою очередь, препятствует возникновению аддикции. Также у личности отсутствует стремление менять образ «Я» при самопрезентации. Для примера приведем следующие высказывания: «Когда мой друг предлагает мне изменить настоящие данные на моей странице в социальной сети, я думаю, что мне это ненужно, я вполне доволен собой; я чувствую удивление; я ничего не хочу менять».

Амбивалентное отношение проявляется у 25,4 % обследуемых, на которых пребывание в интернет-среде в определенной степени влияет, заставляя их чувствовать себя комфортнее, забывать о проблемах и отвлекаться от негативных мыслей. Примером служат такие высказывания: «В процессе выбора персонажа компьютерной игры я думаю, что выберу девушку, похожую на меня, и буду создавать свое королевство; я чувствую покой; я хочу начать игру».

Деструктивное отношение преобладает у 10,3 % оптантов, которые подвержены глубокому погружению в Сеть, поскольку они воспринимают пребывание в Интернете как интересный способ провести время, используют его для удовлетворения фрустрированных потребностей, поскольку

при нахождении в Сети меняется их взгляд на себя, они функционируют от имени «Я-идеального», приписывая себе качества, которые они хотели бы иметь. Таким образом, индивид избавляется от комплексов, исчезает его застенчивость и тревога, и он способен демонстрировать необычные модели поведения, такие, которые не позволяет себе проявлять в реальной жизни, что придает ему уверенности и приносит положительные эмоции. Это, в свою очередь, делает пребывание в Интернете более привлекательным,

чем взаимодействие с окружающими людьми в реальной жизни. Для примера приведем следующее высказывание: «Мне нужно выбрать стиль

взаимодействия с другими людьми в Интернете. Я думаю, что не буду использовать тот стиль, который присущ мне в реальной жизни, я хочу проявить те качества, которые мне несвойственны, но которые я хотел бы иметь; я чувствую возбуждение от ожидания контакта; я хочу попробовать установить этот контакт».

По шкале «Восприятие жизни без Интернета» конструктивное отношение присуще 55 % респондентов, которые спокойно относятся к возможности отключения Интернета на длительное время, поскольку он не занимает важного места в их жизни. Примером может служить такое высказывание: «Я временно не могу выйти в Интернет. Я думаю, попробую позже; я чувствую покой; я хочу заняться чем-то другим».

Амбивалентное отношение присуще 30,6 % оптантов, которые испытывают тревогу при невозможности подключения к Интернету, что свидетельствует о значимости для них пребывание в Сети. Примером могут служить такие высказывания: «Я на длительное время приехал в местность, где не ловит Интернет. Я думаю, это может стать проблемой; я испытываю раздражение; я хочу попробовать найти какой-то интернет-клуб».

Деструктивное отношение свойственно 14,5 % респондентов, которые не представляют своей жизни без Интернета, поскольку используют его для общения, установления новых контактов, взаимодействия с лицами противоположного пола, развлечения и снятия психологического напряжения,

что делает Сеть важной частью жизни индивида. Приведем следующее высказывание: «Я длительное время не смогу пользоваться Интернетом. Я думаю: это невозможно! Я чувствую отчаяние. Я хочу этого избежать любой ценой».

Сравнение показателей с целью выявления гендерных различий позволило сформировать таблицу 2.

Таблица 2.

Г ендерный аспект проявления аддикции по методике исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуативных задач (%)

Шкалы Конструктивное отношение Амбивалентное отношение Деструктивное отношение

1 ю д ю д ю д

62,4 67,7 29,3 25,8 8,3 6,5

2 61,7 66,4 26,7 24 11,6 9,5

3 53,6 56,4 30,8 30,4 15,6 13,2

Где: 1 — шкала «Восприятие Интернета»; 2 — шкала «Восприятие себя в Интернете»; 3 — шкала «Восприятие жизни без Интернета»; ю — юноши; д — девушки

Ни по одной из проанализированных шкал не было выявлено статистически значимых различий между полученными показателями. По шкале «Восприятие Интернета» конструктивное отношение присуще 62,4 % юношей и 67,7 % девушек, которые расценивают возможность использования Интернета как способ получить новую информацию, быстро передавать значительный объем данных, что ценно при выполнении профессиональных функций или учебы. Примером может служить такое высказывание: «Я могу использовать Интернет как средство для работы. Я думаю, это очень удобно. Я испытываю удовольствие от того, что имею такую возможность. Я хочу воспользоваться Интернетом».

Амбивалентное отношение демонстрируют 29,3 % юношей и 25,8 % девушек, которые воспринимают Интернет как эмоционально насыщенную среду, где можно развлечься, получить новые впечатления и яркие переживания. Примером служит следующее высказывание: «Я могу

использовать Интернет как средство для развлечения. Я думаю, меня интересует компьютерная игра, потому что я чувствую слияние с героем. Я чувствую нетерпение. Я хочу скорее начать игру».

Деструктивное отношение присуще 8,3 % юношей и 6,5 % девушек, которые наделяют Сеть особым личностным смыслом, воспринимают ее как средство удовлетворения потребностей и самораскрытия. Примером служит следующее высказывание: «Я могу использовать Интернет как средство для самореализации. Я думаю, это именно то, что мне нужно. Я испытываю желание скорее выйти в Интернет. Я хочу находиться там как можно дольше».

По шкале «Восприятие себя в Интернете» конструктивное отношение присуще 61,7 % юношей и 66,4 % девушек, которые не стремятся искажать свой собственный образ, находясь в Интернете, не пытаются произвести на других лучшее впечатление, поскольку не испытывают недовольства и дискомфорта при осознании своих личностных свойств. В качестве примера приведем следующее высказывание: «Я создаю свою страницу в новой социальной сети. Я думаю, нет необходимости что-то менять или украшать. Я чувствует комфорт. Я хочу найти знакомых людей».

Амбивалентное отношение присуще 26,7 % юношей и 24 % девушек, которые склонны к идеализации своего виртуального образа, что проявляется в приписывании себе более высокого социального статуса, престижной профессии, больших финансовых доходов и т. п. Для примера приведем следующие высказывания: «Человек противоположного пола, с которым я общаюсь по Интернету, предлагает мне встретиться. Я думаю, это плохо, я приписала себе черты, которыми не владею. Я чувствую смущение. Я хочу отказаться от встречи».

Деструктивное отношение свойственно 11,6 % юношей и 9,5 % девушек, которые склонны к кардинальному изменению своего образа, в значительной степени изменяют возраст, социальный статус и даже пол. Примером служит следующее высказывание: «Я использую Интернет для того, чтобы отвлечься от проблем и расслабиться. Я думаю, нет смысла представлять

при самопрезентации свой реальный образ, проблем мне и так хватает. Я испытываю беспокойство. Я хочу полностью изменить свой образ».

По шкале «Восприятие жизни без Интернета» конструктивное отношение присуще 53,6 % юношей и 56,4 % девушек, которые не испытывают особой привязанности к Сети и могут длительное время ею не пользоваться, не испытывая при этом негативных эмоций. Примером является следующее высказывание: «Мой партнер выступает категорически против моего

пользования Интернетом. Я думаю, и правильно, нечего тратить в Интернете время, которое можно провести с любимым человеком. Я чувствую спокойствие. Я хочу согласиться с требованием партнера».

Амбивалентное отношение свойственно 30,8 % юношей и 30,4 % девушек, которым трудно представить свою жизнь без пользования Интернетом, поскольку он воспринимается как часть повседневной жизни. Примером служит следующее высказывание: «Я на долгое время приехал в местность, где не ловит Интернет. Я думаю, что это осложнит мне жизнь. Я чувствую беспокойство. Я хочу найти какой-то выход».

Деструктивное отношение наблюдается у 15,6 % юношей и 13,2 % девушек, которые не представляют своей жизни без Интернета, поскольку воспринимают его как неотъемлемую часть своего существования, а неспособность выйти в Интернет вызывает раздражение, агрессию или апатию и депрессивные состояния, что является признаком зависимости. Для примера используем следующее высказывание: «Я временно не могу выйти в Интернет. Я думаю, нужно срочно что-то придумать! Я чувствую тревогу и дискомфорт. Я хочу быстрее решить эту проблему».

При дальнейшем анализе сравнивались показатели, полученные с учетом возраста оптантов, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Проявления аддикции с учетом возраста оптантов по методике исследования особенностей восприятия Интернета на основе ситуативных задач (%)

Ш Конструктивное отношение Амбивалентное отношение Деструктивное отношение

1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

56,2 63,4 67,3 73,2 32,4 27,4 26,4 22,2 11,4 9,2 6,3 4,6

2 57,4 62,7 67,3 70,4 27 25 25,3 24 15,6 12,2 7,4 5,7

3 49,3 52,5 57,2 61,4 31 31,2 30 28,2 19,7 16,3 12,7 10,4

Где: Ш — шкалы; 1 — старший подростковый возраст; 2 — ранний юношеский возраст; 3 — юношеский возраст; 4 — ранний взрослый возраст; 1 — шкала «Восприятие Интернета»; 2 — шкала «Восприятие себя в Интернете»; 3 — шкала «Восприятие жизни без Интернета»

По шкале «Восприятие Интернета» конструктивное отношение присуще в большей степени респондентам раннего взрослого (73,2 %) и юношеского (67,3 %) возраста, что обусловлено их направленностью на получение конкретных результатов в профессиональной деятельности или учебе и стремлением меньше времени тратить зря, в частности, бесцельно «блуждая» по Интернету. Как пример используем следующее высказывание: «Я могу проводить в Интернете огромное количество времени. Я думаю, это мне не нужно. Я чувствую равнодушие. Я хочу заняться привычными делами».

Амбивалентное отношение наблюдается у 32,4 % лиц старшего подросткового возраста, 27,4 % — раннего юношеского, 26,4 % — юношеского и 22,2% — раннего взрослого возраста. Эти респонденты воспринимают Интернет как средство получения необходимой информации и как мультимедийную технологию, позволяющую развлечься и отдохнуть, предусматривающую включение эмоционального компонента в восприятие Сети. Примером служит следующее высказывание: «Я могу использовать Интернет как средство для работы. Я думаю, работа подождет, а пока можно зайти в социальную сеть и обновить фото или поиграть в компьютерную игру. Я чувствую возбуждение от предполагаемой деятельности. Я хочу развлечься».

Деструктивное отношение присуще в большей степени респондентам старшего подросткового (11,4 %) и раннего юношеского (9,2 %) возраста, которые характеризуются личностной незрелостью и поэтому склонны к углублению в виртуальную реальность, что нарушает их взаимодействие с окружающими людьми в реальной жизни, негативно влияет на эффективность деятельности индивида и снижает его способность к социальной адаптации. Для примера приведем следующее высказывание: «Я могу использовать Интернет как средство для развлечения. Я думаю, это лучшее, что я могу сделать. Я испытываю восхищение. Я хочу развлекаться».

По шкале «Восприятие себя в Интернете» также были замечены значимые различия. Конструктивное отношение наблюдается в большей степени у респондентов раннего взрослого (70,4 %) и юношеского (67,3 %) возраста, которые не склонны к изменению своего образа при самопрезентации в Сети, поскольку чувствуют себя достаточно уверенно, что обусловлено верой в свои возможности, которая сформировалась благодаря достижениям личности, способности акцентировать внимание на своих сильных сторонах и активной жизненной позицией. В качестве примера приведем следующие высказывания: «Я выбираю стиль взаимодействия с другими людьми в Интернете. Я думаю, буду таким, какой есть. Я чувствую уверенность. Я хочу добиться результата».

Амбивалентное отношение присуще 27 % старшего подросткового возраста, 25 % — раннего юношеского, 25,3 % — юношеского, 24 % — раннего взрослого возраста. Они изменяют отдельные характеристик личности при презентации себя в Интернете, имеют возможность проявить скрытые качества, которых стесняются или не позволяют себе демонстрировать в реальной жизни. Примером может быть следующее утверждение: «Мой друг предлагает мне изменить настоящие данные на моей странице в социальной сети. Я думаю, это хорошая идея. Я чувствую удовлетворение от возможности создать новый образ. Я хочу приписать себе новые черты».

Деструктивное отношение в большей степени наблюдается у оптантов старшего подросткового (15,6 %) и раннего юношеского (12,2 %) возраста,

что связано с недостаточной уверенностью личности в себе, неспособностью выработать положительное самоотношение и адекватную самооценку, являющиеся предпосылкой самоуважения. Таким образом, через недовольство определенными своим признакам, индивид подвержен значительному искажению образа «Я» при самопрезентации в Интернете, что делает взаимодействие с другими людьми от имени своего персонажа приятнее, чем непосредственное общение в реальной жизни, что и приводит к развитию аддикции. Примером может служить такое высказывание: «Мне кажется, что с тех пор, как я увлекся Интернетом, отношение окружающих ко мне изменилось. Я думаю, меня это мало волнует, так как в Интернете общаться все равно приятнее. Я чувствую равнодушие. Я хочу вернуться в Сеть».

По шкале «Восприятие жизни без Интернета» также были замечены статистически значимые различия. Конструктивное отношение в большей степени присуще респондентам раннего взрослого (61,4 %) и юношеского (31 %) возраста, которые не имеют болезненной привязанности к Сети, так как направлены на самореализацию в реальной жизни и не тратят много времени на пребывание в Интернете, если это не касается учебной или профессиональной деятельности. Примером служит следующее высказывание: «Я временно не могу выйти в Интернет. Я думаю, займусь чем-то другим. Я чувствую спокойствие. Я хочу немного отдохнуть».

Амбивалентное отношение присуще 31 % оптантов старшего подросткового возраста, 31,2 % — раннего юношеского, 30 % — юношеского, 28,2 % — раннего взрослого возраста. Они чувствуют определенную привязанность к Интернету, поскольку практически каждый день проводят там определенное количество времени, используя его для работы или для развлечения. Для примера приведем такие высказывания: «Я долгое время не смогу пользоваться Интернетом. Я думаю, что же мне теперь делать? Я чувствую разочарованность и тревогу. Я хочу изменить ситуацию».

Деструктивное отношение проявляется в большей степени у респондентов старшего подросткового (19,7 %) и раннего юношеского (16,3 %) возраста. Они

проводят много времени в Сети, часто рассматривая ее как альтернативную сферу проявления себя, используя Интернет для развлечения, общения и т. д. Для примера приведем следующие высказывания: «Из-за вирусов моя любимая компьютерная игра была уничтожена. Я думаю, как же я теперь буду проводить время? Я чувствую злость и раздражение. Я хочу восстановить игру».

Выводы. Анализ полученных данных позволил определить, что около половины респондентов демонстрируют конструктивное восприятие Интернета, а часть — амбивалентное, однако были обнаружены оптанты, которым свойственно деструктивное отношение к Сети и к себе в ней, что является предпосылкой или признаком развития аддикции.

Сравнение показателей указывает на отсутствие гендерных различий по проанализированным шкалам, однако были обнаружены значимые различия между показателями респондентов в зависимости от их возраста, а именно: по всем шкалам было обнаружено, что конструктивное отношение присуще в большей степени оптантам раннего взрослого возраста, тогда как деструктивное — респондентам старшего подросткового возраста.

Перспективным направлением является осуществление дальнейшего экспериментального исследования и разработка программы коррекции интернет-зависимости.

Список литературы:

1. Баранов А.Е. Интернет-психология. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. — 311 с.

2. Игнатьев В.И. Виртуальное социальное действие и трансформация повседневных практик // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология: научный журнал. — 2010. — № 3. — С. 91—104.

3. Лещенко Л. Комп'ютерназалежнють — ценебезпечно // Початкова школа. — 2006. — № 3. — С. 42—46.

4. Магда С. 1нтернет як зашб шформацшно-психолопчного та сощального впливу // Ушверситет. — 2009. — № 4. — С. 60—65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psyfactor.org/lib/chudova.htm(дата обращения: 07.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.