Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ'

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ / ПЕНСИОНЕР / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Е.А.

В данной статье приводится эмпирический анализ личностных изменений людей пенсионного возраста, отличительных черт данной категории граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ»

п

с и х о л о г и ч е с к и е

науки

Е.А. Сорокина

ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ

В данной статье приводится эмпирический анализ личностных изменений людей пенсионного возраста, отличительных черт данной категории граждан.

Ключевые слова: пожилой, пенсионер, анализ.

В психологической науке существуют два подхода к проблеме возрастного эмпирического анализа личности в пенсионном возрасте: в первом выдвигается гипотеза о потенциале личности для последующего развития в позднем возрасте (Б. Г. Ананьев, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Э. Эриксон и др.); во втором - гипотеза о потенциале для компенсации (П. Балтес, В. Бунак, Дж. Биррен, Ш. Бюлер и др.).

Ученые разных специальностей имеют разное представление на возрастные границы жизни человека, в основе классификации лежат физиологические и психологические особенности человека, национальные особенности, личные убеждения, исследовательский опыт и другое1. Один из представителей российской геронтологии И. В. Давыдовский полагал, что «никаких календарных дат наступления старости не существует».

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения пенсионный возраст или возраст старения представляет собой — 60-75 лет.

© Сорокина Е.А., 2021.

1 Сухов А. Н. Основы психосоциальной работы с населением : учеб. пособие. — М.: ФЛИНТА, 2013,2017. — 690 с.

Пожилые люди представляют собой социально-демографическую группу, отличительными чертами которой являются:

— Разнородность внутри группы по таким основаниям как религия, финансовое благополучие, социальный статус и другие;

— Наличие жизненного опыта, богатого стажа трудовой деятельности;

— Ослабление физиологических функций, наличие заболеваний;

— Устоявшееся мировоззрение, самооценка, ценности;

— Изменение социального положения и статуса в связи с выходом на пенсию; — Мудрость, пересмотр прошедшего опыта и осознание подлинных ценностей1.

Исследователи предлагают рассматривать старение с трехсторонней позиции:

Биологическое или физиологическое старение — процесс постепенной деградации организма человека, которая происходит постепенно по мере естественного развития от младенчества до старости. Старение человека происходит для каждого индивидуума в своем темпе и интенсивности;

Социальный компонент — изменение социальных ролей, моделей поведения. В связи с выходом на пенсию меняется социальная роль, условия жизни, статус пожилого человека. Как отмечает Т. И. Сапож-никова в своей работе: «На успешный процесс адаптации оказывает влияние активная жизненная позиция и творчество. Доказано, что у людей, ведущих плодотворную жизнь, не наблюдается дряхлость»2;

Психологическое старение — процесс изменения высших психических функций человека; набор психологических установок, меняющихся с течением времени в отрицательном ключе, например, «мне поздно что-либо менять в своей жизни»; данный процесс характеризуется нарастанием психических нарушений, выбором способов адаптации и преодоления трудных ситуаций.

В настоящее время в психологической науке и практике актуализируются задачи исследования переходных моментов в жизни человека - качественных трансформаций как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных, критических моментов развития. Это необходимо для построения теории индивидуального развития человека.

Проблема психологических трансформаций личности в пенсионном возрасте является в настоящее время одной из самых актуальных не только для психологической науки, но и для общества в целом. Это обусловлено тем, что психологический комфорт и устойчивость большой группы пожилых людей, которая увеличивается в последние десятилетия, служат важными показателями общественного устройства и фактором социальной стабильности.

Понятие «старость» относится к числу полисемантических, многозначных концепций, и оно тесно связано (и даже отождествляется) с людьми пожилого и старого возраста3. Обычно под старостью подразумевают закономерно наступающий заключительный период возрастного развития, который следует после стадии зрелости и сопровождается в той или иной мере угасанием жизненных функций. Старение -это процесс изменений организма в течение жизни, начинающийся после достижения зрелости. Наиболее распространенное определение в биологическом смысле как процесс снижения приспособительных возможностей организма и увеличение вероятности смерти. Однако термин старение до настоящего времени не получил общепризнанного объяснения. Следует различать индивидуальное старение и старение населения. В широком смысле под старением населения понимают увеличение среднего возраста населения, который зависит от уровня смертности, средней продолжительности жизни и других показателей. Изменения в возрастном профиле населения - ответ на социальные и другие условия, и то, насколько население станет моложе или старее, зависит от влияния этих условий. Основными, наиболее типичными и естественными факторами, вызывающими старение населения, в науке считаются: гуманизация общественных отношений; рост образовательного и культурного уровня населения; повышение благосостояния основной массы населения; повышение доступности и качества медицинской помощи и других социальных благ и услуг; снижение рождаемости4.

Изучение личности пожилого человека имеет самостоятельную ценность, так как без знания закономерностей ее социального развития невозможно понять место в социальном мире этой большой группы граждан, их социальные роли в семье и обществе. Не менее важным представляется понимание динамики

1 Каменских, В. Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / В. Н. Каменских. — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2011. — С. 61-64.

2 Сухов А. Н. Социально-психологические технологии работы с различными группами населения.-М.: Юнити-Дана, 2019.-271с.

3 Сухов А. Н. Основы психосоциальной работы с населением : учеб. пособие. — М.: ФЛИНТА, 2013,2017. — 690 с.

4 Каменских, В. Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / В. Н. Каменских. — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2011. — С. 61-64.

социальной, профессиональной и групповой идентичности пожилого человека, которая во многом определяет его активность и позиции в жизни общества. Кроме того, без знания закономерностей социального развития личности невозможно определить содержание процесса социализации в пожилом возрасте1.

Важная составная часть личности — самооценка, определение человеком своего «Я». Продолжительные исследования в области самооценки пожилых людей принадлежат отечественным ученым О. Н. Молчанова, Л. В. Бороздиной, которые пришли к заключению, что самооценка пожилого человека лишь слегка отличается от самооценки на его предыдущем жизненном этапе. Что позволяет выявить зависимость благоприятной старости от представления человека о значимости себя и своей деятельности, формирующейся на протяжении всей жизни. Русский биолог И. И. Мечников в своем труде выделил два момента, которые позволяют человеку с годами стать счастливее. Прежде всего, пожилой человек обладает опытом и знаниями жизни, которые позволяют ему быстрее ориентироваться и адаптироваться в окружающей среде2. Вместе с тем, в решениях и мыслях присутствует сдержанность, позволяющая избежать эмоциональных порывов в отличие от молодого поколения.

Подводя итог, пожилой возраст как этап жизненного цикла является совокупным влиянием биологических, социальных и психологических факторов на индивидуума с учетом его индивидуальных особенностей, жизненных ценностей, социального положения, степенью социальной активности и других субъективных и объективных признаков. В этот период происходит переоценка жизненного опыта и осознание подлинных ценностей.

Библиографический список

1. Денисова, Е. А. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей / Е. А. Денисова, Е. В. Фатхуллина. — Текст: непосредственный // Концепт. — 2015. — № 28. — С. 1-5.

2.Ермак, Н. А. Личность человека пожилого возраста / Н. А. Ермак. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. — 2007. — № 2. — С. 103-106.

3.Каменских, В. Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / В. Н. Каменских. — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2011. — С. 61-64.

4.Сухов А. Н. Основы психосоциальной работы с населением : учеб. пособие. — М.: ФЛИНТА, 2013,2017. —

690 с.

5.Сухов А. Н. Основы социальной психологии: учебное пособие. — М.: Кнорус,2018. — 242с.

6.Сухов А. Н. Социально-психологические технологии работы с различными группами населения.-М.: Юнити-Дана, 2019.-271с.

1 Ермак, Н. А. Личность человека пожилого возраста / Н. А. Ермак. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. — 2007. — № 2. — С. 103-106.

2 Сухов А. Н. Основы психосоциальной работы с населением : учеб. пособие. — М.: ФЛИНТА, 2013,2017. — 690 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.