Научная статья на тему 'Эмпатийные способности студентов разных вузов'

Эмпатийные способности студентов разных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
925
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / EMPATHY / MAJOR / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / EMOTIONAL SPHERE. / СТУДЕНТЫ / ЭМПАТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Лора Геннадьевна

В статье приведены результаты исследования особенностей эмпатии студентов разной профессиональной направленности. У будущих педагогов уровень эмпатии выше практически по всем показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHIC SKILLS GAINED BY STUDENTS OF DIFFERENT UNIVERSITIES

Empathy is of big importance in the process of interaction. With well-developed empathic skills people are better at understanding feelings, emotions, behavior of another person. According to the author’s comparative analysis, students of different majors acquire different empathic skills, the highest are developed by students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Эмпатийные способности студентов разных вузов»

УДК 159.9.072

ЭМПАТИЙНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ВУЗОВ EMPATHIC SKILLS GAINED BY STUDENTS OF DIFFERENT UNIVERSITIES

© 2015

Л.Г. Жданова,

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

L.G. Zhdanova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье приведены результаты исследования особенностей эмпатии студентов разной профессиональной направленности. У будущих педагогов уровень эмпатии выше практически по всем показателям.

Empathy is of big importance in the process of interaction. With well-developed empathic skills people are better at understanding feelings, emotions, behavior of another person. According to the author's comparative analysis, students of different majors acquire different empathic skills, the highest are developed by students of pedagogical universities.

Ключевые слова: студенты, эмпатия, профессиональная направленность, межличностные отношения, эмоциональная сфера.

Keywords: students, empathy, major, interpersonal relationships, emotional sphere.

Большую роль в развитии межличностных отношений играет эмоциональная составляющая, т.е. определенные чувства и эмоции, возникающие у человека по отношению к другим людям. Впечатления, которые возникают при восприятии другого человека, оказывают влияние на регулятивные процессы в общении и понимании. Особое место в развитии межличностных отношений отводится эмпатии как способности эмоционально откликнуться на проблемы другого человека [1]. Эмпатия выступает как способ понимания внутреннего мира другого, специфики его психологического пространства. Воспитанность эмоциональной сферы, умение распознавать эмоциональные состояния других людей помогает сбалансировать и оптимизировать межличностные отношения. Как правило, люди с повышенной эмпатийностью имеют достаточно широкий круг общения. Препятствуют эмпатии стремление избегать лишних контактов и безразличное отношение к переживаниям и проблемам других людей [2].

Развитые эмпатийные способности личности проявляются в умении распознавать эмоции и чувства других людей, в эмоциональной отзывчивости и умении выбрать адекватные действия и слова, помогающие другому человеку [4].

Эмпатия основана на умении правильно понимать, что происходит внутри другого человека, как он переживает и оценивает текущую ситуацию. В процессе эмпатийного взаимодействия происходит формирование системы ценностей, определяющей поведение человека по отношению к другим людям. Способность к проявлению эмпатии возрастает с накоплением опыта, а также в случае эмоционального сходства. Хорошо развитые эм-патийные способности, как правило, свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности. Эмпа-тичность в большинстве случаев подразумевает социальную чувствительность, ответственность, активность, чуткость и силу. Понимание эмоций напрямую связано с уровнем развития эмпатии, и поэтому она является составной частью эмоционального интеллекта.

Человеческие эмоции редко бывают облечены в слова, и поэтому ключом к интуитивному постижению чувств другого человека служит способность расшифровывать информацию, передаваемую невербальными путями: интонацию голоса, жест, выражение лица и тому подобное [6].

Эмпатия принимает множество форм, одна из которых - проницательность и обусловленное ею понимание нужд другого человека. Это своего рода «социальный радар». Эмпатия как минимум требует способности расшифровывать эмоции других, а как максимум подразумевает восприятие и реагирование на глубоко скрытые и не высказанные словами заботы и эмоции. В своем наиболее широком понимании эмпатия - это понимание проблем и тревог, стоящих за переживаниями другого человека [5].

Эмпатия представляет собой сложное явление «вмысливания» и «вчувство-вания» одного человека в психическое состояние другого. Согласно исследованиям В.В. Бойко, неподдельный искренний интерес к другой личности является основной предпосылкой глубокой эмпа-тии. В.В. Бойко определяет эмпатию как форму рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека. Эм-патия выступает ценным орудием познания человеческой индивидуальности, а не просто способностью демонстрировать соучастие и сопереживание. Глубокой и достоверной эмпатии препятствуют такие обстоятельства, как отчужденность, безразличие к личности как таковой, психологический дискомфорт. Эмпатия может искажать картину внутреннего мира другого человека, если имеет место такой защитный механизм, как проекция. Эмпати-рующий необоснованно проецирует на другого человека свои недостатки, привычки, опыт, устаревшие взгляды, предвзятые суждения [3].

Другой человек, в свою очередь, тоже может препятствовать проявлениям эмпатии в свою сторону. Это может происходить по различным причинам, таким как интроверсия, сниженная коммуникативность, неискренность, неоднозначность психических состояний. Вместе с тем эмпатийные способности не обязательно должны иметь что-то общее с чувствительностью и мягкостью, которые ей традиционно приписываются. Высокий уровень эмпатии часто проявляется в умении достаточно быстро понять чувства и состояние другого человека, а затем действовать сообразно с ними, руководствуясь при этом и собственной выгодой.

Способности к сопереживанию могут привести к самопожертвованию, к проявлениям щедрости и благотворительности и в то же время могут помогать утонченно и искусно манипулировать другими людьми. Эмпатия может проявляться просто в понимании психического состояния другого человека. При определенных обстоятельствах это понимание дополняется сопереживанием и сочувствием. Кроме того, эмпатия может включать в себя также и поведенческие компоненты, т.е. какие-то действия или помощь.

Эмпатия считается профессионально важным качеством для специалистов, работающих с людьми, но вместе с тем бывает нелишней и для профессионалов других сфер, поскольку повышает эффективность коммуникаций, помогает разобраться в сложных жизненных ситуациях и прогнозировать действия других людей.

На примере большой выборки, состоящей из 645 студентов различных специальностей, мы выделили некоторые особенности в эмпатийных способностях студентов разных вузов. В исследовании принимали участие будущие специалисты профессиональных сфер «человек - человек», «человек - техника», «человек -знаковая система», «человек - художественный образ», «человек - природа». Для изучения уровня эмпатии применялись методики И.М. Юсупова [9] и В.В. Бойко [3].

Практически во всех студенческих группах разной профессиональной направленности в среднем наблюдается заниженный уровень эмпатии по сравнению с нормативными показателями вышеуказанных методик. Это можно объяснить информационной насыщенностью жизни современной молодежи, высокими темпами, постоянной нехваткой времени и достаточно жесткой конкуренцией. Данные факторы способствуют формированию индивидуализма и рационализма в отношениях.

Основной характеристикой рационального канала эмпатии является направленность психических процессов на эмоциональное состояние, проблемы и поведение другого человека. По результатам нашего исследования, рациональный канал эмпатии более всего развит у буду-

Л.Г. Жданова

щих педагогов (средний балл 3,37). С помощью этой способности они могут объективно воспринимать особенности партнера по взаимодействию и сосредотачиваться на его переживаниях.

Уровень развитости эмоционального канала эмпатии показывает наличие способности вступать в эмоциональный резонанс с окружающими, искренне сочувствовать им и сопереживать. Данный показатель примерно одинаково развит у студентов, принявших участие в нашем исследовании. Эмоциональная отзывчивость мало соотносится с профессиональной принадлежностью студентов. Можно только отметить, что способности к эмоциональному эмпатированию хоть и незначительно, но все же более развиты у студентов гуманитарной направленности (средний балл 3,34) по сравнению со студентами технической направленности (средний балл 2,88).

С помощью интуитивного канала эмпатии человек может понимать поведение других в ситуации дефицита информации. Студенты-педагоги (средний балл 3,29), студенты-аграрники (средний балл 3,07), студенты-экономисты (средний балл 3,17) более интуитивны в восприятии других людей, чем студенты-культурологи (средний балл 2,96) и студенты-инженеры (средний балл 2,63).

Установки, способствующие эмпа-тии, облегчают восприятие и понимание эмоций другого человека. Менее всего препятствий для эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия у студентов сфер «человек - человек» (средний балл 3,81) и «человек - знак» (средний балл 3,73). Соответственно, таких препятствий больше у будущих профессионалов в других сферах.

Проникающая способность в эмпа-тии помогает создавать в коммуникациях открытость, задушевность, доверительность. Организовывать такие условия больше получается у студентов-педагогов (средний балл 3,27), поскольку они более профессионально ориентированы на понимание другого человека.

Склонность к идентификации в эм-патии более других продемонстрировали студенты-экономисты (средний балл 3,7). Они проявили большие способности к

подражанию, гибкости эмоций и отождествлению себя с другим человеком.

Таким образом, практически все проявления эмпатии, в том числе и ее общий уровень, больше развиты у будущих педагогов, а меньше - у студентов технических специальностей.

Мы продиагностировали также направленность эмпатии и выявили, что студенты-экономисты более остальных склонны к эмпатии по отношению к героям художественных произведений и к эм-патии в межличностных отношениях, студенты-культурологи - к эмпатии по отношению к детям, студенты-аграрники - к эмпатии по отношению к животным. По показателям эмпатии по отношению к родителям и престарелым людям не обнаружено существенных различий между выборками. Достоверность оценки различий между выборками подтверждается методами математической статистики (Н-критерий Крускала-Уоллиса).

Наше исследование показывает, что уровень развития эмпатийных способностей оказывает влияние на профессиональное самоопределение. Молодые люди и девушки, более склонные к сочувствию и сопереживанию другим людям, выбирают профессии гуманитарной направленности.

Интересным является тот факт, что у студентов разных профессиональных сфер (за исключением будущих специалистов сферы «человек - техника») уровень эмпатии на первом курсе ниже, чем на последних курсах. Достоверность различий подтверждается методами математической статистики (Н-критерий Крускала-Уоллиса). Таким образом, за время обучения в вузе уровень эмпатийности повышается. Возможно, это объясняется взрослением и приобретением нового опыта за студенческие годы, в том числе и опыта в построении эффективного межличностного взаимодействия с разными людьми.

Таким образом, эмпатийные способности имеют свою специфику для студентов разной профессиональной направленности. Осваивающие профессии типа «человек - человек» обладают более высоким уровнем эмпатии, чем те, кто овладевает другими типами профессий. При

этом у студентов-старшекурсников гуманитарных вузов показатели развития эм-патии выше, чем у студентов первых курсов. Соответственно, обучение гуманитарным специальностям способствует развитию эмпатийных способностей. Как уже было сказано, эмпатия является профессионально значимым качеством для тех специалистов, которые работают с

людьми. Но в то же время эмпатия является общечеловеческой ценностью и необходима для представителей всех профессий, поскольку в любых рабочих коллективах ценятся доброжелательные и отзывчивые специалисты, которые умеют эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 1997.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. М. : Международная педагогическая академия,

1995.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М. : Филинъ,

1996.

4. Гончаренко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности (на материале исследования детей 7-8 лет) : автореф. дис. ... канд. псих. наук. Краснодар : АГПИ, 2003.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. М. : АСТ; Владимир : ВКТ, 2010.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ; Владимир : ВКТ, 2009.

7. Жданова Л.Г. Индивидуально-психологическая актуализация эмпатийного потенциала будущего профессионала : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : РГСУ, 2010.

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2002.

9. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань : Татарское книж. изд-во, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.