Научная статья на тему 'Эмпатия как профессионально значимое свойство личности педагога высшей школы'

Эмпатия как профессионально значимое свойство личности педагога высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1230
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сутурина Юлия Викторовна

В публикации рассказывается об исследовании, посвященном изучению эмпатии как профессионально значимого свойства педагога высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATIYA AS PROFESSIONAL SIGNIFICANT CHARACTERISTIC TO PERSONALITIES OF THE TEACHER OF THE HIGH SCHOOL

Empation's manifestation with teachers of learning (institution of higher education). The work on the study ofem-pation as a profess ionaly significant characteristic of a learning's teacher is describing in publication.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как профессионально значимое свойство личности педагога высшей школы»

3. Ершова Л.Д. Особенности перцептивных способностей учителя // Психология труда и личности учителя / иод ред. А.И, Щербакова. - Выпуск 2. - Л.: ЛГШ1 1977. -С.91-107.

4. Кондратьева C.B. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. - 1980. 5. - С. 142-148.

5. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.; Изд-во МГУ, 1983.

6. РожковаС.В. Тендерные особенности педагогической культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2006.

ЭМПАТИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Ю. В. Сутурина

В публикации рассказывается об исследовании, посвященном изучению эмпатии как профессионально значимого свойства педагога высшей школы.

EMPATIYA AS PROFESSIONAL SIGNIFICANT CHARACTERISTIC ТО PERSONALITIES

OF THE TEACHER OF THE HIGH SCHOOL Yu.V. Suturina

Empatiónos manifestation with íeachers of leaming (instituíion ofhigher education). The work on ihe sludy of em-pation as a professionaly significant characteristic of a leaming j teacher is describing in publication.

Эмпатия - это отклик одной личности на переживания другого [6, с.376]. Как феномен межличностного контакта, эмпатия непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. Дано множество определений эмпатии, и все они говорят о том, что это свойство человека, проявляющееся, прежде всего, в ситуации межличностного общения и позволяющее понять эмоциональное состояние другого человека, проникнуть в его психику и на этой основе строить дальнейшие отношения с ним.

Эмпатия, эмпатийность в отношениях с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств педагога высшей школы и представителей тех профессий, чья деятельность связана непосредственно с людьми.

В связи с этим мы считаем, что эмпатия играет немаловажную роль в педагогическом процессе, а преподаватель должен непременно обладать определенными качествами, которые располагают к общению и вызывают доверие и расположение у студентов.

Эмпирическое исследование проводилась на базе Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. И.Г. Чернышевского (г. Чита) в 2005-2007 гг. В нем приняли участие 57 (12% мужчин и 88% женщин) преподавателей вуза. Одной из задач исследования было выявление уровня эмпатии у преподавателей как личностного свойства. С целью оценки уровня эм-патийности была проведена комплексная психодиагностика с помощью методик: «Диагностика эмпатии». по А. Меграбяну и Н. Эпштейну, «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии», «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко. Результаты, полученные с их помощью, дали возможность выявить уровни (высокий, средний, низкий) развития эмпатии у преподавателей, а также определить ведущий канал эмпатии (рациональный, эмоциональный, интуитивный, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность к эмпатии, идентификация в эмпатии) и определить, к кому больше преподаватель проявляет эмпатию (к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных фильмов, незнакомым или малознакомым людям).

Первоначально каждый преподаватель вуза был протестирован по трем методикам, по которым были получены отдельные данные. Мы попытались проанализировать усредненный уровень эмпатии. Баллы каждого преподавателя по трем методикам были переведены в стены, и найдено среднее значение для каждого преподавателя отдельно. В результате были выделены три группы преподавателей (рис.1). С высоким уровнем эмпатийности (24%) - это преподаватели, которые проявляют заинтересованность в студентах, пластичны, эмоционально отзывчивы, проявляют сочувствие и сопереживание к проблемам студентов. 2% преподавателей имеют низкий уровень эмпатии, для них характерно затруднение в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. И на среднем уровне находится 74% преподавателей.

Результаты диагностики эмпатии у преподавателей вуза по трем методикам

Рис. 1. Результаты диагностики эпатических способностей у преподавателей вуза по трем методикам

Таким образом, большинство преподавателей, по трем вышеперечисленным методикам, имеет средний уровень эмпатии. Это свидетельствует о том, что механизм социального восприятия преподавателем студента развит недостаточно, а так как эмпатия выступает как механизм развития межличностных отношений, мы можем предположить, что взаимоотношения между студентами и преподавателями складываются не всегда наилучшим образом.

Результаты корреляционного анализа по Пирсону, проведенного внутри выборки вузовских преподавателей (р<0,05) между шкалами теста «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» и «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, свидетельствуют о наличии статистически значимых положительных связей между шкалами: «идентификация в эмпатии» - «эмпатия к детям» (г=0,46). Идентификация - это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место другого. В основе идентификации - легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию, в нашем случае это означает, что преподаватель может поставить себя на место студента, попять его, легко может «уловить» его настроение и при необходимости подстроиться под него; «рациональный канал эмпатии» - «эмпатия к незнакомым людям» (г = 0,44). Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия, мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы, поведение. В нашем случае связь между этими каналами способствует более лучшей адаптации студентов, посгу-пивших в вуз, а также более лучшему усвоению материала на парах у незнакомых преподавателей.

Помимо обобщенных выводов по тестам также были получены данные по каждой из вышеперечисленных методик отдельно.

Результаты диагностики эмпатии,па А.Меграбяну и НЭпштейну.у преподавателей вуза

; □ 56%средний :

■ 19% низкий |

I

□ 25%выссжий

□ 25%

Рис. 2. Результаты диагностики эмпатии, по А.Меграбяну и Н.Эпштейну, у преподавателей вуза

Результаты диагностики уровня эмпатии у преподавателей по тесту «Диагностика эмпатии», по А. Меграбяну и Н. Эпштейну (рис.2): более половины (56%) преподавателей имеют средний уровень развития эмпатии, 19% - низкий уровень, 25% - высокий уровень развития эмпатии, а так как развитая эмпатия - один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчув-ствования в мир партнера по общению, а педагогическая деятельность стоит на одном из первых мест, то и обучение студентов будет идти на более высоком уровне, соответственно при высокоразвитых эмпатических способностях, нежели если бы преподаватель давал только теоретические и практические знания по своему предмету не вникая в проблемы студентов, не реагируя на их поведение. Именно так и происходит, когда у человека не развито чувство эмпатии. Требуется еще и сба-

лансированность человеческих отношений, которые делают поведение человека социально обусловленным. Эмпатия - феномен социально психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, преподавателя со студентом, а при ее отсутствии человек не способен к сопереживанию и сочувствию. И, следовательно, педагогический процесс в вузе будет обезличен.

Уровень, соответствующий среднестатистической норме эмпатийности, присущ большинству людей, в нашем случае большинство преподавателей по тесту «Диагностика уровня поликоммуника-тивной эмпатии» (рис.3) имеет средний уровень эмпатии (87%). Таких людей мы не можем назвать «толстокожими», но в то же время они и не относятся к ряду особо чувствительных. В межличностных отношениях более склонны судить по поступкам людей, чем доверять своим личным впечатлениям. Эмоциональные проявления чаще держат под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотра художественных фильмов чаще следят за действиями, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать отношения между людьми, поэтому их поступки порой оказываются для нас неожиданными. Не отличаются раскованностью чувств, и это мешает полноценному восприятию людей, а наличие этого качества особенно важно при работе с детьми и со студентами.

Результаты диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии у преподавателей вуза

□ 7%, гП0% ■ □ 86%средний

И 7% ^ 1яО%. 1я 7% низкий '

о7%аысокий

□ 0%очень высокий о 86% ;

, ■ 0%очень низкий ■!

Рис. 3. Результаты диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии у преподавателей вуза

Всею 7% преподавателей имеют высокий уровень эмпатийности. Эти преподаватели чувствительны к нуждам и проблемам студентов, великодушны, склонны многое прощать. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт и находят общий язык со студентами, которые ценят их за душевность. Стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. Предпочитают работать с людьми, постоянно нуждаются в социальном одобрении. Но при всех вышеперечисленных качествах их легко вывести из равновесия, и они не всегда точны и аккуратны в кропотливой работе.

Очень высокий уровень эмпатийности по этому тесту у преподавателей отсутствует вообще. На наш взгляд, это неплохо, т.к. болезненно развитое сопереживание не совсем уместно в педагогическом процессе. Такие люди плохо чувствуют себя в присутствии «тяжелых» людей, а такие однозначно присутствуют в студенческой группе. Нередко испытывают чувство вины, опасаются причинить хлопоты другим. Очень ранимы, что при работе со студентами может приводить к эмоциональным расстройствам.

Также отсутствует и очень низкий уровень эмпатии, что в нашем случае также хорошо. В педагогическом процессе недопустимо, когда человек первым затрудняется начать разговор, держится особняком, не находит взаимопонимания с окружающими [10, с.42]. Наличие этих качеств нежелательно у преподавателя. Центрация на других людях, повышенные коммуникативные качества являются основными для педагога. 7% преподавателей имеют низкий уровень эмпатийности.

Также была предпринята попытка посмотреть, к кому больше проявляют эмпатию преподаватели, т.е. выявить основные составляющие эмпатии. Оказалось, что больше всего преподаватели эмпанируют родителям и детям (рис.4).

|0Ряд1 9,80702 16.96491 17,96491 I 9,64912 6,61404 8,70175

□ Ряд1

Примечание: цифрами обозначены шкалы опросника: 1-родителям; 2-животным; 3-пожилым людям; 4-детям; 5-героям художественных фильмов; 6-незнакомым людям,

Рис, 4. Проявление поликоммуникативной эмпатии у преподавателей вуза

В нашем исследовании это очень важный показатель, который свидетельствует о том, что преподаватели могут поставить себя на место студента, взглянуть на проблемы его глазами, понять их, помочь советом, они не равнодушны к студенческой жизни. Также преподаватели проявляют эмпа-тию и к родителям, которые гораздо старше их по возрасту, и у них абсолютно другие проблемы и другое мировоззрение, нежели у студентов, Преподаватели могут понять как пожилог о человека, так и молодого. Все эти характеристики являются одним из факторов успешной педагогической деятельности. Менее всего развита эмпатия к животным и героям художественных фильмов, что в нашем случае не имеет особого значения. Итак, по результатам исследования поли коммун и катив ной эмпатии у преподавателей вуза выяснилось, что большинство из них имеет средний уровень эмпатийно-сти; более всего проявляют эмпатию к родителям и детям. Результаты диагностики уровня эмпатии у преподавателей по тесту «Методика диагностики уровня эмфатических способностей» дали следующие результаты (рис.5): почти половина преподавателей (46%) имеет средний уровень эмпатиче-ских способностей, как, впрочем, и при исследовании поликоммуникативной эмпатии. Эти люди не отличаются раскованностью чувств и не относятся к особо чувствительным лицам, но в то же время у них хороший самоконтроль, внимательны, деликатны, даже при высказывании своего мнения, что имеет немаловажное значение при чтении лекций, например, ведь у каждого студента может быть своя точка зрения по этому поводу, и всех нужно выслушать и понять. 39% имеет заниженные эмпа-тические способности. Эти преподаватели больше ценят студентов за деловые качества и ясный ум, в то время как иногда нужно проявить и чуткость, и понимание, и отзывчивость. Все это может приводить к осложнению установления межличностных контактов, а впоследствии и к уединенным видам деятельности, не требующим общения с людьми. Нужно уметь понять людей, «раскрыться» перед ними, более пристально всматриваться в поведение своих близких, друзей и принимать их потребности как свои. 10% преподавателей имеют очень низкие эмпатические способности. У этих преподавателей эмпатические тенденции личности не развиты. Затруднены контакты с детьми, что недопустимо в педагогической деятельности, которая строится на межличностных отношениях. Не находят взаимопонимания с окружающими. Им рекомендуется работа, не связанная с контактами с людьми, т.к. индивидуальная деятельность для них более продуктивна [4, с.2]. Не рекомендуется занимать руководящие посты. И лишь 5% имеют очень высокие эмпатические способности. Быстро устанавливают контакты с людьми, отзывчивы, великодушны, дети тянутся к таким преподавателям, считают их душевными, но иногда могут и злоупотреблять их человеческими качествами.

Прояммим эмгмтми катету "Методика /до гностики уровня эмгмтмчаекм способностей в. Бойко"

а Одсредыий I' : ■ 38%зшиж«нкыА О 10*Доммь ниакий ; ,

о ЗДсчвнь ВЫСОК.'Л '

Рис.5. Проявление эмпатии по тесту «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.Бойко»

Ш

Дав оценки по каждой шкале, мы нашли значимость конкретного параметра в структуре эмпатии у каждого из преподавателей (рис.6). Оказалось, что у преподавателей больше развит эмоциональный канал эмпатии (3,8 балла) - это способность человека проявлять эмоциональную отзывчивость посредством вхождения в энергетическое поле другого, способность понять его внутренний мир, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на человека. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена между студентом и преподавателем. Также хорошо развита идентификация в эмпатии (3,7 балла) - это умение понять другого человека на основе сопереживаний, постановки себя на место студента. В основе идентификации лежит гибкость эмоций, способность к подражанию. Менее всего развит рациональный канал эмпатии (2,7 балла), характеризующий направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека. Это спонтанный интерес к другому, Но так как различия между шкалами небольшие, а большинство преподавателей по этому тесту имеют средний уровень эмпатии, то мы можем предположить, что в них гармонично развиты все каналы эмпатии.

Примечание: цифрами обозначены шкалы опросника: 1- рациональный канал эмпатии, 2 - эмоциональный канал эмпатии, 3 - интуитивный канал эмпатии, 4 - установки, способствующие эмпатии, 5 - проникающая способность к эмпатии, 6 - идентификация в эмпатии.

Рис. 6. Проявления каналов эмпатии у преподавателей по тесту «Методика диагностики уровня эмпатических способностей»

Итак, исследование уровня эмпатии у преподавателей вуза по тесту «Диагностика уровня эмпа-тических способностей» показало, что большинство из них имеет средний уровень развития эмпатии; более развит эмоциональный канал эмпатии и идентификация в эмпатии.

Также в данном исследовании нас интересовал вопрос о взаимосвязи учебной успеваемости студентов с развитостью эмпатических способностей у преподавателей вуза. Последние оценивались с помощью вышеперечисленных методик. Статистические исследования между переменными исследовались с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Изначально был высчитан средний балл успеваемости у студентов по каждому преподавателю (1-я переменная). За 2-ю переменную были взяты баллы каждого теста, полученные каждым из преподавателей. Рассмотрение корреляционных связей между этими переменными позволило увидеть, что корреляционные отношения между баллами по тесту «Диагностика эмпатии, по А. Меграбяну и Н. Эпштейну» и средним баллом успеваемости студентов составляет г=0,38 (р<0х05), что говорит об умеренной связи между переменными; между баллами по тесту «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» и средним баллом успеваемости г=0,28 (р<0,05), что свидетельствует о слабой взаимосвязи переменных; и между баллами по тесту «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко и средним баллом успеваемости г=0,55 (р<0,05). По этому тесту наблюдается средняя взаимосвязь между проявлением эмпатии у преподавателей и успеваемостью.

Таким образом, проведенный анализ взаимосвязи развитости эмпатических способностей у преподавателей вуза и средним баллом успеваемости студентов у каждого из преподавателей лишь частично свидетельствует о том, что эмпатия преподавателей взаимосвязана с академической успеваемостью студентов. Можно предположить, что успеваемость студентов складывается из других более важных составляющих, например, от подачи материала преподавателем, от степени его сложности, подготовленности студента к занятиям, его интеллектуальных возможностей, а эмпатия преподавателя лишь частично влияет на успеваемость.

Итак, большинство обследованных преподавателей по представленным тестам имеет средний уровень развития эмпатических способностей, а т.к. мы рассматриваем эмпатию как профессионально значимое качество педагога, то мы можем предположить, что педагог часто не может «вжиться» в субъективный мир другого человека, понять его, способен к сочувствию и сопереживанию, но не во

Б.А. Гунзунова. Тревожность как фактор психической дезадаптации в профессиональной деятельности педагогов

всех случаях. Благодаря преобладанию таких шкал, как эмоциональный канал эмпатии и идентификация в эмпатии, проявление в большей степени эмпатии к родителям и детям свидетельствует о том, что преподаватели не стараются избегать личных контактов со студентами, считают уместным проявлять любопытство к ним и стараются вникнуть в их проблемы.

Личность воспитывается личностью, поэтому образ профессионала, несомненно, влияет как на познавательную активность, успешность в обучении учащихся, так и на внутренний мир, их мировоззрение, жизненные установки и ценности студентов [3, с.35]. И поэтому очень важно, чтобы преподаватель был для студентов не просто «носителем информации», а личностью.

Литература

1. Айнштейн В. Преподаватель и студент: {практика общения) // Высшее образование в России. - 1998. - №2. - С.51 -58.

2. Битянова М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения // Школьный психолог. - 2000. - №27. http:

//psy.lseptember.ru.

3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М„ 2003.

4. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. -

№ I. - http://psychol.ru/ippp pfr/yagniuk.

5. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. - 1996. - №3. - С.51- 54.

6. Крысько В. Словарь-справочник но социальной психологии. - СПб., 2003.

7. Кузовлев В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. - 2000. - №1. - С.52-57.

8. Куриленко JI.B. Имидж преподавателя инновационной школы // Вестник МПГУ. - 2003. - №2. - С.52-55.

9. Маркова А.К.. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы

психологии. - 1987. - №5. - С.40- 48.

10. Степанов С. Проникновенное сопереживание // Школьный психолог. - 2001. - №21. - http: //psy. laeptember.ru.

П. Федоров А., Дудкина Н,, Асеев Н. Оценка мастерства преподавателя // Высшее образование в России. - 2001. - №3. -С.41-46.

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ Б.А. Гунзунова

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов. Автор рассматривает особенности проявления, источники тревожности в профессиональной деятельности педагогов. Анализируется структура тревожности как фактора психической дезадаптации педагогов. Подчеркивается актуальность психопрофилактики повышенной тревожности в профессиональной деятельности учителей.

ANXIETY AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL DISADAPTATION IN TEACHERS' PROFESSIONAL ACTIVITY B.A. Gunzunova

The article under review is devoted to the problem of professional teachers' health preservation and strengthening. The author of the article focuses on causes, peculiarities and display of the anxiety process in professional activity of teachers. In the following article the structure of anxiety phenomenon as a factor of teachers' psychological disadap-t at ion is analyzed. The topical issue of psychological prophylaxis of heightened anxiety in professional activity of teachers is underlined.

Одной из задач психологического обеспечения профессионального здоровья является ранняя профилактика. Исследования специалистов констатируют, что учителя как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в школе. Установлено, что спустя 15-20 лет педагогической деятельности учитель оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание, высокая тревожность Здоровье учителей может рассматриваться как показатель степени социальной адаптации, поэтому утраты в профессиональном здоровье, устойчивая тревожность могут привести к психической дезадаптации. [5]. Особенности интеллектуального труда учителя находятся в тесной взаимосвязи с эмоциями. Эмоциональное напряжение, возникающее в процессе оценочной мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив, направлений организации новых видов работы в соответствии с доминирующей потребностью учебного процесса, гораздо выше, чем в любой другой эмоционально-интеллектуальной профессии [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.