ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 371.13
В.Ф. Бессараб, доктор пед. наук, профессор
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный агроинженерный университет»
Н.А. Козелова, ст. преподаватель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель
выявление уровня сформированности эмпатических способностей у будущих педагогов профессионального обучения самарской государственной сельскохозяйственной академии
Целью эксперимента является формирование коммуникативной компетентности у будущих педагогов профессионального обучения при изучении дисциплин общепрофессионального цикла в вузе. При этом коммуникативная компетентность определяется авторами как «готовность личности к общению при наличии сформированности коммуникативных знаний, умений, а также личностных качеств: коммуникабельности, эмпатии, рефлексии, необходимых в ее профессиональной деятельности», т. е. основными компонентами коммуникативной компетентности являются: коммуникативные знания, коммуникативные умения и личностные качества в совокупности теоретического, практического и личностного блоков в ее структуре.
Личностные качества, подразумевающие совокупность свойств и характеристик личности, позволяющих ей осуществлять эффективное с точки зрения достижения поставленных целей незатрудненное, комфортное общение с окружающими, так
54
же, как знания и умения, являются неотъемлемым и важным компонентом ее профессиональной компетентности. При этом личностные качества будущего педагога профессионального обучения представляются авторам как совокупность свойств и характеристик педагога, позволяющих ему осуществлять эффективное с точки зрения достижения поставленных целей незатрудненное, комфортное общение с учащимися.
Таким образом, становится необходимым выделить и кратко охарактеризовать основные личностные качества, свойства и способности.
К личностным качествам, необходимым для профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения СГСХА, авторы относят в первую очередь коммуникабельность, эмпатию, рефлексию. Но в соответствии с заявленной темой следует рассмотреть лишь одно из предложенных качеств педагога — эмпатию или эмпати-ческие способности. Эмпатия (от греч. empathia —
сопереживание) — это «качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать. Эмпатия сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога» [1], как способность «видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании» [2]. Это качество является естественным и необходимым любому педагогу, учителю, поскольку последний имеет дело с «человеческим материалом», в данном случае с учащимися, т. е. личностью формируемой. Как считает И.И. Рыданова, педагогическая эмпатия «выражается не только в умении мысленно поставить себя на место ребенка, но и проявить искреннее сочувствие, сострадание. В ней доминирует действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку» [3]. Т.В. Романова рассматривает эмпатию как «составляющий элемент педагогической наблюдательности, условия установления контакта между людьми и подлинного диалогического общения, как фактор, способствующий эмоциональной связи человека с миром, восстановления нарушенных связей с окружающими, как необходимое условие любого творчества» [4]. Как видим, проявления эмпатии многогранны, таким образом, эмпатия является важным условием взаимопонимания между индивидами и реализуется посредством поступков, общения, мимики, жестов и т. д. Применение приемов эмпатии предоставляет учителю возможность продемонстрировать искренние чувства к ученику, заинтересованность его внутренним миром, ощущениями, восприятием происходящего, что способствует установлению более тесного эмоционального контакта с учащимися. Эмпатия как профессионально важное личностное свойство позволяет преподавателю эмоционально откликнуться на проблемы учащегося, поставить себя на его место, взглянуть на вещи, события, с его точки зрения, показать, что чувства и переживания ученика принимаются и понимаются педагогом, а также соответствующим образом конструировать собственное поведение и деятельность. В эмпатии отражается возможность эмоционального познания другого человека, в частности, учащегося, путем вчуствования, включения, вхождения в данное состояние и данные обстоятельства другой личности.
Для выявления уровня сформированности эмпатии у будущих педагогов профессионального обучения СГСХА на констатирующем и контрольном этапах эксперимента была использована методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [5]. Методика используется для исследования эмпатии (эмпатических способностей):
умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, т. е. способности к эмпатии или умение проявлять эмпатию. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия — ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально важное качество, необходимое специалистам, чья профессиональная деятельность связана непосредственно с общением с людьми, в частности — будущим педагогам профессионального обучения.
В ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента была осуществлена выборка в количестве 52 студентов, из них: 27 человек — контрольная группа (К1) и 25 человек — экспериментальная группа (Э1) — будущие педагоги профессионального обучения СГСХА.
Качественный и количественный анализ уровня сформированности эмпатических способностей на констатирующем этапе эксперимента показал следующие результаты: самое большое количество испытуемых имеют заниженный уровень сформированности эмпатических способностей: 74,1 % в контрольной (К1) и 72,0 % в экспериментальной (Э1) группах. При этом доля опрошенных со средним уровнем эмпатийности оказалась также низкой и составляет: 7,4 % в контрольной (К1) и 4,0 % в экспериментальной (Э1) группах. Студентов с высоким уровнем эмпатических способностей оказалось еще меньше — всего 3,7 % в контрольной (К1) и 4,0 % в экспериментальной (Э1) группах.
Таким образом, как показали результаты констатирующего эксперимента, опрашиваемые студенты контрольной и экспериментальной групп, в частности, будущие педагоги профессионального обучения, для которых эмпатия является профессионально важным личностным свойством, имеют заниженный уровень сформированности эмпа-тических способностей. А это значит, что данные студенты не способны эмоционально откликнуться на проблемы учащегося, поставить себя на его место, взглянуть на вещи, события с его точки зрения, показать, что чувства и переживания ученика принимаются и понимаются педагогом, а также соответствующим образом конструировать собственное поведение и деятельность (табл. 1).
По данным таблицы построена диаграмма уровня сформированности эмпатических способностей у будущих педагогов профессионального обучения на констатирующем этапе эксперимента (рис. 1).
Анализ показателей контрольного эксперимента позволяет увидеть, изменилось ли умение про-
55
Таблица L
Уровни сформированности эмпатических способностей у будущих педагогов профессионального обучения (предварительный срез)
Коли- Уровень, балл
Груп- чест- Очень низкий, Заниженный, Средний, Очень высокий,
па во че- 1 балл 2 балла З балла 4 балла
ловек чел. % чел. % чел. % чел. %
К1 27 4 14,8 20 74,1 2 7,4 1 3,7
Э1 25 5 20,0 18 72,0 1 4,0 1 4,0
являть эмпатию в общении у будущих педагогов профессионального обучения после проведения формирующего эксперимента. Как показало сопоставление входящего и итогового опроса, количество студентов с заниженным уровнем эмпатии снизилось: с 74,1 % до 55,6 % в контрольной группе и с 72,0 % до 28 % в экспериментальной группе. В то же время количество студентов с высоким уровнем эмпатии возросло: с 3,7 % до 7,4 % в контрольной (К1) и с 4,0 % до 12,0 % в экспериментальной (Э1) группах, причем доля студентов со средним уровнем эмпатии резко возросла: с 7,4 % до 29,6 % в контрольной (К1) и с 4,0 % до 52,0 % в экспериментальной (Э1) группах. Таким образом, количество студентов, способных к сопереживанию, заинтересоваться другими людьми, внимательно относиться к окружающим, возрастает. А доля студентов, которым сложно взглянуть на те или иные проблемы с позиции другого человека, а следовательно, и пойти на контакт с ним, найти общие точки соприкосновения с ним,
снижается, что в целом позволяет авторам считать, что уровень эмпатии, умение поставить на место другого человека изменился, возрос (табл. 2).
По данным таблицы построена диаграмма уровня сформирован-ности эмпатических способностей у будущих педагогов профессионального обучения на контрольном этапе эксперимента (рис. 2).
Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень сформированности личностных качеств (коммуникабельность, рефлексия, эмпатия) у будущих педагогов профессионального обучения СГСХА может повыситься, если в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла в вузе и непосредственно при использовании специально разработанного курса «Компетентность в общении» проводить групповые занятия с данными студентами в форме социально-психологического тренинга, в котором реализуется ярко выраженная направленность на формирование у участников как субъектов группового процесса определенных ка-
Таблица 2
Уровни сформированности эмпатических способностей у будущих педагогов профессионального обучения (итоговый срез)
Коли- Уровень, балл
Груп- чест- Очень низкий, Заниженный, Средний, Очень высокий,
па во че- 1 балл 2 балла З балла 4 балла
ловек чел. % чел. % чел. % чел. %
К1 27 2 7,4 15 55,6 8 29,6 2 7,4
Э1 25 2 8,0 7 28,0 13 52,0 3 12,0
80 .= 70
О4 g 60
S 50
If 40 о
g 30 с е
че 20
К
i0
60
Уровни: очень низкий - 1 балл; заниженный - 2 балла; средний - 3 балла; высокий - 4 балла
I I Контрольная группа I I Экспериментальная группа
Рис. L. Уровни сформированности эмпатических способностей у будущих педагогов профессионального обучения на констатирующем этапе эксперимента
''ч
о4
50
о
£ 40
30
S 20
и
I 10
1
4
Уровни: очень низкий - 1 балл; заниженный - 2 балла; средний - 3 балла; высокий - 4 балла
I I Контрольная группа I I Экспериментальная группа
Рис. 2. Уровни сформированности эмпатических способностей у будущих педагогов профессионального обучения на контрольном этапе эксперимента
0
0
честв личности, коммуникативных умений и навыков. Эффективен данный курс и во время теоретических, практических занятий и внеклассных мероприятий, а также при прохождении студентами педагогической практики.
Список литературы
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
2. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2006. — 192 с.
3. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. — Минск: Белорусская наука, 1998. — 319 с.
4. Романова, Т.В. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Романова. — М., 1999. — 17 с.
5. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. — Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2002. — 672 с.
УДК 37.034
Н.Н. Косоухова, ассистент
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель
формирование духовных ценностей в процессе профессионально-педагогического образования
Новые требования к подготовке специалистов, вызванные вхождением России в международное образовательное пространство, сделали необходимым осмысление ценностей, целей, приоритетов в области профессиональной подготовки, определяя требования к выпускнику агроинженерного факультета, его духовно-нравственным качествам со стороны самой личности, государства и общества. Это определение той модели специалиста, отвечающего требованиям социального заказа и обладающего такими духовными качествами, которые имеют государственную и профессиональную значимость.
Профессионально-педагогическое образование является приоритетным направлением российского образования, которое обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности педагога профессионального обучения, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, способствует социальной стабильности и развитию общества, определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.
Продуктивное выполнение любой профессиональной деятельности требует развития определенных свойств, качеств и способностей личности, которые в прежнем, традиционном содержании обучения формулируются расплывчато. А для профессионально-педагогической деятельности, связанной с межличностными взаимоотношениями и взаимодействием, личностные качества приобретают первостепенное значение.
Такие качества педагога профессионального обучения, как его общая и профессиональная культура, духовность, нравственность, общительность и эмоциональное богатство, востребованы педагогической практикой. Следовательно, в проектировании содержания профессионально-педагогического образования необходимо предусматривать возможность формирования социальных и профессиональных духовных качеств личности (нравственность, культура личности, эстетика и др.).
Значимость такой подготовки обусловлена тем, что специалист в области профессионального обучения должен не только иметь представление о сущности, особенностях производственного процесса и быть способным его организовывать, но и экстраполировать свой знаниево-деятельностный потенциал на процесс теоретического и практического обучения как в учреждениях начального и среднего профессионального образования, так и на производстве. Особенность духовных ценностей педагога профессионального обучения связана с реализацией воспитательного процесса в профессиональнопедагогической деятельности. Кроме того, сфера деятельности педагога профессионального обучения постоянно расширяется, она диктует требования к уровню и широте его профессиональноличностного развития.
Таким образом, для личностного и профессионального становления будущего педагога профессионального обучения важно иметь достаточно высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков, развивать в себе профессионально важные качества. Другими словами, при подготовке
57