Научная статья на тему 'ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
эмпатия / эмпатийное отношение / младший школьный возраст / сверстник.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Альборова Дарина Рашидовна

в статье дается определение феномена «эмпатия», рассматриваются особенности проявления его в младшем школьном возрасте, приведены результаты эмпирического исследования и их интерпретация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ Альборова Д.Р.

Альборова Дарина Рашидовна - магистрант, направления подготовки Психолого-педагогическое образование, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в статье дается определение феномена «эмпатия», рассматриваются особенности проявления его в младшем школьном возрасте, приведены результаты эмпирического исследования и их интерпретация.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийное отношение, младший школьный возраст, сверстник.

Empathie attitude to peers in primary school age

The article gives a definition of the phenomenon "empathy", discusses the features of his manifestation in junior school age, the results of the empirical study and their interpretation.

Keywords: Empathy, empathic attitude, primary school age, peers.

Проблема формирования эмпатии у младших школьников - проблема важная и актуальная. Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций.

Развитие эмпатии в младшем школьном возрасте происходит под воздействием различных факторов и условий. На основании анализа сущности понятия эмпатии, ее структурных характеристик и возрастных особенностей формирования эмпатии у младших школьников, можно утверждать, что именно совместная деятельность детей является одним из основных условий возникновения и развития общения, взаимодействия и взаимоотношений.

Изучению эмпатии как эмоциональной отзывчивости индивида на переживания других людей посвящено значительное число исследований (P.O. Агавелян, Е.Я. Басин, А.К. Бохарт, А.А. Валантинас, В. Вебер, Л.П. Выговская, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, В.П. Кузьмина и др.).

Эмпатия проявляется в стремлении понять другого человека, вчувствоваться в его переживания, оказать помощь и поддержку.

Психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие установили, что младший школьник возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии.

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Научное понятие «эмпатия» вошло в психологию в начале нашего века, но история этого вопроса началась гораздо раньше. Становление этого явления восходит, прежде всего, к понятию «симпатия». Этот термин был введен еще древними греками для обозначения сущности всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу [2].

Позже эта концепция развивалась А. Смитом, который видел в симпатии основу справедливости и альтруизма, и Г. Спенсером, который определял симпатию как способность сочувствовать людям и как явление, усложняющееся по мере психического развития человека [3].

Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку прежде всего воспитывающими его взрослыми. Воздействия родителей должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.

Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. От воспитательного воздействия семьи, от того, какие качества будут развиты, сформированы, зависит будущее ребенка [1].

Складывается определенное противоречие между необходимостью формирования эмпатийного отношения младших школьников к сверстникам и недостаточной разработанностью материала по данному вопросу.

Эмпирическое изучение эмпатии в младшем школьном возрасте предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей младших школьников, а также всесторонний качественный учет результатов их эмпатийного отношения.

В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Организовав экспериментальное изучение эмпатийных отношений детей младшего школьного возраста, мы для изучение детальное проявление эмпатии детей младшего школьного возраста провели опрос по методике Е.Н. Васильева.

Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» [Е. Н. Васильева].

Детям предлагалось спрогнозировать собственное поведение в 10 проблемных ситуациях, предложенных в форме индивидуальной беседы. Задания разделены на 5 подгрупп (блоки).

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные результаты проявления эмпатии к сверстнику детей в предложенных им предполагаемых

ситуациях.

Ситуации Проявляют эмпатию Не проявляют эмпатию

1 блок (оказание или неоказание помощи другому) 80% 20%

2 блок (ущемление личных интересов ребенка) 65% 35%

3 блок (проявление сочувствия к сверстнику, нарушившему норму поведения) 70% 30%

4 блок (проявление сорадости) 85% 15%

5 блок (оказание помощи сверстнику при затруднениях) 75% 25%

Общие показатели по всем ситуациям 75% 25%

Составим сводную диаграмму по данной методике (рис. 1)

80%

неоказание помощи другому)

25%

25%

0 0

1 блок 2 блок 3 блок 4 блок

(оказание или (ущемление (проявление (проявление

сочувствия к сорадости) сверстнику,

личных интересов ребенка) нарушившему норму поведения)

ЛЛ

5 блок Общие

(оказание показатели по

помощи всем сит/ациям сверстнику при затруднениях)

I Проявляютэмпатию I Не проявляютэмпатию

Диаграмма 1. Сводная диаграмма по опроснику «Проявление эмпатии к сверстнику», %.

Таким образом, мы видим, что в младшем школьном возрасте на вербальном уровне дети готовы проявлять эмпатию:

- наибольшее количество положительных ответов было дано в ситуациях: оказание помощи другому, ущемление личных интересов ребенка, проявление сорадости, оказание помощи ребенку- сверстнику в затруднительной ситуации.

Тогда как наибольшее количество ответов детей с отрицательной эмоциональной направленность были в ситуации - проявление сочувствия и оказание помощи товарищу, нарушившему какую- либо норму поведения или указание взрослого.

Таким образом, по результатам проведённых исследований можно сделать вывод о том, что в целом, среди младших школьников эмпатийное отношение к сверстнику сформировано на недостаточном уровне.

Для того, чтобы сформировать эмпатийное отношение к сверстникам у детей, не имеющих его, необходимо организовать формирующий эксперимент.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей. - М.: ООО «ПЕР СЭ», 2008. - 31с.

2. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн. «Современное Слово», 1998. -768 с.

3. Спицына О.А., Балашова О. С. Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте// КиберЛенинка. - 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/empatiynoe-otnoshenie-k-sverstniku-v-mladshem-shkolnom-vozraste/viewer (дата обращения: 12.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.