Научная статья на тему 'Особенности эмпатии у младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования'

Особенности эмпатии у младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2353
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Елена Святославовна, Шлай Елена Валентиновна, Нахай Дарья Юрьевна

Статья посвящена сравнительному анализу эмпатийной способности младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования и в коррекционных классах. В исследовании, которое проводилось в образовательных учреждениях г.г. Архангельска и Северодвинска, участвовало 72 ребенка из инклюзивных классов и 22 из коррекционных. Использовались следующие диагностические методики: опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику», методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гавриловой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Елена Святославовна, Шлай Елена Валентиновна, Нахай Дарья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эмпатии у младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ISSN 2410-700Х

УДК 159.922.736, 159.922.762

Зайцева Елена Святославовна,

к.пс.н., доцент САФУ имени М.В. Ломоносова

e. zaitseva@narfu. ru Шлай Елена Валентиновна к.п.н., доцент САФУ имени М.В. Ломоносова

[email protected] Нахай Дарья Юрьевна Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №10» г. Архангельска

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу эмпатийной способности младших школьников, обучающихся в условиях инклюзивного образования и в коррекционных классах. В исследовании, которое проводилось в образовательных учреждениях г.г. Архангельска и Северодвинска, участвовало 72 ребенка из инклюзивных классов и 22 - из коррекционных. Использовались следующие диагностические методики: опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику», методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гавриловой).

Ключевые слова

Инклюзивное обучение, младший школьный возраст, эмпатия

Анализ современной концепции модернизации российского образования и федеральной целевой программы развития образования показывает, что образовательная политика России направлена на создание приемлемых условий для включения детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения и в целом на развитие инклюзивного образования. Идеи инклюзивного (включенного) образования нашли отражение и в Законе РФ «Об образовании».

Доказано, что отношение и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья является важным фактором, влияющим на успешность инклюзивного образования (H.H. Назарова, C.B. Алехина, H.H. Малофеев, Л.Н. Давыдова, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына, Ю.М. Забродин и др.).

Однако необходимо отметить, что проблема взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного обучения рассматривались специалистами лишь в контексте создания специальных психолого-педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Не учитывались особенности восприятия одноклассниками сверстников с ограниченными возможностями здоровья, психологические механизмы влияния инклюзивного образования на развитие личности здоровых детей.

Целью нашей статьи является описание изучения особенностей эмпатии у младших школьников, получающих образование в различных условиях: классах коррекционного и инклюзивного обучения.

В отечественной психологии понятие эмпатии рассматривалось и изучалось с учетом историкопсихологических аспектов (работы Т.П. Гавриловой, И.М. Юсупова, Ю.А. Менджерицкой). Во многих исследованиях психологов эмпатия заменяется терминами «социальная сензитивность»,

«доброжелательность», «чуткость», «сопереживание», «сочувствие».

С.Л. Рубинштейн считал эмпатию одним из компонентов любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. И эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен «расширенного эгоизма».

171

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

Современными исследователями в области психологии эмпатия рассматривается с нескольких сторон: как эмоциональное явление, как процесс понимания, и как вчувствование в другого, в его мысли и переживания.

А.Г. Басова, анализируя подходы к определению эмпатии в отечественной и зарубежной психологии, указывает, что есть следующие точки зрения: эмпатия - это перцептивное действие, которое неразрывно связано с пониманием уникальности и неповторимости другого человека, это эмоциональный отклик на состояние другого человека [1].

Эмпатия рассматривается и как механизм межличностного познания, который реализовывается через идентификацию, заражение, проекцию, моторное подражание [5].

Т.П. Гаврилова раскрывает два вида эмпатии: сочувствие и сопереживание. Сопереживание - это переживание субъектом таких же чувств и эмоций, которые испытывает другой субъект, через отождествление себя с ним, а сочувствие - переживание субъектом по поводу чувств другого, иных, отличных чувств [4]. Исходя из содержания характера эмпатии, автор выделяет гуманистический и эгоцентрический характер эмпатии. При преобладании гуманистического характера, субъект сопереживает чувствам другого и решает конфликтную ситуацию в его пользу. При доминировании эгоцентрического характера эмпатии, все чувства субъекта направлены на собственную личность, ситуация решается в свою пользу.

Эмпирическое исследование способности к эмпатии проводилось на базе средних школ г. Архангельска и г. Северодвинска. Исследованием было охвачено72 ребенка, обучающихся в условиях инклюзии (из них четверо с ограниченными возможностями здоровья). Для проведения сравнительного анализа в эксперименте участвовало 22 ребенка того же возраста, обучающихся в коррекционных классах. Использовались следующие диагностические методики: опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику» [2], методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гавриловой) [3].

Количественные данные полученные в ходе исследования с помощью методики «Проявление эмпатии к сверстнику» (Е.Н. Васильева) представлены на рисунке 1.

Инклюзивные Коррекционные

классы классы

17 ■ Проявление 20 .п ■ Проявление

^ ij "Ч эмпатии Х эмпатии

Ч. 8_^^^ ■ Отсутствие ( 80-3 _ \ ■ Отсутствие

эмпатии "—эмпатии

Рисунок 1 - Наличие эмпатии у младших школьников, обучающихся в коррекционных и

инклюзивных классах

В результате статистической обработки данных с использованием ф-критерия Фишера не выявлено статистических различий в наличии эмпатии у испытуемых, обучающихся в разных условиях, что говорит о том, что данная способность в целом характерна для детей младшего школьного возраста.

Данная диагностическая методика позволяет проанализировать прогнозирование поведения ребенка в различных жизненных ситуациях (5 блоков).

Так, в ситуациях оказания помощи другому 95% испытуемых прогнозируют проявление сочувствия и оказание помощи сверстнику.

Следующий блок ситуаций предусматривал проявление эмпатии к сверстнику через ущемление личных интересов ребенка (например, просьба поделиться игрушкой). Больше половины (66,2%) детей младшего школьного возраста проявляют эмпатию к сверстнику.

К третьей подгруппе относились ситуации, предусматривающие проявление сочувствия и оказания помощи ребенку, нарушившему какую-либо норму поведения или указание педагога. Наиболее

172

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________________

категоричные ответы детей с отрицательной эмоциональной направленностью на другого ребенка были в ситуации оценки воровства со стороны сверстника. Только 27% детей проявили сочувствие к сверстнику в данной ситуации. Остальные принимали позицию осуждающего. Средние же результаты по подгруппе ситуаций таковы: 80,8 % детей младшего школьного возраста проявляют сочувствие к сверстнику, нарушившему правила, норму поведения или указание педагога.

В ситуациях, предполагающих проявление сорадости к сверстнику (4 блок), сопереживание радостным чувствам сверстника показало 78,4 % школьников, обучающихся в инклюзивных и коррекционных классах.

Таким образом, качественный анализ результатов прогнозирования показал, что наибольшее количество положительных ответов было дано детьми на вопросы, отражающие ситуации, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни детской группы, на которые педагог постоянно обращает внимание во время обучения (оказание помощи сверстнику, проявление сочувствия). Наименьшее количество было дано на вопросы, отражающие ситуации, часто выпадающие из воспитательной работы педагога школьного учреждения и родителей (например, проявление «сорадости», ущемление личных интересов).

Помимо наличия эмпатии у младших школьников в различных жизненных ситуациях, был изучен также характер данного личностного качества (с помощью методики «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой).

Количественные данные распределения характера эмпатии у испытуемых двух групп представлены на рисунке 2.

Инклюзивные ^^классы

■ Г

■ ГЭ

■ ЭГ

■ Э

Коррекционные 46 классы

9,1 4- "Г

■ ГЭ

■ ЭГ

■ Э

Г - гуманистический характер эмпатии; ГЭ - гуманистическо-эгоцентрический;

ЭГ - эгоцентрическо-гуманистический; Э - эгоцентрический Рисунок 2 - Характер эмпатии детей, обучающихся в коррекционных и инклюзивных классах

Из рисунка 2 видно, что у младших школьников, обучающихся в коррекционных классах, в большей степени выражен гуманистический характер эмпатии (ребенок разрешает проблемную ситуацию в пользу другого объекта). Обучение ребенка с ограниченными возможностями среди таких же, как и он, делает его более отзывчивым и сострадательным по отношению к проблемам других.

Отметим, что ответы детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзии, характеризуются большим состраданием и человечностью по сравнению со здоровыми сверстниками. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья сформирована определенная система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, которая обусловлена нравственными нормами и ценностями, воспитанными в дошкольном детстве. Эта система представлена в сознании в виде переживаний сострадания и «сорадования» и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, помощи.

Таким образом, у младших школьников наблюдается преобладание гуманистического характера эмпатии над эгоцентрическим, для детей этого возраста характерно проявление таких общечеловеческих качеств, как альтруизм, гуманизм и доброта. Младшие школьники не сосредоточены только на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, они обладают способностью принимать и учитывать информацию,

173

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

исходящую от других людей. Дети данной возрастной категории склонны проявлять сопереживание, сочувствие к сверстникам. Большинство младших школьников проявляют эмпатию даже в ситуациях ущемления личных интересов.

Список использованной литературы

1. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.

2. Васильева, Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.15-25.

3. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1997.

4. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - №5. - С. 107-114.

5. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.

© Е.С. Зайцева, Е.В. Шлай, Д.Ю. Нахай, 2015

УДК 159.9

Камнева Нина Анатольевна

канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Тамбовский Государственный Университет имени. Г.Р. Державина,

г.Тамбов, РФ Е-mail: ni [email protected]

КОНФЛИКТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФРАГМЕНТ ЖИЗНЕННОГО

ПРОЦЕССА В СЕМЬЕ

Аннотация

В статье обсуждаются результаты исследования, в которых относительно устойчивая модель изучение конфликта позволяющие вскрывать закономерности конфликтного поведения в семье и показывает этот сложный характер данного явления.

Получены, данные позволили сделать вывод, что актуальными и особенно важными являются психологические исследования конфликтной семейной ситуации как фрагмента жизненного процесса у супругов в семье.

Ключевые слова

«конфликтная семейная ситуация как фрагмент жизненного процесса» и «конфликт как объект

исследования в семье».

Конфликтная семейная ситуация - это фрагмент жизненного процесса, который состоит из события, системы координат, реакции действующих лиц, их решений и действий, рамок конфликтной семейной ситуации и фона (среды), на котором разворачивается событийный ряд конфликтной семейной ситуации, а также из интегрального фактора конфликтной семейной ситуации [1,с. 39].

Система координат конфликтной семейной ситуации является многомерной, что представлено нами в данной статье.

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.