Научная статья на тему 'Конфликтная семейная ситуация как фрагмент жизненного процесса в семье'

Конфликтная семейная ситуация как фрагмент жизненного процесса в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
633
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
"КОНФЛИКТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФРАГМЕНТ ЖИЗНЕННОГО ПРОЦЕССА" / "КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СЕМЬЕ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камнева Нина Анатольевна

В статье обсуждаются результаты исследования, в которых относительно устойчивая модель изучение конфликта позволяющие вскрывать закономерности конфликтного поведения в семье и показывает этот сложный характер данного явления. Получены, данные позволили сделать вывод, что актуальными и особенно важными являются психологические исследования конфликтной семейной ситуации как фрагмента жизненного процесса у супругов в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликтная семейная ситуация как фрагмент жизненного процесса в семье»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

исходящую от других людей. Дети данной возрастной категории склонны проявлять сопереживание, сочувствие к сверстникам. Большинство младших школьников проявляют эмпатию даже в ситуациях ущемления личных интересов.

Список использованной литературы

1. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.

2. Васильева, Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.15-25.

3. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1997.

4. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - №5. - С. 107-114.

5. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.

© Е.С. Зайцева, Е.В. Шлай, Д.Ю. Нахай, 2015

УДК 159.9

Камнева Нина Анатольевна

канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Тамбовский Государственный Университет имени. Г.Р. Державина,

г.Тамбов, РФ Е-mail: ni kamneva@mail.ru

КОНФЛИКТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФРАГМЕНТ ЖИЗНЕННОГО

ПРОЦЕССА В СЕМЬЕ

Аннотация

В статье обсуждаются результаты исследования, в которых относительно устойчивая модель изучение конфликта позволяющие вскрывать закономерности конфликтного поведения в семье и показывает этот сложный характер данного явления.

Получены, данные позволили сделать вывод, что актуальными и особенно важными являются психологические исследования конфликтной семейной ситуации как фрагмента жизненного процесса у супругов в семье.

Ключевые слова

«конфликтная семейная ситуация как фрагмент жизненного процесса» и «конфликт как объект

исследования в семье».

Конфликтная семейная ситуация - это фрагмент жизненного процесса, который состоит из события, системы координат, реакции действующих лиц, их решений и действий, рамок конфликтной семейной ситуации и фона (среды), на котором разворачивается событийный ряд конфликтной семейной ситуации, а также из интегрального фактора конфликтной семейной ситуации [1,с. 39].

Система координат конфликтной семейной ситуации является многомерной, что представлено нами в данной статье.

174

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

Параметрами конфликтной семейной ситуации могут быть:

- пространство (физическое) и время, в которых разворачивается конфликтная семейная ситуация (например - конфликт, который можно переждать либо уйти);

- событийный ряд, образующий ситуацию (какие-то события требуют реакции, какие-то в имеющемся контексте не заслуживают внимания данного субъекта);

- ценностные ориентации, установки и мотивационная направленность участников конфликтной семейной ситуации, побуждающие их воспринимать и трактовать событийный ряд конфликтной семейной ситуации вполне определенным образом [1,с. 39].

Эта система координат обусловливает, с одной стороны, характер неосознанного реагирования субъекта на конфликтную семейную ситуацию, выражающегося в интуитивной коррекции стратегии ситуационного поведения; с другой стороны - осознанные интересы субъекта, предопределяющие рефлексивную трактовку условий и событийного ряда конфликтной семейной ситуации, а также рефлексивную составляющую реагирования и вырабатываемой стратегии поведения субъекта [1,с. 39].

Последние два параметра системы координат, несомненно, являются доминирующими и взаимодополняющими: неосознанное реагирование является своего рода «шумом», наслаивающимся на «сигнал», и выполняет функцию интуитивной коррекции стратегии и тактики ситуационного поведения субъекта; осознанные интересы служат для выработки и реализации рефлексивной, планируемой системы действий [2,с. 8].

Реакция действующих в конфликтной семейной ситуации лиц заключается в диагностике конфликтной семейной ситуации, т.е. в первичном определении (преимущественно на интуитивном уровне) своей причастности к конфликтной семейной ситуации и заинтересованности в ее исходе; в определении содержания конфликтной семейной ситуации и повторной оценке (преимущественно рефлексивной) своих осознанных интересов; в принятии решения о форме и степени участия в конфликтной семейной ситуации [1,с. 39].

Добавим также, что реакция субъекта на конфликтную семейную ситуацию и принятие им решений определяется как когнитивными, рефлексивными, так и аффективно-чувственными механизмами. Данный тезис относится не только к индивидуальным субъектам конфликтной семейной ситуации, но и к групповым.

Для характеристики структуры и границ конфликтной семейной ситуации нужно ввести понятие рамок конфликтной семейной ситуации, и рассмотреть ее свойства как фрагмента жизненного процесса, в данном случае, - семьи [2,с. 8].

Получены, данные позволили сделать вывод, что актуальными и особенно важными становятся в самом широком смысле жизненный процесс - это форма существования жизненной системы в пространстве и времени. Жизненный процесс неоднороден, он отражает дискретный характер движения общества, который включает в себя множество этапов, имеющих ограниченный срок и место существования. В общей канве жизненного процесса может существовать параллельно несколько разнородных конфликтных ситуаций, в том числе и не связанных друг с другом. При этом любая конфликтная семейная ситуация имеет пространственные, информационные и временные границы.

Список использованной литературы:

1. Камнева Н.А. Гендерная обусловленность стилевых паттернов поведения в межличностном конфликтном взаимодействии: Дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов., 2011. - 39 с.

2. Камнева Н.А. Границы конфликтной семейной ситуации в современной России // Материалы X Международная научная практическая конференции 07-15 lutego 2014, Польша 2014. С. 3.

© Н.А. Камнева, 2015

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.