ПСИХОЛОГИЯ Педагогическая психология
УДК [376-057.874:316.61](045)
Характеристика социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников в условиях инклюзивного обучения
Characteristics of social competence "empathy" in primary school children in the conditions of inclusive education
Усова З.М., Северный (Арктический) государственный университет имени М.В. Ломоносова, z. usova@narfu. ru
Флотская Н.ЮЮ., Северный (Арктический) государственный университет имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Usova Z., Lomonosov Northern (Arctic) state University, [email protected] Flotskaya N., Lomonosov Northern (Arctic) state University, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.027
Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная компетенция, эмпатия, младшие школьники. Keywords: inclusive education, social competence, empathy, primary school children.
Аннотация. В статье рассматривается проблема сформированности социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников, обучающихся в инклюзивных и общеобразовательных классах. Проанализированы показатели социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников (характер проявления эмпатии, наличие/отсутствие эмпатийных переживаний в проблемных ситуациях, уровень эмпатии). В статье представлены результаты эмпирического исследования характеристик социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников, обучающихся в инклюзивных и общеобразовательных классах. Установлено, что младшие школьники проявляют эмпатию и оказывают помощь сверстнику как в инклюзивных, так и в общеобразовательных классах; у обучающихся инклюзивных классов показатель гуманистического характера эмпатии значительно ниже, чем этот показатель в общеобразовательных классах; у младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах, преобладает средний уровень развития эмпатии. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки новых инклюзивных технологий и методик для организации успешного социального взаимодействия обучающихся в инклюзивных классах.
Abstract. The article deals with the problem of the formation of social competence "empathy" at primary school students studying in inclusive and General education classes. Indicators of social competence "empathy" in primary school children (the nature of the manifestation of empathy, the presence/absence of empathic experiences in problem situations, the level of empathy) are analyzed. The article presents the results of an empirical study of the characteristics of a social competence "empathy" in primary school students studying in inclusive and General education classes. It was found that primary school students show empathy and provide assistance to their peers both in inclusive education and in General education classes; students in inclusive classes have a humanistic empathy index significantly lower than this indicator in General education classes; younger students in inclusive classes have an average level of empathy development. The results indicate the need to develop new inclusive technologies and methods for organizing successful social students' interaction in inclusive classes.
Введение. Для российского образования характерно внедрение инклюзивных практик в образовательный процесс. В федеральном законе
«Об образовании в РФ» инклюзивное образование понимается как доступное образование для всех категорий обучающихся [1].
В процессе инклюзивного обучения важным является организация социального
взаимодействия обучающихся. Данный факт подтверждается в исследованиях С.В. Алехиной [2], Н.Н. Малофеева [3], Л.М. Шипицыной [4] и др. Доказано, что взаимодействие разных категорий обучающихся (младших школьников, развитие которых в диапазоне возрастной нормы, и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) является определяющим условием успешности реализации инклюзивного образовательного процесса. Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту, развитие социальных компетенций обучающихся является одним из требований освоения образовательной программы основного общего образования [5].
В психологической науке отсутствует однозначное определение «социальная компетенция», не выделена единая классификация ключевых компетенций. Отдельные аспекты изучения данной проблемы встречаются в работах И.А. Зимней [6], А.В. Хуторского [7], Т.П. Гавриловой [8] и др. Анализ работ, посвященных проблеме классификации компетенций, показал, что социальные компетенции включены в состав ключевых компетенций [6;7]. Необходимо отметить, что исследователи не всегда используют в своих работах название «социальная компетенция», но при этом выделяемые ими компоненты классификации являются социальными.
В своем исследовании понятие «социальная компетенция» мы рассматриваем как способность обучающихся ориентироваться в жизненных ситуациях, решать возникающие задачи, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт. В период младшего школьного возраста особо актуальным является формирование способности ребенка к продуктивному взаимодействию со
сверстниками, успешному выполнению социальной роли учащегося. Особо значимыми в этот период являются такие социальные компетенции как сотрудничество, адаптивное поведение, толерантность, эмпатия [9].
Одной из важных социальных компетенций является эмпатия. Многочисленные исследования в области психологии показывают разные интерпретации данного понятия. В 50-е годы XX в. термин рассматривали как процесс «вчувствования» (эмоционального
проникновения одного человека в состояние другого человека) [10]. К концу ХХ века исследователями Т.П. Гавриловой [8], И.М. Юсуповым [11], Ю.А. Менджерицкой [12]
эмпатия рассматривалась как способность индивида эмоционально откликаться на переживания других людей, сочувствие. В исследованиях А.П. Стрелковой [13] и Т.П. Гавриловой [8] вместо эмпатии используются синонимичные термины «доброжелательность», «чуткость», «сопереживание». В настоящий период эмпатия рассматривается как многоуровневый феномен (Ю.А. Менджерицкая), как процесс, включающий когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты (Н.Н. Обозов), как способность сочувствия другому человеку, его мыслям и переживаниям (В.Г. Крысько, В.А. Лабунская).
Одновременно с трактовками понятия «эмпатия» в психологии выделены структурные компоненты, уровни, виды эмпатии. Так, по преобладанию уровня переживаний выделяется эмоциональная и когнитивная эмпатия (М.Ю. Ермолова), по содержанию характера эмпатии - эмпатия гуманистического и эгоцентрического характера (Т.П. Гаврилова), по продолжительности - кратковременная и долговременная эмпатия (М.А. Пономарева), по виду эмоционального отклика - адекватная и неадекватная эмпатия (М.А. Пономарева) [14].
В подходе Т.П. Гавриловой четко прослеживается выделение таких видов эмпатии, как сопереживание и сочувствие [8]. Л.П. Стрелкова описывает комплексный эмпатийный процесс как серию нескольких составляющих: сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие, которые могут привести к действию субъекта [13]. Опираясь на подходы Л.П. Стрелковой и Т.П. Гавриловой, возможна трактовка эмпатии как социальной компетенции, поскольку эмпатийный процесс рассматривается именно в контексте переживания чувств и эмоций в результате взаимодействия субъектов в социуме. В.П. Кузьмина отмечает важность формирования устойчивого эмпатийного поведения, как суммарной способности к эмпатии, возникающей в результате жизненного опыта, проживания ситуаций, в которых ребенок может принять позицию собеседника, осознать его переживания [11]. Е.Н. Васильева подчеркивает, что эмпатия развивается по определенным закономерностям, имеет возрастную сензитивность и важное значение в этом процессе имеет младший школьный возраст. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение особенностей социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников, обучающихся в инклюзивных и общеобразовательных классах.
Материалы и методы исследования. Исследование социальной компетенции «эмпатия» проводилось на базе общеобразовательных школ г. Архангельска и г. Северодвинска. Респондентами явились 233 обучающихся в возрасте 9 - 11 лет из инклюзивных и общеобразовательных классов. В своем исследовании инклюзивный класс мы рассматривали как класс, осуществляющий образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, в котором обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья; под
общеобразовательным классом понимали класс, осуществляющий образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, в котором отсутствуют обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
Для изучения социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников нами были выделены такие показатели, как характер проявления эмпатии, наличие/отсутствие эмпатийных переживаний в проблемных ситуациях, уровень эмпатии.
Под характером эмпатии мы понимали эмпатические переживания индивида, в которых он способен/не способен эмоционально откликаться на неблагополучие или благополучие другого (сострадание, сочувствие, жалость). В исследовании были проанализированы виды проявления характера эмпатии: гуманистический характер эмпатии (выбор решения в жизненных ситуациях в пользу других), гуманистическо-эгоцентрический характер эмпатии (выбор в затрудненных ситуациях как в свою пользу, так и в пользу другого, что говорит о неустойчивости характера эмпатии), эгоцентрическо-
гуманистический характер эмпатии
(неосознанное восприятие чувств окружающих, их желаний и потребностей), эгоцентрический характер эмпатии (склонность выбора решения в жизненных ситуациях в свою пользу, стремление удовлетворения своих личных потребностей без сочувствия к другим). Для изучения характера эмпатии использовали методику Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы» [11].
Экспериментальный материал методики включал незаконченные рассказы, каждый из которых содержал конфликтную ситуацию, задача испытуемого - сделать выбор в пользу потерпевшего или в пользу источника конфликта. Содержание текстов рассказов было направлено на изучение взаимодействия ребенка с животными, с взрослыми и сверстниками.
Показатель «эмпатийные переживания» мы рассматривали как способность ребенка
проявлять переживания, сочувствие в ситуациях взаимодействия с окружающими. Для выявления наличия/отсутствия эмпатийных переживаний мы обратились к опроснику Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику» [15]. В ходе проведения опросника испытуемым предлагалось спрогнозировать свое поведение в предложенных проблемных ситуациях. Выбор поведения включал оказание или неоказание помощи сверстнику, характер взаимодействия с одноклассниками в ситуациях ущемления личных интересов испытуемого, способность проявлять сорадость в ситуациях успеха другого ученика и сочувствие к сверстнику, который нарушил поведение.
Уровень развития эмпатии мы определяли на основании таких критериев, как: восприятие и понимание внутреннего мира сверстника, распознавание эмоциональных состояний другого сверстника, способность к установлению межличностного взаимодействия со
сверстниками, стремление к оказанию помощи. Этот показатель изучали с помощью опросника Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику». Данный опросник позволил выявить 3 уровня развития эмпатии: высокий, средний и низкий. Высокий уровень развития эмпатии характеризуется демонстрацией знаний об эмоциях окружающих, пониманием их настроения, младшие школьники
дифференцируют поступки сверстников и оценивают их, проявляют интерес к сверстникам, активно взаимодействуют с ними, они включаются в общение, оказывают помощь окружающим. Средний уровень развития эмпатии характеризуется наличием запаса знаний об эмоциях, способностью младших школьников дифференцировать и оценивать действия людей, проявлять интерес к сверстникам, частично учитывать желания сверстника и включаться в совместные действия с другими детьми, эмоционально реагировать на переживания другого в знакомых жизненных ситуациях. При этом обучающиеся не всегда способны понимать настроение окружающих, они не во всех ситуациях выбирают взаимодействие со сверстниками, стремятся привлечь внимание к себе. Низкий уровень развития эмпатии характеризуется отсутствием запаса знаний об эмоциях, не умением распознавать настроения других людей, отсутствием способности дифференцировать и оценивать их поступки и действия. Младшие школьники данной группы отличаются отсутствием интереса к сверстникам, нежеланием взаимодействовать с окружающими, эмпатийные действия совершают только по
поручению взрослых и слабо реагируют или не реагируют на переживания сверстников.
Результаты исследования. На основе результатов, полученных в ходе исследования, был проведен качественный и количественный анализ показателей социальной компетенции «эмпатия» у млацших школьников. Анализируя показатель характера эмпатии, на основе данных, полученных в ходе проведения методики Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы», было выявлено преобладание гуманистического характера эмпатии у младших школьников, обучающихся как в инклюзивных классах, так и в общеобразовательных классах. Млацшие школьники делали выбор разрешения ситуаций в пользу сверстника, проявляли сострадание и сочувствие, а также жалость. Мотивом выбора
Инклюзивные классы
поведения в предложенных ситуациях у младших школьников явилось благополучие сверстника. Необходимо отметить, что данный показатель значительно ниже в инклюзивных классах (42,3%), нежели в общеобразовательных классах (76,2%). Количественные данные представлены на рисунке 1, где «Г» - гуманистический; «ГЭ» -гуманистическо-эгоцентрический; «ЭГ» -эгоцентрическо-гуманистический; «Э» - эгоцентрический характер эмпатии.
На основе результатов, полученных в ходе проведения опросника Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику», выявлены эмпатийные переживания младших школьников из инклюзивных и общеобразовательных классов. Результаты представлены в таблице 1.
Общеразвивающие классы
Рисунок 1. - Характер эмпатии обучающихся общеразвивающих и инклюзивных классов (%)
Таблица 1. - Проявление эмпатийных переживаний у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных и инклюзивных классах (%)
Ситуации Инклюзивные классы Общеобразовательные классы
Проявляют Не проявляют Проявляют Не проявляют
эмпатию эмпатию эмпатию эмпатию
Оказание/неоказание помощи другому 67,3 32,7 89,6 10,4
сверстнику
Ущемление личных интересов ребенка 68 32 77 23
Проявление сочувствия к сверстнику, 54 46 62 38
нарушившему поведение
Проявление сорадости 20 80 64 36
Оказание помощи сверстнику в 54 46 82 18
трудных ситуациях
Общие показатели по всем ситуациям 54,7 45,3 77,6 22,4
Анализ ответов респондентов по ситуациям, требующим выбор поведения оказания / неоказания помощи другому сверстнику, показал, что 67,3% обучающихся из инклюзивных классов
готовы проявлять сочувствие другим школьникам, оказывать им помощь (например, «Я помогу сделать, а потом и играть пойдем»). Количество таких обучающихся в
общеобразовательных классах значительно выше - 89,6% ф<0,05). В ситуациях, в которых было спрогнозировано возможное ущемление личных интересов, 68% младших школьников в инклюзивных классах и 77% обучающихся из общеобразовательных классов выбрали проявление эмпатии к одноклассникам ф>0,05). Примерами высказываний детей при выборе поведения в ситуациях являются: «Отдам ему первому, пусть поиграет», «Я с вертолетом потом смогу поиграть». В ситуациях, в которых надо было спрогнозировать сочувствие к сверстнику, нарушающему поведение, 54% обучающихся из инклюзивных классов и 62% младших школьников из общеобразовательных классов выбрали сочувствие к сверстнику, нарушившему правила поведения ф>0,05). Примеры высказываний детей «Скажу, что не надо плакать», «Я помогу. Мы вместе прибираться будем». Необходимо отметить, что встречались ответы младших школьников с отрицательной позицией на других детей, например, «Так ему и надо, он поступил плохо», «Не отдам, мне тоже нужно отдать маме». Полученные результаты требуют особого внимания педагога, организующего инклюзивный образовательный процесс. Анализ результатов по выбору поведения в ситуациях сорадости показал, что только 20% обучающихся инклюзивных классов проявляют сопереживание радостным чувствам сверстника, процент таких детей в общеобразовательных классах выше - 64% ф<0,01). Характерными высказываниями младших школьников являлись: «Ну, пусть сядет на мой стул», «Уступлю свой стул и спрошу, куда
мне сесть». В ситуациях затруднений сверстника большинство обучающихся обеих
экспериментальных групп (54% младших школьников инклюзивных классов и 82% обучающихся общеобразовательных классов) оказывают помощь ф<0,05). Также необходимо отметить, что в инклюзивных классах практически равное соотношение респондентов проявляющих и непроявляющих эмпатию в ситуациях затруднений, что требует дополнительной коррекционно-педагогической работы.
Качественный анализ результатов исследования показал, что младшие школьники и в инклюзивных классах, и в общеобразовательных классах проявляют эмпатию, оказывают помощь сверстникам, однако обучающиеся из инклюзивных классов проявляют эмпатию чаще в ситуациях, которые встречаются им в повседневной жизни. В ситуациях, которые не включались в воспитательную работу учителей, младшие школьники показали низкий процент эмпатийных ответов (ситуации сорадости, ущемление личных интересов). На наш взгляд, особого внимания педагога требует организация дополнительной целенаправленной работы по формированию эмпатии у обучающихся инклюзивных классов.
Анализ результатов проведенного опросника Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику» позволил распределить младших школьников по трем уровням развития эмпатии (высокий, средний, низкий). Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. - Уровень развития эмпатии обучающихся в общеразвивающих и инклюзивных классах (%)
Как видно на рисунке 2, у младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах, преобладает средний уровень развития эмпатии (65,2%). Обучающиеся данных классов имеют некоторые знания об эмоциях и чувствах, распознают эмоции и настроение окружающих, проявляют интерес к одноклассникам, но ограничивают взаимодействие с ними. Млацшие школьники способны проявлять реакцию на переживания другого, прежде всего для того, чтобы получить одобрение взрослого.
Низкий уровень развития эмпатии отмечается у 25,7% млацших школьников из инклюзивных классов. Обучающиеся демонстрировали отсутствие запаса знаний об эмоциях, не могли распознавать настроения других людей. Респонденты данной группы не проявляли интерес к сверстникам и не взаимодействовали с одноклассниками. На переживания сверстников младшие школьники реагировали слабо, эмпатийные действия совершали только по поручению педагога.
Высокий уровень развития эмпатии наблюдается у незначительного количества респондентов (9,1%). Млацшие школьники демонстрировали знания об эмоциях окружающих и были способны дифференцировать и оценивать действия людей.
Обучающиеся активно взаимодействовали с окружающими, включались в общение и оказывали помощь в жизненных ситуациях.
Заключение. У младших школьников, обучающихся в условиях инклюзии, наблюдается преобладание гуманистического характера эмпатии над эгоцентрическим. Обучающиеся склонны к проявлению эмпатии и оказанию помощи другому; реакция на вмешательство в затрудненных ситуациях определяется как в свою пользу, так и в пользу другого, что говорит о неустойчивости характера эмпатии. В условиях инклюзивного обучения у младших школьников преобладает средний уровень развития эмпатии. Обучающиеся не стремятся взаимодействовать со сверстниками, эмоционально реагировать на переживания другого.
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, указывают на необходимость разработки специальных программ по формированию социальной компетенции «эмпатия» у младших школьников из инклюзивных классов с учетом разного уровня их развития, их специальных потребностей. Это позволит организовать успешное социальное взаимодействие младших школьников в процессе инклюзивного образовательного процесса.
Литература:
1. Российская Федерация Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. -№ 1. - C. 136-145.
3. Малофеев Н.Н. Коррекция, интеграция, инклюзия, что дальше? / Н.Н. Малофеев // Специальное образование. - 2015. - № 11. - С. 9-15.
4. Шипицына Л.М. Социокультурная парадигма в развитии инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.М. Шипицына // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии / Материалы 4-го междунар. теоретико-методол. семинара, 4 апр. 2012 г.: в 2-х т.; ред. кол.: Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Т.Г. Богданова, Е.В. Ушакова, А.А. Гусейнова, Е.В. Колтакова, О.В. Титова, Ю.А. Покровская. - М., 2012. - Т. 1. - С. 174-178.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, п. 9.
6. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. - 2016. - № 2.
7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Владос, 2005. - 383 с.
8. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания; под ред. А.А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. - С. 122-139.
9. Инклюзивное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Н.Ю. Флотская и др.; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: САФУ, 2015.
10. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-68.
11. Кузьмина В.П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии / В.П. Кузьмина // Вестник ВятГУ, 2007. - №17.
12. Менджерицкая Ю.А. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения / Ю.А. Менджерицкая // Психология затрудненного общения; под ред. В.А. Лабунской. - Москва: Издательство Академия, 2001. -С. 165-179.
13. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Стрелкова Людмила Петровна. - М., 1987. - 218 с.
14. Федоров И.В. К разработке современной системноантропологической модели эмпатии / И.В.
Федоров // Психология обучения. - 2014. - № 9. - С. 102-109.
15. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста / Е.Н. Васильева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2006. - №1.
References:
1. Russian Federation Federal Law "On Education in the Russian Federation".
2. Alekhina S.V. Inclusive education: from politics to practice / S.V. Alekhine // Psychological science and education. - 2016. - T. 21. - № 1. - C. 136-145.
3. Malofeev N.N. Correction, integration, inclusion, what's next? / N.N. Malofeev // Special Education. - 2015. -№ 11. - P. 9-15.
4. Shipitsyna L.M. Sociocultural paradigm in the development of inclusive education for children with disabilities / L.M. Shipitsyna // Special pedagogy and special psychology: modern problems of theory, history, methodology / Materials of the 4th international. theoretical and methodological. Workshop, Apr 4 2012: in 2 tons; ed. col.: N.M. Nazarova, O.G. Prikhodko, T.G. Bogdanova, E.V. Ushakova, A.A. Huseynova, E.V. Koltakova, O.V. Titova, Yu.A. Pokrovskaya. - M., 2012. - T. 1. - S. 174178.
5. Federal state educational standard of primary general education / Requirements for the results of mastering the basic educational program of primary general education, clause 9.
6. Schneider M.I. Empathy as a form of reflection of another person / M.I. Schneider // Humanization of education. - 2016. - № 2.
7. Khutorskoy A.V. The methodology of personality-oriented learning. How to teach everyone differently ?: teacher's manual / A.V. Farmstead. - M.: Vlados, 2005. -383 p.
8. Gavrilova T.P. Analysis of empathic experiences of primary schoolchildren and younger adolescents / T.P. Gavrilova // Psychology of interpersonal knowledge; under
the editorship of A.A. Bodaleva. - M.: Pedagogy, 1981. - S. 122-139.
9. Inclusive training for people with disabilities: a training manual / N.Yu. Navy and others; North (Arctic). un-t them. M.V. Lomonosov. - Arkhangelsk: NArFU, 2015.
10. Gippenreiter Yu.B., Karyagina TD, Kozlova E.N. The phenomenon of congruent empathy / Yu.B. Hippenreiter, T.D. Karyagina, E.N. Kozlova // Questions of psychology. - 1993. - № 4. - S. 61-68.
11. Kuzmina V.P. The theoretical aspect of the study of empathy as an actual problem of modern psychology / V.P. Kuzmina // Bulletin of Vyatka State University, 2007. - № 17.
12. Menzheritskaya Yu.A. Empathy of the personality and its role in the occurrence of situations of difficult and uncomplicated communication / Yu.A. Menzheritskaya // Psychology of Difficult Communication; under the editorship of V.A. Labunskoy. - Moscow: Publishing House Academy, 2001. - S. 165-179.
13. Strelkova L.P. Psychological features of the development of empathy in preschoolers: author. dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Strelkova Lyudmila Petrovna. - M., 1987. - 218 p.
14. Fedorov I.V. To the development of a modern system-anthropological model of empathy / I.V. Fedorov // Psychology of education. - 2014. - № 9. - P. 102-109.
15. Vasilieva E.N. To the problem of age-related sensitivity in the manifestation of empathy in preschool children / E.N. Vasiliev // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. -2006. - № 1.
19.00.07 - Педагогическая психология