Научная статья на тему 'Эмпатия как один из факторов успешной врачебной деятельности'

Эмпатия как один из факторов успешной врачебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
875
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Е.А., Ежова Ю.М., Варшавер Н.В.

В статье рассматривается коммуникативный аспект профессиональной деятельности врача, где общение выступает в качестве диагностического и терапевтического инструмента. Рассматривается понятие «эмпатия». Обосновывается необходимость формирования эмпатийных способностей в период обучения в вузе. Описаны принципы организации образовательного процесса, способствующие повышению уровня эмпатии у студентов в условиях медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпатия как один из факторов успешной врачебной деятельности»

ЭМПАТИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Волкова Е.А.* *, Ежова Ю.М.*, Варшавер Н.В.*

Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород

В статье рассматривается коммуникативный аспект профессиональной деятельности врача, где общение выступает в качестве диагностического и терапевтического инструмента. Рассматривается понятие «эмпатия». Обосновывается необходимость формирования эмпатий-ных способностей в период обучения в вузе. Описаны принципы организации образовательного процесса, способствующие повышению уровня эмпатии у студентов в условиях медицинского вуза.

Ключевые слова: эмпатия как один их факторов успешной врачебной деятельности.

Процесс изучения иностранного языка в вузе направлен на формирование целого ряда профессиональных и общекультурных компетенций, включающих способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, способность и готовность к сотрудничеству, коммуникации, толерантности и разрешению конфликтов.

Развитие общекультурных и профессиональных компетенций представляет актуальность в связи с тем, что формирование навыков общения до сих пор не стало обязательным в медицинских вузах или происходит далеко не на должном уровне. Между тем, всем известны факты деструктивного взаимодействия больного с врачом, в результате которого и пациент, и врач могут испытывать разочарование и чувство беспомощности. Безусловно, не все претензии пациентов к медицинским учреждениям и качеству медицинского образования связаны с взаимодействием врача и пациента. Но совершенно очевидным является тот факт, что многих ошибок можно было избежать, если бы врачи не совершали коммуникативных ошибок и развивали чувство эмпатии.

Приведем несколько определений эмпатии в зарубежной научной литературе:

- результат опыта человеческого общения и «человечности, укорененной в культуре» (К. Ясперс [1]);

* Заведующий кафедрой Иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент.

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук.

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

Общая педагогика

71

- всеобъемлющий механизм познавательных процессов, позволяющий чувствовать себя в состоянии другого человека, проникать в чувства другого и основанный на внутренней имитации (Э. Титченер [2]);

- способ понимания личности и как процесс, осуществляемый самой личностью (Г. Олпорт [3]);

- процесс проявления чувствительности к состоянию другого человека; переживание как разделение чувств с другим с сохранением дистанции; коммуникативное действие как когнитивное переосмысление эмоциональных проявлений; установка, направленная на заботу и поддержку в действие (К. Роджерс [4]);

В отечественной психологической литературе принято выделять 3 вида эмпатии: сопереживание, сочувствие, содействие. Гаврилова Т.П., благодаря исследованиям которой данный термин укоренился в отечественной науке в 70-е годы, выделила два вида эмпатии: «сочувствие» и «сопереживание» [5]. При этом автор предполагает, что «при сопереживании субъект переносит на себя чужое эмоциональное состояние и переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта, и, главным образом, если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем. При сочувствии же субъект переживает за другого как бы «бескорыстно», без соотнесения с собой. Конечно, сопереживание и сочувствие могут проявляться не только в чистом виде: при сочувствии может иметь место элемент сопереживания, а при сопереживании - сочувствия. Однако и в этих случаях один из видов эмпатии доминирует» [6, с. 108].

На сегодняшний день существует ряд работ, посвященных эмпатии в медицинской практике (Н.А. Аминов, В.П. Андронов, Е.Ф. Бажин, Ю.В. Гип-пенрейтер, Б.Д. Карвасарский, С.А. Лигер, В.А. Ташлыков, Б.А. Ясько и др.) Мы рассматриваем эмпатию как один из факторов успешной врачебной деятельности, как коммуникативный навык, необходимый для эффективного общения врача с пациентом. Эмпатия включает три уровня: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого), аффективный (сопереживание или сочувствие) и поведенческий уровни (помогающее поведение). На третьем уровне речь идет о вербальной коммуникации и невербальном поведении. Невербальное поведение человека условно разделяют на две группы: собственно невербальное поведение (расстояние между собеседниками, взаимное расположение собеседников, жесты, позы, мимика, сигналы глаз и т.д.) и невербальные вокальные феномены (громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель и пр.).

Для исследования был выбран тест диагностики уровней эмпатических способностей В.В. Бойко. С его точки зрения эмпатия является «ценнейшим средством познания человеческой индивидуальности в целях воспитания и обучения, лечения и профилактики» [7, с. 47]. Как показало тестирование

72

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

42 студентов первого курса лечебного факультета, большая часть студентов (31 человек) имеют очень высокий уровень эмпатии (30-36 баллов), 8 человек обладают средним уровнем (22-29 баллов) и трое - заниженным (15-21). Студенты, имеющие очень низкий уровень эмпатийных способностей (менее 14 баллов), не выявлены. Тем не менее, мы считаем данный результат недостаточным для людей одной из самых гуманных профессий, предполагающих такие качества как отзывчивость, чуткость, сострадание, милосердие. Кроме того в реальной жизни мы зачастую сталкиваемся с неумением или нежеланием врача правильно строить общение с пациентом.

Выбор профессии врача требует от человека проявления большой ответственности, осознанности и осмысленности решения. Как показало анкетирование, большинство студентов НижГМА объясняют свой выбор альтруистическими побуждениями («это самая гуманная профессия», «врачи спасают людей») и видят врача в окружении благодарных пациентов. При столкновении с реальной действительностью вектор их настроений может кардинально изменить направление («пациент плохой, неблагодарный, нервный, упрямый, несообразительный» и т.д. или «я бессилен», «я ничего не могу изменить»). Профессия врача характеризуется постоянным эмоциональным взаимодействием с большим количеством людей (пациенты и их близкие, коллеги, средний и младший медицинский персонал) и ответственностью за здоровье пациентов. Способность к сопереживанию, диалогу, уравновешенность являются важными качествами врача, но с другой стороны, врач всегда подвержен стрессовым факторам, поэтому со студенческой скамьи нужно вырабатывать индивидуальный стиль поведения, общения, уметь контролировать свою эмоциональную реакцию. Профильные иноязычные отношения призваны гарантировать вхождение студента-медика в современную реальность, обеспечить ему необходимую специализацию, формируя при этом положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

Целостная социально-профессиональная компетентность складывается из частных социальных и профессиональных компетентностей, основаниями для формирования которых являются личностные свойства и интеллектуальные действия [8]. Для развития социально-профессиональной компетентности в вузе необходимо разработать педагогические условия, систему заданий, позволяющих обучать через общение, создать мотивационно-стимулирующую среду для включения в процесс профессиональной коммуникации.

Учебный процесс целесообразно выстраивать таким образом, чтобы изучая темы «На приёме у врача. / Сбор анамнеза», «Обход», «Утренняя конференция», «Права пациента» студенты приходили к выводу о том, что успех лечения зависит не только от профессиональных знаний, но и от коммуникативных умений, т.е. что профессиональное общение представляет собой социально и профессионально значимое явление. С этой целью они постоянно знакомятся с общими аспектами и основными правилами ведения

Общая педагогика

73

приёма, техникой сбора анамнеза, особенностями вербальной и невербальной коммуникации, некоторыми специальными проблемами, связанными с особенностями личности больного и т.д.

Если для врача контакт с пациентом является рабочим моментом, то для пациента врача с врачом, представляет собой неординарное, центральное событие. Врач, как это ни трудно, должен помнить об уникальности каждой встречи для пациента. При первой встрече с больным задача врача выстроить мост доверия, фундамент, на базе которого может развиваться плодотворное сотрудничество. Это достигается вежливым, доброжелательным и обращённым к пациенту поведением. Пациент всегда находится в подчинённом положении по отношению к врачу из-за угнетённого состояния, вызванного болезнью. Профессиональное общение с пациентом имманентно таит в себе опасность: почувствовать врачу своё превосходство, что может найти выражение в авторитарности или высокомерном поведении и иметь негативные последствия. Большое значение имеет атмосфера, в которой происходит сбор анамнеза. Когда пациент ощущает, что врач полностью находится в его распоряжении и для него в данный момент нет ничего важнее, чем внимательно слушать больного, происходит снятие эмоционального барьера. Поэтому во время беседы исключаются все помехи: разговоры с коллегами, телефонные переговоры и т.д. Нельзя показывать пациенту, что у вас мало времени, даже если это имеет место. Нельзя говорить на ходу, стоя, двигаясь к двери, беспокойно переминаясь с ноги на ногу. Но и не следует предоставлять пациенту неограниченное количество времени, иначе он может перегрузить врача иррелевантной информацией. Во время сбора анамнеза врач может сидеть за столом (на расстоянии не более 1 метра) напротив пациента, либо пациент располагается рядом за столом (стол может восприниматься как барьер), при этом врач должен смотреть собеседнику в глаза, следить за его мимикой. Некорректно пожилых пациентов называть «бабушка» / «дедушка», хотя многие и привыкли к этому. Больной в любом случае испытывает неловкость и такое отношение усугубляет момент унижения и деперсонализации. Прежде чем собирать анамнез у пожилых людей, страдающих забывчивостью, и которых легко сбить с толку следует заранее составить план опроса.

Во время коммуникации с пациентом врач должен стараться объяснять всё просто и доступно, использовать простые, однозначные формулировки, помня о том, что каждое слово врача оценивается и интерпретируется пациентом. Многие молодые врачи не подозревают, какие последствия в глазах больного могут иметь самые безобидные клише. Применение специальных медицинских терминов греко-латинского происхождения, а также медицинских сокращений и выражений больничного сленга могут поставить в тупик пациента. Не каждый пациент решится прямо спросить у врача, что означа-

74

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ет тот или иной термин. Врач должен также избегать проявления скуки, напряжения, не высказывать осуждения, не увлекаться морализацией и излишней монологизацией. Он не должен быть слишком сухим и отстранённым или, наоборот, фамильярным или чрезмерно доверительным. Нельзя идти на поводу у пациента, что может помешать объективно оценить ситуацию. Врачу нельзя полностью погружаться в эмоциональное состояние больного, идентифицироваться с ним в страдании и горе (опасность появления синдрома «эмоционального выгорания»). Нужно учиться соблюдать разумную дистанцию, тренируя способность к эмпатии и самоконтролю. Способ общения врача с пациентом зависит от впечатления, которое пациент произвёл на врача. Уже в первые минуты общения врач может сделать вывод, насколько информирован пациент, что он знает о своём заболевании, доверяет ли он врачу, относится ли он скептически к научной медицине и является приверженцем альтернативных методов лечения. Пациенты, целиком полагающиеся на авторитет врача, не слишком информированные, несколько инфантильные, считают, что могут полностью доверять врачу. Такие пациенты не требуют подробных объяснений плана лечения. Но этот тип встречается всё реже. Намного чаще врач контактирует с хорошо информированным пациентом, который из специальной литературы, интернета, прессы сделал себя «псевдознающим» и требует намного больше внимания, детальных разъяснений, склоняется к скепсису, а иногда и к агрессии. Такой пациент имеет тенденцию к переносу поведения, типичного для сферы бизнеса, на взаимоотношения врача и пациента. Он хочет гарантий, уверенности, точного прогноза и консультируется по одной проблеме со многими врачами. Однако, не следует забывать, что за такой манерой поведения скрываются ещё более сильные переживания, чем у доверчивого типа, он чувствует себя в безвыходном положении, не знает, как ему поступить. Знание редчайших осложнений, которые могут возникнуть в процессе лечения, часто приводят пациента к тяжёлым конфликтам. В таких случаях важно показать больному, что врач в курсе новейших познаний в медицине, можно обсудить проблему с коллегой, если этого пожелает пациент. В первые минуты беседы врач должен позволить пациенту в свободной форме изложить свои жалобы, не прерывая его. Для этого он использует вопросы открытого типа. Важно дать выговориться собеседнику и проследить развитие болезни именно с его точки зрения. Практика показывает, что обычно врач через 15-20 секунд прерывает пациента. Возникает парадокс: врач открытым вопросом «Что Вас привело ко мне?» сигнализирует пациенту о возможности обо всём рассказать. В течение одной минуты пациент получает приглашение, которого он практически сразу же лишается. На следующее приглашение он реагирует уже настороженно и партнёрские отношения, таким образом, значительно усложняются. Если же врач даёт пациенту возможность выска-

Общая педагогика

75

заться, то пациент, как правило, придерживается принципа кооперации, старается говорить по существу.

Исследование, проведённое в одной из швейцарских больниц, показало, что среднее время говорения пациента составило 92 секунды, 78 % пациентов завершали свои сообщения за 2 минуты. Впрочем, 7 из 335 пациентов говорили более 5 минут. Но информация была настолько релевантной, что по оценке лечащего врача стоило её выслушать [9].

Пациент ценит интерес и внимание врача и придаёт большое значение возможности полностью рассказать историю своей болезни. Врачу важно обладать умением активного слушания. Робких, зажатых пациентов нужно ободрять, стимулировать к продолжению диалога (кивком головы, междометиями «Okay», «Нт», «ah ja»; приёмом «Эхо»; парафразированием). Полезно обобщить сказанное пациентом. Этим приёмом врач демонстрирует пациенту, что он его внимательно слушает, правильно понял и позволяет ему внести коррекцию и необходимые разъяснения. С помощью обобщений врач может также прервать затянувшиеся объяснения пациента, но при этом нельзя проявлять нетерпение и нервозность. Не надо бояться прикоснуться к пациенту, протянуть ему руку или положить руку на плечо. Не надо пытаться сразу подавить любой эмоциональный всплеск пациента (плач, печаль), пациент хочет выплеснуть свои эмоции. В данном случае необходимо проявить сочувствие, высказав личную оценку ощущений больного («Представляю, в каком Вы состоянии», «Вам очень нелегко»...). Не рекомендуется перегружать пациента слишком большим количеством вопросов, из которых он должен выбрать правильный вариант. Есть опасность, что некоторые больные могут, не подумав, утвердительно ответить на последний вопрос. Надо избегать суггестивных вопросов, т.к. некоторые больные склонны скорее согласиться с врачом, чем возразить ему.

Напротив, чётко сформулированные закрытые вопросы способствуют прояснению ситуации.

Врач может дать понять пациенту, что к нему относятся с уважением и внимательно слушают с помощью методов невербального общения. К невербальной коммуникации относятся внешний вид, поза, выражение лица, дикция, что, в принципе, включается в понятие культуры внешнего вида. Продуманность, аккуратность, сдержанность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой, демонстрация доброжелательности играют важную роль в общении. Обе стороны обращают на это внимание и постоянно интерпретируют поведение собеседника, его манеру говорить, ходить, сидеть, жестикулировать, приветствовать и т.д. Следует отметить, что невербальная коммуникация осуществляется обычно неосознанно. Но врач может и должен её тренировать и эффективно использовать как важный инструмент установления положительных межличностных отношений.

76

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Беседа с пациентом является важной частью диагностического и терапевтического процесса. Мы полагаем, что эмпатию необходимо формировать в условиях обучения в медицинском вузе, в частности, средствами иностранного языка. Особое внимание уделяется нами поведенческому уровню эмпатии, т.е. формированию навыков помогающего поведения (умениям использовать вербальные и невербальные средства коммуникации). На практических занятиях по иностранному языку могут быть раскрыты вопросы врачебной этики и деонтологии, культуры врачебного приёма, причём учитывая уменьшение часов, выделяемых на изучение иностранных языков, эту задачу можно решить с помощью интерактивных методов обучения, тщательного отбора и организации учебного материала, путем построения диалогов «врач -пациент», использования ситуационных задач, ролевых и деловых игр, метода проектов, кейс-метода, подбором текстов этико-деонтологической направленности.

Список литературы:

1. Ясперс К. Общая патопсихология / К. Ясперс; пер. с нем. Л.О. Акопяна. - М.: Практика, 1997. - 1056 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппен-рейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей / сост. А. Б. Орлов. - М.: Вопросы психологии, 2004. - С. 37-45.

3. Allport GW. Personality: A psychological interpretation / GW. Allport. -London: Constable&Company Ltd, 1949 (reprint). - 588 p.

4. Роджерс К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций. Тексты / Под. ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ. - С. 248-251.

5. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Гаврилова. - М., 1977. - 149 с.

6. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. -С. 107-114.

7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

8. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования / И.А. Зимняя // Тезисы методического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005. - 379 с.

9. Schweickhardt Axel / Fritsche, Kurt: Kursbuch Arztliche Kommunikation. Grundlagen und Fallbeispiele aus Klinik und Praxis. 2. erweiterte Auflage. Deutscher Arzte-Verlag 2009. ISBN 978-3-7691-3412-4. 290 Seiten.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.