Научная статья на тему 'ЭМПАТИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ'

ЭМПАТИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ОПЫТ / ОБЩЕНИЕ / РЕЧЬ / МЫСЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джумаев Алланазар, Тенлиев Энвер, Аманмырадов Мердан

Эмпатия основана на способности поставить себя на место другого человека, увидеть вещи его глазами, понять его положение и место и использовать его в своих собственных делах. Эмпатия - имплицитный способ понимания человека, при котором эмоциональное вытеснение другого приводит к возникновению собственных действий. Мы осваиваем эмпатию чуть ли не с детства. Однако с возрастом этот механизм редко включается в прием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY AS A MECHANISM OF ACCEPTANCE

Empathy is based on the ability to put oneself in the place of another person, to see things through his eyes, to understand his position and place, and to use him in his own affairs. Empathy is an implicit way of understanding a person, in which the emotional repression of another leads to the emergence of one's own actions. We learn empathy almost from childhood. However, with age, this mechanism is rarely included in the reception.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ»

Джумаев Алланазар,

студент;

Тенлиев Энвер,

студент;

Аманмырадов Мердан,

студент.

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Ашхабад, Туркменистан.

ЭМПАТИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ

Аннотация

Эмпатия основана на способности поставить себя на место другого человека, увидеть вещи его глазами, понять его положение и место и использовать его в своих собственных делах. Эмпатия -имплицитный способ понимания человека, при котором эмоциональное вытеснение другого приводит к возникновению собственных действий. Мы осваиваем эмпатию чуть ли не с детства. Однако с возрастом этот механизм редко включается в прием.

Ключевые слова: Эмпатия, опыт, общение, речь, мысль.

Annotation

Empathy is based on the ability to put oneself in the place of another person, to see things through his eyes, to understand his position and place, and to use him in his own affairs. Empathy is an implicit way of understanding a person, in which the emotional repression of another leads to the emergence of one's own actions. We learn empathy almost from childhood. However, with age, this mechanism is rarely included in the reception.

Key words:

Empathy, experience, communication, speech, thought.

Для того чтобы способность человека понимать других людей, которых он до конца не понимает, проявилась в общении, необходимы не только знания, понимание и опыт, но и другое явление -особое отношение к оппоненту, особая направленность на него. Другими словами, хотя мы черпаем из жизненного опыта, мы должны хотеть понять другого человека. Вы должны попросить его понять, о чем он думает, почему он сливает информацию, его точку зрения и его образ мыслей. Каждый может сказать по собственному опыту, когда принятие было ясным, легким и осмысленным. Эти ситуации возникают в наших отношениях с любимыми, близкими друзьями, где не нужно никаких специальных знаний, чтобы правильно воспринимать и понимать оппонента, все происходит спонтанно, без затруднений и без обдумывания. В таких ситуациях мы стараемся понять другого человека, не сделать ему больно, не сделать ничего неподобающего и т. д. мы искренне надеемся. Это видно даже со стороны: влюбленные всегда смотрят друг другу в глаза и сравнивают свое мнение и действительность о противнике, друзья очень внимательно относятся к малейшим признакам изменения состояния противника и т. д. Иными словами, каждый человек подходит к такому общению со средствами и способами получения и понимания человека. Этот тип механизма принятия и понимания другого человека называется эмпатией. Эмпатия основана на способности поставить себя на место другого человека, увидеть вещи его глазами, понять его положение и место и использовать его в своих

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

собственных делах. Эмпатия - имплицитный способ понимания человека, при котором эмоциональное вытеснение другого приводит к возникновению собственных действий. Мы осваиваем эмпатию чуть ли не с детства. Однако с возрастом этот механизм редко включается в прием. Мы не хотим понимать каждого человека, с которым соприкасаемся, мы думаем, что у каждого свои проблемы. Мы считаем важным не понять позицию противника, а сделать ее своей. Поэтому мы теряем свою уникальную чувствительность к другому человеку, а в связи с этим теряем понимание его, заменяя его поверхностным пониманием - стереотипами. Действительно, если стереотипизация в ситуации первого впечатления необходима для определения основной направленности (социальной принадлежности), то стереотипизация в межличностном общении, как отмечалось ранее, приводит только к непониманию. Стереотипы и эмпатия — принципиально разные механизмы социального принятия. Первый из них характерен для группового общения (релевантным примером является формирование первого впечатления), а второй — для межличностного общения; в конце концов, не социальные характеристики людей являются главной детерминантой, а их психологические особенности. Подобно тому, как взаимопонимание, основанное на психологических отношениях, неуместно в групповом общении, стереотипы в межличностном общении либо препятствуют взаимопониманию, либо переводят это общение на групповой уровень и не ведут к психологическому взаимопониманию. Понимание оппонента достигается при эмпатии, учитывающей высокую чувствительность к его ситуации. Установлены специальные методы обучения для повышения чувствительности людей к ситуациям друг друга. Это разные виды психологического тренинга общения - тренинг чувствительности. В некоторых видах тренировок формируется представление о внешних характеристиках внутреннего состояния человека, и они используются как особое средство наблюдения за противником. Это определенно улучшает коммуникативные навыки. Но не следует забывать, что эмпатия - это не только прием, а страстная, верующая, открытая позиция, личная позиция по отношению к оппоненту. Без такой личной позиции любой технический метод не имеет большого значения, а наличие доверия является важнейшей гарантией хорошего понимания. Поэтому, если мы хотим хорошо понять нашего противника, «проникнуть» в него, важно сосредоточиться на доверии, терпении и открытости. В таком случае в некоторой степени полезен так называемый тип сопоставления. Таким образом, подражая внешнему поведению противника, он более тесно к нему приспосабливается: переходит в подходящую позу, принимает характерный для него в данный момент темп речи и т. д. Если вы сможете это сделать, то почувствуете, что происходит в оппоненте, откроетесь ему и обретете взаимопонимание.

Многое известно об информации, генерируемой жестами рук. В первую очередь важно количество таких действий. Хотя нормальное количество жестов рук различается у разных народов и культур (больше во второй половине дня, меньше на севере), везде их количество и скорость увеличиваются по мере нарастания эмоционального возбуждения и возбуждения человека. Темп движений рук также увеличивается, когда оппоненты активно пытаются добиться более полного взаимопонимания между собой (особенно когда взаимопонимание затруднено). Различные символы имеют разное значение в разных культурах. Например, во многих странах, в том числе и у нас, жест качания головой означает сказать «да», в Греции, Болгарии - сказать «нет», а кое-где говорят «нет» запрокидыванием головы назад, а не поворачивая его слева направо. Но во всех культурах есть сходные жесты, выполняющие следующие функции: указательную, фиксирующую, выявляющую и уточняющую — «Я вчера поймал такую-то рыбу (жест)» и т.п. Это ясно всем. Ясность хуже в определении различных атрибутов; но несомненно, что эмоциональное состояние человека, его отношение к оппоненту в коммуникативной ситуации связано с характером. «закрытые» характеристики (человек всегда старается как-то прикрыть переднюю часть тела и занимать как можно

меньше места); Показано, что поза «Наполеона» стоя (руки нарочито скрещены на груди, а сидя: обе руки на подбородке и т. д.) воспринимается со стороны оппонента как недоверие, несогласие, сопротивление, критика или даже презрение. . Они действительно имеют в виду это. Открытые формы позы (стоя: раскрытые ладони вверх, сидя: руки вытянуты, ноги вытянуты) воспринимаются как доверие, доброжелательность, доброта, психологический комфорт. Есть четко выраженные позы типа созерцания, критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут рядом со скулой). Если человек горит желанием общаться, он наклоняется к собеседнику сидя, а если неохотно, то откидывается назад.

Список использованной литературы:

1. Бгажноков Б. X. Коммуникативное поведение и культура: (К определению предмета этнографии общения) //Советская этнография. 1978. № 33.

2. Бгажноков Б. X. Личностно-и социально-ориентированное речевое общение//Материалк IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. /Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1972.

3. Бенуа А. Н., Лансере Н. Е. Дворцовое строительство Николая I // Старые годы. 1913. № 7-9.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (Психология человеческой судьбы). М., 1988.

©Джумаев А., Тенлиев Э., Аманмырадов М., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.