Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ИНТЕЛЛЕКТ / БИПОЛЯРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Середина Н.М.

Изучение эмоционального интеллекта сегодня является одной из ведущих тем в психологии. В данной работе рассматриваются психологические особенности, влияющие на эмоциональный интеллект. Особенности в изучении эмоционального интеллекта литератора взаимосвязаны с рядом причин. Это и особенности культуры, исторические периоды, и различный опыт в многочисленных сферах профессиональной деятельности человека. Знание эмоционального интеллекта позволяет достигать определенных высот в профессиональной деятельности литератора. Проникновения в культуру языка и народа, носителя языка, дает дополнительные сведения понимания интеллекта и эмоционального ряда. В данной работе рассматривается эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности литератора. В современном мире изучение эмоционального интеллекта является необходимостью во многих сферах профессиональной деятельности человека. Изучение эмоционального интеллекта требует проникновения в культуру народа и культуру личности, носителя её.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Середина Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE IN LITERARY ACTIVITY

The Study of emotional intelligence today is one of the leading topics in psychology. This article discusses the psychological characteristics that affect the emotional intelligence. Features in the study of the emotional intelligence of the writer are interrelated with a number of reasons. These are the features of culture, historical periods, and various experiences in numerous spheres of human professional activity. Knowledge of emotional intelligence allows you to reach certain heights in the professional activity of the writer. Penetration into the culture and language of the people, the native speaker gives the additional information, the understanding of intelligence and emotional range. In this paper we consider the role of emotional intelligence in the professional activity of the writer. In today's world, the study of emotional intelligence is a necessity in many areas of human professional activity. The study of emotional intelligence requires penetration into the culture of the people and the culture of the individual, its carrier.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.9.07

Н.М. Середина,

аспирант, НАНО ВО «ИМЦ», г. Москва

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

N.M. Seredina,

Postgraduate student, NANO VO «IWC», Moscow E-mail: 7503884@mail.ru

EMOTIONAL INTELLIGENCE IN LITERARY ACTIVITY

Аннотация. Изучение эмоционального интеллекта сегодня является одной из ведущих тем в психологии. В данной работе рассматриваются психологические особенности, влияющие на эмоциональный интеллект. Особенности в изучении эмоционального интеллекта литератора взаимосвязаны с рядом причин. Это и особенности культуры, исторические периоды, и различный опыт в многочисленных сферах профессиональной деятельности человека. Знание эмоционального интеллекта позволяет достигать определенных высот в профессиональной деятельности литератора. Проникновения в культуру языка и народа, носителя языка, дает дополнительные сведения понимания интеллекта и эмоционального ряда. В данной работе рассматривается эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности литератора. В современном мире изучение эмоционального интеллекта является необходимостью во многих сферах профессиональной деятельности человека. Изучение эмоционального интеллекта требует проникновения в культуру народа и культуру личности, носителя её.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творчество, креативность, психологические факторы, психология, эмоции, чувства, интеллект, биполярность.

Abstract. The Study of emotional intelligence today is one of the leading topics in psychology. This article discusses the psychological characteristics that affect the emotional intelligence. Features in the study of the emotional intelligence of the writer are interrelated with a number of reasons. These are the features of culture, historical periods, and various experiences in numerous spheres of human professional activity. Knowledge of emotional intelligence allows you to reach certain heights in the professional activity of the writer. Penetration into the culture and language of the people, the native speaker gives the additional information, the understanding of intelligence and emotional range. In this paper we consider the role of emotional intelligence in the professional activity of the writer. In today's world, the study of emotional intelligence is a necessity in many areas of human professional activity. The study of emotional intelligence requires penetration into the culture of the people and the culture of the individual, its carrier.

Key words: emotional intelligence, creativity, creativity, psychological factors, psychology, emotions, feelings, intelligence, bipolarity.

Важно изучить, какую роль ЭМ (EQ, эмоциональный интеллект) и Щ, (показатель умственного, интеллектуального развития) играют в профессиональной деятельности литератора и каковы связи между EQ и Щ.

Мы стремимся показать важность наличия развитого ЭИ у литературных работников (писателей), и влияние его (развито-

го ЭИ) на содержание текстов, выходящих из-под пера писателя — это одна из идей статьи. В данной статье мы пока не раскрываем в полной мере понятие «особенности», и мы пока не даем сравнительный анализ: в нашем случае — эмоционального интеллекта, проявляющегося у носителей литературной деятельности и, например, рекламщиков, продавцов и т.д. Эти задачи

мы будем ставить в следующих работах. Будет идти поиск в нескольких направлениях: особенности ЭИ; сравнение ЭИ и Щ; понимание ЭИ в различных концепциях; ноосфера личности; эмоции; методика развития ЭИ; уровни ЭИ, присущие представителям различных литературных (окололитературных) видов деятельности и т.д. Мы привносим в текст статьи в ходе исследовательской мысли новые понятия, применение которых еще не было.

Люсин Д.В. предлагает новую методику для измерения эмоционального интеллекта. Психологическая диагностика — одна из задач при изучении и коррекции эмоционального интеллекта. ЭИ способен давать особый, интуитивный, мгновенный ответ на поставленные задачи, так как возбуждающие чувства дают реакцию без размышления. Для литератора — это значит, уход от внутреннего редактора, высвобождение воображения.

Если проанализировать взаимосвязь, то можно увидеть особенности. Говоря о взаимосвязи интеллекта и эмоций в человеке, принято говорить о первичности эмоций по отношению к сознанию, согласно классическому пониманию. Однако, если принять обе точки зрения в понимании путей развития и познания человека, то можно выявить связи между нами. В одних случаях это биполярность, в других — взаимодополняемость.

Эмоциональный интеллект по Фрейден-бергу включает в себя понятия интеллекта и эмоций, которые является движущей силой развития личности. С нашей точки зрения, на современном этапе, следует рассматривать не только биполярность, но и возможность взаимодополняемости и взаимообусловленности. Выявление этих связей — дело будущего. В профессиональной деятельности литератора заключена бесконечная множественность этих связей.

Однако возможно рассматривать это как тройственный процесс. Между интеллектом и эмоциями, которые находятся во взаимодействии, существует некая субстанция или поле, которое является передатчиком информации от эмоционального поля мыслительному процессу. Эта третья субстанция обозначена как душа человека. На современном этапе развития науки это

знание может быть развито в нескольких направлениях. В этом изучении научное понимание эмоционального интеллекта может быть расширено [6, ^ 65].

Если можно классифицировать эмоции и подвергать изучению сознание, то третью субстанцию — связывающее одно с другим. Это поле можно назвать — ноосфера личности.

Макрокосмос вселенной в микрокосмосе человека. Это своего рода метаметафора, термин, который ввел Константин Кедрин для обозначения особого рода поэтического выражения, мироощущения. Это новый символизм в понимании литературы.

Рассмотрим классификацию эмоций, которую предложили К. Изард и М. Гла-дуэлл. «В любой момент, когда мы испытываем ту или иную основную эмоцию (К. Изард выделил десять основных эмоций: интерес или приятное волнение, радость, удивление, огорчение, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) она непроизвольно выражается с помощью наших лицевых мышц. Эта реакция может присутствовать на лице долю секунды, её можно определить только с помощью электронных датчиков. Но она всегда присутствует» [3, с. 247].

Понятие эмоциональный интеллект в настоящее время вызывает большой интерес, так как информационный поток и эмоциональное перенапряжение оказывают большое влияние на человека. Интересна модель эмоциональной компетенции, которую предлагают Сергей Шабанов и Алена Алешина в книге «Эмоциональный интеллект». «Модель эмоциональной компетентности состоит из шести навыков:

1) умение осознать свои эмоции;

2) умение осознать эмоции других:

3) умение управлять своими эмоциями;

4) умение управлять эмоциями других» [8, с. 34];

5) умение передать эмоции в художественном образе и стиле;

6) вызвать сопереживание в читателе.

Возможно, ли развивать эмоциональный интеллект и как это делать профессионально? Джилл Хэссон предлагает подсказки, советы и техники в книге «Развитие эмоционального интеллекта».

Он предлагает обратиться к такому понятию как «прощение». Очень часто используется понятие прощения в семье. «Прощение не означает, что вы уступаете своему обидчику, преуменьшаете его поступок, извиняете и забываете его, — другой человек по-прежнему несет ответственность за свои действия. Возможно, он не заслуживает прощения за принесенные вам боль, грусть и страдание, но вы заслуживаете освобождения от негативных чувств» [7, с. 46].

Автор предлагает метод избавления от эмоции «не прощения». «Напишите своему обидчику письмо, которое можно отсылать или не отсылать». Сходно с этим работают некоторые писатели. Это важно для ощущения яркости, новизны жизни, её обновления и понимания этого, практикуя это ежедневно. Человек обогащает спектр своих эмоций на протяжении всей жизни. Это зависит от его деятельности, способности к творчеству, таланта.

Не только распознать эмоцию, но передать ее через художественный образ, лирическое стихотворение, эссе. Это своего рода новое индивидуальное видение мира литератором, это литературные очки, это ключ к пониманию художественности [2, с. 3].

Лиза Фельдман Барретт в книге «Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управления эмоциями» пишет: «В целом теория конструирования эмоций — это биологически корректное психологическое объяснение того, кем вы являетесь как человек. Она учитывает и эволюцию, и культуру. Вы родились с какими-то связями в мозге, определенными вашими генами, однако окружающая среда может включать и отключать некоторые гены, позволяя вашему мозгу самостоятельно устанавливать связи с вашим опытом. Ваш мозг формируется реалиями мира, в котором вы обнаруживаете себя, включая социальный мир, созданный соглашениями между людьми. Ваша психика — грандиозное сотрудничество, которое вы не осознаете. Посредством конструирования вы воспринимаете мир не в каком-то объективно точном смысле, а через очки ваших собственных потребностей, целей и предыдущего опыта™ Теория конструирования эмоций предлагает

взгляд на природу человека, который совершенно отличен от классического» [1, с. 186].

Это, своего рода, создание, написание литератором художественного произведения. Эмоциональный интеллект креативных людей, например, критиков, переводчиков, литературоведов будет иным, чем креативных писателей (поэтов, прозаиков, эссеистов). Текст перевода может быть разнообразным по цели: деловой, газетный, художественный. Особенности перевода художественных текстов писателями-переводчиками — это многоаспектный процесс, в котором задействованы и эмоциональный интеллект (ЭИ). Профессионализм перевода художественного текста зависит от ряда факторов субъективных и объективных [4, с. 86].

Субъективные, индивидуальные особенности: ЭИ, вдохновение, мотивация, восприятие, усвоение, убеждения, отношения (установки), а также уровень профессиональной подготовки.

Объективные факторы профессиональной деятельности литератора: творческое окружение, общение и условия работы дают широкий спектр для ЭИ. Среда: организационная деятельность, объективные условия обстановки, условия обитания. Условия работы: организация рабочего места, кабинета, поток информации, контроль деятельности. Роль лингвистики в переводоведении тесно связана с темой эмоционального интеллекта [5, с. 150]. Создателем языка художественной литературы или перевода художественного произведения является писатель, таким образом, психологический портрет писателя не менее важен, ибо «каждый пишущий пишет о себе». И то, как переводимый им текст интерпретирует сам переводчик, зависит от его ЭИ. Все многообразие языковых стилей языка, как одного из видов межъязыковой речевой деятельности, коммуникации привносит в процесс перевода стилистическое и эмоциональное многообразие, которым владеет писатель. Автор устанавливает, исходя из собственных профессиональных и личностных факторов, соотношения между исходным языком автора и языком перевода. Поэтому перевод — это не только межъязыко-

вой заданный алгоритм, но и творческий процесс конструирования взаимодействия писателя-переводчика и писателя, автора оригинала.

В более широком понимании литературное творчество является не только языковым, речевым феноменом, это феномен проявления и взаимодействия Щ и EQ. Писатель стремится вобрать в себя все многообразие, весь спектр эмоций культуры. И процесс взаимообогащения культур зависит от личного профессионального уровня культуры писателя-переводчика, от его таланта, творческой реализации в данном тексте и связей между Щ и EQ.

Писатель, владеющий высоким ЭИ, может сближать культуры, переносить элементы одной культуры в другую и адаптировать ее. Но каждый раз текст принимает новый эмоциональный спектр. Литератору важно понимать не только лингво-поэтику художественного произведения при воплощении идейно-художественного замысла, но и эмоционально весь спектр интеллектуального перевоплощения: особенность поэтического языка, эстетические принципы воздействия на читателя. И передать широкий спектр эмоций, что в произведениях искусства очень важно. Эстетическая значимость включает в себя все многообразие культуры народа. Поэтому умение из огромного количества стилистических явлений художественного образного языка выбрать те, которые обладают эстетической значимостью — важнейшая задача.

Список литературы

1. Барретт Лиза Фельдман. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управления эмоциями / Пер. с англ. Е. По-никарова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 432 с. — С. 186.

2. Быстрова С.П. Истоки философии культуры Цицерон. — СПб., 2010.

3. Гладуэлл Малкольм. Сила мгновенных решений: Интуиция как навык / Пер. с англ. — М.: Альбина Паблишер, 2018. — 312 с. — С. 247. (Серия «Альбина»: психология и философия).

4. Жириновский В.В., Крук В.М., Носс И.Н., Гнездилов Г.В., Зайцев М.С., Кандыбо-вич С.Л., Курдюмов А.Б., Кокорева ЕА., Лаптев Л.Г., Чертополох АА. Актуальные проблемы психологического отбора и обеспечения личностной надежности персонала. — М., 2015.

5. Мазур Е.Ю. К анализу психологических подходов в исследовании идентичности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2010. — № 5. — С. 148.

6. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект // Учебно-методический комплекс. — М., 2005. — 180 с. — С. 65.

7. Хэссон Дж. Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы и техники / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — 127 с. — С. 46.

8. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект // Российская практика. 5-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 432 с. — С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.