Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ А. МАСЛОУ ДО СОВРЕМЕННОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ А. МАСЛОУ ДО СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЯ / ЭМОЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / CREATIVITY / PSYCHOLOGICAL FACTORS / PSYCHOLOGY / EMOTIONS / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Середина Н.М.

В современном мире изучение эмоционального интеллекта является важной научной дисциплиной в психологии, которая корнями уходит в теорию и опыт тысячелетий, так как связано с формированием эмоций. В данной статье рассматривается позиция А. Маслоу и влияние его теории на современные психологические школы. Изучение креативности литераторов, писателей, переводчиков, которые создают художественные произведения, задача современной психологии. Ибо образное, художественное, мышление является не только древнейшим видом мышления, постижения реальности, но и обусловливает связи между эмоциональным мышлением и интеллектуальным. Многообразие и бесконечное множество связей между IQ и EQ является изменяющейся величиной. Эта динамика является показателем креативности в психологии творчества. Научное исследование данной темы не потеряло своей актуальности. Методы исследования совершенствуются, используя современные технологии. Результаты исследований отечественных и зарубежных психологов широко публикуются. Перспективы исследования данного направления лежат в плоскости пересечения психологии и литературоведения, так как креативность - это бесконечно развивающаяся цепь связей между IQ и EQ. Изучение этих связей лежит в области психологии, а также на пересечении психологии и литературоведения. Исследовать его возможно путем новых методик и современного подхода к изучению IQ и EQ. Сложности исследования в том, что психология недостаточно глубоко исследует психологию активно пишущих литераторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Середина Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE FROM A. MASLOW TO THE PRESENT

In the modern world, the study of emotional intelligence is an important scientific discipline in psychology, which is rooted in the theory and experience of millennia, as it is associated with the formation of emotions. This article discusses the position of A. Maslow and the impact of his theory on modern psychological schools. The study of creativity of writers, writers, translators who create works of art, the task of modern psychology. For imaginative, artistic, thinking is not only the oldest form of thinking, comprehension of reality, but also determines the relationship between emotional thinking and intellectual. The variety and infinite set of connections between IQ and EQ is a variable. This dynamic is an indicator of creativity in the psychology of creativity. Scientific research on this topic has not lost its relevance. Research methods are being improved using modern technologies. The results of studies of domestic and foreign psychologists are widely published. Prospects for the study of this direction lie in the plane of intersection of psychology and literary studies, as creativity is an infinitely developing chain of links between IQ and EQ. The study of these relations lies in the field of psychology, as well as at the intersection of psychology and literary studies. It is possible to investigate it by new methods and modern approach to the study of IQ and EQ. The complexity of the study is that psychology does not deeply explore the psychology of active writers

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ А. МАСЛОУ ДО СОВРЕМЕННОСТИ»

УДК 159.9.07

Н.М. Середина,

аспирант НАНО ВО «ИМЦ», Москва

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ А. МАСЛОУ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

N.M. Seredina,

Postgraduate NANO VO «IWC», Moscow E-mail: 7503884@mail.ru

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE FROM A. MASLOW TO THE PRESENT

Аннотация. В современном мире изучение эмоционального интеллекта является важной научной дисциплиной в психологии, которая корнями уходит в теорию и опыт тысячелетий, так как связано с формированием эмоций. В данной статье рассматривается позиция А. Маслоу и влияние его теории на современные психологические школы. Изучение креативности литераторов, писателей, переводчиков, которые создают художественные произведения, задача современной психологии. Ибо образное, художественное, мышление является не только древнейшим видом мышления, постижения реальности, но и обусловливает связи между эмоциональным мышлением и интеллектуальным. Многообразие и бесконечное множество связей между IQ и EQ является изменяющейся величиной. Эта динамика является показателем креативности в психологии творчества. Научное исследование данной темы не потеряло своей актуальности. Методы исследования совершенствуются, используя современные технологии. Результаты исследований отечественных и зарубежных психологов широко публикуются. Перспективы исследования данного направления лежат в плоскости пересечения психологии и литературоведения, так как креативность — это бесконечно развивающаяся цепь связей между IQ и EQ. Изучение этих связей лежит в области психологии, а также на пересечении психологии и литературоведения. Исследовать его возможно путем новых методик и современного подхода к изучению IQ и EQ. Сложности исследования в том, что психология недостаточно глубоко исследует психологию активно пишущих литераторов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, творчество, креативность, психологические факторы, психология, эмоции, интеллект.

Abstract. In the modern world, the study of emotional intelligence is an important scientific discipline in psychology, which is rooted in the theory and experience of millennia, as it is associated with the formation of emotions. This article discusses the position of A. Maslow and the impact of his theory on modern psychological schools. The study of creativity of writers, writers, translators who create works of art, the task of modern psychology. For imaginative, artistic, thinking is not only the oldest form of thinking, comprehension of reality, but also determines the relationship between emotional thinking and intellectual. The variety and infinite set of connections between IQ and EQ is a variable. This dynamic is an indicator of creativity in the psychology of creativity. Scientific research on this topic has not lost its relevance. Research methods are being improved using modern technologies. The results of studies of domestic and foreign psychologists are widely published. Prospects for the study of this direction lie in the plane of intersection of psychology and literary studies, as creativity is an infinitely developing chain of links between IQ and EQ. The study of these relations lies in the

field of psychology, as well as at the intersection of psychology and literary studies. It is possible to investigate it by new methods and modern approach to the study of IQ and EQ. The complexity of the study is that psychology does not deeply explore the psychology of active writers Key words: emotional intelligence, creativity, creativity, psychological factors, psychology, emotions, intelligence.

Изучение эмоционального менталитета является необходимостью во многих сферах профессиональной деятельности человека. Эмоциональный интеллект, как часть менталитета, в котором существуют многообразные связи между Щ и EQ требует более глубокого научного изучения. При выработке своей позиции мы руководствовались гипотезой, что, чем многообразнее связи между Щ и EQ, тем креативность личности выше, и выше её оба показателя. Тому, как образуются и взаимодействуют эти связи, этому посвящена наша научная работа и формирования своей позиции. Личность несет в себе врожденные и приобретённые особенности психологической матрицы. В данной работе рассматриваются психологические особенности эмоционального интеллекта, влияющие на развитие и формирование менталитета личности.

Менталитет — это и эмоциональный интеллект (EQ) и интеллект (Щ). Эмоциональный интеллект личности определяется менталитетом народа и взаимосвязан с ним на глубоком психологическом уровне.

Люди, одаренные способностью к творчеству, достигают высот при определенных психологических условиях. Особенно важно сегодня изучение творческой реализации личности с точки зрения психологии, ибо источник креативности, процесс генерации новых идей — является важным вопросом современности.

Маслоу Абрахам Гарольд в книге «Дальние пределы человеческой психики» дает научную картину, изображая в виде пирамиды восхождение к вершине, как к творческой реализации. На всех уровнях этой пирамиды автор обращается к психологическим мотивациям деятельности человека.

Прошло более 50 лет, но некоторые научные открытия остаются важными для современной психологии. С нашей точки зрения необходимо совершенствовать научные знания о механизме креативности.

«Мы имеем дело с новым рубежом еще и в другом смысле — это новый рубеж и для исследователей; мы должны внедряться очень и очень глубоко, это новый психологический рубеж. Может быть, пора предварительно сформулировать, к чему я клоню: все, чего мы добились за последнее десятилетие или около того в поисках источников креативности — это убеждение в том, что истоки и сам процесс генерации идей лежат в самой глубине человеческой природы, лежат настолько глубоко, что в научном лексиконе не выработана терминология для обсуждения их. На ваш вкус, взяться ли описывать их в рамках фрейдизма, то есть рассуждать о бессознательном, или попробовать проанализировать «реальное Я», говоря терминами другой психологической школы. В любом случае, искомое нами будет лежать еще глубже. Оно не лежит на поверхности, чтобы можно было пощупать его и познать, — психолог или психотерапевт должен сначала докопаться до него. Оно залегает глубоко в том же смысле, что и руда.

Так же изумруды спрятаны в недрах земли, и горняку нужно приложить немало сил, чтобы драгоценный камень заиграл гранями на солнце.

Я говорю о новом рубеже еще и потому, что большинству людей неведомы подобные вещи, и это неведение имеет своеобразную окраску, как никогда прежде в истории. Мы не только ничего не знаем о природе креативности, но и боимся узнавать. Мы сопротивляемся познанию ее. Поясню свою мысль. В данном случае я веду речь скорее о первичной креативности, а не о вторичной, — о той креативности, истоки которой лежат в глубинах личности, о той, которая порождает идеи, кардинально отличающиеся от общепринятых в настоящий момент. Я различаю эту первичную креативность и ту, которую я называю вторичной креативностью. Вторичная креативность выступает своего рода аналогом научной продуктивности, как ярко

продемонстрировала психолог Анна Роу в своих недавних исследованиях. Анна Роу обнаруживала подобную креативность, исследуя одну за другой разные группы известных людей — бесспорно способных, плодовитых, деятельных, знаменитых людей. Например, в одном из своих исследований она взяла группу самых известных биологов, согласно списку, в American Men of Science. В другом изучила всех видных палеонтологов Америки. В результате она пришла к парадоксальному выводу, который нам еще предстоит осмыслить, а именно к выводу о том, что у многих хороших ученых достаточно определенно проступают черты личности, которую психиатры и психотерапевты определяют, как ригидную личность» [5, с. 47].

Определить первичная это или вторичная креативность с нашей точки зрения важно для определения структуры и многообразия связей эмоционального интеллекта личности. И какие черты личности проявляются в первом и во втором случае

Первичная креативность: завышенная самооценка, малокритичен к себе, но очень критичен к окружающим, обиды по пустякам до болезненности, требует постоянно подтверждение своей значимости.

Автор подчеркивает, что должна быть готовность с креативности. Что значит «готовность» с точки зрения современной психологии? В основе любой деятельности лежит мотив, источником его являются потребности. Немотивированная деятельность, когда мотив скрыт от индивидуума. Деятельность может быть чаще всего полимотивированной, когда имеется в основе несколько мотивов и направлены на удовлетворение одновременно нескольких потребностей.

Итак, что происходит с человеком в такие моменты, когда человек погружен в состояние креативности? Отказ от прошлого, как условие переживания нового? Для того чтобы лучше вникнуть в суть любого дела, необходимо полностью отдаться ему, не замечать ничего, кроме него и его сущности, уловить его внутренние связи и движущие силы, найти (а не придумать) способ его исполнения в его внутренней структуре.

Но есть и другой способ — тащить за собой свой опыт, привычки, знания, пы-

таться обнаружить, чем текущая ситуация похожа на ситуацию в прошлом, классифицировать ее и затем использовать уже готовое решение, которое срабатывало в прошлом в подобной ситуации. Это напоминает работу регистратора. «Рубрифика-ция» срабатывает в тех случаях, когда настоящее действительно сродни прошлому.

Но второй способ менее успешен, а ситуация сегодня отлична от прошлой. Регистратор, глядя на произведение живописи, лихорадочно роется в картотеках своей памяти, в реестре своих познаний, связанных с историей искусства, — он должен знать, как положено, реагировать на картину, подобную увиденной им. Разумеется, на то, чтобы рассмотреть картину, у него просто не остается времени. Ему обязательно нужно знать, кто автор этого произведения, или его название, или течение, к которому принадлежал художник, — что-нибудь, что помогло бы ему произвести учет. Он восхитится картиной только в том случае, если он вспомнит, что такие картины должны вызывать восхищение, и она не понравится ему, если не найдет себе места в его классификации.

Для такого человека прошлое инертно, оно мешает ему стать самим собой. «Опыт прошлого может быть задействован только тогда и только в той степени, когда и в какой степени он заново обретен человеком, только в том случае, если этот опыт вновь пережит и переосмыслен. Он не может и не должен быть чем-то посторонним для человека, он не имеет права на самостоятельное существование где-то в закромах активного опыта» [5, с. 95-96].

Таким образом, активный опыт и опыт, перенесенный из прошлого, пережитый не лично, имеют различное влияние на побуждение к креативности мышления. Чем выше свой, новый, приобретенный опыт, тем ярче проявляется креативность, и больше потенциал рождения новых идей, а для литераторов, нового языка, стиля, образности.

Говоря об активном, первичном опыте, важно понимать, что он является тем, что является вновь пережитым. Эмоциональный интеллект — это чувства переживания и переосмысления их. «Я рассматриваю здесь наивность восприятия и поступков,

которыми почти всегда отличаются высококреативные личности. В отношении таких людей общим местом стали высказывания вроде «он чувствует сердцем», «он простодушен, бесхитростен», «он ведет себя как ребенок», «он чудаковат», «он равнодушен к моде, закону и требованиям света». Такой человек и в самом деле не представляет, что от него требуется, чтобы его сочли нормальным и приятным, чтобы его можно было принять в приличном доме, а сам готов понять и принять все, что происходит вокруг, без удивления, потрясения, возмущения или протеста» [5, с. 96].

Обратимся к образу князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот», где писатель раскрывает особенности данного типа.

ЭИ (EQ) креативной личности не должен рассматриваться с точки зрения общепринятых бытовых понятий. «Само-забвенность, отказ от самоконтроля. В те мгновения, когда вы с головой погружаетесь в дело, в нечто, лежащее вне вас, вы меньше склонны осознавать свое поведение, контролировать себя, осознавать себя. У вас просто не остается времени, чтобы взглянуть на себя со стороны, глазами стороннего наблюдателя или критика. Если говорить языком психодинамики, ваша диссоциированность при этом сходит на нет, вы уже не раздвоены на самонаблюдающее Эго и чувствующее Эго. (Вас не одолевает девичье смущение и не гнетет юношеская робость, вам не мерещится, что за вами подглядывают из-за каждого куста, и проч.) Это помогает обрести цельность, внутреннее единство, интегрированность.

Это помогает избавиться от излишней придирчивости внутреннего цензора, решительнее подойти к оценке явлений и выбору, не зацикливаться на оценивании и взвешивании, одолеть тягу к мелочам и умственной жвачке.

Самозабвенное отношение к делу — одна из прямых дорог к самоидентичности, к истинному «Я», к своей аутентичной природе, к глубинам своей сущности. Отказ от «Я» почти всегда приносит человеку радость. Я не хотел бы призывать заходить на этом пути так далеко, как буддисты и восточные философы, когда они говорят о

«проклятом Я», хотя в их словах есть значительная доля правды [5, с. 75-78].

Над этим размышляют теологи и имеют большой тысячелетний опыт, который недостаточно еще изучен с точки зрения современной психологической науки. Мы считаем, что с точки зрения христианской этики, действительно, отказ от «Я» приносит человеку радость. Такие практики имеют тысячелетнюю историю и еще недостаточно изучены. Самонаблюдающее Эго и чувствующее Эго — это суть эмоциональный менталитет. Умение войти в состояние креативности — одна из задач познания и практики работы над эмоциональным интеллектом. «Абсолютная спонтанность. Если мы полностью сконцентрированы на каком-то деле, явлении или человеке, очарованы им, его сущностью, если мы не лукавим перед собой и действительно не имеем иных целей и намерений, кроме постижения его, тогда нам не составит труда стать абсолютно спонтанными, абсолютно задействованными, мы даем простор своим способностям и возможностям, мы не трудимся, не прилагаем усилий воли для их раскрытия. То, что заложено в нас, проявляется автоматически, как инстинкт, а это и есть самая вдохновенная, беспрепятственная, самая организованная деятельность.

Спонтанность, как условие, при котором возникает креативность мышления, в творческой среде писателей, литераторов, переводчиков, находит психологическое подтверждение.

Мы сможем стать еще более организованными и до конца проникнуться сущностью захватившего нас явления, если сможем соответствовать его внутренней природе. Если нам удастся добиться этого, наши возможности более совершенно, быстро, почти непроизвольно приспособятся к ситуации, они приобретут небывалую гибкость, будут готовы соответствовать изменениям ситуации. Так, например, художник постоянно приноравливается к запросам рождающегося под его кистью образа, подчиняется его своевольности и капризам... [5, с. 82-83].

А литератор, погружаясь в спонтанность, открывается вдохновению, освобождает фантазию для творчества. Так

рождаются шедевры литературных произведений.

IQ и EQ в идеальном случаев соединяются и взаимодействуют. В этом случае EQ привносит свою силу, лает энергию в реализации замысла, в движении к цели IQ. Стремление достичь гармонии, слиян-ности, согласия между человеком и миром существует с древнейших времен. Слиян-ность многие ученые считали необходимым условием креативности, «... для этого его нужно понять как изоморфизм, как взаимопревращение одного в другое, как притирку одного к другому, как компле-ментарность, как растворение соли в воде. Лично мне это помогло понять, что имел в виду Хокусай, когда говорил: «Если хочешь нарисовать птицу, стань птицей» [5, с. 83].

С нашей точки зрения слиянность это условие креативности. По каким законам происходит эта слиянность, задача современной психологии, как происходит взаимопревращение одного в другое.

А. Маслоу писал, что Юнг в работе «Individuated Person», и Фромм в работе «Autonomous Person» дают около сорока характеристик, из которых тридцать семь совпадают с характеристиками психологически здоровой личности, — с характеристиками, описывающими синдром психологического здоровья или самоакту-лизированной личности [5, с. 85].

Проблема креативности с точки зрения психологии — это проблема креативной личности (а не продуктов креативной деятельности, не креативного поведения и т.п.). Другими словами, креативная личность — это особая, даже особенная разновидность человека, а не просто человек, приобретший некое новое умение, вроде умения кататься на коньках, и не человек, делающий какие-то вещи, на которые он «способен», но которые не являются его сущностью, не заложены в его природе.

Креативность литератора — это способность к творчеству. Стоит посмотреть на личность, на креативную личность, как на существо проблемы, и тут же перед нами встанут проблемы трансформации человеческой природы, трансформации характера, полного раскрытия всего человеческого в человеке, которые в свою очередь

со всей неизбежностью подводят нас к необходимости искать и найти ответы на вопросы о мировоззрении, о жизненной философии, о жизненном пути, о моральном кодексе, об общественных ценностях и т.д. Такой подход прямо противоположен подходу ad hoc, каузальной, инкапсулированной, атомистической концепции изучения креативности, концепции исследования и тренинга, которая насквозь видна в вопросах типа: «В чем причина креативности?», или: «Какую главную, основную вещь мы можем сделать, чтобы сделать человека креативным?», или: «Не ввести ли нам в учебный план курс креативности?» Я уже не удивлюсь, если кто-нибудь спросит, где локализуется креативность, или попытается вживить в мозг электроды, чтобы попробовать управлять ею. Мне приходилось консультировать людей из Центра исследования и развития индустрии, и у меня создалось впечатление, что они пытаются найти некую секретную кнопку, при помощи которой можно включить креативность, как мы включаем лампочку в темной комнате.

После множества попыток понять креативную личность я могу утверждать, что существуют сотни или даже тысячи условий для развития креативной личности. Каждый шаг к психологическому здоровью или к вочеловеченности равен по величию изменению всей личности человека. Такой, вочеловеченный, здоровый человек уже эпифеноменально будет способен на бескрайнее разнообразие в поведении, в своих переживаниях, в познании, общении, обучении, работе и т.д., и каждое из проявлений его личности станет более «творческим». Он просто станет другим человеком, который будет вести себя иначе во всех областях жизни [5, с. 86-87]. «Более творческим»! — это значит, эмоционально интеллектуально образованным.

Можно ли считать креативность частью генетического наследия и существует ли ген EQ? Слишком часто в тоталитарном обществе она остается невостребованной, задействуется не полностью или используется не по назначению.

«Становится все более очевидным, что фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в осно-

ве эмоциональных способностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, прорывающееся, чтобы выразить себя в действии. Для тех, кто пребывает во власти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтролем, характерно отступление от строгих принципов морали, ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера. К тому же альтруизм проистекает из эмпатии, способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей; если нет понимания нужд или отчаяния другого человека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время и требуются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание» [2, с. 11].

Главной задачей может стать выявление того, что заложено в младенце, раскрытие того, для чего он рожден. Влияет на формирование ЭМ и то, в какое время суток ребенок рожден, и то, какое внимание он получал от родителей в первые годы жизни. Какое влияние креативная личность оказывает на культуру? В России произошли радостные события в культурной жизни, как «возвращенная литература», публикация книг, написанных полвека назад, но сохраняет актуальность и сегодня. Роман «Счастливая Москва» Андрея Платонова был впервые опубликован спустя полвека, но не менее актуальны сегодня. Что потеряло общество, не издав книг своевременно, когда автор синтезировал в себе опыт жизни и показал его современникам? Психологический процесс личность-общество нарушен. Можно привести сотни примеров утерянной и возвращенной русской художественной прозы и поэзии. Понимание и высокая оценка стала возможной в период переосмысления всем народом своего прошлого и настоящего, а для такой высокохудожественной литературы — еще и будущего.

С точки зрения психологии — это отказ от ценностей, в которых заложены и креативность, и талант автора, и отлаженность эпохи во времени. Новый рубеж литературы, как отражения действительности — важный аспект рассмотрения данного вопроса, в понимании роли креативности, влияние таланта и для психологов, и для

литературоведов, и для историков литературы. Через эти процессы происходит осмысление личности и общества. Психологическая наука должна углубиться и объяснить этот новый не только художественный, но и психологический рубеж. Тут не только источник креативности отдельных писателей, но и новые идеи народа. Так как процесс творческой деятельности писателя связан не только с его личными переживаниями, поисками, осмыслением и реализацией, но, и это более важно, — это процесс взаимодействия творческой личности с обществом. Нужна новая психологическая школа на современном уровне.

«Креативность, генетически заложена в каждом из нас. Она универсальна и ни в коем случае не уникальна. Ее можно обнаружить у каждого здорового ребенка. В детстве каждый из нас был креативен, но многие, повзрослев, утеряли это качество. Она универсальна, потому что, если вы психолог и возьметесь изучать человека, то есть докапываться до глубинных, неосознаваемых пластов его психики, вы неизбежно обнаружите там и креативность, вам не удастся пройти мимо нее. Не секрет, что во сне мы гораздо более креативны, чем наяву. Во сне мы и умнее, и смышленее, и отважнее, и оригинальнее, и т.д. и т.п. Если стряхнуть с себя ограничения, внешние и внутренние, если выйти из-под контроля, мы обязательно станем более креативными, чем обычно.

Интересно наблюдение высвобождения креативности. Психология в состоянии помочь человеку проявить заложенную в нем креативность, даже если прежде он ничего такого не замечал за собой. Трудно себе представить, как можно доказать этот тезис.

Можно считать это экспертной оценкой. Это убеждение людей, которые помогали писателям, у которых возникали определенные проблемы со своим творческим трудом.

Психолог помогает людям открыть дорогу их творческим способностям, помогает преодолеть запреты, ослабить внутреннего цензора на более высокохудожественном уровне. Опыт психологии в обнажении глубинных пластов способно-

стей человека, которые лежат под спудом, в высвобождении генетически заложенных в нем потенций, в пробуждении креативности и мотиваций.

До Маслоу существовало множество самых различных по природе теорий мотивации. Однако они не отличались необходимой законченностью. Маслоу внес определенную ясность. Он предпринял попытку иерархизации мотивов. Согласно его иерархии, основу составляют физиологические потребности (пища, сон и т.д.). Далее идут уровни более высоких потребностей: потребность в безопасности, любви и уважении. Высший уровень занимают метапотребности — потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде.

Изучение эмоционального интеллекта в психологии началось позднее, и на современном этапе недостаточно изучено. Однако изучение ЭИ является важным источником знания человека во многих сферах его профессиональной деятельности. Также важно изучение психологических особенностей эмоционального интеллекта, влияющего на развитие и формирование менталитета личности и народа в целом.

ЭИ, являясь частью менталитета, участвует в построении разнообразных связях между Щ и EQ. Наша задача не только доказать наличие этих связей, но классифицировать их в зависимости от первого, второго и третьего уровня креативности.

Многообразие данных связей между Щ и EQ является не постоянной, а изменяющейся величиной. Эта динамика является показателем креативности. Прошло полвека, но некоторые научные открытия А. Маслоу не потеряли своей актуальности. Мы сегодня уде не боимся узнавать о природе креативности, о ее бесконечности.

Опираясь на вышеизложенное, нам представляется, что креативность — это бесконечно развивающаяся цепь связей между Щ и EQ. Это многообразие мы можем наблюдать и исследовать в своеобразии стилей писателей, литераторов, переводчиков. Изучение этого многообразия связей лежит в области психологии, а также на пересечении психологии и литературоведения. Исследовать его возможно путем новых методик и современного подхода к изучению Щ и EQ.

Очень важна субъективно-эмоциональная интерпретация художественного текста самим переводчиком. Об этом писал Н.А. Бердяев в книге «Самопознание». «Моя тема была: возможен ли и как возможен переход от символического творчества продуктов культуры к реалистическому творчеству преобразованной жизни, нового неба и новой земли. В этом смысле творчество есть конец мира. У русских писателей, переходящих за границы искусства, у Гоголя, у Л. Толстого, у Достоевского и многих других остро ставилась это тема» [1, с. 216]. Борис Пастернак подчеркивал важность в понимании интуитивного в творчестве. В стихотворении «О знал бы я, что так бывает...», написанное в начале 1930-х годов. «.И тут кончается искусство, И дышит почва и судьба».

Анализируя психологические особенности писателя в разные исторические периоды, Н.А. Бердяев видит в художественном творчестве не просто передачу информации, культуры, а глубинное психологическое осмысление интуитивного и рационального (EQ и Щ) самого акта творчества. Это в первую очередь самопознание на психологическом уровне. В творчестве писатель на уровне подсознания достигает новых открытий в художественном творчестве. И из подсознания извлекает новые смысловые образы и делает языковые, стилистические языковые открытия, но и открытия в сфере (EQ и Щ) и понимания их взаимодействия и соотношения.

В книге «Вокруг Вавилонских башен» Жак Деррида обращает внимание: «То, что в эпоху автора могло являться особенностью его поэтического языка, способно впоследствии породить имманентные тенденции его творения. То, что однажды звучало свежо, может позже превратиться в штамп, то, что ранее было употребительно, с течением времени устаревает. Искать сущность этих превращений, равно как и не менее постоянных изменений смысла в субъективности последующих поколений было бы, прибегая к грубейшему психологизму, принимать причину явления за его суть. А строго говоря, это было бы отказом бессильной мысли признать один из самых мощных и плодотворных исторических процессов» [4, с. 94-95].

Имманентные тенденции являются психологическими факторами. В работе переводчика, субъективные факторы могут сливаться с объективными. Внутренне присущее свойство — стать внутренней связью в противоположность внешней. Имманентный метод, который определяется самим предметом исследования, направлен на сам текст, контекстуально на обнаружение внешних контекстов. Имманентность — это поход, не выходящий за пределы материала данного стихотворного или прозаического текста. Эмоциональный интеллект (EQ) можно проследить через текст.

Перевод — это деятельность, имеющая структуру и реализацию деятельности, то есть психологию перевода. С учетом психологического компонента возможен анализ роли человеческого фактора в переводе. Творческое начало дает и непредсказуемые решения. Вряд ли можно было бы описать в виде исчерпывающей лингвистической формулы «алгоритма», которому подчинено подсознание, творческое вдохновение. Творческий подход к переводу, предполагает не просто создание языковой кальки, но и владение «высоким искусством», по словам К.И. Чуковского.

Методики ЭИ важны при обучении творческим профессиям. Существует несколько методик изучения иностранного языка: классическая, коммуникативная, коммуникативное обучение языку посредством интернета, проектно-ориенти-рованное обучение, интенсивный метод (когнитивно-мотивационный подход), метод Дмитрия Петрова, метод чтения Ильи Франка (25 кадр), метод Шехтера. «Классическая методика подразумевает преподавание иностранного языка с азов, т.е. обучение начинается с изучения алфавита и фонетики. При данном подходе внимание уделяется всем четырем компонентам изучения иностранного языка: аудированию, чтению, письму и говорению. Процесс обучения происходит планомерно и дает стабильные основательные знания. В процессе обучения много внимания уделяется чтению текстов различной сложности...» [3, с. 23].

В процессе обучения писателей-переводчиков используется метод классиче-

ский, но также в дополнении с другими методами. Контрастивная лингвистика включает в рассмотрение язык основной и язык переводимый. Исходя из основной задачи этой дисциплины, мы можем рассматривать и качество перевода, как эффективность деятельности писателя-переводчика. Теория сравнения переводов исходного текста и конечного содержит и психологические различия между разноязычными коммуникантами.

Психологические особенности включают в себя адаптацию одного ЭИ к другому ЭИ (EQ). Перевод — это не просто смена языкового кода, но и адаптация текста для его восприятия сквозь призму другой культуры, другого эмоционального интеллекта. И хотя лингвистический компонент является для писателя-переводчика центральным, однако профессиональная эффективность этим не исчерпывается. Требуется изучение законов, методов и практик расширения эмоционального интеллекта.

Соотношение контрастивной лингвистики и теории перевода характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, каждая из этих дисциплин утверждает свою автономию, а с другой взаимодействие между ними становится все более тесным. Теория перевода как наука прослеживает влияние соотношения языков (на уровне структурного типа, системы и нормы) на процесс перевода.

Как пишет А.В. Федоров в книге «Основы общей теории перевода»: «В художественной литературе разнообразие речевых стилей, связанное с многообразием описываемой действительности и богатством индивидуальных оттенков эмоционального отношения к ней, проявляется в исключительной широте синтаксических средств: последние сочетают в себе здесь особенности как книжно-письменной, так и устно-разговорной речи. Устно-разговорная речь, разумеется, принимает разные формы в составе литературного произведения в зависимости от эпохи, страны, идейно-художественного направления и индивидуальной манеры писателя, но, во всяком случае, всегда играет в нем очень большую роль» [6, с. 279-280].

Творческое начало в процессе работы писателя- тема, которая рассматривалась иначе до XX века. В настоящее время в процесс переводов включены новые технологии, что привносит новые, дополнительные психологические аспекты в изучение данной темы и выявляются новые психологические факторы. Знание эмоционального интеллекта дает возможность не только управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для достижения высот во многих сферах жизни, но важно в литературной деятельности писателя, который конструирует сюжеты и литературные образы. В различных культурах закреплены навыки и скрытые знания также и в художественных произведениях. Изучая психологические особенности, влияющие на эмоциональный интеллект личности, мы создаем психологически здоровое общество с высоким менталитетом каждого человека. Поэтому стоит согласиться с теми учеными, которые считают, что эмоциональный интеллект может значить больше, чем Щ.

Список литературы

1. Бердяев НА. Самопознание (Опыт философской автобиографии). — М., 1991 — Книга. — 448 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. А.П. Исаевой. — М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478, |2].

3. Дегтярёва И.И. Современные методики преподавания иностранного языка для студентов неязыковых вузов // «Вестник института мировых цивилизаций». — М., 2017. — Том 8. — № 4 (17).

4. Деррида, Ж. Вокруг Вавилонских башен // Пер. с франц. и комментарии В.Е. Лапицкого. — СПб.: Академический проект, 2002. — 111 с. (XX век. Критическая библиотека).

5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой; научи, ред., вступ. статья и коммент. Н.Н.мАкулиной. — СПб.: Евразия,1999. — 432 с.

6. Федоров А.В. Основы общей теории перевода. (Лингвистические проблемы). — СПб.: Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.