ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ
© Никулина Д.С*., Петренко Г.С.*
Технологический институт Южного федерального университета,
г. Таганрог
В статье рассматривается проблема изучения эмоционального интеллекта у студентов вуза. Описаны результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта студентов вуза с разным уровнем эмпатии.
Изучение эмоционального интеллекта в психологии является довольно новым направлением исследований [1, 2, 4]. Несмотря на сравнительно малое время изучения эмоционального интеллекта исследователями (П. Сэловей, Дж. Мейер, Д. Карузо, Р. Барон, И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Д.В. Люсин и т.д.) было выявлено, что эмоциональный интеллект, определяемый как способность распознавать свои и чужие эмоции и умение ими управлять, играет важную роль в процессе эмоциональной регуляции личности и, таким образом, оказывает существенное влияние на всю личность в целом.
Исследование эмоционального интеллекта (ЭИ) является важным и актуальным в контексте исследования образовательного процесса в вузе, так процесс образования направлен на развитие личности в целом - особенно к этому стремится гуманистически-ориентированное образование (И.А. Зимняя, Б.Б. Коссов, И.Б. Котова, А.В. Непомнящий, Е.Н. Шиянов, И. С. Якиманская). Эмоциональное развитие личности, которое выражается, в том числе, в повышении эмоционального интеллекта, эмоциональной компетентности, снижении алекситимии (понимаемой как затрудненности осознавать и описывать свои эмоциональные переживания, а так же определять их у других людей) и т.д., является одним из условий развития личности в целом [3, 5].
В силу того, что теория эмоционального интеллекта продолжает активно развиваться и сейчас, в исследованиях ЭИ остается много открытых вопросов. Так, представляет интерес проблема соотношения эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, которая в психологии получила название эмпатии (И. М. Юсупов, Т.А. Верняева, С.Г. Тарасов, А. Меграбян, Н. Эпштейн, В.В. Бойко и др.). Хотя в ряде исследований (Д. Гоулман, Д.В. Люсин и т.д.) отмечается, что ЭИ и эмпатия связаны между собой, подробных исследований этой взаи-
* Доцент кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат психологических наук, практикующий психолог
♦ Студентка 5 курса специальности «Психология»
мосвязи проведено не было, в частности, остается открытым вопрос соотношения различных подструктур ЭИ и уровня развития эмпатии.
Таким образом, целью проводимого нами исследования стало изучение эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмпатии.
В исследовании приняло участие 62 студента ТТИ ЮФУ (г. Таганрог), при этом 31 человек обучался по психологическим специальностям и 31 человек - по техническим специальностям. Для проведения исследования были использованы следующие методы и методики:
- для выявления уровня и структуры ЭИ использовалась методика «Оценка эмоционального интеллекта» Н. Холла;
- диагностика уровня эмпатических способностей проводилась с помощью:
• методики В.В. Бойко,
• методики А. Меграбян и Н. Эпштейна;
- диагностика уровня алекситимии проводилась с помощью методики «26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (ТЛ8-26)»;
- методы математической статистики [7].
По итогам диагностики эмпатии были выделены 4 группы испытуемых:
- группа 1 (студенты технических специальностей) - испытуемые со средним уровнем эмпатии - 20 человек (32 % испытуемых);
- группа 2 (студенты технических специальностей) - испытуемые с низким уровнем эмпатии - 11 человек (18 % испытуемых);
- группа 3 (студенты-психологи) - испытуемые со средним уровнем эмпатии - 21 человек (34 % испытуемых);
- группа 4 (студенты-психологи) - испытуемые с низким уровнем эмпатии - 10 человек (16 % испытуемых).
Как видно из полученных результатов, ни одному из испытуемых не характерен высокий уровень эмпатии, что может указывать на то, что студенты испытывают трудности в установлении эмоциональных контактов с другими, им не очень характерна эмоциональная отзывчивость.
По результатам статистического анализа (с помощью х2-критерия) получилось, что между результатами студентов психологических и технических специальностей в распределении показателей эмпатии значимых различий выявлено не было. Это свидетельствует о том, что у студентов-психологов преобладает знаниевый компонент в обучении, а не практический, бытийный, то есть они многое знают о том, что такое эмоции, эмпа-тии, но применить свои знания в опыте своей реальной жизни они не всегда могут.
Было установлено, что каждой выделенной группе испытуемых присущи особенности в распределении результатов как по показателю эмоционального интеллекта, так и алекситимии.
Для студентов технических специальностей со средним уровнем эм-патии характерно преобладание:
- среднего уровня эмоционального интеллекта (общий показатель);
- высокого уровня эмпатии (как подструктуры ЭИ);
- среднего уровня эмоциональной осведомленности, самомотивации и распознавания эмоций других людей;
- низкого уровня управления эмоциями;
- среднего уровня алекситимии.
Полученные результаты характеризуют данную группу испытуемых как обладающих средней способностью распознавать свои и чужие эмоции, имеющих определенные затруднения в области выражения эмоций. Они не умеют управлять собственными эмоциональными проявлениями, хотя и стремятся понять других, быть по отношению к ним эмоционально отзывчивыми.
Для студентов технических специальностей с низким уровнем эмпа-тии характерно преобладание:
- низкого уровня ЭИ;
- высокого уровня самомотивации;
- среднего уровня эмпатии и эмоциональной осведомленности;
- низкого уровня распознавания эмоций и управления эмоциями;
- высокого уровня алекситимии.
Эта группа испытуемых обладает низкой способностью распознавать свои и чужие эмоции, испытывает значительные затруднения в выражении собственных эмоций. Однако их отличает готовность встречаться с собственными ограничениями, стремление решить внутренние проблемы, в том числе и в эмоциональной сфере.
Для студентов-психологов со средним уровнем эмпатии характерно преобладание:
- среднего уровня ЭИ;
- высокого уровня эмпатии (как подструктуры ЭИ) и эмоциональной осведомленности;
- среднего уровня самомотивации и распознавания эмоций;
- низкого уровня управления эмоций;
- среднего уровня алекситимии.
Данная группа испытуемых обладает средней способностью распознавать свои и чужие эмоции, испытывает трудности в выражении собственных эмоций и управлении ими. Однако по сравнению с другими подгруппами она имеет самый высокий уровень эмоциональной осведомленности и понимания того, зачем нужна эмоциональная отзывчивость. Это свидетельствует о наличии выраженного знаниевого компонента во взаимоотношениях испытуемых с собственным эмоциональным миром, то есть получается, что во многом знания об эмоциях для них подменяют собственный эмоциональный опыт и реальные эмоциональные отношения с другими.
Для студентов-психологов с низким уровнем эмпатии характерно преобладание:
- низкого уровня ЭИ;
- среднего уровня эмоциональной осведомленности;
- низкого уровня самомотивации, управления эмоциями, эмпатии и распознавания эмоций других людей;
- высокого уровня алекситимии.
Этим испытуемым присущи низкая способность распознавать свои и чужие эмоции, значительные затруднения в выражении собственных эмоций. При этом им характерен сравнительно высокий уровень знаний об эмоциях (выражен знаниевый компонент) на фоне отсутствия стремления узнавать свой эмоциональный мир, разбираться с ним (дефицит практического, бытийного компонента во взаимодействии со своей эмоциональной сферой). Это может приводить к тому, что у студентов-психологов данной подгруппы знания об эмоциях будут подменять их собственный эмоциональный опыт, что в свою очередь может стать серьезным препятствием на пути последующего развития эмоционального интеллекта.
По результатам статистического анализа (с помощью ранговой корреляции Спирмена, при р < 0,05 и критерия и - Манна-Уитни, при р < 0,05) было установлены следующие закономерности:
- чем ниже уровень эмпатии, тем ниже уровень ЭИ и наоборот (прямая корреляционная связь);
- у студентов-психологов уровень ЭИ ниже, чем у студентов технических специальностей.
Получается, что эмпатия тесно связана с ЭИ - эмоциональная отзывчивость невозможна без достаточного уровня способности распознавать свои и чужие эмоции и умения управлять ими.
Полученная разница в результатах студентов технических и психологических специальностей подтверждает необходимость достижения единства знаниевого и практического, бытийного компонентов в обучении - особенно в образовании психологов. Знания об эмоциях без применения их в практике собственной жизни, реальных отношений могут зачастую становиться определенным препятствием на пути развития ЭИ. У студентов-психологов возникает иллюзия, что если они знают о чем-то, читали и изучали что-то, значит, они вполне владеют этим и не нужны дополнительные усилия, труд, необходимость внедрения этого в собственный опыт.
По итогам проведенного исследования получилось, что такая структура ЭИ как «управление своими эмоциями» имеет во всех группах самые низкие показатели. Это свидетельствует о том, что студенты, не зависимо от специальности, не имеют навыка осознанного контакта со своим эмоциональным миром, они не владеют собой в своих эмоциональных проявлениях, собственная эмоциональность представляется им чем-то внешним и, возможно, даже чем-то угрожающим. Возможно, это ситуация усугуб-
ляется также и тем, что для испытуемых характерно преобладание высокого и среднего уровня алекситимии, что свидетельствует о затруднениях испытуемых в осознании и адекватном выражении эмоций.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических условий развития эмоционального интеллекта у студентов вуза. При этом внедрение подобных условий может носить последовательный, поэтапный характер. Первым шагом на пути развития эмоционального интеллекта студентов вуза может стать создание специализированного психологического тренинга.
Список литературы:
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 78-86.
2. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. - М.: Лик Пресс, 1998.
3. Лобейко Ю.А., Швалева Н.М., Оксанич С.И. Самодиагностика и развитие личности студента. - М.: СтГАУ, 2004. - 124 с.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2004. - С. 29-36.
5. Никулина Д.С. Психолого-педагогические условия преодоления алекситимии у студентов вузов. Дисс. ... кандидата психологических наук. - Таганрог, 2005.
6. Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - 752 с.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии -СПб.: Речь, 2000 - 350 с.
ОСОБЕННОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
© Петросян Г.С.*
Технологический институт Южного федерального университета,
г. Таганрог
В статье рассматриваются результаты научного исследования особенностей ПИО старшеклассников с разной успеваемостью. ПИО
* Аспирант кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности