Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект менеджеров: гендерные и возрастные различия'

Эмоциональный интеллект менеджеров: гендерные и возрастные различия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMOTIONAL INTELLECT / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерохина Елена Владимировна

В статье рассматривается понятие эмоционального интеллекта, приведены результаты эмпирического исследования гендерных и возрастных особенностей эмоционального интеллекта менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional intellect of managers: gender and age differences

This article treats the notion of emotional intellect, the results of empirical research about gender and age differences of managers are quoted.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект менеджеров: гендерные и возрастные различия»

www.pro.rsu.ru

Ерохина Е.В.

Эмоциональный интеллект менеджеров: тендерные и возрастные различия

В статье рассматривается понятие эмоционального интеллекта, приведены результаты эмпирического исследования гендерных и возрастных особенностей эмоционального интеллекта менеджеров.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, профессиональная деятельность.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) является одним из разрабатываемых в теории и практике современного менеджмента и предпринимательства понятий. Автором понятия считают Даниеля Гоулмана - американского психолога и журналиста-популяризатора. Он в предложенной им в 1995 г. концепции рассматривает ЭИ как комплекс практических компетенций человека в его личной и социальной жизни [11].

Д. Голдман отмечает, что, чем выше ЭИ, тем выше результативность менеджера или предпринимателя. По его мнению, если менеджер обладает способностями в сфере самоуправления, то он дает прибыль на 78% большую, чем сотрудник без подобной компетенции, а если к социальной компетенции прибавлялись способности в области самоменеджмента, то прибыль увеличивалась на 390%. При этом большие аналитические способности менеджера увеличивали прибыль всего на 50%.

Таким образом, если познавательные или рациональные способности менеджера помогают увеличивать прибыль, но компетенции в области эмоционального интеллекта помогают ему гораздо больше. ЭИ может выступать тем важным компонентом или условием, во многом обеспечивающим достижение личностью акме в области его профессионального труда.

Однако профессиональная деятельность глубоко связана с социокультурными, экономическими факторами или даже возрастными факторами, обусловливающими особенности реализации самоопределения людей. Поэтому актуальным становится вопрос о том, какими особенностями эмоционального интеллекта обладают менеджеры в зависимости от своего возраста и гендера.

Выборка составила 1368 чел.: 395 муж., 973 жен. Возраст испытуемых от 20 до 60 лет, а сфера деятельности - социальная, торговля, здравоохранение, образование, управление, финансы и другие. Тестирование проводилось в 2005-2006 гг. Методика исследования: тест диагностики эмоционального интеллекта Н.Холла. [4].

В процессе обработки и анализа результатов выявлены следующие особенности эмоционального интеллекта менеджеров.

1. Выявлено, что в целом 52,4% обследованных выявили «низкий» общий уровень эмоционального интеллекта. Однако, в будущем, по собственным оценкам

опрошенных, доля таких неблагополучных менеджеров могла бы снизиться до уровня 15,8% или в 3,3 раза. На этом основании можно предположить, что работа над совершенствованием собственного эмоционального интеллекта косвенно осознается испытуемыми как существенный фактор их личностного и профессионального роста.

Анализ показателей эмоционального интеллекта показал, что самым уязвимым компонентом в структуре эмоционального интеллекта опрошенных менеджеров является «управление своими эмоциями», т.е. уровень самоконтроля, надежность и честность, ответственность за свое поведение, адаптивность и гибкость в ситуациях перемен, отзывчивость на новые идеи и подходы. Так 75,5% протестированных менеджеров получили «низкие» оценки этого показателя в момент обследования. Однако, в будущем уже 40,1% респондентов проявил тенденцию измениться по этому параметру до «высокого» уровня. Этот факт наглядно указывает на один из главных путей повышения общего уровня эмоционального интеллекта менеджеров, а именно - повышение уровня управления своими эмоциями.

2. Материалы исследования позволили выявить различия в ЭИ между респондентами по возрасту и гендеру. Так, анализ результатов убедительно свидетельствует о том, что существенных возрастных отличий для респондентов с «низким» уровнем эмоционального интеллекта не отмечается. У всех опрошенных он составил в среднем 52%. Конечно, при этом у молодежи он несколько выше, а у старшего поколения ниже, а вот для респондентов с «высокими» значениями уровня эмоционального интеллекта четко просматривается тенденция роста этой доли в зависимости от возраста. При рассмотрении возрастных различий наиболее отчетливые тенденции выявились по шкале «самомотивация». Доля обследованных с «высокими» значениями этого показателя тем выше, чем больше возраст испытуемых. Однако тенденция совершенствоваться по этой шкале ЭИ сильнее выражена у более молодых респондентов. По шкале «эмпатия» выявлены аналогичные закономерности: доля опрошенных с «высокими» значениями этого показателя ЭИ выше с увеличением возраста респондентов.

Определена еще одна важная особенность ЭИ - среди тех респондентов, уровень эмоционального интеллекта которых оказался «средним» и «высоким» очевидно преобладание этих оценок у женщин по сравнению с мужчинами. Именно среди женщин-менеджеров доминирует стремление к работе над собой в этом направлении.

Оказалось, что наиболее существенные гендерные различия наблюдаются по шкале «эмоциональная осведомленность» - представления человека о своем эмоциональном состоянии, точность самооценки, уровень самопринятия. Доля мужчин с «низкими оценками (31,4%) заметно выше, чем у женщин (22,5%). Важно также отметить, что доля женщин, которые «в будущем» стремились бы иметь «высокие» оценки по этой шкале, значительно выше (59,7%), чем у мужчин (48,6%).

Анализ данных показывает, что доля женщин с «низкими» оценками эмоционального интеллекта по шкале «управление своими эмоциями» (78,3%) значительно

www.pro.rsu.ru

выше, чем у мужчин (68,7%). При этом она является самой высокой среди всех других шкал данного теста. Эти факты подтверждают обыденное представление о том, что женщины более эмоциональны по сравнению с эмоционально сдержанными мужчинами.

А вот по шкале «эмпатия» (понимание чувств и потребностей других, содействие их развитию, сервисная ориентация, терпимость к различиям людей) мужчины заметно проигрывают женщинам. Уместно обратить внимание на тот факт, что доля женщин, которые хотели бы в будущем иметь «высокие» оценки по рассматриваемой шкале (51,5%), также намного выше таковой у мужчин. Эта особенность отражает другое обыденное представление о мужчинах как менее сентиментальных людей вообще, и, в частности, не стремящихся стать более чувствительными и чуткими к другим людям и их запросам.

Таким образом, в целом менеджеры не всегда обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Выявлена существенная зависимость общего уровня эмоционального интеллекта от возраста и гендера испытуемых. Наиболее чувствительными к гендерным и возрастным различиям ЭИ являются шкалы «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями» и «эмпатия».

Эти особенности ЭИ менеджеров должны учитываться при разработке программ их профессионального развития, так как мы видим, что должны быть приложены определенные усилия, как со стороны личности, так и со стороны профессиональной образовательной среды, чтобы человек мог достичь определенного уровня эмоционального интеллекта, обеспечивающего его акме в профессии.

Литература

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / Вопросы психологии. - № 3. - 2006. - С. 78-86.

2. Бреслав Г. Основные элементы эмоциональной сферы и их изучение // Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004. - С. 135-145.

3. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. - СПб.: ДиаСоф-Тюп, 2002.

4. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / в кн.: Н.П. Фетискин и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - С. 57-59.

5. Егоров И.А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2006. - 24 с.

6. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. - Изд. 2-е. -СПб.: Речь, 2004.

7. Крутько В.Н. Эмоциональный интеллект менеджеров: сравнительное исследование - практики и студенты. В. кн.: Социально-экономический ежегодник - 2004. Краснодар: ЮИМ, 2004. - С. 134-140.

8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. В кн.: Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-38.

9. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А..С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. В кн.: Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 129-140.

10. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. - №1 (6). -2006. - С. 30-38.

11. Ситроткина И. Эмоциональный интеллект (EQ) // Управление персоналом. -№11. - 2006.

12. Daniel Goleman. Working with Emotional Intelligence. - New York: Bantam Books, 1998. - Р. 26-27, 45-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.