ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
EXPERIMENTAL MATERIALS
УДК 796.034.6:159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС УСТОЙЧИВОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ СТРЕССУ
Е. Д. Залевская
Полоцкий государственный университет, Новополоцк, Беларусь
Рассмотрена проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта, соревновательной надёжности и саморегуляции поведения у спортсменов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, надёжность, саморегуляция.
Актуальность. Современный спорт представляет собой мощную индустрию, включающую особую систему производства спортивных рекордов, требующую от спортсменов высокого уровня как технико-тактической, так и психологической подготовки [1-5; 7].
Спорт представляет собой специфический род физической, психической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе [2; 8].
Соревнования всегда сопровождаются высоким уровнем психической напряжённости спортсменов. Однако даже при высоком уровне техники и тактики спортсмену необходимо уметь контролировать своё эмоциональное состояние. Способность распознавать у себя наличие того или иного эмоционального состояния, узнавать по внешним признакам различные эмоции у других людей, умение создавать у себя настрой, необходимый для соревновательной ситуации, характеризуют идею исследования: выявить уровень эмоционального интеллекта спортсмена [2; 3; 7].
Цель работы — изучить взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта, соревновательной
надёжности и саморегуляции поведения у спортсменов 16-23 лет, занимающихся циклическими видами спорта.
Объектом исследования являются юноши и девушки, занимающиеся циклическими видами спорта: академической греблей, биатлоном и лыжными гонками.
Предмет исследования — уровень развития эмоционального интеллекта у спортсменов 1623 лет, занимающихся циклическими видами спорта.
В исследовании приняли участие 35 юношей и девушек 16-23 лет, занимающихся академической греблей, биатлоном и лыжными гонками. Квалификация спортсменов: перворазрядники, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта (далее — I, КМС и МС).
Методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения; педагогическое исследование; анкетирование; математико-статистические методы количественного анализа полученных данных.
Результаты исследования. Для проведения тестирования нами был разработан веб-сайт, содержащий методики проведения тестирования, с помощью которых спортсмены узнавали свой эмоциональный уровень. Психодиагностика проводилась с помощью следующих методик: методика определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла; методика диагностики психи-
ческой надёжности спортсмена В. Э. Мильмана. Психическая надёжность рассматривается как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоящая из ряда компонентов. Специальные свойства личности (ССЛ) отчётливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности [1-3; 8]. Можно выделить четыре основных качества этого типа:
1) соревновательная эмоциональная устойчивость (СЭУ);
2) спортивная саморегуляция (СС);
3) соревновательная мотивация (СМ);
4) стабильность — помехоустойчивость (Ст-П).
В свою очередь, чувствительность к стрессовым факторам отражают следующие показатели:
1) внутренняя неопределённость (Вн.Н);
2) внешняя неопределённость (Вш.Н);
3) внутренняя значимость (Вн.З);
4) внешняя значимость (Вш.З) [3].
По результатам тестирования по методике Мильмана нами была заполнена табл. 1.
В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у занимающихся лыжными гонками был выявлен средний уровень выраженности эмоциональной осведомлённости и эмпа-тии, низкий уровень выраженности управления своими эмоциями и распознавания эмоций дру-
гих людей. Уровень самомотивации у мастеров спорта имеет высокое значение. В группе спортсменов, занимающихся академической греблей, средние значения имеют показатели эмоциональной осведомлённости, низкие значения — управление своими эмоциями. Умеренно выражены показатели самомотивации, эмпатии и распознавания эмоций других людей. В группе биатлонистов умеренно выражены показатели эмоциональной осведомлённости, управления своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и распознавания эмоций других людей. При этом у биатлонистов достоверно выше значения показателей самомотивации по сравнению с лыжниками и гребцами. По результатам теста по методике Н. Холла составлена табл. 2.
В табл. 2 для определения уровня эмоционального интеллекта были использованы следующие шкалы методики Н. Холла:
- шкала «Эмоциональная осведомлённость» (показатель эмоциональной осведомлённости говорит о том, насколько спортсмены грамотны в эмоциональной сфере, знают ли они, как правильно называются и проявляются те или иные эмоции);
- шкала «Управление своими эмоциями» (основными принципами в достижении этой цели являются поддержка физического благосостояния организма, удовлетворение различных стремлений спортсменов);
Таблица 1
Результаты исследования по методике Мильмана
Вид спорта Квалификация спортсменов Количество испытуемых Компоненты психической надёжности Чувствительность к стрессовым факторам
СЭУ СС СМ Ст-П Вн.Н Вн.Н Вн.З Вш.З
Биатлон МС 4 2 -2 4 0 4 1 0 0
КМС 2 -4 2 2 3,5 3,5 3,5 1,5 4
I 5 -1,5 -2 3 4 3,5 2,8 3, 3 -1,5
Академическая МС 3 -3 1 4 4 2 2 2 2
гребля КМС 4 -5 -2 0 6 5 2 1 2
I 6 -2 -1 -1 3 2 3 2 2
Лыжные гонки МС 4 2 -1 -4 4 3 3 0 0
КМС 6 -1,66 -3,66 0,66 4 4 3 4,5 3
I 12 -0,5 -1,33 2,5 5,4 4,16 1,66 2,83 2,5
Таблица 2
Результаты исследования по методике Н. Холла
Шкалы
Вид спорта Квалификация спортсменов Количество испытуемых Эмоциональная осведомлённость Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей Интегратив-ный уровень
Биатлон МС 4 7 7 13 3 9 39
КМС 2 6 4,5 14 8 7,5 40
I 5 15 7 15 13 8 58
Академическая гребля МС КМС 3 4 8 11 -2 -5 2,5 5 0,5 12 0 14 9 37
I 6 9 7 15 5 4 40
Лыжные гонки МС 4 8 1 15 9 6 39
КМС 6 10,8 3,2 7,2 10,4 6 37,6
I 12 10 3 9 5,6 6,4 34
- шкала «Самомотивация» (желание и намерение добиться важных личных результатов. Если для победителей важен конечный результат, то для участвующих в спорте важны малые промежуточные тренировочные цели как этап саморазвития в целом личности, как часть личностного роста);
- шкала «Эмпатия» (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого спортсмена без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания);
- шкала «Распознавание эмоций других людей» (необходимым компонентом понимания другого человека является понимание его эмоций и чувств. Эмоции и чувства весьма сложны для понимания, однако понимать их важно, поскольку эмоциональные реакции являются безошибочными индикаторами истинного отношения к происходящему).
Изучение связи показателей эмоционального интеллекта с уровнем соревновательной надёжности в группе биатлонистов показало, что чем выше способность спортсменов контролировать свои эмоции, создавать у себя необходимый настрой на соревнование, тем слабее интенсивность переживаний, связанных с возможным проигрышем, неизвестностью обстановки соревнований, страхом подвести себя и тренера.
Способность понимать эмоциональные проявления окружающих людей связана с повышением
соревновательной эмоциональной устойчивости и соревновательной мотивации [7].
У спортсменов эмоциональный интеллект связан с соревновательной эмоциональной устойчивостью и переживанием стрессоров внешней неопределённости. Соревновательная эмоциональная устойчивость является одним из важных специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности [6-8].
Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления. Чем лучше развита у спортсменов способность контролировать свои эмоции и управлять ими, тем более ровный эмоциональный фон они сохраняют во время соревнования, спокойно оценивают ситуацию, энергетические затраты адекватны ситуации соревнований. Эмоциональный интеллект также связан со способностью к саморегуляции поведения [6; 7].
Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями
деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приёмов развивается самостоятельное специальное свойство [7].
Так, в группе биатлонистов способность управлять своими эмоциями позволяет выделять значимые условия достижения цели и учитывать их в деятельности, адекватно реагировать в быстроменяющихся условиях и перестраивать своё поведение в соответствии с ними. Со способностью управлять своими эмоциями у спортсменов связан контрольно-оценочный компонент саморегуляции, позволяющий адекватно оценивать результаты своей деятельности, находить причины рассогласования полученных результатов с намеченной целью. Важно отметить, что показатели эмоционального интеллекта связаны прямыми корреляционными связями с общим уровнем саморегуляции поведения спортсменов [6; 7].
В группе гребцов с повышением способности управлять своим эмоциональным состоянием, направлять эмоции для достижения поставленной цели улучшается способность выделять, детализировать и учитывать значимые условия деятельности. В компоненте психической надёжности «стабильность — помехоустойчивость» примерно одинаковые средние результаты показали группы лыжников и гребцов.
Таким образом, повышение уровня эмоционального интеллекта спортсменов, занимающихся биатлоном, академической греблей и лыжными гонками, связано, с одной стороны, с повышением эмоциональной устойчивости спортсменов во время соревнований, а с другой — со снижением интенсивности негативных переживаний, обусловленных соревновательной борьбой [7]. Также эмоциональный интеллект влияет на процессы саморегуляции поведения у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта. Исходя из вышеизложенного и данных других исследователей [1-8], эмоциональный интеллект может рассматриваться как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу [7].
Степень внедрения: результаты исследований внедрены в учебно-тренировочный процесс группы спортсменов специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 2 г. Новополоцка, в учебно-тренировочный процесс физической культуры и спорта Полоцкой государственной ДЮСШ, в учебно-тренировочном про-
цессе секций Новополоцкого государственного училища олимпийского резерва.
Выводы:
1. Эмоциональный интеллект является одним из значимых жизненных ресурсов для осуществления регуляции жизни спортсмена и выступает предиктором субъективного экономического благополучия, уровня саморегуляции поведения и выраженности тех или иных стратегий совла-дания в проблемных ситуациях.
2. В целом все спортсмены показали низкий интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта.
3. В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у занимающихся лыжными гонками был выявлен низкий уровень выраженности управления своими эмоциями и распознавания эмоций других людей.
4. Биатлонисты, которых мы исследовали, показали результаты, значения которых достоверно выше шкалы самомотивации по сравнению с лыжниками и гребцами.
5. В группе спортсменов, занимающихся академической греблей, средние значения имеют показатели эмоциональной осведомлённости, низкие значения — управление своими эмоциями.
6. В группе гребцов с повышением способности управлять своим эмоциональным состоянием, направлять эмоции для достижения поставленной цели улучшается способность выделять, детализировать и учитывать значимые условия деятельности.
Список литературы
1. Буторин, В. В. Особенности стресс-факторов соревновательной деятельности в биатлоне / В. В. Буторин, В. Ф. Сопов // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова, Москва, 26 апр. 2017 г. — М., 2017. — С. 17-21.
2. Горская, Г. Б. Личностные ресурсы самореализации спортсмена: стратегии раскрытия / Г. Б. Горская // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. — 2015. — № 3. — С. 66-70.
3. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. — Краснодар : КГУФКСТ, 2008. — 220 с.
4. Ерикайлов, А. Г. Соревновательный стресс как психолого-педагогическая проблема / А. Г. Ерикай-лов // Цифровое общество в контексте развития личности : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2016. — С. 59-61.
5. Камалиева, Г. А. Формирование психической готовности юных волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Камалиева. — Набереж. Челны, 2012. — 120 с.
6. Пирожкова, В. О. Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурс преодоления соревновательного стресса спортсменами игровых видов спорта / В. О. Пирожкова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры,
Поступила в редакцию 14 апреля 2017 г.
спорта и туризма. — 2015. — № 2. — С. 195-196.
7. Пирожкова, В. О. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу / В. О. Пирожкова // Рудиковские чтения : сб. тр. IX междунар. науч.-практ. конф. психологов физ. культуры и спорта. — М., 2013. — С. 245-248.
8. Сивицкий, В. Г. Эффективная система управления психическими состояниями в спорте / В. Г. Си-вицкий // Систем. психология и социология. — 2010. — Т. 2, № 4. — С. 115-122.
Для цитирования: Залевская, Е. Д. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс устойчивости к соревновательному стрессу / Е. Д. Залевская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 60-65.
Сведения об авторе
Залевская Елена Дмитриевна — магистр педагогических наук, преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Полоцкий государственный университет. Новополоцк, Беларусь. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 3, pp. 60-65.
Emotional Intelligence as a Personal Resource Sustainability to Competitive Stress E. D. Zalevskaya
Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus
The problem of studying the relationship between the level of emotional intelligence, competitive reliability and self-regulation of behavior among athletes is examined.
Keywords: emotional intelligence, reliability, self-regulation.
References
1. Butorin V.V., Sopov V.F. Osobennosti stress-fakto-rov sorevnovatel'noy deyatel'nosti v biatlone [Peculiarities of the Stress Factors of Competitive Activity in Biathlon]. Mezhdunarodnyy psikhologo-pedagogicheskiy simpozium pamyati professora Vadima Al'bertovicha Rodionova, Moskva, 26 aprelya 2017 g. [International Psychological-pedagogical Symposium in Memory of Professor Vadim A. Rodionov, Moscow, 26 April 2017]. Moscow, 2017. Pp. 17-21. (In Russ.).
2. Gorskaya G.B. Lichnostnyye resursy samorealiza-tsii sportsmena: strategii raskrytiya [Personal Resources of Self-realization Sportsman: Strategies of Disclosure]. Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii [Resources Competitiveness of Athletes: Theory and Practice of Implementation], 2015, no. 3, pp. 66-70. (In Russ.).
3. Gorskaya G.B. Psikhologicheskoye obespecheniye mnogoletney podgotovki sportsmenov [Psychological
Support of Long-term Training of Athletes]. Krasnodar, 2008. 220 p. (In Russ.).
4. Yerikaylov A.G. Sorevnovatel'nyy stress kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Competitive Stress as Psychological and Pedagogical Problem]. Tsifrovoye obshchestvo v kontekste razvitiya lichnosti: sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Digital Society in the Context of the Development of Personality: collected articles of the international scientific-practical conference]. Ufa, 2016. Pp. 59-61. (In Russ.).
5. Kamaliyeva G.A. Formirovaniye psikhiches-koy gotovnosti yunykh voleybolistov k preodoleniyu sorevnovatel'nykh prepyatstviy i trudnostey [The Formation of Mental Readiness of Young Volleyball Players to Overcome Competitive Obstacles and Difficulties. Thesis]. Naberezhnye Chelny, 2012. 120 p. (In Russ.).
6. Pirozhkova V.O. Gendernyye osobennosti emo-tsional'nogo intellekta kak resurs preodoleniya sorevno-vatel'nogo stressa sportsmenami igrovykh vidov sporta
[Gender Features of Emotional Intelligence as a Resource for Coping with Competitive Stress of Athletes in Playing Sports]. Materialy nauchnoy i nauchno-metodi-cheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Materials of Scientific and Scientific-methodical Conference of the Faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism], 2015, no. 2, pp. 195-196. (In Russ.).
7. Pirozhkova V.O. Emotsional'nyy intellekt kak lich-nostnyy resurs ustoychivosti k sorevnovatel'nomu stressu [Emotional Intelligence as a Personal Resource Sustain-
ability to Competitive Stress]. Rudikovskiye chteniya: materialy IX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii psikhologov fizicheskoy kul'tury i sporta [Rodicov's Readings: materials IX international scientific-practical conference of psychologists of physical culture and sports]. Moscow, 2013. Pp. 245-248. (In Russ.).
8. Sivitskiy V.G. Effektivnaya sistema upravleni-ya psikhicheskimi sostoyaniyami v sporte [Effective Management System for Mental States in Sports]. Sistem-nayapsikhologiya i sotsiologiya [System Psychology and Sociology], 2010, vol. 2, no. 4, pp. 115-122. (In Russ.).