Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / эмоциональное развитие / юношеский возраст / эмоции / эмпатия / emotional intelligence / emotional development / adolescence / emotions / empathy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Елена Сергеевна

В статье представлены теоретическое и эмпирическое исследования эмоционального интеллекта у юношей и девушек. В результате анализа результатов эмпирического исследования, проведённого с помощью тестов эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина и Н. Хола были выявлены различия в проявлении эмоционального интеллекта юношей и девушек. Так, для девушек наиболее значимыми качествами являются понимание чужих и своих эмоций, эмпатия и эмоциональная осведомленность. Для юношей наиболее важно умение управлять своими и чужими эмоциями, контролировать их внешнее проявление и умение замотивировать себя с использованием собственных эмоций (самомотивация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A FACTOR OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG MEN AND WOMEN

The article presents a theoretical and empirical study of emotional intelligence of young men and women. The analysis of the results of an empirical study demonstrates differences in the manifestation of emotional intelligence of young men and women. So, for young women, the most significant qualities are understanding of others' and their own emotions, empathy and emotional awareness. For young men, it is important to be able to manage their own and other people's emotions, control their external manifestation and the ability to motivate themselves using their own emotions (self-motivation).

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК»

УДК 159.9

Е. С. Плотникова

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

В статье представлены теоретическое и эмпирическое исследования эмоционального интеллекта у юношей и девушек. В результате анализа результатов эмпирического исследования, проведённого с помощью тестов эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина и Н. Хола были выявлены различия в проявлении эмоционального интеллекта юношей и девушек. Так, для девушек наиболее значимыми качествами являются понимание чужих и своих эмоций, эмпатия и эмоциональная осведомленность. Для юношей наиболее важно умение управлять своими и чужими эмоциями, контролировать их внешнее проявление и умение замотивировать себя с использованием собственных эмоций (самомотивация).

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие, юношеский возраст, эмоции, эмпатия.

DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-88-94

В современной психологии эмоциональный интеллект определяется как способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.

В широком смысле эмоциональный интеллект определяется как способность к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими.

Согласно Д. Гоулмену, эмоциональный интеллект — это «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей».

Ю. Е. Виноградовым была выведена взаимосвязь мышления и эмоциональной сферы путём эксперимента, было выявлено, что для определённого класса задач есть необходимость эмоциональной регуляции мыслительного процесса, заканчивающегося нахождением объективно верного решения задачи [4].

Дж. Мейер, П. Сэловея, Д. Карузо определили структуру эмоционального интеллекта, которая включает четыре компонента, описывающие четыре сферы эмоциональных умственных способностей, такие как

Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); е-mail: plotnikova88@Inbox.ru.

© Плотникова Е.С., 2022

88

различие собственных эмоций и эмоций других людей, использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности, понимание значения эмоций и управление эмоциями [1].

Эмоциональный интеллект оказыывает влияние на усвоение учебного материала, на удовлетворение условиями обучения и состоянием во время учебной деятельности. При таких условиях формирование положительных эмоции и достижение успехов в учёбе происходит с энтузиазмом и настойчивостью, также при достижении учебных целей тратится меньшее количество сил. Проявляется умение выстраивать социальные связи, в связи с чем молодые люди оказывают положительное влияние на других людей [5].

Эмоциональный интеллект позитивно влияет на удовлетворённость потребностей, социальную активность и эффективность профессиональной деятельности. Благодаря этому качеству человек может легко приспосабливаться к стрессовым ситуациям, которые происходят в социальной среде, и решать проблемы, возникшие в отношениях с другими людьми.

Уровень развития эмоционального интеллекта связан с познавательными способностями человека, такими как скорость и точность обработки окружающей информации, её передачи и регуляции. С ним также связано понимание собственных эмоций, а развитие эмоционального интеллекта способствует сохранению здоровья и помогает правильно разделять и понимать эмоции [3].

Эмоциональный интеллект также рассматривается как часть социального интеллекта, направленного на управление эмоциями. В структуре эмоционального интеллекта выщеляют следующие способности: распознавание собственных эмоций; владение эмоциями; самомотивация; понимание эмоций других людей. Сам эмоциональный интеллект развивается в процессе жизни при удовлетворении социальных потребностей и под воздействием культуральных норм. Основное внимание в становлении эмоционального интеллекта уделяется процессам повышения социальной и эмоциональной компетентности личности средствами научения и изучения поведения других людей [2].

С целью изучения эмоционального интеллекта как фактора эмоционального развития в юношеском возрасте быгго проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты в количестве 57 человек. В качестве диагностического инструментария быши использованы следующие методики:

- тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина, которыш предназначен для измерения эмоционального интеллекта в соответствии с теоретическими представлениями автора;

- тест на определение эмоционального интеллекта Н. Хола, предназначенный для выыявления различных сторон эмоциональной сферы человека.

89

Рассмотрим распределение испытуемых по уровням эмоционального интеллекта, которое представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням эмоционального интеллекта

Как видно из рисунка 1, у испытуемых обоих полов преобладает средний уровень эмоционального интеллекта, который выявлен у 17 (35 %) девушек и 5 (38 %) юношей. Очень низкий уровень выявлен у 11 (22 %) девушек и 2 (15 %) юношей, для них характерно проявление трудностей в понимании и осознании своих и чужих эмоций, в результате чего формируются различные проблемы с общением (уход от общения, формальный подход к другому человеку, непонимание с близкими людьми).

Рассмотрим эмпирические данные по шкалам теста эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина. На рисунке 2 представлены среднеарифметические значения по шкалам теста эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина.

Рисунок 2 показывает значимые различия среднеарифметических значений юношей и девушек по шкале ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект) — способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Данные статистического анализа показывают, что у юношей по этой шкале значение выше, чем у девушек, следовательно, для них более характерно проявление данной способности.

Далее рассмотрим результаты психодиагностики, проведённой с помощью теста на определение эмоционального интеллекта Н. Хола, которые представлены на рисунке 3.

90

Рис. 2. Среднеарифметические значения по шкалам теста эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина

Рис. 3. Среднеарифметические значения по шкалам теста на определение эмоционального интеллекта Н. Хола

91

Представленные результаты свидетельствуют о значимых различиях у юношей и девушек в проявлении способности управлять своими эмоциями. Рисунок 3 показывает, что юношам больше, чем девушкам, свойственно подчинять собственные эмоции для достижения поставленных целей.

Далее рассмотрим факторные структуры эмоционального интеллекта юношей и девушек, которые представлены в таблице.

Таблица

Факторные структуры эмоционального интеллекта юношей и девушек

Факторы Выбор ки

Юноши Девушки

1 Управление своими эмоциями (0,788). Контроль экспрессии (0,915). Способность к управлению своими и чужими эмоциями (0,880). Понимание чужих эмоций (0,732). Понимание своих эмоций (0,831).

2 Управление чужими эмоциями (0,919). Самомотивация (0,787). Эмпатия (0,603). Эмоциональная осведомлённость (0,681).

3 Эмпатия (0,520). Самомотивация (0,754).

С помощью факторного анализа можно сделать вывод о значимости составляющих эмоционального интеллекта в эмоциональном развитии юношей и девушек. Так, для девушек наиболее значимыми качествами являются понимание чужих и своих эмоций, эмпатия и эмоциональная осведомлённость. Для юношей наиболее важно уметь управлять своими и чужими эмоциями, контролировать их внешнее проявление и умение замо-тивировать себя с использованием собственных эмоций (самомотивация).

Таким образом, эмоциональный интеллект имеет значительные гендерные различия. В обществе бытует мнение о том, что женщины от природы более эмоциональны, чем мужчины. Однако проведённое исследование даёт право утверждать, что эмоциональный интеллект юноши и эмоциональный интеллект девушки — это совокупность совершенно разных качеств личности. Для юношей в проявлении эмоционального интеллекта особую значимость приобретают такие его составляющие, как способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими, способность управлять чужими эмоциями и контролировать внешнее проявление своих эмоций. Для девушек, напротив, не характерен выраженный контроль эмоций, однако наиболее значимыми качествами для них являются понимание чужих и своих эмоций, эмпатия и эмоциональная осведомлённость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / / Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.

92

2. Верхотурова Н. Ю. К проблеме изучения эмоционального интеллекта как феномена современной психологии / / Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17 марта 2021 г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина, Н. А. Одинокова. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2021. С. 112 — 120.

3. Королёва Е. В., Ермолаев В. В., Суховершина Ю. В. Особенности диагностики эмоционального интеллекта / / Диагностическое мышление педагога-психолога: сборник научных трудов. М.: Спутник+, 2021. С. 138 — 164.

4. Тихомиров О. К., Виноградов Ю. В. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 170 с.

5. Угрюмова Н. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте и эмоциональной креативности в психологии / / Психологические науки. 2013. № 1. С. 30 — 32.

•Jc -Jc -Jc

Plotnikova Elena S.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A FACTOR

OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG MEN AND WOMEN

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article presents a theoretical and empirical study of emotional intelligence of young men and women. The analysis of the results of an empirical study demonstrates differences in the manifestation of emotional intelligence of young men and women. So, for young women, the most significant qualities are understanding of others' and their own emotions, empathy and emotional awareness. For young men, it is important to be able to manage their own and other people's emotions, control their external manifestation and the ability to motivate themselves using their own emotions (self-motivation).

Keywords: emotional intelligence, emotional development, adolescence, emotions, empathy. DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-88-94

References

1. Andreyeva I. N. Emotional intelligence: a study of the phenomenon [Emotsional'nyy intellekt: issledovaniye fenomena], Voprosy psikhologii, 2006, no. 3, pp. 78—86.

2. Verkhoturova N. Yu. On the problem of studying emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology [K probleme izucheniya emotsional'nogo intellekta kak fenomena sovremennoy psikhologii], Nauka i sotsium. Korrektsionno-razvivayushchaya sreda i inklyuzivnaya praktika pomoshchi detyam s OVZ: materialy XVII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem i VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, Novosibirsk, 17 marta 2021 g. (Science and society. Correctional and developmental environment and inclusive practice of helping children with disabilities: Proceedings of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation and the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Novosibirsk, March 17, 2021), Novosibirsk, 2021, pp. 112 — 120.

93

3. Korolova Ye. V., Yermolayev V. V., Sukhovershina YU. V. Features of diagnostics of emotional intelligence [Osobennosti diagnostiki emotsional'nogo intellekta], Diagnosticheskoye myshleniye pedagoga-psikhologa: sbornik nauchnykh trudov (Diagnostic thinking of a teacher-psychologist: Collection of scientific papers), Moscow, Sputnik+ Publishing House LLC, 2021, pp. 138-164.

4. Tikhomirov O. K., Vinogradov YU. V. Emotions in the function of heuristics [Emotsii v funktsii evristik], Psikhologicheskiye issledovaniya (Psychological research), Moscow, Publishing House of Moscow. un-ta, 1968. 170 p.

5. Ugryumova N. V. Modern ideas about emotional intelligence and emotional creativity in psychology [Sovremennyye predstavleniya ob emotsional'nom intellekte i emotsional'noy kreativnosti v psikhologii], Psikhologicheskiye nauki, 2013, no. 1, pp. 30-32.

•Jc -Jc -Jc

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.