Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / педагогическое образование / личностный риск / личная резильентность / предиктор / устойчивость / emotional intelligence / teacher training / personal risk / personal resilience / predictor / resilience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Халиуллина Лилия Ринатовна

Данная статья посвящена установлению взаимосвязи между уровнем сформированное™ эмоционального интеллекта будущих учителей и его влиянием на повышение их личной резильентности. Авторы определили, что эмоциональный интеллект может быть предиктором повышения личной устойчивости учителей. Установлено, что учителя с более высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше справляются со стрессом и невзгодами и с большей вероятностью рассматривают проблемы как возможности для обучения, а не неудачи. Эта устойчивость позволяет им адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, как в профессиональной среде, так и в личной жизни, и сохранять свою эффективность и благополучие с течением времени. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у будущих учителей может быть полезным с точки зрения воспитания их личной устойчивости перед лицом проблем в профессиональной среде. Стратегии развития эмоционального интеллекта будущих учителей могут включать разработку учебных программ, направленных на улучшение эмоциональной регуляции, развитие эмпатии и коммуникативных навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Халиуллина Лилия Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to increasing the level of the relationship between the development of emotional intelligence and increasing its personal resilience. The authors determined that emotional intelligence may be a predictor of personal resilience. Emotional intelligence refers to the ability to perceive and regulate emotions, as well as the emotions of others. Teachers with higher levels of emotional intelligence have been found to be better at coping with stress and adversity and are more likely to see problems as learning opportunities rather than failures. This opportunity arises in patients with changes in the body, both in the classroom and in life, and nurtures their effectiveness and well-being over time. Thus, the development of emotional intelligence may be associated with health-related challenges in the face of challenges in the professional environment. Strategies for it are expected changes in the development of programs aimed at strengthening emotional regulation, the development of empathy and communication skills in students.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ»

7. Синельникова, H.A. Профориентация школьников в России / H.A. Синельникова // Цифровая наука. - 2020. - № 1. - С. 23-28

8. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития / В.В. Афанасьев, С.М. Куницына, М.П. Нечаев, С.Л. Фролова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1(61). -С. 6-16

9. Толстогузов, С.Н. Новые подходы к профориентации и привлечению талантливых школьников в университет на биологические направления подготовки и специальности / С.Н. Толстогузов, Д.Н. Кыров, И.Л. Толстогузова // Инновации в образовании. -2015. -№ 11,-С. 78-86

10. Цагараева, Е.Ф. Профориентационная работа в процессе преподавания биологии / Е.Ф. Цагараева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т.7. - №3 (24). - С. 317-319

11. Улицкая, Н.Ю. Образовательные игры представителей вуза со школьниками в процессе профориентации / Н.Ю. Улицкая, М.С. Акимова, Я.В. Мясоедова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 4-2. - С. 218-221

12. Арюкова, Е.А. Кейс-технологии и проектное обучение как инструмент профессионального ориентирования школьников на уроках биологии / Е.А. Арюкова, М.Н. Якушкина, A.C. Наумова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 15-19

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); старший преподаватель кафедры педагогики Халиуллина Лилия Ринатовна Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОЙ

РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ

Аннотация. Данная статья посвящена установлению взаимосвязи между уровнем сформированности эмоционального интеллекта будущих учителей и его влиянием на повышение их личной резильентности. Авторы определили, что эмоциональный интеллект может быть предиктором повышения личной устойчивости учителей. Установлено, что учителя с более высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше справляются со стрессом и невзгодами и с большей вероятностью рассматривают проблемы как возможности для обучения, а не неудачи. Эта устойчивость позволяет им адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, как в профессиональной среде, так и в личной жизни, и сохранять свою эффективность и благополучие с течением времени. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у будущих учителей может быть полезным с точки зрения воспитания их личной устойчивости перед лицом проблем в профессиональной среде. Стратегии развития эмоционального интеллекта будущих учителей могут включать разработку учебных программ, направленных на улучшение эмоциональной регуляции, развитие эмпатии и коммуникативных навыков студентов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, педагогическое образование, личностный риск, личная резильентность, предиктор, устойчивость.

Annotation. This article is devoted to increasing the level of the relationship between the development of emotional intelligence and increasing its personal resilience. The authors determined that emotional intelligence may be a predictor of personal resilience. Emotional intelligence refers to the ability to perceive and regulate emotions, as well as the emotions of others. Teachers with higher levels of emotional intelligence have been found to be better at coping with stress and adversity and are more likely to see problems as learning opportunities rather than failures. This opportunity arises in patients with changes in the body, both in the classroom and in life, and nurtures their effectiveness and well-being over time. Thus, the development of emotional intelligence may be associated with health-related challenges in the face of challenges in the professional environment. Strategies for it are expected changes in the development of programs aimed at strengthening emotional regulation, the development of empathy and communication skills in students.

Key words: emotional intelligence, teacher training, personal risk, personal resilience, predictor, resilience.

Введение. В настоящее время одним из личностных рисков педагогов становится риск профессионального выгорания. По мнению ученых Г.В.Вержибок [1, С. 13-25], О.В. Гукаленко [3, С. 33-42] профессиональное выгорание учителя относится к состоянию физического, эмоционального и психологического истощения, которое испытывают педагоги в связи с хроническим стрессом и нагрузкой на работе. Такое состояние может привести к снижению удовлетворенности работой, чувству цинизма и отчужденности по отношению к своим ученикам или коллегам, а также к снижению эффективности их роли преподавателей [2].

Педагогическая деятельность, как отмечают О.М. Логвиненко, В.В. Гавриш и Т.В. Волкодав, относится к сфере «человек-человек», следовательно, профессии этой сферы чаще всего характеризуются эмоциональными проявлениями, а работники подвержены профессиональному выгоранию [6]. Также, по мнению О.М.Логвиненко, В.В.Гавриш и Т.В. Волкодав, выделяются три стадии профессионального выгорания учителей:

-1 стадия - приглушение эмоций;

- II стадия - недопонимание в отношениях с обучающимися;

- III стадия - педагоги теряют жизненные ценности, становятся опасно безразличными ко всему.

Следует обратить внимание, что самая первая стадия начинается именно с эмоционального неудовлетворения, когда исчезают положительные эмоции и появляется состояние тревоги и неудовлетворенности своей деятельностью [8]. Именно на этом этапе становится очевидной связь профессионального выгорания учителя с его эмоциональным интеллектом. Профессиональное выгорание также проявляется в психологической устойчивости учителя, т.е. в его личной резильентности.

Личная резильентность педагога определяется как многогранный динамический процесс, состоящий из взаимодействия личных и контекстуальных ресурсов, который позволяет учителям восстанавливаться от негативных стрессоров и травмирующих событий профессиональной сферы деятельности [5, С. 319-332; 7, С. 77-87].

Анализ научной литературы позволяет утверждать о существовании связи между эмоциональным интеллектом и резильентностью [9, С. 1-11]. Эмоциональный интеллект функционирует как отрицательный предиктор воспринимаемого стресса через промежуточную переменную резильентности. В связи с чем можно предположить, что те люди, которые обладают развитым эмоциональным интеллектом, меньше воспринимают стресс. Это свидетельствует об их личной устойчивости, то есть резильентности. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта будет оказывать положительное воздействие на повышение устойчивости личности, и позволит предотвратить кажущиеся непреодолимыми для нее стрессы.

Развитие эмоционального интеллекта у будущих учителей является одним из предикторов в повышении их личной резильентности как способности приспосабливаться и справляться с трудностями и стрессом в процессе профессиональной деятельности. Учителя работают с детьми и подростками, которые могут быть подвержены эмоциональному стрессу и другим трудностям. Достаточно часто они выступают в качестве опоры и ресурса для учащихся в поддержании их эмоционального благополучия и успешности в учебе.

Развитие эмоционального интеллекта у будущих учителей может:

- повысить их способность к эмпатии и пониманию потребностей и переживаний учащихся (они могут быть лучше подготовлены для работы с детьми, которые находятся в сложных ситуациях);

- улучшить способность будущих учителей к решению конфликтов и управлению поведением в классе, особенно когда сталкиваются со сложными учащимися;

- выступать важным аспектом в процессе профессиональной подготовки, и помочь им создать более поддерживающую и продуктивную образовательную среду, повысить их резилиентность и успешность в работе.

Целью данного исследования является установление взаимосвязи между уровнем сформированности эмоционального интеллекта у будущих учителей и его влиянием на повышение их личной резильентности.

Изложение основного материала статьи. Для достижения поставленной цели нами было проведено анкетирование студентов 2-3 курсов ЕИ КФУ (68 человек), обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Диагностической методикой нашего исследования была выбрана методика Н.Холла «Эмоциональный интеллект» [4, С. 633-634]. Данная методика сосредоточена на четырех ключевых областях: самосознание, самоуправление, социальная осведомленность и управление отношениями, целью которой является помощь людям в развитии таких навыков, как распознавание личных эмоций и управление ими, понимание эмоций окружающих, а также эффективное общение и построение отношений с другими людьми, за счет определения исходного уровня этих показателей.

Процедура проведения опроса заключалась в выборе участниками 6 утверждений, которые позволяют определить отношение респондента к задаваемому вопросу. Шкала ответов варьируется от полного несогласия с утверждением, до полного согласия респондента с утверждением.

Проведенная диагностика позволила определить интегративный уровень эмоционального интеллекта респондентов. Этот показатель рассматривается как мера, которая позволяет определить способности личности использовать эмоции для управления своими мыслями и поведением, а также управлять собственными эмоциями и эмоциями других (способность воспринимать, использовать, понимать и управлять эмоциями).

Результаты проведенной диагностики показали следующее: 54,55% респондентов обладают низким уровнем эмоционального интеллекта; 41,82% респондентов относятся к среднему уровню; 3,63% - к высокому уровню (Рис. 1).

высокий

■ Низкий I Средний ■ Высокий

Рисунок 1. «Интегративный уровень эмоционального интеллекта»

Также в ходе проведенной диагностики нам удалось выявить уровни парциального эмоционального интеллекта будущих педагогов по обозначенным в данной методике шкалам. Так, шкала «Эмоциональная осведомленность» позволила измерить уровень осведомленности и способности респондентов к распознаванию, пониманию и управлению своими эмоциями, то есть эта шкала оценивает, насколько хорошо человек осознает свои эмоции и умеет их регулировать, а также насколько точно он может распознавать эмоции других людей.

Шкала «Управление своими эмоциями» позволила измерить навыки и умения обучающихся управлять своими эмоциями, то есть насколько хорошо они умеют распознавать свои эмоции, регулировать их, а также управлять своим поведением в ответ на эти эмоции в различных ситуациях.

Шкала «Самомотивация» (или саморегуляция мотивации) - позволила измерить способности респондентов регулировать своими мотивами и стремлениями. Эта шкала оценивает, насколько хорошо человек умеет управлять своими целями и мотивацией, насколько он может предотвращать проявление отрицательных эмоций и действий и может сохранять мотивацию, несмотря на трудности и неудачи.

Шкала «Распознавание эмоций других людей», включающая вопросы и сценарии для оценивания у участников данной диагностики навыков распознавания эмоций у других людей на основе неязыковых признаков. Эта шкала позволяет измерить уровень эмпатии и способности к социальной адаптации.

Были получены следующие результаты. По шкале «Эмоциональная осведомленность» обучающиеся продемонстрировали следующие результаты: 12,73% опрошенных респондентов относятся к низкому уровню; 27,27% -обладают средним уровнем эмоциональной осведомленности; 60% - высокий уровень (Рис. 2).

Ни зки й

1 ЯМ

■ Низким ■ Средний ■Высокий

Рисунок 2. «Эмоциональная осведомленность»

По шкале «Управление своими эмоциями» было выявлено, что 69,09% респондентов обладают низким уровнем; 21,82% - средним уровнем и лишь 9,09% студентов высоким уровнем (Рисунок 3).

Низкий Средний ■ Высокий

Рисунок 3. «Управление своими эмоциями»

Результаты по шкале «Самомотивация» были следующими: 34,55% - низкий уровень; 50,9% - средний; 14,55% -высокий (Рис. 4).

■ Низкий Средний ■ Высокий

Рисунок 4. «Самомотивация»

По шкале «Эмпатия»: 29,1% респондентов обладают низким уровнем эмпатии; 50,9% - средним уровнем, 20% -высоким уровнем (Рис. 5).

■ Низкий I Средний ■ Высокий

Рисунок 5. «Эмпатия»

По шкале «Распознавание эмоций других людей» были выявлены следующие уровни: 49,09% студентов относятся к низкому уровню, 41,82% - среднему, 9,09% - к высокому уровню (Рис. 6)

вы сокий 9,09%

низкий

средний 19,09%

■ Низкий I Средний ■ Высокий

Рисунок 6. «Распознавание эмоций других людей»

В результате сравнения показателей измерения уровней по шкалам парциального эмоционального интеллекта студентов (Таблица 1) выявлено, что эмоциональная осведомленность у 60% студентов относится к высокому уровню. Это свидетельствует о том, что студенты имеют ясное представление о своих чувствах и эмоциях. Однако наблюдается противоречие в результатах опроса по первой шкале в сравнении с остальными четырьмя шкалами парциального эмоционального интеллекта будущих учителей, что также соотносится с интегративным показателем уровней эмоционального интеллекта.

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов измерения уровней по шкалам парциального эмоционального интеллекта

студентов

Уровни Шкалы

«Эмоциональная осведомленность» «Управление своими эмоциями» «Само мотивация» «Эмпатия» «Распознавание эмоций других людей»

Низкий уровень 12,73% 69,09% 34,55% 29,10% 49,09%

Средний уровень 27,27% 21,82% 50,90% 50,90% 41,82%

Высокий уровень 60% 9,09% 14,55% 20% 9,09%

Кроме этого, результаты интегративного уровня эмоционального интеллекта по среднему показателю общей выборки (68 человек) составил 36,9 баллов, что указывает на низкий уровень эмоционального интеллекта у будущих учителей.

Выводы. На современном этапе в педагогической науке увеличивается количество исследований, посвященных взаимосвязи эмоционального интеллекта с личной резильентностью будущих учителей. Эмоциональный интеллект относится к способности личности осознавать и регулировать процесс управления своими эмоциями, а также эмоциями других, в то время как личная устойчивость относится к способности справляться со стрессом, невзгодами и неудачами.

Исследования показали, что существует положительная корреляция между эмоциональным интеллектом и личной резильентностью будущих педагогов. Педагоги с достаточно высоким уровнем эмоционального интеллекта, более эффективно справляются с такими стрессорами, как высокая рабочая нагрузка и «сложные ученики», и менее склонны к эмоциональному выгоранию. Кроме того, учителя с высокой личной устойчивостью, как правило, имеют лучшее психическое здоровье и удовлетворенность работой, что в конечном итоге может привести к более высоким или стабильным в качественном отношении результатам для учащихся.

Учитывая важность эмоционального интеллекта и личной устойчивости в обучении, образовательным организациям профессионального образования важно учитывать эти факторы в программах подготовки будущих и практикующихся учителей. Это может включать вмешательства в профессиональную педагогическую подготовку, направленные на улучшение эмоционального интеллекта и личной устойчивости будущего и практикующегося учителя, а также поддержку и ресурсы, которые помогут им в последующем справляться со стрессовыми факторами на работе.

В целом, сосредоточение внимания на эмоциональном интеллекте и личной устойчивости при подготовке будущих учителей к педагогической деятельности может помочь в дальнейшем добиться лучших результатов как для них, так и для учащихся, гарантируя, что учителя будут лучше подготовлены к решению профессиональных задач.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Эмоциональный интеллект выступает предиктором повышения личной резильентности человека. Согласно большинству исследований в этой области, люди с более высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают большей личной устойчивостью.

2. Целесообразно на этапе профессиональной подготовки будущих учителей акцентировать внимание на развитии их эмоционального интеллекта как предиктора повышения личной резильентности.

3. На данном этапе важно разработать методическое обеспечение по развитию эмоционального интеллекта в рамках учебно-воспитательных программ образовательной организации высшего образования.

Обучение будущих учителей методикам развития эмоционального интеллекта может помочь им повысить личную устойчивость, чтобы в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности быть способными противостоять стрессовым событиям.

Дальнейшее развитие исследования предполагает анкетирование учителей с целью сравнения их результатов с результатами студентов.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Проблемы «профессиональной деструкции» и «профессионального выгорания» учителя в педагогической психологии / Г.В. Вержибок // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2020. - № 2. -С. 13-25

2. Гречищева, Л.С. Профессиональное «выгорание» педагога / Л.С. Гречищева, О.А. Хорошева, С.П. Игнатова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2015. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnoe-vygoranie-pedagoga (дата обращения: 13.01.2023)

3. Гукаленко,О.В. Развитие эмоционального интеллекта будущих учителей как инструмент повышения качества высшего педагогического образования / О.В. Гукаленко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - Т. 1, №6 (88). -С. 33-42

4. Методика Н. Холла оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ) // Е.П. Ильин. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 633-634

5. Li, М. A cross-cultural study on a resilience-stress path model for college students /М. Li, Y. Yang / J. Counsel. Dev. -2016. -№ 94,- C. 319-332

6. Logvinenko, O.M., A study on teachers' professional burnout / O.M. Logvinenko, V.V. Gavrish, T.V. Volkodav 11 Форум молодых ученых. - 2018. - №6-1 (22). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/a-study-on-teachers-professional-burnout (дата обращения: 23.05.2023)

7. Mansfield, C.F. Building resilience in teacher education: an evidenced informed framework / C.F. Mansfield, S. Beltman, T. Broadley, N. Weatherby-Fell // Teach. Teach. Educ. - 2016. - № 54. - C. 77-87

8. Ozgur, H. The Investigation of Professional Burnout Level of Teachers Working With Students With Autistic Spectrum Disorder / H. Ozgur 11 Trakya University Journal of Social Science. - 2016. - № 18. - URL: https://www.researchgate.net/publication/316700215_The_Investigation_0f_Professional_Burnout_Level_0f_Teachers_Working_Wi th_Students_With_Autistic_Spectrum_Disorder (дата обращения: 23.05.2023)

9. Sarrionandia, A. Resilience as a Mediator of Emotional Intelligence and Perceived Stress: A Cross-Country Study / A. Sarrionandia, E. Ramos-Diaz, O. Fernández-Lasarte 11 Frontiers in Psychology. - 2018. - № 9(2653). - C. 1-11

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Ахметшина Ландыш Василовна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Шамсутдинова Альбина Равилевна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной научной статье описываются несколько способов использования инновационных технологий на занятиях. Дистанционное обучение самый современный способ получения знаний, основанный на использовании интернет коммуникаций и IT технологий. На основе анализа зарубежного опыта описываются особенности использования нескольких программ для дистанционного обучения. Одним из основных компонентов повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года является качественное образование. Он направлен на обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования для всех. Цифровые технологии стали важным инструментом для достижения этой цели. Эти технологии оказали мощное влияние на систему образования. Недавняя пандемия COVID-19 еще официально признала применение цифровых технологий в образовании. Эти цифровые технологии изменили парадигму всей системы образования. Это не только поставщик знаний, но и соавтор информации, наставник и оценщик. Технологические усовершенствования в сфере образования облегчили жизнь учащихся. Вместо ручки и бумаги студенты в настоящее время используют различное программное обеспечение и инструменты для создания презентаций и проектов. По сравнению со стопкой ноутбуков iPad относительно легкий. В отличие от увесистой книги, серфинг в электронной книге проще. Эти методы способствуют повышению интереса к исследованиям. В этом документе кратко рассказывается о необходимости цифровых технологий в образовании, и обсуждаются основные приложения и проблемы в образовании.

Ключевые слова: инновационные технологии, цифровые технологии, дистанционное образование, программа, приложение.

Annotation. This scientific article describes several ways of using innovative technologies in the classroom. Distance learning is the most modern way of acquiring knowledge, based on the use of Internet communications and IT technologies. The special features of using several distance learning programs are described based on the analysis of foreign experience. One of the main human components of the UN in the field of sustainable development for the period up to 2030 is quality education. It aims to provide inclusive and equitable quality education for all. Digital technologies have become essential to achieve this goal. These technologies have a powerful impact on the education system. The recent COVID-19 pandemic officially has recognized the application of digital technologies in education. These digital technologies have changed the concept of the education system. This is not only a provider of knowledge, but also a co-author of information, a teacher and an evaluator. Technological advances in education make life easier for students. Instead of pen and paper, students now use a variety of software and tools to create presentations and projects. Compared to a stack of laptops, the iPad is relatively light. Unlike a weighty book, searching in an e-book is easier. These methods increase interest in research. This paper briefly discusses the need for digital technologies in education and discusses the main applications and challenges in education.

Key words: innovative technologies, digital technologies, distance education, program, application.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Цифровые технологии - это электронные инструменты, системы, устройства и ресурсы, которые генерируют, хранят или обрабатывают данные, например социальные сети, онлайн-игры, мультимедиа и мобильные телефоны.

Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.