Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Миронова Светлана Викторовна, Тупикина Валерия Александровна

Статья посвящена проблеме эмоционального интеллекта. Авторами были проанализированы научные работы, посвященные различным аспектам эмоционального интеллекта, определены основные теоретические позиции по определению структуры эмоционального интеллекта. Цель работы: определить уровень эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза. Для определения уровня сформированности эмоционального интеллекта нами было проведено тестирование по методике Н. Холла. На основе полученных результатов сделан вывод о недостаточном уровне отдельных компонентов эмоционального интеллекта, что может быть препятствием к развитию коммуникативных навыков медицинских работников. Авторами были предложены педагогические пути развития эмоционального интеллекта студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Миронова Светлана Викторовна, Тупикина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MEDICAL PROFESSIONALS

The article is devoted to the problem of emotional intelligence. The authors analyzed the scientific works devoted to various aspects of emotional intelligence, they identified the main theoretical positions on the definition of the structure of emotional intelligence. Objective: to determine the level of emotional intelligence of medical university students. To determine the level of emotional intelligence formation, we conducted testing by using the method of N. Hall. Based on the results obtained, it is concluded that the level of individual components of emotional intelligence is insufficient, which may be an obstacle to the development of communication skills of medical professionals. The authors proposed pedagogical ways to develop the emotional intelligence of medical students.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

7. Liu, Y., Ge, T. and Jiang, Q. (2020), "Changing family relationships and mental health of Chinese adolescents: the role of living arrangements", Public Health, Vol. 10, pp. 110-115.

8. Marchenko, V. and Stepanchenko, K. (2018), "The role of family and school in the development of primary headaches in adolescents", WiadLek, Vol. 71, pp. 1492-1496.

9. Stelzig, O. and Sevecke, K. (2019), "Coping with stress during childhood and adolescence", Prax kinderpsychol kinderpsychiatr, Vol. 68, pp. 592-605.

Контактная информация: maks.pawel2011@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 25.07.2021

УДК 159.91+371

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ

Наталья Станиславовна Тимченко, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Юлия Юрьевна Кочетова, кандидат философских наук, доцент, Светлана Викторовна Миронова, кандидат социологических наук, доцент, Валерия Александровна Тупикина, студентка, Алтайский государственный медицинский

университет, Барнаул

Аннотация

Статья посвящена проблеме эмоционального интеллекта. Авторами были проанализированы научные работы, посвященные различным аспектам эмоционального интеллекта, определены основные теоретические позиции по определению структуры эмоционального интеллекта. Цель работы: определить уровень эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза. Для определения уровня сформированности эмоционального интеллекта нами было проведено тестирование по методике Н. Холла. На основе полученных результатов сделан вывод о недостаточном уровне отдельных компонентов эмоционального интеллекта, что может быть препятствием к развитию коммуникативных навыков медицинских работников. Авторами были предложены педагогические пути развития эмоционального интеллекта студентов-медиков.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты, коммуникативные компетенции, медицина.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p460-464

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE MEDICAL PROFESSIONALS

Natalia Stanislavovna Timchenko, the doctor of Sociological sciences, professor, department

chair, Yuliya Yurievna Kochetova, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Svetlana Viktorovna Mironova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Valeria Aleksandrovna Tupikina, the student, Altai State Medical University, Barnaul

Abstract

The article is devoted to the problem of emotional intelligence. The authors analyzed the scientific works devoted to various aspects of emotional intelligence, they identified the main theoretical positions on the definition of the structure of emotional intelligence. Objective: to determine the level of emotional intelligence of medical university students. To determine the level of emotional intelligence formation, we conducted testing by using the method of N. Hall. Based on the results obtained, it is concluded that the level of individual components of emotional intelligence is insufficient, which may be an obstacle to the development of communication skills of medical professionals. The authors proposed pedagogical ways to develop the emotional intelligence of medical students.

Keywords: emotional intelligence, students, communication skills, medicine.

Эмоциональный интеллект - это широко распространенное понятие, которое применяется специалистами многих областей наук. Эмоциональный интеллект - способность распознавать, понимать и контролировать свои эмоции и осознавать, какое влияние они оказывают на тебя и окружающих, особенно в контексте социального взаимодействия [1]. В современном обществе, когда возрастают требования к коммуникативным навыкам специалистов, эмоциональный интеллект может рассматриваться как основа для формирования профессиональных компетенций, особенно в тех профессиях, где высок уровень социального взаимодействия - учитель, юрист, врач.

В условиях медицинской клинической практики эмоциональный интеллект присутствует на всех этапах: начиная от диагностики, когда необходимо установление доверительных отношений с пациентами для сбора анамнеза, а также в ходе межличностного общения, ухода за пациентами, и заканчивая взаимодействием с коллегами - врачами. Развитие эмоционального интеллекта может улучшить навыки управления стрессом, способствуя предотвращению выгорания у работников здравоохранения [2]. Также нельзя не отметить, что уровень эмоционального интеллекта врача непосредственно связан с удо -влетворенностью пациента, оказывая тем самым положительное влияние не только на специалистов, но и на пациентов, с которыми они взаимодействуют, т.к. снижается уровень конфликтности и возрастает эффективность проводимого лечения.

Исследователи отмечают, что эмоциональный интеллект состоит из таких компо -нентов, как самосознание, самоуправление, социальная осведомленность и управление отношениями [3].

1) Самосознание - способность распознавать собственные эмоции и ответы на конкретную ситуацию. Это может также распространяться на признание своих сильных и слабых сторон, культурного влияния, предубеждений и ценностей.

2) Самоуправление - умение контролировать эмоциональную реакцию на конкретную ситуацию. В комбинации с самосознанием представляет способность изменять реакцию в зависимости от социальной обстановки, предотвращая тем самым обострение негативных взаимодействий.

3) Социальная осведомленность - способность распознавать эмоциональные реакции других и действовать в соответствии с ними, что приводит к облегчению общения и улучшению отношений.

4) Управление отношениями указывает на способность успешного сохранения социальных отношений, продуктивного взаимодействия с другими и способность работать в команде [3].

Целью исследования является определение уровня эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В качестве основного метода исследования выступил тест Н. Холла на определение эмоционального интеллекта, позволяющий дать дифференцированную оценку по каждой из пяти характеристик, выделяемых автором, к которым относятся эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями [4, с.634].

Выборочная совокупность составила 108 студентов 3 курса института клинической медицины и института фармации медицинского университета. По возрастному параметру группа респондентов является гомогенной (от 20 до 21 года).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования позволяют оценить эмоциональный интеллект по нескольким аспектам. Полученные данные показали явное преобладание низкого уровня эмоционального интеллекта по шкале «управление своими эмоциями»: 59% студентов

имели низкий уровень и только 5% высокий уровень). Данные результаты могут быть объяснены высокой степенью ответственности выбранной профессии, значительными академическими нагрузками студентов медицинского университета, что формирует излишнюю эмоциональную напряжённость, когда все силы уходят на адаптацию к ситуации без рефлексии и рационального отреагирования. Кроме того, слабое управление своими эмоциями и низкий самоконтроль, вероятно, проявляются по причине незавершенного процесса формирования личности будущего специалиста и отсутствия профессионального опыта.

Схожее соотношение результатов получено по шкале «самомотивация» - 9% респондентов продемонстрировали высокий уровень и 41% низкий уровень. Незначительное количество студентов с высоким уровнем самомотивации связано с особенностями организации и содержания учебного процесса в медицинском вузе. Значительный объем учебного материала, психологические нагрузки, связанные с характером будущей медицинской деятельности, зачастую не оставляют возможности студентам для постепенного взросления и формирования внутренних установок на познавательную деятельность, и как результат, слабо развита волевая компонента, отвечающая за мотивацию. Кроме того, в связи с этим, что медицинское образование в основном носит репродуктивный характер, у студентов слабо развита волевая компонента, все внимание в ходе учебного процесса сконцентрировано на процессе воспроизводства изученного материала.

Относительно развиты такие составляющие эмоционального интеллекта, как «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия»: низкий уровень по ним имеют 9% опрошенных; высокий - 34% респондентов по шкале «эмоциональная осведомленность». Данные результаты, по нашему мнению, ожидаемы, т.к. основной причиной поступления в медицинский вуз является желание помогать людям и готовность оказать поддержку. Исходя из этого можно говорить о наличии у студентов определенных установок, позволяющих распознавать не только собственные эмоции, но и проявлять внимание и сочувствие к окружающим их людям.

Достаточно благоприятная ситуация с такими компонентами эмоционального интеллекта, как «управление эмоциями других людей» - 23% респондентов имеют высокие показатели по данной шкале и 18% - низкие. Данные результаты свидетельствуют о хорошо развитых коммуникационных способностях студентов, что в будущем поможет эффективно разрешать клинически трудные ситуации. Непредсказуемый характер профессиональной деятельности медицинских работников, экстремальность, определяет необходимость умения управления ими для лучшего выполнения профессиональных задач [5].

Общая картина сформированности эмоционального интеллекта у студентов медицинского университета представлена на рисунке 1.

Эмоциональная Управление своими Самомотивация Эмпатия Управление

осведомленность эмоциями эмоциями других

Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень Рисунок 1 -Элементы эмоционального интеллекта студентов медицинского университета

Как следует из результатов проведенного тестирования, наибольшее количество студентов имеет средний уровень эмоционального интеллекта по всем исследуемым шка-

лам. Безотносительно к какой-либо профессии средний уровень эмоционального интеллекта не является проблемой и свидетельствует об умеренной эмоциональной флекси-бильности и развитом механизме социальной адаптации. Однако, если данные результаты рассматривать в контексте медицинской профессии, то студенты со средним уровнем эмоционального интеллекта - это в большей степень объект для серьезной педагогической работы по развитию необходимых для будущей профессиональной деятельности навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, высокий уровень эмоционального интеллекта выявлен лишь у 14% опрошенных студентов, низкий уровень - у 23%, средний уровень эмоционального интеллекта у 63% респондентов. Данные результаты являются свидетельством необходимости развития эмоционального интеллекта, особенно его отдельных компонентов. Речь идет о навыке управления собственными эмоциями и самомотивации, т.к. в будущей профессиональной деятельности это поможет в преодолении стрессовых ситуаций и повысит удовлетворенность работой.

Вызывает тревогу значительное преобладание средних показателей по эмоциональному интеллекту. Так называемая "зона неопределенности", с одной стороны, может стать основой для формирования личностно-профессионального ресурса будущих медицинских работников. С другой стороны, несформированность эмоционального интеллекта может послужить источником девиации в профессиональном поведении, когда медицинские работники лишены эмпатии в отношении пациентов, заинтересованности в собственном профессиональном развитии, наступает скорое профессиональное выгорание. Личностно-профессиональные характеристики позволяют студентам иметь приемлемый для качественного выполнения профессиональной деятельности уровень. Образовательная среда является дополнительным фактором социализации молодых медицинских работников [6]. Поэтому активизация этого фактора создает перспективу развития эмоционального интеллекта студентов. Для этого в образовательном процессе должны более широко использоваться активные и интерактивные методы обучения, в которых обучающиеся не только формируют комплекс профессиональных знаний, но и условно тренируют свои коммуникативные умения и навыки, способность к пониманию и выстраиванию насыщенного информацией и эмоциями общения.

С учетом достаточно низкого уровня эмоционального интеллекта по шкале «самомотивация» и «управление своими эмоциями» необходимо более активно использовать возможности активного и интерактивного симуляционного обучения, когда репродуктивный характер медицинского обучения дополняется групповыми и поисково-творческими формами. В них возрастает потребность в таких личностных характеристиках, как адаптивность, умение воспринимать и понимать партнера по взаимодействию, выстраивать свое поведение в соответствии с групповыми нормами, как основу для развития эмоционального интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Farmer J. Emotional Intelligence for Healthcare / J. Farmer, M. Mistry, А. Jainer // Sushruta Journal of Health Policy and Opinion. - 2020. -Vol. 13. - P. 6-27.

2. Emotional Intelligence Predicts Success in Medical School / N. Libbrecht, F. Lievens, B. Carette B., S. Cote. - DOI: 10.1037/a0034392 // American Psychological Association. - 2014. - Vol. 14., No. 1. - P. 64-73.

3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-87.

4. Ильин Е.И. Эмоции и чувства / Е.И. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 752 с.

5. Mayer, J.D. Models of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso // Sternberg R.J. (Ed.), Handbook of human intelligence (2nd ed.). - New York, NY : Cambridge University Press, 2000. - P. 396-422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.