УДК 517.51-32
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Е.П. Погодина, Г.Б. Хоролич
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: galinah@bk.ru
Целенаправленное использование эмоциональных ситуаций как учебно-воспитательного средства может способствовать повышению эффективности обучения математическим дисциплинам.
Ключевые слова: средства обучения, эффективность обучения, эмоциональные ситуации.
EMOTIONAL SITUATIONS AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS F MATHEMATICS TEACHING IN TECHNICAL UNIVERSITIES
E.P. Pogodina, G.B. Khorolich
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: galinah@bk.ru
Purposeful use of emotional situations as a teaching and educational tool can improve the effectiveness of teaching mathematics.
Keywords: learning tools, learning effectiveness, emotional situations.
Общеизвестно положение о том, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным. Великий чешский педагог Я. А. Коменский писал во второй половине XVII века о необходимости достичь того, «чтобы люди учились всему с удовольствием» [1]. В XIX веке отечественный педагог-мыслитель К.Д. Ушинский подчеркивал в своих трудах важное значение чувственного (аффективного) направления для формирования личности человека. Об этом же писали и другие русские просветители и педагоги прошлого.
Важную роль эмоций для формирования мировоззрения человека в процессе обучения и воспитания отмечал великий педагог - практик ХХвека В.А. Сухомлинский: «Отражение знаний в эмоциях - важное условие перехода знаний в убеждения, условие становления убежденности и мировоззрения» [2].
Однако в настоящее время усиливается тенденция сведения образования к познанию, из которого исключаются чувства и эмоции. Как отмечал немецкий психоаналитик Петер Куттер, с самого раннего возраста человека приучают к рационализму, и он не получает ни одного урока чувственной жизни. Но человек, не получивший урока сердечности, - существо бесчувственное, заключает Куттер [3].
В психолого-педагогической литературе включение эмоциональной составляющей в учебную деятельность рассматривается с двух точек зрения: эмоциональная составляющая как сопровождающий учебную деятельность компонент и как компонент значимый,
Секция «Инновационные технологии в современном образовании»
влияющий и на результаты учебной деятельности, и на формирование личностных структур (самооценки, уровня притязаний, мировоззрения и т.п.).
Так выявлено, что эмоциональные состояния, влияя на протекание всех психических процессов [4], детерминируют познавательную деятельность; способствуют созданию мотивации учения и снижению психологической стрессовости [5].
Авторы ряда работ отмечают, что эмоциональные состояния существенно влияют на эффективность обучения. Так в исследовании А.О. Прохорова выявлено, что эмоциональные состояния студентов, в значительной степени определяя протекание когнитивных процессов, существенно влияют на успешность учебной деятельности [6].
По мнению В.К. Вилюнаса [7], для того, чтобы педагогическое воздействие стало значимым для обучающегося, его нужно сочетать с испытываемой обучаемым в данный момент эмоцией, вызванной той или иной ситуацией. Тогда это воздействие вызовет у воспитуемого эмоциональную окраску и приобретет мотивационную значимость.
Проблема заключается в том, что в учебном процессе практически отсутствуют эмоциогенные ситуации, и эмоция возникает в зависимости от искусства педагога и от готовности обучаемого вслушиваться в его слова.
Известно, что эмоциональную реакцию вызывают не сами по себе ситуации и обстоятельства жизни человека, а переживание человеком субъективной значимости для него потребностей и целей, которые он связывает с этими ситуациями и обстоятельствами [3]. То есть эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые с точки зрения удовлетворения его потребностей и достижения целей.
Преподавание математических дисциплин в техническом вузе имеет свою специфику, связанную с высокой степенью абстрактности научных понятий, включенных в содержание дисциплин. Сам формально - логический подход к изучению математических объектов изначально не нацелен на эмоциональное восприятие обучающимися учебного материала. Однако целенаправленное использование эмоциональных ситуаций как учебно-воспитательного средства может способствовать повышению эффективности обучения математическим дисциплинам.
Под эмоциональной ситуацией мы будем понимать специально организованную или объективно складывающуюся в учебном процессе совокупность обстоятельств, которая может оцениваться обучающимися как значимая, т.е. благоприятствующая удовлетворению их потребностей, достижению целей.
Таким образом, в основании эмоциональной реакции человека на те или иные обстоятельства находятся его интересы (потребности), удовлетворение которые он связывает с этими обстоятельствами. Поэтому при организации в учебном процессе эмоциональных ситуаций необходимо учитывать нормы и закономерности социально-психического развития, ведущую деятельность, а также основные потребности обучаемых, реализуемые в деятельности.
Возраст 18-23 года считается в психологии юношеским. Ведущей деятельностью этого возраста является учебно-профессиональная деятельность. Основными потребностями, реализуемыми в деятельности, являются потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, потребность в достижениях [8]. В то же время в психологической литературе учебно-профессиональная деятельность рассматривается и как деятельность, направленная на саморазвитие студента, становление его субъектного опыта [9], формирование «образа Я». В образовательном процессе человек этого возраста стремится занимать субъектную позицию, выстраивать взаимоотношения с преподавателем на диалогической основе.
Мы рассматриваем два вида эмоциональных ситуаций.
Эмоциональные ситуации, складывающиеся в общении. Это ситуации, значимые для удовлетворения потребности обучающихся в познании себя и участников общения,
в психологической поддержке и защите, в установлении комфортных эмоциональных отношений. Такие ситуации способствуют проявлению чувства симпатии,доверия, расположения, уважения.
Условиями организации таких эмоциональных ситуаций являются: стиль дружеского взаимодействия преподавателя со студентами при сохранении необходимой дистанции, диалогичный способ общения.
Эмоциональные ситуации, складывающиеся во взаимодействии. Это ситуации, значимые для удовлетворения потребностей обучающихся в профессиональном самоопределении, в самообразовании, в самостоятельности и самореализации, в достижениях. Эмоции, возникающие в связи с такими ситуациями, выражаются в чувстве увлеченности работой, в переживании успешности или неуспешности собственной деятельности, в удовлетворении результатами своих усилий, в чувстве удивления, в радости открытия истины.
Условиями организации эмоциональных ситуаций такого вида являются: включение в содержание математического образования практико-ориентированного учебного материала; использование проблемных и проблемно - поисковых методов обучения; методов стимулирования и мотивации деятельности обучающихся; сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы.
В ряде психологических исследований [3] показано, что эмоциональность педагога является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебном процессе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, активизирует их интеллектуальную активность. Очевидно, что возникновению эмоционального отклика на педагогическое воздействие способствуют также умение педагога передавать знания образно, эмоционально, на убедительных фактах и примерах; комфортный эмоциональный фон; творческая атмосфера и возможность свободы самовыражения всех участников общения и взаимодействия.
Библиографические ссылки
1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т. М., 1982. Т. 2.
2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1 - М.: Педагогика, 1979.- 560 с.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 784 с.
4. Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность / Чебыкин А.Я. // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10, № 4. - С. 135-141.
5. Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2007, - 68с.
6. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности студентов) // Экспериментальная психология. -2010. - Том 3, № 2. - С. 33-44.
7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, Издательство МГУ, 1990 - 288 с.
8. Зеер Е.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
9. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для педвузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416с.
© Погодина Е. П., Хоролич Г. Б., 2022