Научная статья на тему 'Эмоциональные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов'

Эмоциональные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Cултонов Ш. Х., Гопурова Г. Ф., Курбаниязова Ш. Э., Абдулкасимов Ф. Б., Бабаев Ж. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-257-259

Султонов Ш.Х., Гопурова Г.Ф., Курбаниязова Ш.Э., Абдулкасимов Ф.Б.,

Бабаев Ж.С.

Эмоциональные проблемы в семьях, воспитывающих

детей-инвалидов

Ташкентский государственный стоматологический институт, Ташкент, Узбекистан

Актуальность. Инвалидность является распространенным социальным и медицинским явлением [2, 3, 7]. Проблемы инвалидов и членов их семей тесно переплетены друг с другом, часто причинно связаны между собой, многочисленны, многогранны и требуют комплексного решения [2, 5, 6]. Создание доступной среды для инвалидов, помощи семьям, в которых данные дети воспитываются, — одни из важных медицинских и социальных задач общества и государства. Сама по себе инвалидность ребенка является мощным и постоянно действующим психотравмирующим фактором, который в сочетании с возможностью вторичной невротизации создает основу для психической дезадаптации взрослых членов семей и негативно влияет на реабилитацию ребенка-инвалида [2, 4, 6, 7]. В свою очередь, наличие затяжных и долгое время не решаемых психогений способствует формированию неврозов, психосоматических и аффективных расстройств [1, 3, 5].

Цель исследования: выявление эмоциональных проблем родителей и родственников, которые воспитывают детей-инвалидов.

Материал исследования. На примере специализированного детского сада (Касбинский район, область Кашкадаре Рес, Узбекистан) проведено изучение психологического состояния 35 семей, воспитывающих детей-инвалидов, с использованием шкал тревоги Спилбергера — Ханина и шкал депрессии Гамильтона. Работа проводилась сотрудниками кафедры № 3 терапевтического направления ТГСИ.

Представители 5 семей (родители) от участия в исследовании отказались. На момент исследования никто из родителей не обращался за психиатрической помощью, у них не обнаружено признаков выраженной психической дезадаптации.

Результаты. Тем не менее, у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, отмечался достаточно высокий уровень ситуативной тревоги (в среднем 35,8 балла у женщин, 28,3 балла у мужчин) и личностной тревожности (32,1 балла у женщин, 26,4 балла у мужчин). Менее выраженными оказались показатели по шкале депрессии (средний балл у женщин 14,3, у мужчин — 13,2). У большинства родителей (86,67 %) отмечались повышенная утомляемость, истощаемость при умственных и физических нагрузках, нарушения сна (93,33 %), снижение интересов и удовольствия от приятной ранее деятельности, частые семейные и производственные конфликты, снижение устойчивости к стрессам. Анализ результатов исследования показал, что большин-

258

Психическое здоровье семьи:

ство семей с детьми-инвалидами имеют низкий уровень реабилитационной культуры, не знают, что делать в сложившейся ситуации, рассчитывают в основном на помощь государства, сосредоточены на получении материальных благ (материальную помощь, жилье, помощь специалистов), неадекватно относятся к проблемам своих детей.

Родители детей-инвалидов часто недостаточно понимали особенности физического и психологического состояния своих детей, возможности и задачи их реабилитации, были недовольны сотрудниками медицинских и социальных служб, работавшими с детьми, вступали в конфликты с ними. В этом отношении в выборке обследованных отмечались социально-психологические и психиатрические проблемы, часто встречающиеся среди граждан со сложной сочетанной медико-социальной проблематикой, среди участников Сариасинской и Афганской войн. Особенно это отражалось в элементах рентного поведения, неадаптивных представлений о состоянии собственного здоровья и здоровья своих детей, конфликтности, приводящей к противодействию в выполнении реабилитационных мероприятий, что также описано у данной категории лиц и требует учета при выборе реабилитационной тактики [8, 9].

Выводы. Состояние психического здоровья родителей проблемных детей требует уточнения, а во многих случаях — психологической коррекции. Стабилизация эмоциональных, поведенческих и когнитивных проявлений, наблюдающихся у родителей, воспитывающих детей-инвалидов, позволит составить более качественный реабилитационный альянс с представителями медицинских и социальных служб, оказывающих помощь их детям, и повысить качество данной помощи. На основании информации, полученной в результате исследования, может быть разработана программа, нацеленная на максимально полную реабилитацию конкретной семьи и ребенка. Направления реабилитации детей с психическими отклонениями с обращением к ресурсам семьи, все более активным включением семьи и родителей наиболее перспективны, данное направление работы указано в качестве основного в резолюциях научно-практических конференций различного уровня и нуждается в дальнейшем развитии [1, 4, 7, 10].

Список литературы

1. Бабаев Ж.С., Ашуров З.Ш. Комплексная оценка когнитивных нарушений у детей и подростков с легкой степенью олигофрении // Антология российской психотерапии и психологии. 2019. С. 114-115.

2. Богушевская Ю.В., Погосова И.А., Феоктистова Е.В., Казьмина Н.А. Эффективность поведенческой психотерапии при соматизированных психических расстройствах // Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. XVI съезд психиатров России. 2015. С. 687-687.

3. Голубчиков М.А., Хритинин Д.Ф. Особенности аффективных нарушений у больных с соматоформными расстройствами // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. № 3. С. 49-51.

4. Рудницкий В.А. Экологические факторы, влияющие на психическое здоровье: региональный аспект // Российский психиатрический журнал. 2009. № 5. С. 26-30.

5. Семке В.Я., Рудницкий В.А., Гуткевич Е.В. Психическое здоровье пациентов, подвергшихся воздействию радиации. Клинические и социальные аспекты // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 4(55). С. 83-87.

6. Семке В.Я., Рудницкий В.А. Клинические и реабилитационные аспекты экологической психиатрии // Экология человека. 2010. № 6. С. 46-51.

7. Гуткевич Е.В. Трансформации современной семьи и психолого-психиатрические проблемы общества // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2014. № 3(84). С. 71-77.

8. Костин А.К., Рудницкий В.А., Аксенов М.М., Гарганеева Н.П., Иванова А.А., Цибульская Е.В. Особенности клиники психосоматических и соматоформных расстройств у труднокурабельных пациентов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2014. № 4(85). С. 35-40.

9. Babayev J., Kurbanniyazova S. O'smirlar ruhiy salomatligi: raqamli dunyoda xavf va imkoniyatlar // MedUnion. 2023. Vol. 2. No. 1. P. 69-73.

10. Ganiyevich, Nabijonov Otabek. O'smirlarga psixologik xizmat ko 'rsatishning o 'ziga xos psixofiziologik xususiyatlari // Journal of Universal Science Research 1.5. 2023. P. 1597-1599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.