Научная статья на тему 'Эмоциональные переживания и чувства студенческой молодежи России в период пандемии'

Эмоциональные переживания и чувства студенческой молодежи России в период пандемии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

625
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переживание / критическая ситуация / эмоциональные переживания / чувства / стратегии поведения / контент-анализ / experience / critical situation / emotional experiences / feelings / behavior strategies / content analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобза О.В., Короткова В.О.

Основной целью статьи является фрагментарное представление результатов контент-анализа сочинений студентов на тему «Пандемия и мои чувства». В центре внимания находятся вопросы изучения проблемы эмоционального переживания критических ситуаций. Показан спектр переживаний молодых людей, а также описаны ключевые стратегии поведения юношей и девушек в период карантина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional experiences and feelings of student youth of Russia during a pandemic

The main purpose of the article is a fragmentary presentation of the results of content analysis of students' essays on the topic "Pandemic and my feelings". The focus is on the issues of studying the problem of emotional experience of critical situations. The spectrum of the experiences of young people is shown, and the key strategies of behavior of young men and women during the quarantine period are described.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные переживания и чувства студенческой молодежи России в период пандемии»

Эмоциональные переживания и чувства студенческой молодежи России

в период пандемии

Лобза О.В., Короткова В.О. (Москва) Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации o.lobza@odin.mgimo.ru

Аннотация. Основной целью статьи является фрагментарное представление результатов контент-анализа сочинений студентов на тему «Пандемия и мои чувства». В центре внимания находятся вопросы изучения проблемы эмоционального переживания критических ситуаций. Показан спектр переживаний молодых людей, а также описаны ключевые стратегии поведения юношей и девушек в период карантина.

Ключевые слова: переживание, критическая ситуация, эмоциональные переживания, чувства, стратегии поведения, контент-анализ.

Emotional experiences and feelings of student youth of Russia during a pandemic

O.V. Lobza, V.O. Korotkova (Moscow) MGIMO University

Abstract. The main purpose of the article is a fragmentary presentation of the results of content analysis of students' essays on the topic "Pandemic and my feelings". The focus is on the issues of studying the problem of emotional experience of critical situations. The spectrum of the experiences of young people is shown, and the key strategies of behavior of young men and women during the quarantine period are described.

Keywords: experience, critical situation, emotional experiences, feelings, behavior strategies, content analysis.

Современный мир характеризуется увеличением числа критических ситуаций самого различного спектра. Ситуация пандемии, возникшая в начале 2020 года во всем мире и в России, является одной из самых критических ситуаций, «повлекших за собой невозможность реализации внутренних необходимостей жизни людей (потребностей, мотивов, стремлений, ценностей и пр.)» (Ф.Е. Василюк, 1984). Введенный во всем мире строгий карантин лишил многих людей самых основных, сильных и неотложных потребностей, а именно потребностей, касающихся физиологического и психологического выживания. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил как болезнь, смерть, изоляция и хаос (А. Маслоу).

С момента возникновения критической ситуации начинается «психологическая борьба» с нею процессов переживания. Переживание, по мнению Ф.Е. Василюка, это «борьба против невозможности жить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри жизни» (Ф.Е. Василюк, 1984, с. 78). Эмпирическая область процессов переживания обширна и разнообразна. Анализ многочисленных работ известных психологов (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Ф.Е. Василюк, Б.И. Додонов, П.М. Якобсон) позволяет рассматривать переживание как сложный психологический феномен: одновременно и как единицу сознания (что именно человек переживает?), как процесс (как человек переживает что-то?) и как содержание (каким образом человек переживает?). Ф.Е. Василюк подчеркивает, что переживание критической ситуации представляет собой деятельность по восстановлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования. С помощью переживания человеку удается справиться с критической ситуацией. Переживание позволяет человеку: преодолеть страдание, выдержать испытание, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с ситуацией.

Анализ психологической литературы показал, что проблема эмоционального переживания критических ситуаций недостаточно разработана в психологии. На наш взгляд изучение данной проблемы является чрезвычайно важным для комплексного анализа рассматриваемого феномена и представляется очевидной в связи с тем, что, имея возможность

определить характер и особенности протекания эмоциональных переживаний и чувств в период критических ситуаций (в данном исследовании в период пандемии) мы можем предупредить некоторые из них в случае деструктивного, разрушительного воздействия на личность. Результаты исследования могут иметь практическую значимость в качестве совершенствования психологической помощи людям, оказавшимся в критической ситуации, и научного обоснования псикоррекционной и психотерапевтической работы.

Целью настоящего исследования явилось изучение эмоциональных переживаний и чувств студенческой молодежи в период пандемии. Объектом исследования были выбраны эмоциональные переживания критической ситуации. Предмет исследования - эмоциональные переживания и чувства студенческой молодежи России в период пандемии.

В качестве одного из методов исследования мы использовали контент-анализ студенческих сочинений на тему «Пандемия и мои чувства». На наш взгляд, контент-анализ является оптимальным методом диагностики эмоциональных переживаний и чувств, т.к. позволяет не только обойти психологическую защиту (респондентам не всегда известно, что именно у них собираются исследовать), но и выявить глубинные черты и особенности их отношения к ситуации, что не всегда возможно сделать с помощью тестов или анкетирования. В процессе контент-анализа были выделены следующие факторы: структурный (что субъект включает в понятие пандемии?); интерпретационный (как субъект осознает причины возникновения пандемии?); оценочно-динамический (как субъект относится к пандемии, его эмоциональные переживания в связи с пандемией, фактор управляемости, активность, идущая от личности/окружения, переживание последствий пандемии).

Настоящее исследование проводилась в период с 28.03.2020 по 20.04.2020 года в Москве и Московской области. Объем выборки составил 102 человека - 55 девушек и 47 юношей, в возрасте от 17 до 20 лет.

В процессе изучения эмоциональных переживаний юношей и девушек, которые они испытывали в начале пандемии, был обнаружен достаточно большой спектр переживаний и чувств: от страха, тревоги, смятения, раздражения, гнева, злости, отчаяния и паники, ощущения пустоты и одиночества до удовольствия, радости и спокойствия. Приведем небольшие выдержки из сочинений студентов: «угнетает всеобщее состояние страны», «мне в общем и целом без разницы», «меня очень раздражает и пугает неизвестность», «становится страшно при мысли о том, в каком состоянии будет наша экономика», «сейчас я чувствую себя почти счастливой: я в кругу семьи и я в безопасности (на даче)», «устала от информационного потока», «чувствую злость, оттого что я бессильна в данной ситуации», «интерес вперемешку со страхом, перерос в брезгливость», «я ощущаю грусть и тоску, отвлечься от этих эмоций мне помогает домашнее задание».

У большинства студентов были обнаружены тревога и страх. Это эмоции, которые чаще всего переживаются людьми в критических ситуациях. Они могут выполнять совершенно различные функции: как адаптивные, так и дезорганизующие психическую деятельность и активность людей. Легкая степень тревоги может определяться как чувствительность к опасности и связана с прогностическими и мобилизационными функциями психики. Страх, паника и ужас, напротив, могут оказывать дезорганизующее воздействие и блокировать функционирование психики. Человек теряет возможность адекватно оценивать реальность и принимать правильные решения. Могут возникать апатия, регрессия, агрессия, раздражение, двигательное возбуждение, невротические реакции, гиперкомпенсация, стереотипия, навязчивые формы поведения.

При исследовании фактора управляемости, активности, идущей от личности, удалось выделить две стратегии поведения юношей и девушек в период пандемии. Неэффективная, деструктивная стратегия проявлялась в отрицании ситуации пандемии, осуждении действий правительства, несоблюдении режима самоизоляции, пустой потере времени, лени, расслабленности, возникновении конфликтных ситуаций в семье. Конструктивная, ресурсная активность выражалась в соблюдении режима самоизоляции, рациональном распределении свободного времени, объединении и заботе друг о друге, налаживании контактов в семье,

развитии и самосовершенствовании. Многие студенты с ресурсной стратегией воспринимали период пандемии как время новых возможностей.

В целом проведенное исследование показало, что в период пандемии в результате фрустрации базовых психологических потребностей, потери привычного активного ритма жизни и изменений в коммуникациях у многих молодых людей происходит актуализация экзистенциальных страхов и тревоги, повышается уровень конфликтности, агрессивности, раздражительности.

В результате исследования были разработаны рекомендации по управлению эмоциональными состояниями в ситуации пандемии, а именно: развитие способности к рефлексии нового уникального опыта и возникающих эмоций; создание нового режима дня, приближенного к привычному; забота о себе (о своем эмоциональном состоянии) и развитие навыков самопомощи; при возникновении негативных эмоциональных переживаний принимать их как адекватные ситуации пандемии; по возможности уделять больше времени поддержанию социальных контактов и общению; делать то, что нравится, концентрируясь на положительных переживаниях.

Организация комплексной профилактики негативных эмоциональных состояний юношей и девушек в рамках службы психологического консультирования вуза в формате тренинга может обеспечить психологическую безопасность личности и снизить риски проявления деструктивных стратегий поведения в критических ситуациях.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.

2. Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 129 — 148.

3. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу. — СПб. — Издательство «Питер», 2014. — 600 с.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов /А.А. Осипова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.