Научная статья на тему 'Особенности переживания времени в студенческом возрасте'

Особенности переживания времени в студенческом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
595
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕНИ / КОНТИНУАЛЬНОСТЬ / ДИСКРЕТНОСТЬ / НАПРЯЖЕННОСТЬ ВРЕМЕНИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДИАПАЗОНУ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деревянно Ю. П.

Статья посвящена изучению особенностей переживания времени и специфики соотношения свойств переживания времени в студенческом возрасте. Дается краткий обзор подходов к исследованию проблемы переживания времени. Переживание времени понимается как трехфакторная структура, образованная основными свойствами переживания времени. Анализируются особенности переживания времени студентами с учетом степени их включенности в процесс профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности переживания времени в студенческом возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.937.53:379.815 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВРЕМЕНИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Статья посвящена изучению особенностей переживания времени и специфики соотношения свойств переживания времени в студенческом возрасте. Дается краткий обзор подходов к исследованию проблемы переживания времени. Переживание времени понимается как трехфакторная структура, образованная основными свойствами переживания времени. Анализируются особенности переживания времени студентами с учетом степени их включенности в процесс профессиональной подготовки.

Ключевые слова: время, переживание, переживание времени, континуальность, дискретность, напряженность времени, эмоциональное отношение к диапазону времени.

Проблема времени, неоднократно обсуждавшаяся со времен античности, и сегодня вызывает повышенный исследовательский интерес.

В философии проблема времени осмыслялась и развивалась в трудах многих выдающихся философов (Плутарх, Сократ, Гераклит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Декарт, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, М.К. Мамардашвили и др.). Представители естественных наук И. Ньютон, А. Энштейн, К.П. Бутусов, Ю.С. Владимиров, Ю.Б. Молчанов и др. обращались к физическому, точному, объективному времени. В социальных науках формировался ряд концепций социального времени (Г.М Андреева, В.И. Болгов, А.К. Болотова, Г.Е. Зборовский, С.И. Песоцкий, П.А. Флоренский и др.).

Категория времени в психологии разрабатывалась К.А. Абульхановой-Славской, Ю.М. Стрелковым, В.И. Ковалевым, А.А. Кроником и К.И. Головахой, К. Левиным, С. Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, Б.И. Цукановым, А.С. Дмитриевым и др. Однако, А.Г. Асмолов отмечает, что «о природе времени и его роли в детерминации развития личности в психологии известно до обидного мало» [2, с. 496]. Эти слова относятся, в частности, и к студенческому возрасту.

Психологическое время в студенческом возрасте, изучению которого посвящено данное исследование, определяется как отражение системы временных отношений между событиями жизненного пути личности, а именно: отражение одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и устремленности в будущее.

Вслед за Е.И. Головахой и А.А. Кроником психологическое время мы рассматриваем как отражение не только хронологических интервалов и событий самих по себе, но главное как сложную систему взаимообусловленных межсобытийных связей типа «причина - следствие», «цель - средство». Исходя из этого, сущностной характе-

Ю.П. Деревянно

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

geyman@bsu.edu.ru

ристикой психологического времени в исследовании признается качественное упорядочивание переживаний, вызванных жизненными событиями.

Термин «переживание» является объектом философских и психологических исследований. В философии данную проблему разрабатывали С. Кьеркегор, В. Диль-тей, А. Бергсон, Э. Гуссерль, С.Л. Франк. В отечественной и зарубежной психологии изучаются проблемы связи переживания и смысла жизни (Г. Риккерт), переживания и эмоций (А. Ребер, Ю.М. Орлов), переживания и процессов психологической защиты (3. Фрейд, Ж.П. Сартр), переживание в деятельности (А.Н. Леонтьев), переживание как деятельность (Ф.Е. Василюк) и др.

В психологических словарях термин «переживание» приводится в трех значениях (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, С.Ю. Головин). Переживание - это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Переживание - это наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в его жизни событиям. И третье значение переживания - это форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушение идеалов и ценностей и проявляющихся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. Это значение термина фиксирует переживание как особую форму активности, позволяющую человеку в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования. Таким образом, к основным характеристикам переживания можно отнести: эмоциональное состояние, стремление, желание, событие, форма активности, личностный смысл.

Следует отметить, что целостная теория переживания пока не построена, несмотря на активный интерес философов и психологов к данной проблеме. В психологии исследования переживания ведутся параллельно в двух руслах: в русле изучения эмоций (переживание-созерцание) и в теориях психологической зашиты, психологической компенсации, совладающего поведения и замещения (переживание - деятельность). Ф. Е. Василюк отмечает, что «если бы такой переход удалось проделать строго и систематически, мы бы имели единую теорию переживания, объединяющую переживание -созерцание и переживание - деятельность в едином представлении» [3, С. 20].

Особое место среди проблем связей переживания с другими психологическими феноменами занимает проблема связи категории времени и феномена переживания. Анализ литературы свидетельствует о неоднозначном решении вопроса о сущности переживания времени личностью и подтверждает обнаруженную нестрогость в научной трактовке данного понятия. Несмотря на это, многие авторы сходятся в том, что переживание времени необходимо рассматривать как продукт постоянных конструкций и реконструкций индивидуального сознания, его внутренней работы. Переживание времени является переживанием направленности, установкой вперед, которая представлена для человека как реальность между прошедшим в виде воспоминания и будущим в виде проекта. Переживание времени трактуется исследователями как сложное целостное психологическое образование. При этом одни авторы в его структуре выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты (Т.А. Не-стик), другие «напряженность времени», «эмоциональное отношение к диапазону времени», «континуальность - дискретность времени» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник). Последние, по мнению авторов, являются специфическими базисными свойствами переживания времени личностью, которые определяют способность строить жизненные планы.

Актуальность исследования свойств переживания времени в студенческом возрасте связана с особенностями возникающих в этот период новообразований. В част-

ности, в этот период происходит завершение индивидуализации личности, окончательное оформление её жизненных целей, ориентиров и ценностных установок. В сознании и поведении утверждаются устойчивые ценностные ориентации, составляющие сложную многомерную конструкцию. Большинство студентов способно постепенно выстроить систему жизненных ориентиров, осмыслить выбор своего жизненного пути. Для нашего исследования интерес представляет такая характеристика студенческого возраста как направленность интересов, которая выражается в построении юношами и девушками «долговременной жизненной стратегии», детерминирующей разнообразные виды деятельности студентов в представлениях о социальной перспективе. Именно тогда составляется первичная жизненная программа, в которой формулируются цели и задачи, связанные с её реализацией. При этом овладение учебно-познавательной деятельностью предполагает смысловую интерпретацию субъектом своего будущего, своих стратегических жизненных целей, «Я-концепции». Мы предполагаем, что такая внутренняя работа по осознанию студентами себя авторами собственной жизни способствует овладению новыми приемами организации жизненных циклов и временных интервалов, а значит изменениям в особенностях переживания времени.

Исследование проводилось на базе Белгородского государственного университета. Выборку составили 334 студента факультетов психологии и управления и предпринимательства в возрасте от 17 до 22 лет, из них 190 женщин и 144 мужчин.

Анализ данных, полученных с помощью методики «Временной семантический дифференциал» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник) позволил выделить особенности свойств переживания времени, характерные в целом для студенческого возраста и свойств переживания времени студентов с учетом степени их включенности в процесс профессиональной подготовки.

В целом по выборке переживание времени характеризуется следующей выраженностью свойств: среднее значение напряженности времени - 4,87 балла; дискретности времени - 4,09 балла, эмоционального отношения к диапазону времени - 3,76 балла. Наиболее выражено такое свойство переживания времени студентами, как напряженность, наименее - эмоциональное отношение к диапазону времени. Это свидетельствует о том, что время переживается студентами скачкообразным, прерывистым, раздробленным, сжатым, насыщенным, организованным, достаточно быстрым, неприятным и ограниченным.

В зависимости от доминирования того или иного фактора в структуре переживания времени все респонденты были поделены на 3 группы (рис. 1).

Рис. 1. Распределение студентов-сразличной выраженностью свойств пережШ^ния времени

В I группу студентов, переживание^ремени которых-отличается преобладанием дискретности, вошло 72 студента, что составляет 22% от общего числа испытуемых. Во II группу были включены те студенты, переживание времени которых характеризуется доминированием напряженности - 194 студента (58%). III группу составляют

68 студентов с преобладанием эмоционального отношения в переживании времени (20% всех испытуемых).

Чуть больше половины студентов характеризуется доминированием напряженности. Т.е. такие свойства переживания времени как насыщенность, организованность, быстрота и сжатость выражены сильнее других. Ощущение ускоренности времени приводит к состоянию повышенного внутреннего напряжения. Время для них непрерывное, цельное, с тенденцией к однообразию. Положительное эмоциональное отношение ко времени связано с оптимистической оценкой своих возможностей. Переживание времени студентами I группы характеризуется такими свойствами как скачкообразность, прерывистость, раздробленность и разнообразие. Им свойственна концепция времени растянутого, стоячего, свободного от суеты, пустотного, а также положительное эмоциональное отношение ко времени. Студенты III группы имеют максимальную выраженность отрицательного эмоционального отношения ко времени, а значит, переживают время как ограниченное и неприятное. Это связано с пессимистической оценкой своих возможностей. Для них свойственна статичная концепция - времени растянутого, стоячего, свободного от суеты, пустотного, а потому не нуждающегося в организации. При ощущении замедленности времени появляется раскованность, чувство запаса «свободного» времени. Такое свойство времени как континуальность говорит о плавности, непрерывности, цельности, с тенденцией к однообразию.

Анализ средних значений выраженности свойств переживания времени студентами на разных курсах обучения показал, что значения всех показателей свойств переживания времени различаются (таблица l).

Таблицаl

Средние значения выраженности свойств переживания времени студентами на разных курсах профессиональной подготовки

Свойства переживания времени

Этапы Положительное - отри-

профессиональной Дискретность - Напряженность - цательное эмоциональ-

подготовки континуальность ненапряженность ное отношение к диапазону времени

1курс 4,1 5 3,3

2 курс 4,1 5 3,3

3 курс 4,1 5,1 4

4 курс 4 4,9 3,5

5 курс 3,9 4,6 3,5

Анализ дискретности времени в студенческом возрасте показал тенденцию к снижению. На первых трех курсах изменений не обнаруживается (ср. знач.1курс-4Д; ср. знач. ц курс -4,1 ср. знач. ш курс-4»1). Три года в переживании времени студентами проявляются скачкообразность, прерывистость, раздробленность и разнообразие. Изменения обнаруживаются на старших курсах, наблюдается изменение вектора в диаде континуальность - дискретность в сторону континуальности (ср. знач.1Укурс-4; ср. знач.у курс -3,9). Выявленные различия являются статистически значимыми при р<0,01. То есть, в ходе профессиональной подготовки студентов свойство переживания времени континуальность - дискретность изменяется таким образом, что на старших курсах время переживается студентами как плавное, непрерывное, цельное, однообразное.

Показатель напряженности - ненапряженности в переживании времени скачкообразно изменяется в ходе профессиональной подготовки. Напряженность как свойство переживания времени обнаружена на первых трех курсах обучения в вузе (ср. знач. I курс-5; ср. знач. .ц курс-5» ср. знач. ш курс -5,1). То есть эти студенты переживают время как сжатое, насыщенное, организованное и достаточно быстрое. При этом максимальная степень напряженности в переживании времени свойственна третьекурсникам. На четвертом и пятом курсах обнаруживается изменение вектора в диаде на-

пряженность - ненапряженность в сторону ненапряженности (ср. знач.гу куРс =4,9; ср. знач.укурс=4>6). На четвертом курсе напряженность в переживании времени спадает, к пятому курсу появляется ощущение замедленности времени, раскованность. Выявленные различия являются статистически значимыми при р<0,01. Время к старшим курсам переживается более растянутым, стоячим, свободным от суеты, пустотным, а потому не нуждающимся в организации.

Показатель положительного - отрицательного эмоционального отношения ко времени изменяется следующим образом. На первом и втором курсах зафиксировано положительное эмоциональное отношение в переживании времени (ср. знач. I курс =3,3; ср. знач. .нкурс=3,3). Это максимальное значение, т.е. на первом и втором курсе время переживается студентами как приятное и беспредельное в большей мере, чем на старших курсах. У студентов третьего курса вектор в диаде положительное - отрицательное эмоциональное отношение ко времени обращается в сторону отрицательного (ср. знач. ш курс =4). Третьекурсниками время переживается максимально ограниченным и неприятным в течение всей профессиональной подготовки. На четвертом и пятом курсах возрастает выраженность положительного эмоционального отношения в переживании времени (ср. значку курс =3,5> ср. знач.у курс =3,5). Старшекурсники вновь переживают время как приятное и беспредельное, что связано с оптимистической оценкой студентами своих возможностей. Эти данные находят свое статистическое подтверждение: различия значимы между показателями эмоционального отношения ко времени у студентов первого и второго курсов ( = -3,526, при р<0,01), первого и третьего курсов = -3,190, при р<0,01); второго и четвертого (I = 2,925, при р<0,01), второго и пятого = 3,730, при р<0,01); третьего и четвертого (I = 2,547, при р<0,01), третьего и пятого курсов (I = 3,297, при р<0,01).

Анализ межсобытийных связей во времени, а именно связей прошлого, настоящего и будущего позволил выявить некоторые тенденции в переживании времени студентами. Обнаруживаются изменения в свойствах переживания времени в процессе обучения в вузе. Во-первых, общая тенденция в изменении напряженности - ненапряженности и положительного - отрицательного эмоционального отношения в переживании времени заключается в неравномерности проявления этих свойств. Во-вторых, в изменении параметра континуальность - дискретность зафиксирована некая плавность. В-третьих, к окончанию профессиональной подготовки переживание времени студентами характеризуется континуальностью, ненапряженностью, положительным эмоциональным отношением, таким образом, изменения в свойствах переживания времени связаны с особенностями построения учебного процесса в высшем учебном заведении и со степенью вхождения в будущую профессиональную деятельность.

Относительно переживания неразрывности прошлого, настоящего и будущего нами выявлено следующее (рис. 2).

Рис 2. Средние значения выраженности компетентности во времени студентов

в течение обучения в вузе

Обнаружен относительно средний уровень переживания студентами целостности прошлого, настоящего и будущего: среднее значение по шкале CAT «Компетентность во времени» у студентов первого и второго курсов равно 7,1 баллов; третьего курса - 6,6; четвертого - 7,4; пятого - 8,2. При этом минимальное значение зафиксировано на третьем курсе, что свидетельствует о дискретности переживания жизненного пути. Студенты не видят свою жизнь целостной, т.е. ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего им удается хуже, чем на других курсах обучения. Студентов третьего курса отличает меньшая способность жить настоящим, переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, скорее они переживают настоящее как фатальное следствие прошлого и как подготовку к будущему. Максимальное значение компетентности во времени установлено на пятом курсе. Это говорит о неразрывности прошлого, настоящего и будущего в переживании времени, понимание ценности и необратимости времени жизни, позитивном отношении к своему будущему. Переживание настоящего момента своей жизни студентами на данном этапе профессиональной подготовки характеризуется полнотой.

Таким образом, обнаружено, что выраженность свойств переживания времени студентами различна. В студенческом возрасте наблюдается доминирование одного из свойств. Большинство студентов переживает время как континуальное, напряженное, с положительным эмоциональным отношением. В то же время велико число студентов, переживающих время как континуальное, ненапряженное, с отрицательным эмоциональным отношением (20%) или как дискретное, ненапряженное, с положительным эмоциональным отношением (22%).

В ходе профессиональной подготовки установлены изменения в свойствах переживания времени. Дискретность в переживании времени студентами уменьшается к старшим курсам, плавность, непрерывность, цельность и однообразное в переживании времени становятся более выраженными. Напряженность в переживании времени снижается от первого к пятому курсу. Время к старшим курсам переживается более растянутым, стоячим, свободным от суеты, пустотным, а потому не нуждающимся в организации. Отрицательное эмоциональное отношение ко времени типично для третьекурсников, студенты других курсов переживают время как приятное и беспредельное.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития / Б. Г. Ананьев // Психология личности. Хрестоматия. - Т. 2. - Самара: Изд.дом «Бахрах», 1999. - С. 7-95.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Воронеж, 1996. - 768 с.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

4. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологическое время личности [Текст] / А.А. Кроник, Е.И. Головаха. - Киев.: Наукова думка, 1984. - 209 с.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.

THE FEATURES OF TIME EXPERIENCE AT STUDENTS AGE

This article is dedicated to the study of time experience features and specificity of correlation of time experience characteristics at student's age. The short review of approaches to the research of time experience problem is given. Time experience is understood as the three-factorial structure formed by the basic time experience characteristics. The features of time experience by students taking into account the degree of their involving in vocational training process are analyzed.

Key words: time, experience, time experience, continuity, step-type behavior, intensity of time, the emotional relation to time range.

I.P. Derevjanko

Belgorod

State

University

e-mail:

geyman@bsu. edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.