жизнеутверждающую цепь. Эсхатологическая направленность сюжета (конец чегемского патриархального мира и распад традиционных ценностей) преодолевается витальной энергией карнавального мироощущения и «разветвлённостью» (децентрализованностью дискурса), который моделируется по образу важнейшей концептуальной метафоры ЖИЗНЬ - древо.
О. Ипанова отмечает следующую культурную специфику отношений «человек - жизнь» в русской язы-
ковой картине мира: человек - пассивен, жизнь - активна, деятельна, подчиняет себе человека. Для человека в идиолекте абхазского писателя характерна более независимая позиция по отношению к жизни: наблюдающий жизнь и наслаждающийся жизнью.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0996.
Библиографический список
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [электр. рес.]// URL: http://vidahl.agava.ru/intro.htm (21.
01. 2013)
2. Иванова Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер. М.: Сов. писатель, 1990. 320 с.
3. Ипанова О.А. Жизнь // Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 2. Волгоград: Парадигма, 2005. С.146-156.
4. Каневская М. Кратчайший путь к истине: децентрализа-
ция дискурса у Фазиля Искандера // Новое литературное обозрение. 2005. № 72.
5. Сергеева Е.В. Концепт-универсалия и художественный концепт: проблема классификации // Сибирский филологический журнал. 2006. № 1-2. С. 99 - 106.
6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой [электр. рес.] // URL: http://feb-web.rU/feb/ushakov/ush-abc/18/us430813.htm (21.01.2013)
УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© Е.И. Финогенко1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты исследования вегетативных дисфункций у студентов вуза во взаимосвязи с их эмоциональным состоянием. Рассматриваются психосоматические расстройства, в возникновении которых основное значение имеют аффективные нарушения. Установлено, что наличие вегетативных дисфункций, сопровождающих отклонения в эмоциональной сфере, может свидетельствовать о нарушении психического здоровья студентов.
Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: психическое здоровье; психосоматические расстройства; аффективные нарушения; вегетативные дисфункции.
EMOTIONAL AND AUTONOMIC COMPONENTS OF UNIVERSITY STUDENT MENTAL HEALTH E.I. Finogenko
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article presents the results of studying autonomic dysfunctions of high school students in connection with their emotional state. It deals with the psychosomatic disorders, mainly caused by affective disorders. It is found out that the presence of autonomic dysfunctions that accompany the variations in emotional sphere can be the evidence of students' mental health disturbance. 1 table. 6 sources.
Key words: mental health; psychosomatic disorders; affective disorders; autonomic dysfunctions.
Психологи рассматривают здоровье как ценность для человека, необходимую предпосылку для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.
Психическое здоровье человека, его критерии, пути формирования изучаются психологами и клиници-
стами. Современное его понимание сводится к следующему: психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию поведения и деятельности. При таком понимании критериями психического здоровья являются: • соответствие субъективных образов отражае-
1Финогенко Елена Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89501265717, e-mail: [email protected]
Finogenko Elena, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Psychology. tel.: 89501265717, e-mail: [email protected]
мым объектам действительности;
• адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
• адаптивность в микросоциальных отношениях;
• способность к самоуправлению поведением;
• разумное планирование жизненных целей и поддержание активности при их достижении [5].
Если рассматривать психическое через виды проявления (процессы, состояния, свойства), то можно в обобщенном виде описать критерии психического здоровья. Психологи чаще всего упоминают при описании психических процессов здоровой личности максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности; адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность; дисциплина ума.
К психическим состояниям обычно относят: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.
Среди свойств личности можно отметить: оптимизм, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязания, чувство долга, уверенность в себе, необидчивость, несклонность к лени, независимость, непосредственность (естественность), чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватную самооценку, самоконтроль, волю, энергичность, активность, целеустремленность [5]. Последние свойства отражают психологическое здоровье человека.
И.В. Дубровина (2000) пишет: «Если термин „психическое здоровье" имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин „психологическое здоровье" относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и др. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной».
Среди критериев психологического здоровья личности особое значение придается степени ее интегри-рованности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и др.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.
Нарушения психического здоровья проявляются в изменении когнитивных процессов (ослабление памяти, рассеянность внимания, нарушение мышления и др.); изменении эмоциональной сферы (тревожность, депрессивность, озлобленность, раздражительность и др.); утрате ценностных ориентаций, интереса к жизни.
Психическое и соматическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. По данным разных авторов, 50-
65% соматических заболеваний имеют психосоматическую природу. Не вызывает сомнений, что не менее 30% обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния.
Исследования последних лет показали, что ухудшение здоровья учащихся начинается в период обучения в школе, а затем продолжается в профессиональном учебном заведении. Нарушения соматического и психического здоровья студентов проявляются, прежде всего, в формировании психосоматических расстройств: вегето-сосудистой дистонии, артериальной гипертензии, функциональных нарушений сердечно-сосудистой деятельности, функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта [1].
Понятие «психосоматические расстройства» сегодня объединяет соматические заболевания, в патогенезе которых существенную роль играют неблагоприятные психотравмирующие воздействия. Ю.Ф. Антропов и Ю.С. Шевченко (2002) дают следующее определение: «Психосоматические расстройства - расстройства функций органов и систем, обусловленные психическими, в частности аффективными нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных или поврежденных висцеральных системах [2].
Наиболее подробно этиологические факторы, участвующие в возникновении и утяжелении течения психосоматических расстройств, были описаны Д.Н. Исаевым (2000). По его мнению, патогенез психосоматических расстройств складывается из:
- неспецифической наследственности, врожденной отягощенности соматическими нарушениями;
- наследственного предрасположения к психосоматическим расстройствам;
- нейродинамических сдвигов (нарушение деятельности центральной нервной системы);
- личностных особенностей;
- психического и физического состояния во время действия психотравмирующих событий;
- фона неблагоприятных семейных отношений.
Не вызывает сомнения полиэтиологический характер психосоматических расстройств, их причинами является сочетание нескольких факторов риска, при ведущей роли психотравмы - острого или хронического эмоционального стресса. Важность оценки психической составляющей в развитии ПСР подчеркивает В.Б. Казначеев (1980): «Психическое состояние человека в некоторых случаях оказывается первым и крайне чувствительным индикатором изменений, происходящих в организме при его встрече с неблагоприятными факторами и ситуациями» [4].
Несмотря на многообразие клинических проявлений психосоматических расстройств, их объединяет общий признак: перекрывание расстройств психической и соматической сферы. Рассматривая патогенез психосоматических расстройств, А.М. Вейн описывает формулу психических и соматических взаимоотношений: психические нарушения (преимущественно в эмоциональной сфере) - изменения в вегетативной и
эндокринной системах - соматические расстройства. Звеном, опосредующим влияние эмоций на состояние внутренних органов, является, в первую очередь, вегетативная нервная система.
Вегетативные, гуморальные корреляты обнаруживаются при любом эмоциональном напряжении, в любую фазу психологической реакции. В связи с этим, А.М. Вейном (1981) предложено понятие «психовегетативный синдром», который может быть потенциалом, ранней фазой психосоматического расстройства [3].
В науке прочно утвердились представления о тесной взаимосвязи вегетативной и эмоциональной сфер человека, в основе которой лежат морфофункцио-нальные взаимодействия. Вегетативная нервная система опосредует влияние эмоций на функции висцеральных органов [3].
Любые психосоматические расстройства сопровождаются вегетативными дисфункциями. При этом в развитии психосоматического заболевания различают несколько этапов: на первом этапе формируется вегетативная дистония, на втором этапе появляются «соматические жалобы», на третьем - усиливаются висцеральные нарушения и на четвертом появляются воспалительные изменения в органе [6].
По мнению В.И. Окладникова, вегетативно-висцеральные нарушения, описываемые как синдром веге-то-сосудистой дистонии (ВСД), могут быть перманентными и пароксизмальными, проявляясь в сердечнососудистой, респираторной, гастроинтестинальной, терморегуляционной системах. В связи с воздействием эмоционального фактора могут возникать моносистемные вегетативные пароксизмы в виде подъема артериального давления, приступов тахикардии, гипертермии, диспноэ [6].
Таким образом, психическое здоровье человека в качестве обязательного компонента включает особенности эмоционального реагирования. Последние, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с вегетативной регуляцией и ее нарушениями - вегетативными дисфункциями.
В связи с этим нами было проведено исследование психического здоровья студентов, в качестве критериев нарушения которого мы рассматривали вегетативные дисфункции и эмоциональные нарушения. В исследовании приняли участие 63 студента ИрГТУ (25 юношей и 38 девушек), в возрасте 19-21 г. Использовались методики: «Опросник по выявлению признаков вегетативных изменений» А.М. Вейна, тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, а также шкала «нейротизм (эмоциональная устойчивость)» опросника Айзенка по определению темперамента. Достоверность различий между группами вычислялась с помощью непараметрического критерия Фишера.
Были выделены две группы студентов: 1 - без выраженных признаков вегетативных дисфункций (ВД) -22 чел. (35%) и 2 - с выраженными признаками ВД -41 чел. (65%). Нарушения вегетативной регуляции проявлялись в таких симптомах, как онемение и похолодание конечностей, повышенная потливость, ощу-
щения сердцебиения, затруднения при дыхании и др. Наибольшее количество жалоб студенты предъявляли на головные боли, кардиологии, снижение работоспособности, нарушения сна.
Анализ результатов исследования показал, что вегетативные нарушения сопровождаются изменениями эмоциональной сферы студентов (таблица).
Результаты исследования эмоциональной сферы студентов (в % от числа обследованных)
Уровень исследуемого параметра 1 группа 2 группа
Тревожность
высокий 4,5* 36,6*
средний 41 56,1
низкий 54,5** 7,3**
Фрустрация
высокий 24,4 65,9
средний 12 24,4
низкий 63,6** 9,7**
Агрессивность
высокий 11* 53,6*
средний 25,4 39,1
низкий 63,6 7,3
Эмоциональная устойчивость
высокий 27,3 14,6
выше среднего 36,4 22
средний 22,7 19,5
низкий 13,6* 43,9*
Примечание: значимые различия * - p<0,05; ** - p<0,01.
Тревожность имеет более высокие значения во 2 группе опрошенных: высокий уровень ее выявлен у 36,6 % во 2 гр. и у 4,5% в 1 гр. (р<0,05), а низкий уровень соответственно - у 7,3% и 54,5% (р<0,01). Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Тревожность является основным прогностическим критерием психического здоровья человека. По мнению Ф.Б. Березина (1988), тревога выступает как базис, на котором формируются психопатологические или психосоматические проявления.
Исследование фрустрации выявило большую ее выраженность в группе студентов с признаками ВД: 24,4% - 1 гр., 65,9% - 2 гр. (высокий уровень), в то же время низкий уровень фрустрации достоверно выше в 1 гр. (63,6% - 9,7%, р<0,01). Высокий уровень фрустрации, преобладающий у студентов второй группы, отражает заниженную самооценку человека, его неустойчивость к неудачам и трудностям.
Агрессивность достигает высоких значений в целом у 46% студентов. Низкий уровень агрессивности показали 63,6% опрошенных первой группы и 7,3% второй (р<0,01). В то же время, во второй группе 53,6% студентов имеют высокую агрессивность, в первой - 11%, следствием чего могут быть затрудне-
ния в общении и совместной деятельности.
Таким образом, исследование эмоциональных состояний показало наличие более высокого уровня тревожности, фрустрации, агрессивности во второй группе обследуемых по сравнению с первой, что свидетельствует о снижении психического здоровья студентов.
Исследование эмоциональной устойчивости дало следующие результаты (таблица). В обеих группах преобладают средний и выше среднего уровни эмоциональной устойчивости. Во второй группе достоверно больше низких показателей, чем в первой (43,9% -13,6%, р<0,05). В то же время в первой группе вдвое больше обследуемых с высокой эмоциональной устойчивостью (27,3% и 14,6% соответственно).
Эмоциональная устойчивость является конституционально-обусловленным качеством личности, является понятием, синонимичным стрессоустойчивости. Она определяет такие личностные особенности человека, как способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций и таким образом избегать стрессор-ного воздействия; способность контролировать эмоции, развитые волевые качества личности (способность действовать в направлении поставленных целей и задач, мобилизовать психику в экстремально-ситуативных обстоятельствах), владение навыками саморегуляции; способность выдерживать более длительное и сильное, чем в привычных условиях, напряжение (эмоциональное, волевое, физическое); способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях; способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных кон-
фликтов; удовлетворенность самореализацией (Куликов Л.В., 1995). Низкий уровень эмоциональной устойчивости свидетельствует о снижении адаптивных возможностей человека, а также является фактором, предрасполагающим к формированию пограничных нервно-психических расстройств в неблагоприятных средовых условиях. Таким образом, студенты с выраженными признаками вегетативных дисфункций отличаются следующими особенностями эмоциональной сферы: каждый третий студент имеет высокую тревожность, почти 2/3 - высокий уровень фрустрации, более половины - высокий уровень агрессивности; у 43% из них выявлена низкая эмоциональная устойчивость.
Проведенное исследование показало, что нарушения эмоциональной сферы студентов и вегетативные дисфункции взаимосвязаны между собой. Нарушения вегетативной регуляции у обследованных имеют такие проявления, как головные и сердечные боли, дисфункции желудочно-кишечного тракта, нарушения сна, что приводит к снижению внимания, памяти, общей работоспособности, усилению эмоциональной лабильности. Как эмоциональные сдвиги, так и вегетативные дисфункции свидетельствуют о нарушении психического здоровья студентов, последствием чего может быть формирование как психосоматических, так и невротических заболеваний.
С целью профилактики нарушений психического здоровья, прогрессирования вегетативных и эмоциональных расстройств у студентов необходима организация системной работы по здоровьесбережению учащейся молодежи с привлечением специалистов медицинских и психологических служб.
Библиографический список
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Ученье довательский центр проблем качества подготовки специа-о здоровье и проблемы адаптации. М., Ставрополь, 2000. листов, 1997. 352 с.
2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психо- 5. Никифоров Г.С. К вопросу о критериях психического соматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. 560 с. здоровья // Психология: итоги и перспективы / под ред. А.А.
3. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагно- Крылова. СПб., 1996.
стика / под. ред. А.М. Вейна. М., 1998. 6. Окладников В.И. Типология и адаптационные состояния
4. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М.: Иссле- личности. Иркутск, 2001.
УДК 947.084
ГАЗЕТНЫЙ МИР ИРКУТСКА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 гг.) © О.С. Шилова1
Иркутский государственный университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2.
Рассматривается положение иркутских газет в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.). Проанализировано отношение иркутских СМИ к политическим режимам, действовавшим в период Гражданской войны в Сибири. Приведены характеристики лидеров печати Иркутска, их главные источники и каналы передачи информации. Библиогр. 18 назв.
Ключевые слова: Гражданская война; Иркутск; газеты; СМИ; информация; население; Белое движение; Красное движение.
1Шилова Ольга Сергеевна, доцент кафедры связей с общественностью и рекламных технологий факультета филологии и журналистики, тел.: (3952) 203859, 8902515l 976, e-mail: [email protected]
Shilova Olga, Associate Professor of the Department of Public Relations and Advertising Technologies of the Philology and Journalism Faculty, tel.: (3952) 203859, 89025151976, e-mail: [email protected]