Научная статья на тему 'Индивидуально-типологические аспекты учебной адаптации студентов'

Индивидуально-типологические аспекты учебной адаптации студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ТИП ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ / ПСИХИЧЕСКОЕ И СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ADAPTATION / TYPE OF FUNCTIONAL CONSTITUTION / MENTAL AND SOMATIC HEALTH / HEALTH CARE / INFORMATIONAL STRESS / DISADAPTIVE STATES / PSYCHOSOMATIC DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Финогенко Елена Ивановна

Проблема адаптации студентов к образовательной среде тесно взаимосвязана с проблемами информационного стресса, здоровьесбережения учащейся молодежи, формирования стрессоустойчивости. Ухудшение соматического и психического здоровья студентов в период обучения проявляется, прежде всего, в формировании психосоматических расстройств. В патогенезе этих заболеваний есть стадия функциональных изменений со стороны регуляторных и висцеральных систем, то есть стадия дезадаптации. Адаптационные возможности студента определяются сложным взаимодействием биологических и социальных, внешних и внутренних факторов, в том числе, индивидульно-типологическими особенностями: свойствами центральной нервной системы, вегетативной регуляции, а также конституциональными характеристиками. В.П. Казначеевым выделены морфо-физиологические типы конституции: спринтер, стайер, микст, которые являются интегральной характеристикой адаптационных возможностей человека в биосоциальной среде. В данном исследовании выявлены особенности дезадаптивных состояний студентов в зависимости от принадлежности их к разным типам функциональной конституции. Выявление нарушений состояния здоровья студентов на стадии дезадаптации дает возможность осуществления своевременного вмешательства (медицинского, психологического, педагогического) с целью восстановления оптимального функционирования нарушенных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Финогенко Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS' EDUCATIONAL ADAPTATION

The problem of adaptation of students to the educational environment is closely connected with the problems of informational stress, health care of students, and the formation of stress resistance. Deterioration of somatic and mental health of students in the learning period is primarily manifested in the formation of psychosomatic disorders. The pathogenesis of these diseases has the stage of functional changes in the regulatory and visceral systems, i.e. the stage of disadaptation. Adaptive capabilities of a student are determined by a complex interaction of biological and social, external and internal factors, including individual and typological characteristics: properties of the central nervous system, autonomic regulation, and constitutional characteristics as well. V.P. Kaznacheev distinguished morpho-physiological types of constitution: sprinter, stayer, mixed, which are integral features of adaptive capacities of a man in a biosocial environment. This study identifies features of students' disadaptive states according to their belonging to different types of functional constitution. Revealing the disorders in students' health at the stage of disadaptation gives the possibility of early intervention (medical, psychological, pedagogical) in order to restore the optimal functioning of the damaged systems.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологические аспекты учебной адаптации студентов»

9. Вильмонт Е.Н. Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 54.

10. Collins COBUILD English language dictionary [Text] / ed. in chief J. Sinclair. London, Glasgow: Collins. Stuttart: Klett, 1987. P. 57.

11. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. С. 270.

12. Зализняк А.А. О семантике сожаления // Логический анализ языка. Избранное. 1988-1995. М.: Индрик, 2003. С. 102-103.

13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 2. C. 121.

14. Краткий этимологический словарь русского языка / под ред. С.Г. Бархударова. М.: Учпедгиз, 1961. C. 126.

15. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology [Text] / ed. By T. F. Hoad. London: Oxford U. P., 1985. P. 159.

16. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

17. Дженкова Е.А. Концепты «стыд» и «вина» в русской и немецкой лингвокультурах: автореф. дис. ... канд. филолог.

наук: 10.02.20. Волгоград, 2005. 23 с.

18. Падучева Е.В. Семантика вины и смещение акцентов в толковании лексемы // Логический анализ языка. Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 165.

19. Brown, P. Universals of Language Usage: Politeness Phenomena [Text] / P. Brown, S. Levinson // Goody E. / Questions and Politeness: Strategies in Social Interaction. London: CUP, 1975. P. 192-195.

20. Ратмайр Р. Прагматика извинения: Сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры М.: Языки славянской культуры, 2003. 272 с.

21. Романова Г. В. Осколки ледяной души М.: Эксмо, 2007. С. 176.

22.Wodehouse P.G. A Tale of a Grandfather [Electronic resource] / British National Corpus (An On-line Sample Version). http://www.natcorp.ox.ac.uk (2010, March 22).

23. Набоков В.В. Приглашение на казнь // Романы. М.: Ху-дож. лит., 1989. С. 355.

24. Куприн А.И. Гранатовый браслет // Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1986. C. 342.

25. Thurber J.G There's No Place Like Home [// American Short Stories. New York: Penguin, 1974. P. 114.

УДК 159.91

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

л

Е.И. Финогенко1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проблема адаптации студентов к образовательной среде тесно взаимосвязана с проблемами информационного стресса, здоровьесбережения учащейся молодежи, формирования стрессоустойчивости. Ухудшение соматического и психического здоровья студентов в период обучения проявляется, прежде всего, в формировании психосоматических расстройств. В патогенезе этих заболеваний есть стадия функциональных изменений со стороны регуляторных и висцеральных систем, то есть стадия дезадаптации. Адаптационные возможности студента определяются сложным взаимодействием биологических и социальных, внешних и внутренних факторов, в том числе, индивидульно-типологическими особенностями: свойствами центральной нервной системы, вегетативной регуляции, а также конституциональными характеристиками. В.П. Казначеевым выделены морфо-физиологические типы конституции: спринтер, стайер, микст, которые являются интегральной характеристикой адаптационных возможностей человека в биосоциальной среде. В данном исследовании выявлены особенности дезадаптивных состояний студентов в зависимости от принадлежности их к разным типам функциональной конституции. Выявление нарушений состояния здоровья студентов на стадии дезадаптации дает возможность осуществления своевременного вмешательства (медицинского, психологического, педагогического) с целью восстановления оптимального функционирования нарушенных систем. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: адаптация; тип функциональной конституции; психическое и соматическое здоровье; здо-ровьесбережение; информационный стресс; дезадаптивные состояния; психосоматические расстройства.

INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS' EDUCATIONAL ADAPTATION E.I. Finogenko

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The problem of adaptation of students to the educational environment is closely connected with the problems of informational stress, health care of students, and the formation of stress resistance. Deterioration of somatic and mental health of students in the learning period is primarily manifested in the formation of psychosomatic disorders. The pathogenesis of these diseases has the stage of functional changes in the regulatory and visceral systems, i.e. the stage of disadaptation. Adaptive capabilities of a student are determined by a complex interaction of biological and social, external and in-

1Финогенко Елена Ивановна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии факультета права, социологии и СМИ; тел.: 89501265717; e-mail: [email protected]

Finogenko Elena,Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Psychology of the Faculty of Law, Sociology and Mass Media, tel.: 89501265717; e-mail: [email protected]

ternal factors, including individual and typological characteristics: properties of the central nervous system, autonomic regulation, and constitutional characteristics as well. V.P. Kaznacheev distinguished morpho-physiological types of constitution: sprinter, stayer, mixed, which are integral features of adaptive capacities of a man in a biosocial environment. This study identifies features of students' disadaptive states according to their belonging to different types of functional constitution. Revealing the disorders in students' health at the stage of disadaptation gives the possibility of early intervention (medical, psychological, pedagogical) in order to restore the optimal functioning of the damaged systems. 10 sources.

Key words: adaptation; type of functional constitution; mental and somatic health; health care; informational stress; disa-daptive states; psychosomatic disorders.

Проблема адаптации человека в настоящее время приобретает комплексный характер, является предметом изучения многих наук, находясь на стыке исследований в области физиологии, психологии, социологии, медицины.

Анализ литературы показал многоаспектность научных подходов к проблеме адаптации. Обобщение основных научных положений в трудах отечественных и зарубежных ученых позволяет заключить, что адаптация - это целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой. Адаптация, как фундаментальное свойство живой природы, связана со всеми уровнями человеческой индивидуальности. Она может включать как физиологические, так и психологические и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы. Выделение разных видов и уровней адаптации, в известной мере, искусственно и служит целям научного анализа этого явления [7].

В.П. Казначеев (1980) рассматривает адаптацию в двух аспектах: статическом и динамическом. Статическое понятие адаптации отражает свойство (состояние) биосистемы, ее устойчивость к условиям среды -уровень ее адаптированности. Динамическое понятие адаптации отражает процесс приспособления биосистемы к меняющимся условиям среды (т.е. изменение биосистемы во времени, обеспечивающее ее жизнедеятельность в данных условиях).

В число адаптационных реакций (обеспечивающих перестройку гомеостатических систем в соответствии с изменяющимися условиями среды) включаются все реакции, направленные на поддержание постоянства внутренней среды. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения и обеспечивается формирование нового гомеостатического состояния, которое помогает достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статистическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, и, следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации [8].

Проблема адаптации студентов к образовательной среде тесно взаимосвязана с проблемами информационного стресса, здоровьесбережения учащейся молодежи, формирования стрессоустойчивости. Ухудшение соматического и психического здоровья студентов в период обучения проявляется, прежде всего, в формировании психосоматических расстройств: вегето-сосудистой дистонии, артериальной

гипертензии, функциональных нарушений сердечнососудистой деятельности, функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта[1, 6]. В патогенезе этих заболеваний есть стадия функциональных изменений со стороны регуляторных и висцеральных систем, то есть стадия дезадаптации. Состояние дезадаптации - переходное между здоровьем и болезнью, которому соответствует адаптационное напряжение регуляторных систем организма. При этом нарушения адаптационных возможностей еще не достигают уровня патологических процессов (дезадаптации). Выявление нарушений состояния здоровья студентов на стадии дезадаптации дает возможность осуществления своевременного вмешательства (медицинского, психологического, педагогического) с целью восстановления оптимального функционирования нарушенных систем.

Анализ литературы, посвященной изучению состояний дезадаптации, позволяет выделить следующие их критерии: ухудшение самочувствия, жалобы на головные, сердечные, абдоминальные боли, нарушения артериального давления, пульса, показателей дыхания, а также нарушение сна, утомляемость, раздражительность, конфликтность [3]. У учащихся дезадап-тивные состояния проявляются в снижении успеваемости, ухудшении памяти, внимания, нарушении поведения, а также в усилении эмоциональной лабильности, пессимистичности, склонности к тревожным реакциям, ухудшении здоровья [4, 5]. Выделяют также субъективный критерий дезадаптации - степень осознанной или неосознанной неудовлетворенности личности различными аспектами своей жизнедеятельности и самим собой.

Адаптационные возможности студента, его адаптивность, определяются сложным взаимодействием биологических и социальных, внешних и внутренних факторов. К числу последних относят состояние защитных сил организма, физическое и психическое здоровье, индивидульно-типологические особенности: свойства центральной нервной системы, вегетативной регуляции, а также конституциональные характеристики. Эти особенности определяют формирование внешних характеристик поведения, его вегетативного обеспечения и структуры мотивационных установок.

Для характеристики индивидуально-типологических особенностей адаптации человека к различным условиям среды (преимущественно природной) В.П. Алексеевым (1968, 1974) было введено понятие «адаптивные типы» людей, частным случаем которых являются выделенные В.П. Казначеевым (1980, 1986, 1997) морфо-физиологические типы конституции:

спринтер, стайер, микст. Адаптивный тип формируется как стратегия реагирования на стрессогенную ситуацию, как общая направленность адаптивного ответа, способ достижения приспособительного эффекта. Выделенные типы являются интегральной характеристикой адаптационных возможностей человека в биосоциальной среде.

Адаптивный тип «спринтер» характеризуется быстрой мобилизацией резервов организма на сильный, но кратковременно действующий раздражитель. Тип «стайер» выдерживает равномерные длительные нагрузки в неблагоприятных условиях, но неустойчив к сильным кратковременным воздействиям. Промежуточный тип - «микст» проявляет свойства, присущие первому и второму типам. Представители крайних адаптивных типов («спринтеры» и «стайеры») различаются рядом функциональных показателей кардио-респираторной системы, гистоморфологическими, биохимическими, психоэмоциональными и личностными особенностями [8].

В.П. Казначеевым и С.В. Казначеевым (1986) показана продуктивность использования индивидуально-типологической методологии при изучении процессов адаптации и дезадаптации студентов к учебным нагрузкам в вузе. Однако механизмы развития дезадаптации студентов с учетом их типологических особенностей с точки зрения совокупности физиологических, психофизиологических и психосоциальных характеристик исследованы еще недостаточно.

В связи с этим было проведено исследование, целью которого явилось изучение особенностей адаптации студентов к образовательной среде, выявление закономерностей формирования дезадаптив-ных состояний у студентов в зависимости от типа функциональной конституции. В исследовании участвовали студенты ИГПК №1 и ИрГТУ - девушки 16-20-летнего возраста (120 человек). Комплексная диагностика включала клинико-лабораторные, физиологические, психофизиологические, психосоциальные методы исследования.

Проведенное нами исследование выявило особенности дезадаптивных состояний студентов в зависимости от принадлежности их к разным типам функциональной конституции: спринтер (I тип ФК), стайер (II тип ФК), микст. В типе стайер нами был выделен подтип ФК - стайер с симпатикотонией. По данным В.П. Казначеева, С.В. Казначеева (1986), В.И. Хасну-лина (1998), крайние типы ФК попадают в группу риска по развитию дезадаптивных состояний и нарушений здоровья. Поэтому базу дальнейших исследований составили студенты, относящиеся к группам спринтеров, стайеров и стайеров с симпатикотонией.

Как показало исследование, спринтеры имеют эр-готропный, энергозатратный тип метаболизма, определяющий преобладание симпатического звена вегетативной регуляции, выраженную симпатикотониче-скую реактивность при выполнении интеллектуальной и физической нагрузок. Типологические свойства их центральной нервной системы характеризуются преобладанием синтетического когнитивного стиля, высокой подвижностью нервных процессов, средне-

высокой силой по возбуждению и низкой - по торможению. Это определяет такие их качества, как высокая устойчивость к интенсивным кратковременным нагрузкам, быстрая утомляемость при выполнении однообразной работы, импульсивность, неуравновешенность.

Низкая устойчивость к информационному стрессу коррелирует с высокой предметной тревожностью, связанной с ситуацией проверки знаний, страхом перед педагогами. Последнее находит отражение в более низкой успеваемости, недостаточной психосоциальной адаптации спринтеров по сравнению с другими исследуемыми группами.

Клинические исследования показали высокую распространенность среди них функциональной неврологической патологии, в том числе вегето-сосудистой дистонии (ВСД) (83%), эмоционально-волевых нарушений (17%). В условиях хронического психоэмоционального стресса у студентов - спринтеров возможно развитие дезадаптивных состояний, невротических и вегетативных расстройств.

В отличие от спринтеров, у студентов-стайеров преобладает парасимпатическая регуляция, трофо-тропный, энергозапасающий тип метаболизма, что находит отражение в низких величинах артериального давления и пульса. Нервная система стайеров характеризуется инертностью нервных процессов, преобладанием процесса торможения, правополушарными сенсорными доминантами. Это обусловливает их высокие адаптивные способности к длительным нагрузкам средней силы, медленное включение в работу и перестройку с одного вида деятельности на другой.

У студентов с типом ФК стайер успеваемость выше, чем у спринтеров. Объясняется это тем, что свойства нервной системы определяют их склонность к монотонному кропотливому труду, что соответствует условиям учебной деятельности.

Таким образом, исследования выявили хорошую психосоциальную адаптированность студентов-стайеров к условиям образовательной среды. Но физиологическая «цена» этой адаптации довольно высока. У представителей II типа ФК преобладает умеренный и высокий уровень личностной тревожности. Каждый второй студент этой группы имеет вегетативные дисфункции в различных висцеральных системах. У 60% из них диагностирована ВСД. Воздействие факторов, превышающих адаптивные возможности стайеров, приводит к хронизации патологических процессов, трансформации вегетативно-висцеральных дисфункций в соматические заболевания.

Представители ^-подтипа ФК стайеры с симпатикотонией отличаются преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, эрго-тропным типом метаболизма, что дает энергетическое обеспечение деятельности и проявляется в наибольших значениях частоты сердечных сокращений и систолического артериального давления (по сравнению с I и II типами ФК).

Стайеры с симпатикотонией имеют среди сравниваемых групп наиболее сильную нервную систему с высоким уровнем возбудительных и тормозных процессов и их подвижностью. Студенты этой группы ха-

рактеризуются наилучшими показателями психосоциальной адаптации к учебной среде: у них наиболее высокая успеваемость, низкая и умеренная тревожность, эффективная адаптация к информационному стрессу. Преобладание аналитического когнитивного стиля предопределяет такие их личностные качества, как ответственность, дисциплинированность, волевая регуляция, стремление к социальному успеху.

При этом у представителей 11а-подтипа ФК наиболее высока физиологическая «цена» адаптации к учебным нагрузкам. У 50% студентов этой группы выявлен повышенный уровень артериального давления, напряжение в деятельности сердечно-сосудистой системы, что позволяет отнести их к группе риска по развитию артериальной гипертензии. Соматоформные расстройства имеют 79%, вегетососудистую дистонию - 33% студентов 11а-подтипа.

Таким образом, проведенное исследование показало, что адаптация студентов к учебной деятельности имеет специфику развития дезадаптивных состояний и психосоматических расстройств в зависимости от типа функциональной конституции. Практическое значение работы определяется тем, что ее результаты позволили сформулировать ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, психологов, родителей, направленных на обеспечение условий эффективной адаптации студентов к образовательной среде ссуза и вуза.

Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению студентов Спринтеры

1. При проведении медицинских осмотров необходимо углубленное обследование невропатологом.

2. Необходима ранняя психодиагностика стресс-состояний, профилактическое наблюдение и консультирование психологом.

3. Работа психолога: коррекция эмоционально-волевой сферы, обучение психической саморегуляции в условиях стресса, телесно-ориентированная пси-хокоррекционная работа, тренинги по преодолению импульсивности, обучению рефлексивности, психологическая коррекция самооценки и уровня притязаний; коммуникативные тренинги.

4. Организация правильного режима дня, исключающая перегрузки. В конце дня - расслабляющие ванны с травами, массаж.

5. Обязательная двигательная разрядка во время учебных занятий и после них.

6. При организации учебно-воспитательного процесса:

- оптимизация психосоциальной адаптации через индивидуализацию учебного процесса;

- создание атмосферы требовательности и доброжелательности, позитивного эмоционального настроя;

- исключение монотонии, создание возможностей переключения с одних видов учебной деятельности на другие;

- развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, повышение ответственности за выполнение работы;

- при работе с информацией - опора на зрительно-кинестетические взаимодействия, снижение нагрузки на слуховой анализатор;

- использование цветовой и звуковой среды успокаивающего характера.

Стайеры

1. Работа психолога: тренинги по развитию креативности, снижению личностной тревожности, переходу от ориентации на переживание к ориентации на действие, повышению личностной самооценки.

2. При организации учебно-воспитательного процесса:

- повышение активности правого полушария различными способами, в том числе активизацией творческого потенциала, поисковой активности, общением с природой, двигательными нагрузками, созданием адекватной цветовой среды (с тоновым контрастом и насыщенностью цветом), музыкой активного ритмичного характера;

- использование приемов образного представления информации, заданий аналитико-синтети-ческого характера, исследовательской и игровой форм занятий;

- формирование демократического стиля отношений, создание ситуации достижения успеха, тренировка готовности к риску, активному преодолению препятствий;

- предоставление возможности выполнять задания в индивидуальном временном режиме, исключение стресса ограничения времени, частой смены различных видов деятельности.

Стайеры с симпатикотонией

1. При медицинском обследовании студентов необходимо, учитывая низкое число жалоб вегетативного характера у «стайеров с симпатикотонией», ориентироваться на объективные показатели состояния сердечно-сосудистой системы, осуществлять регулярный контроль за уровнем артериального давления.

2. Осуществлять профилактику артериальной гипертензии: соблюдение диеты, правильную организацию режима дня, достаточную физическую активность, исключение употребления алкоголя, курения.

3. Работа психолога по снижению психоэмоционального напряжения: обучение способам снятия стресса, эмоционального отреагирования через различные виды творчества, саморегуляции эмоционального состояния (аутотренинг, релаксация и др.), проведение психологических тренингов по развитию стрессоустойчивости, телесно-ориентированная терапия.

4. При организации учебно-воспитательного процесса:

- исключить авторитарный стиль отношений, создавая положительный эмоциональный настрой;

- избегать ситуаций дефицита времени;

- при работе с информацией использовать ана-литико-синтетические методы обучения, структурировать изучаемый материал в виде логико-пространственных схем, рисунков;

- активизировать правополушарный компонент мышления, развивая креативность, используя различ-

ные виды творчества, общение с природой, движение, оптимальную цветовую и звуковую среду.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М.: КРУК, 1994. 256 с.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 265 с.

3. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / под. ред. А.М. Вейна. М.: Мед. информ. агентство, 1998. 752 с.

4. Дзятковская Е.Н. Дидактогенная ваготония: развитие и профилактика // Медико-психологические проблемы образования. Иркутск, Изд-во ВСНЦ, 1999. С. 12-20.

5. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников Новоси-

бирск: Наука, 2002. 132 с.

6. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Изд-во Питер, 2000. 512 с.

7. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 191с.

8. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. 120 с.

9. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы. Л., 1981. 128 с.

10. Хананашвили М.М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978. 143с.

УДК 353.1:947.16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (1990-1994 ГГ.): К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Л

Б.Г. Хачатурян1

Российская академия правосудия (Дальневосточный филиал), 680014, г. Хабаровск, ул. Восточное шоссе, 49.

В работе анализируется процесс реформирования краевых, областных, районных, городских, сельских и поселковых Советов в дальневосточных субъектах Российской Федерации и механизм замены их на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления районов, городов, сёл и посёлков в последнее десятилетие XX в. Представлена периодизация данного процесса, формулируются основные причины прекращения деятельности местных Советов. Табл. 2.

Ключевые слова: местное управление; местные органы власти; местные Советы; местная администрация; местное самоуправление; органы государственной власти; органы местного самоуправления; субъект Российской Федерации.

REFORMATION OF LOCAL AUTHORITIES IN THE FAR EAST (1990-1994): TO THE HISTORICAL BACKGROUND B.G. Khachaturyan

Russian Academy of Justice (Far East Branch), 49 Vostochnoe Shosse, Khabarovsk, 680014.

The article discusses the reforming process of regional, provincial, district, town, and village Soviets in the Far Eastern subjects of the Russian Federation, and the mechanism of their replacement with public authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-governing authorities of regions, towns and villages in the last decade of XX century. The periodization of the process is presented; the main reasons for the termination of local Soviets are formulated. 2 tables.

Key words: local control; local authorities; local Soviets; local administration; local self-government; state government bodies (public authorities); local self-governing authorities; the subject of the Russian Federation.

Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. краевые, областные, автономных областей, автономных округов (далее - краевые, областные) [1], районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов (далее - районные и городские) были отнесены к местным органам государственной власти и управления [2]. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты.

К началу 90-х г., по мнению нового российского руководства, старые органы местного управления - Советы - не вписывались в изменившийся социально-политический облик страны и по существу стали тормозом в проведении намеченных реформ. Всё говорило о том, что назрела необходимость в изменении структуры и функциональных обязанностей местных органов власти.

Первым практическим шагом в области реформирования местных Советов в органы местного само-

1Хачатурян Борис Григорьевич, кандидат исторических наук, доцент, советник юстиции I-го класса, тел.: (4212) 738165, e-mail: [email protected]

Khachaturyan Boris, Candidate of History, Associate Professor, I-Class Counselor of Justice, tel.: (4212) 738165, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.