Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПОПУЛЯРНОСТИ ТВ-ПРОГРАММ : ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПОПУЛЯРНОСТИ ТВ-ПРОГРАММ : ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
355
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕПРОГРАММА / ТЕЛЕКАНАЛ / КРИМИНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КРИМИНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ / ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Радионцева Е.С.

Статья посвящена проблеме выявления конкурентных преимуществ журналистских ТВ-произведений. Методика анализа основана на сопоставлении форматообразующих признаков двух телепрограмм, близких по предмету отображения, тематике, функциям, жанрам и прочим признакам. Рассматриваются вопросы актуальных тенденций телевизионной отрасли. В фокусе внимания автора - специфика развития криминальной журналистики на российском телевидении. Материалом для исследования послужили программы «Следствие вели …» с Леонидом Каневским (НТВ) и «Легенды советского сыска» (ТК «Звезда»), которые не становились предметом широкого изучения, несмотря на достаточно продолжительное существование проектов. Выявляются преимущества, которые обеспечивают внимание зрителя и рейтинг телеканала, что обусловливает актуальность исследования в силу того, что на отечественном телевидении сегодня достаточно много передач, во многом идентичных по форматообразующим признакам. Проводится сопоставительный анализ, позволяющий оценить потребности аудитории. Отмечается, что, опираясь на знание предпочтений зрителей, в дальнейшем можно моделировать концептуальные особенности программ. Показано, что журналистские проекты развиваются по законам маркетинга: успешнее «продаются» те продукты, которые транслируют эмоциональные ценности, арт-ценности, несвойственные журналистике функции и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL AND AESTHETIC VALUES AS BASIS FOR POPULARITY OF TV PROGRAMS: CONTRASTIVE-COMPARATIVE EXPERIENCE

The article is devoted to the problem of identifying the competitive advantages of journalistic TV works. The analysis technique is based on a comparison of the format-forming features of two TV programs that are similar in terms of display subject, subject matter, functions, genres, and other features. The issues of current trends in the television industry are considered. The author focuses on the specifics of the development of criminal journalism on Russian television. The material of a comparative analysis of the programs “The investigation was conducted ...” with Leonid Kanevsky (NTV) and “Legends of the Soviet detective” (TK “Zvezda”) did not become the subject of wide study, despite the rather long existence of the projects. It is argued that due to the fact that on domestic television today there are a large number of programs that are largely identical in terms of format-forming features, it becomes important to understand the benefits that further provide the viewer’s attention and the rating of the TV channel. It is shown that a comparative analysis allows understanding the needs of the audience, based on which in the future it is possible to model the conceptual features of programs. It is concluded that journalistic projects develop according to the laws of marketing: those products that have the following advantages are “sold” more successfully: emotional values, functions unusual for journalism, art values, etc.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПОПУЛЯРНОСТИ ТВ-ПРОГРАММ : ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА»



Радионцева Е. С. Эмоциональные и эстетические ценности как основа популярности ТВ-программ : опыт сопоставительного анализа / Е. С. Радионцева // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 3. — С. 247—263. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-247-263.

Radiontseva, E. S. (2022). Emotional and Aesthetic Values as Basis for Popularity of TV Programs: Contrastive-Comparative Experience. Nauchnyi dialog, 11(3): 247-263. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-247-263. (In Russ.).

WEBOfSCIENŒ ERIHäJI'V

„ I II L H I С H ' S

' i4kl!H*L4li ПШГС'НХ*

ИВИАИУ.И11

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-247-263

Эмоциональные Emotional and

и эстетические ценности Aesthetic Values

как основа популярности as Basis for Popularity

ТВ-программ: опыт of TV Programs: Contrastive-

сопоставительного анализа Comparative Experience

Радионцева Екатерина Сергеевна Ekaterina S. Radiontseva

orcid.org/0000-0002-2248-198X orcid.org/0000-0002-2248-198X

кандидат филологических наук, доцент, PhD in Philology, Associate Professor,

кафедра истории, философии Department of History, Philosophy

и социальных коммуникаций and Social Communications

rakaty@yandex.ru rakaty@yandex.ru

Омский государственный Omsk State

технический университет Technical University

(Омск, Россия) (Omsk, Russia)

© Радионцева Е. С., 2022

EN^Í

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Статья посвящена проблеме выявления конкурентных преимуществ журналистских ТВ-произведений. Методика анализа основана на сопоставлении форматообра-зующих признаков двух телепрограмм, близких по предмету отображения, тематике, функциям, жанрам и прочим признакам. Рассматриваются вопросы актуальных тенденций телевизионной отрасли. В фокусе внимания автора — специфика развития криминальной журналистики на российском телевидении. Материалом для исследования послужили программы «Следствие вели ...» с Леонидом Каневским (НТВ) и «Легенды советского сыска» (ТК «Звезда»), которые не становились предметом широкого изучения, несмотря на достаточно продолжительное существование проектов. Выявляются преимущества, которые обеспечивают внимание зрителя и рейтинг телеканала, что обусловливает актуальность исследования в силу того, что на отечественном телевидении сегодня достаточно много передач, во многом идентичных по форматообразующим признакам. Проводится сопоставительный анализ, позволяющий оценить потребности аудитории. Отмечается, что, опираясь на знание предпочтений зрителей, в дальнейшем можно моделировать концептуальные особенности программ. Показано, что журналистские проекты развиваются по законам маркетинга: успешнее «продаются» те продукты, которые транслируют эмоциональные ценности, арт-ценности, несвойственные журналистике функции и т. д.

Ключевые слова:

телепрограмма; телеканал; криминальная журналистика; криминальные телепрограммы; формообразующие признаки.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The article is devoted to the problem of identifying the competitive advantages of journalistic TV works. The analysis technique is based on a comparison of the format-forming features of two TV programs that are similar in terms of display subject, subject matter, functions, genres, and other features. The issues of current trends in the television industry are considered. The author focuses on the specifics of the development of criminal journalism on Russian television. The material of a comparative analysis of the programs "The investigation was conducted ..." with Leonid Kanevsky (NTV) and "Legends of the Soviet detective" (TK "Zvezda") did not become the subject of wide study, despite the rather long existence of the projects. It is argued that due to the fact that on domestic television today there are a large number of programs that are largely identical in terms of format-forming features, it becomes important to understand the benefits that further provide the viewer's attention and the rating of the TV channel. It is shown that a comparative analysis allows understanding the needs of the audience, based on which in the future it is possible to model the conceptual features of programs. It is concluded that journalistic projects develop according to the laws of marketing: those products that have the following advantages are "sold" more successfully: emotional values, functions unusual for journalism, art values, etc.

Key words:

TV program; TV channel; criminal journalism; crime TV programs; formative features.

EN^i

УДК 654.197:316.752

Эмоциональные и эстетические ценности как основа популярности ТВ-программ: опыт сопоставительного анализа

© Радионцева Е. С., 2022

1. Введение = Introduction

Конкуренция на медийном рынке обостряет качества журналистского продукта как товара. Если такого рода товары при усилении конкурентных качеств обычно апеллируют к нематериальным ценностям, то журналистский проект начинает расширять арсенал своих функций, выходить за пределы своих задач, пересматривать роль и назначение, изначально ему присущие. В журналистских продуктах высвечиваются дополнительные ценности, обеспечивающие им популярность и признание аудитории.

Этот процесс наглядно прослеживается на примере телевизионных проектов, близких по формату, контенту, стратегии продвижения. Цель исследования — выявить у аналогичных по формату телепрограмм, конкурирующих на одном тематическом поле, дополнительные ценности, повышающие значимость конкретного журналистского продукта у целевой аудитории.

Рассмотрим процесс на примере телевизионной отрасли. На протяжении многих лет мы видим, что успешные телепрограммы могут породить схожие продукты, которые в дальнейшем транслируются на других телеканалах. Конкурентная борьба телепрограмм позволяет понять, что интересует аудиторию, с чем связаны ее потребности, каковы мотивы обращения к СМИ. В дальнейшем возможно выстроить эффективную стратегию, обеспечить конкурентоспособность программы, вывести телепередачу в топовый перечень.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Цель исследования — выявить конкурентные форматообразующие признаки двух телепрограмм, близких по тематике, жанрам, методу отображения действительности.

Основу используемой методики анализа составляет подход Н. А. За-харченко [Захарченко, 2019]. Она, вслед за С. Н. Ильченко, описала алгоритм анализа телевизионных программ криминального характера, предлагая выделять цель, тематику и характеризовать сюжетную линию. Значимые аспекты изучения связаны со структурой программы, ее жанровой

8

АГСF S?

разновидностью (криминальная хроника, журналистское расследование, судебное шоу, «дорожные войны» и др.), соотношением вербальных элементов и видеоряда, а также реализацией принципов достоверности и до-кументализма. Нельзя не отметить, что автор обращает внимание на место и роль постановочных элементов в программе, характер воздействия на аудиторию, приемы манипулирования общественным сознанием и причины популярности передач криминальной направленности.

Эмпирическую базу исследования составили телепрограммы «Следствие вели ...» (14 выпусков 2021 года и 36 выпусков 2020 года) [НТВ] и «Легенды советского сыска» (6 выпусков 2020 года; в 2021 году программа не выходила) [Звезда]. Анализу подверглись тексты продолжительностью 2 500 минут, или около 40 часов.

В ходе анализа материала автор опирался на научные исследования, связанные с осмыслением тенденций в телевизионной отрасли [Белоусо-ва, 2011; Дерягин, 2020; Евменов, 2020; Качкаева, 2010; Морщагина и др., 2020; Розанова и др., 2016; Aldeman, 2021]. Отдельные аспекты форматоо-бразующих признаков представлены в материале М. В. Вечкановой [Веч-канова, 2021], А. М. Караевой [Караева, 2020], В. М. Кузьминой [Кузьмина, 2020] и т. д. Собственно криминальной тематике посвящено исследование А. Д. Журавлевой [Журавлева, 2021]. Опираясь на представленные выше труды, автор проводит комплексный анализ двух близких по тематике и проблематике криминальных программ, что позволяет высветить качества, обеспечивающие их конкурентоспособность.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Конкуренция на телевизионном рынке

Программы-дублеры встречаются в разных тематических блоках и на разных телеканалах. Мир fashion-индустрии представлен близкими по формату проектами, например, «Снимите это немедленно!» (СТС) и «Модный приговор» (Первый канал). Автомобильная тематика транслируется в передачах «Главная дорога» (НТВ) и «Первая передача» (НВТ), криминальная — «Следствие вели ...» (НТВ) и «Легенды советского сыска» (Звезда).

Чтобы разобраться, с чем связана ситуация, порождающая близкие по формату и содержанию программы, необходимо обратиться к актуальным тенденциям развития телевизионной отрасли.

Не секрет, что традиционная телеиндустрия теряет свое былое влияние. Те, кто внимательно следит за развитием данной отрасли, отмечают и сокращение объемов телевизионной рекламы, и болезненные экономические и финансовые ситуации, и потерю аудитории. Об этом говорят Д. С. Мартьянов и Н. С. Подлесская в публикации «Конвергенция телевидения и Интер-

8

ACCFS5

нета в России: политический аспект» [Мартьянов и др., 2020], В. Л. Скобелев в материале «Современное состояние и развитие телепотребления в России» [Скобелев, 2019], Н. М. Розанова и А. В. Юшин в статье «Конкуренция в телевизионной отрасли: мировой опыт и российские реалии» [Розанова и др., 2016]. «Сегодня телевидению необходимо активно развиваться, чтобы не потерять доминирующее положение, которое оно заняло в середине ХХ века», — пишет А. А. Хлызова [Хлызова, 2016, с. 1114].

В научных исследованиях «пессимистическая» интерпретация развития телеиндустрии перемежается с нотами оптимизма. В большинстве своем они связаны с перспективами развития альтернативных площадок и форм телевещания. Именно об этом говорит И. И. Шепелев [Шепелев, 2019], Н. А. Морщагина и Е. Б. Помогайбина [Морщагина и др., 2020], А. Д. Евменов и И. Ю. Благова [Евменов и др., 2020], С. И. Шин, Дж. Б. Ким, С. Хан, С. Ли [Shin et al., 2021] и мн. др.

В то же время в целом телевидение — один из наиболее устойчивых сегментов на рынке СМИ. До сих пор самым распространенным домашним медиаустройством остается телевизор. Авторы ежегодных отраслевых докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям из года в год констатируют, что практически все (96 %) домохозяйства в городах РФ имеют хотя бы один телевизор, а в среднем на городское домохозяйство приходится 1,9 телевизоров (и этот показатель не меняется уже несколько лет) [Телевидение глазами телезрителей ..., 2019]. Растет и число телеканалов, доступных в домах россиян. Расширяются способы приема телесигнала. Все это должно делать телевидение по-настоящему народным и популярным. Однако, несмотря на наличие обширной телевизионной инфраструктуры, данные социологических опросов свидетельствуют, что число людей, которые практически каждый день смотрят телевизор, снижается. При этом количество тех, кто не смотрит телевизионные программы или не имеет телевизора, постепенно растет [Телевидение в России ..., 2020]: «Индустриальные измерения телеаудитории, осуществляемые уполномоченной Роскомнадзором исследовательской компанией Mediascope (АО "Медиа-скоп"), фиксируют продолжающееся сокращение объемов телепотребления. Ежедневный охват телевидения медленно снижается уже несколько лет. Но общий уровень телепотребления (Total TV Rating) какое-то время поддерживался достаточно высокой продолжительностью телепросмотра (в 2014—2016 годах), сохранявшейся в старших возрастных группах. Однако с 2017 года продолжительность просмотра телепередач и в этой, самой лояльной телевидению группе населения (55+), стала уменьшаться. Это повлекло за собой снижение средних показателей телесмотрения — среднесуточного времени телепросмотра (Total TV Rating)» [Там же, с. 25].

8

ACCFS5

В этой ситуации на отечественном телевизионном рынке наблюдается высокий уровень конкуренции. Телеканалам приходится не только бороться между собой за зрителя — они выходят на уровень конкуренции индустрии свободного времени, включаясь в процесс сражения за внимание и свободное время человека в целом.

Зачастую борьба выливается в контент-стратегию, направленную не на вывод новых уникальных продуктов, а на дублирование успешного старого, уже завоевавшего известность и популярность, проверенного временем проекта. Во многом именно этим обусловлено появление схожих телепередач или программ-дублеров. Они встречаются как на разных телеканалах, так и внутри вещательной сетки одного.

Как складывается судьба таких программ? Наблюдаются ли по отношению к ним какие-то общие поведенческие стратегии у аудитории? Попытаемся ответить на эти вопросы на примере телелепередач криминальной тематики «Следствие вели...» с Леонидом Каневским (НТВ) и «Легенды советского сыска» (ТК «Звезда»).

Программы, связанные с преступлениями, близки к любимым зрительской аудиторией детективам. Последний, как заявляет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, остается самым популярным жанром сериального контента [Там же, с. 52]. Считается, что тайны, как и желание их разгадать, сродни интересу к историческому ходу со всеми его закономерностями. Они высвечивают социальные и культурные потребности человека. Сюжет детектива позволяет человеку заглянуть в души людей, совершивших то, что издавна карается законом. Интерес к просмотру телевизионных программ о преступлениях, убийцах и детективных расследованиях не теряет своей актуальности уже много лет. Увлечение добром и злом существовало вечно, оно будет продолжаться и впредь. «Причины и условия насильственного поведения различны, они не обусловлены каким-либо одним фактором, всегда сложны и происходят при влиянии ряда причин на различных уровнях», — пишет А. С. Хайбулина в публикации «Насилие и его криминальные виды: природа, сущность, истоки» [Хайбулина, 2020, с. 184]. М. С. Вечканова дополняет: «Социальная проблематика сама по себе является актуальной не только в журналистике, но и во всем медиапространстве. Причина заключается в том, что социальные аспекты касаются непосредственно каждого человека — это не только вопросы благополучия и защиты прав населения, но и абсолютно бытовые заботы, с которыми люди сталкиваются ежедневно. Человеку, как существу социокультурному, всегда интересно узнавать об обстановке вокруг, чтобы контролировать течение собственной жизни» [Вечканова, 2021, с. 43].

8

ACCFS5

С криминальной журналистикой российский зритель в полной мере познакомился в 1980-е годы, когда фиксировался пик организованной преступности в СССР. Период зарождения криминальной тематики на телевидении ассоциируется с телепередачей «600 секунд» — она считается родоначальницей криминальной хроники на отечественном ТВ. Обзор развития криминальной тематики на российском телевидении рассматривается в публикации И. А. Суховеевой «Криминально-правовые программы на российском телевидении: эволюция и современность» [Суховеева, 2011] и в материале А. Д. Журавлевой «Особенности освещения криминально-правовой тематики в СМИ» [Журавлева, 2021].

Сегодня криминальная тема на ТВ представлена в разных формах и жанрах. В виде оперативной сводки выходят программы «Дорожный патруль» (ТВ-6 / РТР / Россия) и «Чрезвычайное происшествие» (НТВ). В формате расследования — «Специальный корреспондент» (Россия / Рос-сия-1), «Частный детектив» (Россия-1), «Независимое расследование» (НТВ / ОРТ / ТВС). К судебным ток-шоу относятся передачи «Федеральный судья» (Первый канал), «Суд идет» (Россия), «Суд присяжных» (НТВ). Программы-реконструкции — «Следствие вели ...» с Леонидом Каневским (НТВ) и «Легенды советского сыска» (Звезда).

Последние две программы объединяет многое, прежде всего — формат и жанр. Прежде чем говорить о них, попытаемся расставить акценты и понять, чем понятие «жанр» отличается от понятия «формат».

Многие исследователи отмечают, что сегодня категория «жанр» применительно к телевизионному контенту часто подменяется понятием «формат». «Современное телевидение невозможно без применения таких понятий, как жанр и формат», — подчеркивает Т. Р. Саитгалин [Саитгалин, 2020, с. 61]. Еще в 2010 году А. Г. Качкаева писала: «Краткий обзор попыток классифицировать единицу вещания — телепрограмму — иллюстрирует главное. Невозможно отменить понятие "жанр" (связан с родовыми, исторически сложившимися, смысловыми характеристиками программы), но уже невозможно не принимать и понятие "формат" (связан с индустриальными характеристиками вещания — "упаковкой" содержания, унификацией, адаптацией, способом распространения, стоимостью и пр.)» [Качкаева, 2010, с. 43].

Н. А. Захарченко пишет, что вопрос о содержании понятий «формат» и «жанр» остается открытым, в то же время «единица эфирного контента, будучи самостоятельным, завершенным информационным продуктом, реализованным с помощью различных структурно-содержательных элементов, совокупность которых и есть формат программы, может быть воплощена как в одной жанровой форме, так и с использованием синтеза различных жанровых модификаций» [Захарченко, 2019, с. 6].

8

ACCFS5

Телевизионные жанры часто попадают в фокус внимания не только отечественных, но и зарубежных исследователей. Так, например, последний выпуск журнала «Canadian Review of American Studies» был посвящен осмыслению тенденций, в том числе жанровых, на современном телевидении. О новой теории телевизионных жанров рассуждал Д. Элдеман [Alde-man, 2021]. Частному вопросу о вестерне как популярном жанре американского телевидения посвящена статья К. Стеварта [Stewart, 2021].

Прежде чем перейти к анализу форматообразующих признаков двух близких по контенту программ, упомянем об истории становления изучаемых телепередач. Первый выпуск программы «Следствие вели ...» увидел свет в 2006 году. Однако программа появилась не как уникальный проект, а в качестве своеобразного продолжения популярного криминального цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи». Последняя выходила довольно долго — с 1971 по 2002 годы. Программа «Легенды советского сыска» появилась позже — в 2011 году. Она, в отличие от «Следствие вели ...», не имела исторических корней. Безусловно, новизна внесла свою лепту в популярность и узнаваемость передачи.

3.2. Общие форматообразующие признаки телепередач «Следствие вели ...» и «Легенды советского сыска»

Напомним, что «... четкое следование методу конкретного жанра предполагает определение внутренней формы произведения. Предмет, функция, метод — три составляющие, на которых держится жанр», — пишет А. Ю. Дерягин в публикации «Современное состояние и тенденция развития жанров телевизионной журналистики» [Дерягин, 2020, с. 117]. Кроме того, «какой бы сложной ни была конструкция телевизионной передачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровые признаки. Так, постоянной остается предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость "порядка осмотра мира" от предмета внимания автора и цели его работы с информацией. Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала, предназначен для решения определенной информационной задачи. К тому же каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией», — отмечает М. Н. Белоусова [Белоусова, 2011, с. 74]. «Не один раз теоретики телевидения и исследователи данных направлений предпринимали попытки систематизации имеющихся знаний о типологии телевизионных жанров. За основу они брали такие критерии, как стилевые формы и общие функции, которые выполняют программы, просветительские, развлекательные и иные функции, а также аудиторная направленность, либо масштаб информации», — добавляет В. М. Кузьмина в статье «К вопросу

8

ACCFS5

"экранной зрелищности" современных телепрограмм» [Кузьмина, 2020, с. 100].

По жанру обе программы относятся к журналистскому расследованию, их задача — на документальной основе реконструировать событие. Весь арсенал творческих приемов и средств направлен на реконструкцию происшествия и воспроизведение его в четкой хронологической последовательности. Отсутствие единого жанрового подхода по отношению в телевизионной типологии позволяет рассматривать эти программы и как документальную реконструкцию. Именно так С. Н. Ильченко определяет жанр, который направлен на воспроизведение событийного начала [Ильченко, 2014].

Сходства начинаются на уровне сюжетных линий и ситуаций, которые легли в основу программ. Нередко можно встретить выпуски, посвященные одним и тем же криминальным сюжетам, имевшим место в реальном прошлом. Не секрет, что обе программы строятся в основном на криминальных событиях из советской действительности, более того, «Следствие ведут ЗнаТоКи» изначально создавалась по инициативе Министерства внутренних дел СССР.

Объемный сюжет обусловливает соответствующий хронометраж программ — около 40 минут. Продолжительность «Следствие вели .» в среднем составляет 42 минуты, «Легенды советского сыска» — 38 минут. Этого времени достаточно, чтобы раскрыть интригующий сюжет, погрузить в механизмы правонарушения и в конечном счете обнаружить преступника.

Много общего и в содержательной структуре программ. Она основана на описании совершившегося криминального факта. Именно с этим связан зачин программ — созданием интриги с указанием на реально произошедшее событие. Далее пошагово раскрывается преступление, нередко демонстрируется хронология расследования. Финал — поимка преступника.

Окончание программ привязано к одной и той же ключевой фразе. В «Следствие вели .» Леонид Каневский произносит: «Впрочем, это уже совсем другая история». В «Легендах советского сыска» мы часто можем услышать: «Моих героев, сыщиков уголовного розыска, впереди будут ждать новые тайны, но об этом в другой раз». Такими формулировками обозначается сериальность контента.

Можно с уверенностью сказать, что сериал сегодня — некий универсальный формат, вошедший в жизнь потребителя массовой культуры. Более того, исследователи считают, что «приобщение к сериальной продукции — одна из форм современной медиазависимости. Media sapients (человек медийный) неравнодушен к сериалам, будь то "мыльные оперы", детективно-криминальные многосерийные полотна или ситуационные комедии (иначе говоря — ситкомы). Такова примета нашего времени, ут-

8

ACCFS5

вердившего эффективность сериального сообщения не только собственно в сериалах, но и в телепродукции иного рода» [Захарченко, 2019, с. 37].

Фабула программ воспроизводит классический детективный сюжет, который всегда связан с раскрытием уголовного правонарушения. Главной темой каждого выпуска становится убийство или серия убийств. Временной промежуток, в который были заведены рассматриваемые уголовные дела, в телепередачах несколько различается: в «Легендах ...» он ограничен советским периодом, в «Следствие вели ...» составляет около 100 лет прошлого века: первые программы создавались по итогам уголовных дел 1917—1991 годов, с 2015 года стали сниматься передачи о преступлениях, совершенных с 1991 по 1999 годы.

Героями, вернее, антигероями обеих программ становятся маньяки, убийцы, рэкетиры, отравители, террористы и банды. География выпусков разнообразна: все области СССР, населенные пункты Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Удмуртии, Северной Осетии и т. д.

Инсценировки в программах выполняет актерский состав. Но не всегда все роли играют актеры-профессионалы. Это могут быть штатные сотрудники программы — фотографы, журналисты и др. Следует отметить, что в каждом выпуске обязательны комментарии следователей или других сотрудников правоохранительных органов — это добавляет достоверности истории и насыщает программу фактами. В форме досье представлен их послужной список, срок службы и т. д.

В названиях выпусков прослеживаются единые принципы. В основном они строятся на прецедентных текстах, например, «Карты, деньги и любовь», «Агент 000», «Красавица и чудовище», «Убийцы тоже плачут». Еще один прием — использование оксюморона, например, «Милосердный убийца». Названия могут быть мистифицированы и загадочны, например, «Дело о ведьме», «Жена и сатана», «Оборотень в мундире», «Ведьмы». Некоторые названия выпусков построены по принципу «подлинных историй», а именно: «Москва слезам не верит. Подлинная история», «Зимняя вишня. Подлинная история», «Вокзал для двоих. Подлинная история». Преступления, описываемые в этих выпусках, похожи на сюжеты одноименных советских фильмов. Все вышеперечисленные примеры — из телепередачи «Следствие вели ...»; аналогичный подход реализован в программе «Легенды советского сыска». Следует отметить, что в 2017 и в 2018 годах в последней программе вышел цикл, полностью посвященный военному времени, что отразилось в нейминге: «Годы войны. Ненужные дети», «Годы войны. Чужая кровь», «Годы войны. Деньги не пахнут» и т. д.

Общее начало прослеживается в дизайнерском оформлении и звуковом сопровождении программ. В дизайне доминирует красный цвет, символи-

8

ACCFS5

зирующий в данном контексте кровь, агрессию, динамику. Музыкальное сопровождение сводится к двум типам — это либо интригующая, динамичная, кульминационная музыка, либо веселая, задающая темп и расслабляющая после напряженных моментов.

В силу того, что ход уголовного процесса бывает извилист, телепередачи строятся по принципу объединения в смысловое целое нескольких частей. Эти части или фрагменты (в программе «Легенды советского сыска» они обозначены как «шаги») чередуются с так называемыми лирическими отступлениями. Их задача — эмоционально погрузить в атмосферу эпохи, вызвать ностальгию, назвать ценности и принципы, которыми руководствовались люди в описываемый период, воссоздать атмосферу эпохи. В одном выпуске лирических отступлений насчитывается в среднем от 4 до 6 — независимо от программы. Например, в выпуске «Стерва» от 13.03.2921 года («Следствие вели ...») об убийстве жены собственным мужем (видео набрало на YouTube 1,5 млн просмотров) представлено 5 «отступлений»: о кассах взаимопомощи в СССР, попутчиках и водителях, чердаках, советских аптеках и о знаковом явлении советской эпохи — бабушки у подъездов. Именно такой подход позволяет раскрыть особенности времени, передать атмосферу советского периода. Для зрителя старше 55 лет это ностальгия, для аудитории старше 18-ти — новые знания, о некоторых иногда вскользь доводилось слышать.

3.3. Отличительные форматообразующие особенности телепередач «Следствие вели ...» и «Легенды советского сыска»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прием лирических отступлений высвечивает особую роль ведущих. В программе «Следствие вели .» ведущий Леонид Каневский — активный участник-герой отступлений, основной эксперт или очевидец. Его роли раз-ноплановы и неожиданны, он подает информацию живо и эмоционально. В программе «Легенды советского сыска» ведущий появляется редко, а информация, исходящая от него, максимально объективна и беспристрастна. Зритель же нуждается в эмоциях. Наличие эмоционального фона становится конкурентным преимуществом программы «Следствие вели ...».

«В исследованиях по всем направлениям прослеживается мысль о росте влияния средств массовой информации на телезрителей через образ ведущих программ, — пишет А. М. Караева. — Отмечается, что ведущие телевизионных программ выступают не только в роли носителей новостей, но и являются источниками формирования мировоззрения» [Караева, 2020, с. 277]. Наличие харизматичного ведущего — безусловное преимущество телепередачи «Следствие вели.». Леонид Каневский — знаменитый актер кино и театра, обладатель ордена Дружбы, звания «Заслуженный ар-

8

ACCFS5

тист РСФСР» и многих других наград. Он попал в телепередачу не случайно: в программе «Следствие ведут ЗнаТоКи» он играл Александра Томина, инспектора Московского уголовного розыска, чей образ был известен всей стране. Повествование от его имени вызывает доверие, а риторические приемы, используемые им, вовлекают в процесс расследования, позволяя зрителю ощущать сопричастность к действу программы.

В «Легендах советского сыска» ведущий — отнюдь не эмоциональный центр программы, это структурное звено композиции. Он появляется в кадре довольно часто — от 10 до 15 раз, но всегда непродолжительно. Это свидетельствует о его роли: задача ведущего — создать плавность в повествовании, насыщенном объективными фактами. Не случайно за время выхода передачи ведущий менялся дважды. На протяжении первых шести лет ведущего играл Дмитрий Вишневский, после 2017 года им стал Роман Вайнер. Озвучивает программу на протяжении всего периода ее существования Андрей Ярославцев.

Актерское мастерство Леонида Каневского и выразительность его образов, особенно ярких в лирических отступлениях, нередко имитирующих «театр одного актера», сближают «Следствие вели ...» с телеспектаклем, добавляя к журналистскому мастерству программы сценографическое искусство. Программу по праву можно отнести к арт-передачам современного телевещания. Таким образом, можно говорить об артизации, которую в настоящее время рассматривают как «наиболее зрелую форму массовой' культуры, проявляющуюся в театрализации событий политической, общественной, культурной жизни и сопровождающуюся обличением тех или иных предметов, явлений жизни в зрелищные формы» [цит. по: Захар-ченко, 2019, с. 24]. Ценности, транслируемые программой, связь с искусством, ностальгия по «уютному» советскому прошлому, эмоциональное вовлечение зрителя становятся важными конкурентными преимуществами телепрограммы. Не случайно об особой актуальности и востребованности функций, связанных с ностальгией, на современном телевидении говорит в своей статье С. Шоу [Shaw, 2021].

Программа «Следствие вели ...» начинает выполнять функции, не характерные для журналистики в целом. Безусловно, она, как и «Легенды советского сыска», выполняет целый спектр традиционных функций: информирует, оказывает моральное и нравственное влияние, развлекает, выполняет рекреативную роль. Вместе с тем лирические отступления программы «Следствие вели .» позволяют зрителям испытывать чувства, связанные с ушедшей эпохой. Названные характеристики делают программу «Следствие вели ...» по-настоящему народной. На официальном YouTube-канале НТВ количество просмотров этой телепередачи составляет более 30 млн;

8

ACCFS5

у программы «Легенды советского сыска» — чуть более 1 млн. Программы отличаются и количеством подписчиков: у «Следствия ...» — более 12 млн; у «Легенд ...» — около 56 тысяч [Youtub ...]. Безусловно, можно предположить, что это заслуга или недоработка маркетинговой службы телеканала. Однако чем объяснить популярность программы «Следствие вели ...» в социальной сети TikTok? Здесь встречаются как фрагменты самой телепередачи, так и отдельные сценки с ведущим. Некоторые из них уже стали мемами. Или другой пример: в ответ на поисковый запрос «криминальные программы» разные поисковые системы — Google, Яндекс, Rambler, Mail — выдают иллюстративный ряд с образами Леонида Каневского из программы «Следствие вели ...». Это ли не свидетельство подлинного признания?

4. Заключение = Conclusions

Таким образом, непростая ситуация на телевизионном рынке, связанном с перепроизводством контента, приводит к избирательности поведения аудитории по отношению к потреблению журналистского продукта. Наглядно представить этот процесс можно на примере телепрограмм, близких по форматообразующим признакам, таким как тематическая специфика, предмет отображения, функциональное своеобразие и др. В условиях существования двух дублирующих друг друга форматов, как мы видим на примере программ «Следствие вели ...» и «Легенды советского сыска», признание телезрителя остается у передачи, транслирующей дополнительные по сравнению со своим аналогом эмоциональные, функциональные, эстетические и смысловые ценности.

Сопоставительный анализ программ, близких по форматообразующим признакам, позволяет понять, в чем нуждается сегодня аудитория — ее потребности, оценить мотивы обращения к СМИ, поведенческую стратегию. В условиях жесткой конкурентной борьбы на поле тележурналистики зрители крайне избирательно относятся к тому, что им предлагают. Аудитория интуитивно считывает те ценности, которые закладываются в содержание программы ее разработчиками и создателями, и либо разделяет их, либо не принимает.

Дополнительные ценности, которые органично вписываются в формат программы, на уровне создания журналистского продукта можно обозначить как «качество» медиа. В данном контексте в основе этого понятия лежат разные составляющие: функциональные, эстетические (артизация), смысловые, эмоциональные. Безусловное преимущество любой программы, в том числе и криминальной тематики, — яркий и выразительный эмоциональный фон, который позволяет глубоко погружаться в проблему или ситуацию. Дополнительные функциональные, эстетические и смысловые

8

ACCFS5

ценности — основные преимущества любого журналистского продукта. Именно они привлекают внимание аудитории, позволяя зрителю любить программу, а телеканалу — влиять на рейтинг.

1. Звезда — Сайт ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://tvzvezda.ru/ (дата обращения 04.04.2021).

2. НТВ — Сайт телекомпании НТВ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.ntv.ru/ (дата обращения 04.04.2021).

3. Телевидение в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад [Электронный ресурс]. — Москва, 2020. — Режим доступа : https://fapmc.gov.rU/rospechat/activities/reports/2020/teleradio/main/custom/0/01/file.pdf (дата обращения 2.09.2021).

4. Телевидение глазами телезрителей : общенациональный репрезентативный опрос населения, проживающего в городах РФ, возрастная группа 15+ + (телефонный опрос САП, выборка № 2000) / НСК. — 2019. — Апр.

5. YouTube-канал телеканала «НТВ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https:// www.youtube.com/channel/UCsA_vkmuyIRlYYXeJueyIJQ (дата обращения 04.09.2020).

Литература

1. Белоусова М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики / М. Н. Белоусова // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». — 2011. — № 1. — С. 73—81.

2. Вечканова М. С. Визуализация и интерактивность как тенденции современной социальной журналистики / М. С. Вечканова // Челябинский гуманитарий. — 2021. — № 2 (55). — С. 43—49. — DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10205.

3. Дерягин А. Ю. Современное состояние и тенденция развития жанров телевизионной журналистики / А. Ю. Дерягин // Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета : гуманитарные и общественные науки. — 2020. — № 1 (34). — С. 116—121.

4. Журавлева А. Д. Особенности освещения криминально-правовой тематики в СМИ / А. Д. Журавлева // Буслаевские чтения. Сборник научных статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Пенза : Пензенский государственный университет, 2021. — С. 335—337.

5. Захарченко Н. А. Современная телевизионная программа : учебное пособие / Н. А. Захарченко. — Самара : Самарский университет, 2019. — 88 с.

6. Евменов А. Д. Российский рынок цифрового аудиовизуального контента : анализ и прогноз развития / А. Д. Евменов, И. Ю. Благова // Петербургский экономический журнал. — 2020. — № 2. — С. 6—15. — DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10001.

7. Ильченко С. Н. Типологическая идентичность жанровой системы отечественных электронных СМИ : к постановке проблемы / С. Н. Ильченко // Вестник СПбГУ Серия 9. — 2014. — Выпуск 1. — С. 248—253.

8. Караева А. М. Обобщенный образ ведущего информационных телепрограмм (на материале исследования телеканала ННТ) / А. М. Караева // Вопросы устойчивого развития общества. — 2020. — № 7. — С. 276—282. — DOI: 10.34755/Ш0К.2020.54.96.197.

9. КачкаеваА. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации / А. Г. Качкаева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 42—51.

Источники

8

ACCFS5

10. Кузьмина В. М. К вопросу «экранной зрелищности» современных телепрограмм / В. М. Кузьмина // Образование и проблемы развития общества. — 2020. — № 2 (11). — С. 99—104.

11. Мартьянов Д. С. Конвергенция телевидения и интернета в России : политический аспект / Д. С. Мартьянов, Н. С. Подлесская // Политическая экспертиза : ПО-ЛИТЭКС. — 2020. — Том 16. — № 1. — С. 58—77. — DOI: 10.21638/spbu23.2020.104.

12. Морщагина Н. А. Особенности функционирования и перспективы отечественного телевидения в условиях активного развития Интернет-ресурсов / Н. А. Морщагина, Е. П. Помогайбина // Петербургский экономический журнал. — 2020. — № 2. — С. 69—81. — DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10009.

13. РозановаН. М. Конкуренция в телевизионной отрасли : мировой опыт и российские реалии / Н. М. Розанова, А. В. Юшин // ЭКО. — 2016. — № 6. — С. 168—181.

14. Саитгалин Т. Р. Содержательное и жанровое своеобразие политических передач на современном российском ТВ : сравнительный анализ / Т. Р. Саитгалин // Медиас-реда. — 2020. — № 2. — С. 60—67. — DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10211.

15. Скобелев В. Л. Современное состояние и развитие телепотребления в России /

B. Л. Скобелев // Петербургский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 25—33.

16. Суховеева И. А. Криминально-правовые программы на российском телевидении: эволюция и современность / И. А. Суховеева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : гуманитарные науки. — 2011. — № 18 (113). —

C. 214—225.

17. ХайбулинаА. С. Насилие и его криминальные виды : природа, сущность, истоки / А. С. Хайбулина // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 16. — С. 177—184.

18. ХлызоваА. А. Телевидение в условиях конвергенции СМИ на современном этапе / А. А. Хлызова // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. — 2016. — Т. 158. — Книга 4. — С. 1108—1122.

19. Шепелев И. И. Перспективы развития современного телевидения / И. И. Шепелев // Academy. — 2019. — № 6 (45). — С. 42—43.

20. Aldeman D. Introducion — New Persrectives on new television / D. Aldeman // Canadian Review of American Studies. — 2021. — Vol. 51, Iss. 3. — Pp. 193—195. — D0I:10.3138/cras-2020-008.

20. Shaw C. Introduction : Television and nostalgia now / C. Shaw // The Journal of Popular Television. — 2021. — Vol. 9, Iss. 3 (1). — Pp. 287—291. — D0I:10.1386/ jptv_00056_2.

21. Shin S. I. Exploring a mobile phone user's attitude toward watching TV content on a mobile phone — uses and gratifications perspective / S. I. Shin, J. B. Kim, S. Han, S. Lee // Information Technology & People. — 2020. — Vol. 34, Iss. 2. — Pp. 617—641. — D0I:10.1108/ITP-01-2019-0035.

22. Stewart K. "Justified: Transitioning the Old TV Western Lawman into a New Television Protagonist" // Canadian Review of American Studies. — 2021. — Vol. 51, Iss. 3. — Pp. 276—289. — DOI: 10.3138/cras-2020-012

Material resources

NTV — The website of the NTV television company. Available at: https://www.ntv.ru/ (accessed 04.04.2021). (In Russ.). Star — Website of JSC "Shopping mall of the Armed Forces of the Russian Federation ZVEZ-DA". Available at: https://tvzvezda.ru / (accessed 04.04.2021). (In Russ.).

Television in Russia in 2019. The state, trends and prospects of development. Industry report. (2020). Moscow. Available at: https://fapmc.gov.ru/rospechat/activities/re-ports/2020/teleradio/main/custom/0/01/file.pdf (accessed 02.09.2021). (In Russ.).

Television through the eyes of viewers: a nationwide representative survey of the population living in Russian cities, age group 15+ + (CATI telephone survey, sample N° 2000). (2019). In: NSK. Apr. (In Russ.).

Youtube channel of the NTV TV channel. Available at: https://www.youtube.com/channel/ UCsA_vkmuyIRlYYXeJueyIJQ (accessed 04.09.2020). (In Russ.).

References

Aldeman, D. (2021). Introducrion — New Persrectives on new television. Canadian Review of American Studies, 51 ДО 193-195. D0I:10.3138/cras-2020-008.

Belousova, M. N. (2011). The current state and trends in the development of genres of television journalism. Bulletin of the RUDN. The series "Literary studies. Journalism", 1: 73—81. (In Russ.).

Deryagin, A. Yu. (2020). The current state and trend of development of genres of television journalism. Bulletin of the Russian-Armenian (Slavic) University: Humanities and social sciences, 1 (34): 116—121. (In Russ.).

Evmenov, A. D., Blagova, I. Y. (2020). The Russian market of digital audiovisual content: analysis and forecast of development. St. Petersburg Economic Journal, 2: 6—15. DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10001. (In Russ.).

Ilchenko, S. N. (2014). Typological identity of the genre system of domestic electronic media: towards the formulation of the problem. Bulletin of St. Petersburg State University. Series 9, 1: 248—253. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. (2010). Genres and formats of modern television. Consequences of transformation. Bulletin of the Moscow University. Series 10. Journalism, 6: 42—51. (In Russ.).

Karaeva, A. M. (2020). Generalized image of the presenter of informational TV programs (based on the research of the NNT TV channel). Issues of sustainable development of society, 7: 276—282. DOI: 10.34755/IR0K.2020.54.96.197. (In Russ.).

Khaibulina, A. S. (2020). Violence and its criminal types: nature, essence, is-currents. Innovations. The science. Education, 16: 177—184. (In Russ.).

Khlyzova, A. A. (2016). Television in the conditions of media convergence at the present stage. Scientific notes of Kazan University. Humanities series, 158 (4): 1108—1122. (In Russ.).

Kuzmina, V. M. (2020). On the issue of "screen entertainment" of modern teleprograms. Education and problems of society development, 2 (11): 99—104. (In Russ.).

Martianov, D. S., Podlesskaya, N. S. (2020). Convergence of television and the Internet in Russia: a political aspect. Political expertise: LITEX, 16 (1): 58—77. D0I:10.21638/ spbu23.2020.104. (In Russ.).

Morshagina, N. A., Pomogaibina, E. P. (2020). Features of functioning and prospects of domestic television in the conditions of active development of Internet resources. Petersburg Economic Journal, 2: 69—81. DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10009. (In Russ.).

Rozanova, N. M., Yushin, A. V. (2016). Competition in the television industry: world experience and Russian realities. ECO, 6: 168—181. (In Russ.).

Saitgalin, T. R. (2020). The content and genre originality of political broadcasts on modern Russian TV: a comparative analysis. Media environment, 2: 60—67. DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10211. (In Russ.).

Shaw, C. (2021). Introduction: Television and nostalgia now. The Journal of Popular Television, 9 (3 /1): 287—291. D0I:10.1386/jptv_00056_2.

Shepelev, I. I. (2019). Prospects for the development of modern television. Academy, 6 (45): 42—43. (In Russ.).

Shin, S. I., Kim, J. B., Han, S., Lee, S. (2020). Exploring a mobile phone user's attitude toward watching TV content on a mobile phone — uses and gratifications perspective. Information Technology & People, 34 (2): 617—641. D0I:10.1108/ITP-01-2019-0035.

Skobelev, V. L. (2019). The current state and development of television consumption in Russia. St. Petersburg Economic Journal, 1: 25—33. (In Russ.).

Stewart, K. (2021). "Justified: Transitioning the Old TV Western Lawman into a New Television Protagonist". Canadian Review of American Studies, 51 (3): 276—289. DOI: 10.3138/cras-2020-012.

Sukhoveeva, I. A. (2011). Criminal and legal programs on Russian television: evolution and modernity. Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities, 18 (113): 214—225. (In Russ.).

Vechkanova, M. S. (2021). Visualization and interactivity as trends in modern social journalism. Chelyabinsk Humanities, 2 (55): 43—49. DOI: 10.47475/1999-5407-202110205. (In Russ.).

Zakharchenko, N. A. (2019). Modern television program: textbook. Samara: Samara University. 88 p. (In Russ.).

Zhuravleva, A. D. (2021). Features of the coverage of criminal and legal topics in the media.

Buslaevsky readings. Collection of scientific articles on the materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Penza: Penza State University. 335—337. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 06.09.2021, одобрена после рецензирования 31.03.2022, подготовлена к публикации 20.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.