Научная статья на тему 'ТЕЛЕВИДЕНИЕ В TIKTOK: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ (МОНИТОРИНГ АККАУНТОВ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В САМОЙ МОЛОДОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)'

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В TIKTOK: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ (МОНИТОРИНГ АККАУНТОВ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В САМОЙ МОЛОДОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
284
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТЕЛЕКАНАЛЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА / АКТИВНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / TIKTOK / ПРОДВИЖЕНИЕ КОНТЕНТА / АУДИТОРИЯ / МОБИЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Будицкая Т.Г.

В статье изучаются методы работы российских телеканалов с социальной сетью TikTok. Представлены результаты мониторинга аккаунтов тех телевизионных каналов, которые активно включают эту социальную сеть в свою контент-стратегию (Россия 1, НТВ, СТС, ТНТ, ПЯТНИЦА, 360ТВ). Цель исследования - выявить наиболее результативные контент-стратегии российских телеканалов в самой молодой социальной сети с учетом специфики телевидения как средства массовой информации. В ходе предварительного этапа исследования были описаны все существующие паблики российских телеканалов в TikTok. На втором этапе были изучены типы контента и особенности ведения аккаунтов, привлекающие наибольшее внимание пользователей. В результате были выявлены основные подходы к продвижению телеканалов в этой социальной сети с учетом специфики ее аудитории - чаще всего для производства коротких роликов используются фрагменты развлекательных программ, журналистский новостной контент встречается гораздо реже, в чем видится значительный недостаток. В заключении проанализированы возможные причины недостаточной реализации потенциала телеканалов в TikTok - неуверенность в востребованности информационного контента, недостаточное внимание к общей специфике телевидения и социальных медиа: в них отчетливым преимуществом пользуется персонификация информации, о чем свидетельствуют те ролики, которые стали лидерами по просмотрам в аккаунтах телеканалов во время мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV IN TIKTOK: BROTHER AMONG THE STRANGERS (MONITORING OF RUSSIAN TV-CHANNELS ACCOUNTS IN THE YOUNGEST SOCIAL MEDIA)

The article attracts attention to the popularity of TikTok in Russia and to the necessity for traditional media TV in particular to work with it. During March and April 2021 we described accounts of Russian TV channels in TikTok (Russia 1, NTV, STS, TNT, Friday, 360 TV). The purpose of the study is to identify the most effective content strategies of Russian TV channels in the youngest social network, taking into account the specifics of television as a mass media. The results of study allows to define the types of content, which attract most users. The article also represents the basic approach to content strategy of TV channels in TikTok: most often fragments of entertainment programs are used for the production of short clips, journalistic news content is much less common, which seems to be a significant drawback. In conclusion, we would like to say about some disadvantages of this approach - content producers should keep in mind the general specifics of television and social media: they have a distinctive advantage in the personification of information, as evidenced by those videos that became leaders in views in TV channels’ accounts of TV during the monitoring.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕВИДЕНИЕ В TIKTOK: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ (МОНИТОРИНГ АККАУНТОВ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В САМОЙ МОЛОДОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)»

УДК: 82; 070

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_133

Будицкая Т.Г.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В TIKTOK: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ (МОНИТОРИНГ АККАУНТОВ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В САМОЙ МОЛОДОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)

Bouditskaya T. G.

TV IN TIKTOK: BROTHER AMONG THE STRANGERS (MONITORING OF RUSSIAN TV-CHANNELS ACCOUNTS IN THE YOUNGEST SOCIAL MEDIA)

Ключевые слова: социальные сети, телеканалы в социальных сетях, особенности контента, активность пользователей, TikTok, продвижение контента, аудитория, мобильные коммуникации, Интернет, персонификация информации.

Keywords: social media, TV channels in social media, content's peculiarities, user activity, TikTok, content promotion, audience, mobile communications, Internet, personification of information.

Аннотация: В статье изучаются методы работы российских телеканалов с социальной сетью TikTok. Представлены результаты мониторинга аккаунтов тех телевизионных каналов, которые активно включают эту социальную сеть в свою контент-стратегию (Россия 1, НТВ, СТС, ТНТ, ПЯТНИЦА, 360ТВ). Цель исследования - выявить наиболее результативные контент-стратегии российских телеканалов в самой молодой социальной сети с учетом специфики телевидения как средства массовой информации. В ходе предварительного этапа исследования были описаны все существующие паблики российских телеканалов в TikTok. На втором этапе были изучены типы контента и особенности ведения аккаунтов, привлекающие наибольшее внимание пользователей. В результате были выявлены основные подходы к продвижению телеканалов в этой социальной сети с учетом специфики ее аудитории - чаще всего для производства коротких роликов используются фрагменты развлекательных программ, журналистский новостной контент встречается гораздо реже, в чем видится значительный недостаток. В заключении проанализированы возможные причины недостаточной реализации потенциала телеканалов в TikTok - неуверенность в востребованности информационного контента, недостаточное внимание к общей специфике телевидения и социальных медиа: в них отчетливым преимуществом пользуется персонификация информации, о чем свидетельствуют те ролики, которые стали лидерами по просмотрам в аккаунтах телеканалов во время мониторинга.

Abstract: The article attracts attention to the popularity of TikTok in Russia and to the necessity for traditional media TV in particular to work with it. During March and April 2021 we described accounts of Russian TV channels in TikTok (Russia 1, NTV, STS, TNT, Friday, 360 TV). The purpose of the study is to identify the most effective content strategies of Russian TV channels in the youngest social network, taking into account the specifics of television as a mass media. The results of study allows to define the types of content, which attract most users. The article also represents the basic approach to content strategy of TV channels in TikTok: most often fragments of entertainment programs are usedfor the production of short clips, journalistic news content is much less common, which seems to be a significant drawback. In conclusion, we would like to say about some disadvantages of this approach - content producers should keep in mind the general specifics of television and social media: they have a distinctive advantage in the personification of information, as evidenced by those videos that became leaders in views in TV channels' accounts of TV during the monitoring.

Тема взаимодействия традиционных СМИ и социальных медиа является одной из самых актуальных в современной медийной

повестке. Однако именно российское телевидение в этом аспекте изучено довольно мало. В некоторых работах проводились ис-

следования поведения телеканалов в таких распространенных соцсетях как Facebook (запретили в РФ 4 марта 2022 г. - прим. ред.), ВКонтакте, Instagram (заблокирован Роскомнадзором РФ 14 марта 2022 г. - прим. ред.), Youtube (Щепилова 2017, Щепилова, Круглова 2018, Казючиц 2018, Градюшко 2019). С точки зрения Г. Щепиловой и Л. Кругловой, телеканалы «в большинстве своем недостаточно хорошо понимают специфику социальных сетей. Телевизионные каналы продолжают выстраивать коммуникацию с аудиторией по аналоговому принципу - от вещателя к массам. Довольно редко каналы пытаются привлечь интернет-аудиторию к сотворчеству, используя интерактивную функцию социальных сетей. Аудитория социальных каналов телевизионных сетей часто живет своей жизнью, пользуясь тем, что комментарии соцсетей не мо-дерируются телеканалами»1. М. Казючиц, рассматривая примеры постов телеканала НТВ в социальных сетях Instagram и Face-book, приходит к выводу «об активных поисках производителями профессионального контента новых форм, отвечающих новым запросам целевых или потенциальных целевых аудиторий. Ключевой формой выступил блог, созданный профессиональными производителями контента в соответствии с формальными и содержательными характеристиками социальной сети, ориентированной прежде всего на персональную форму представления информации»2.

Между тем, по многим данным, аудитория традиционных СМИ постепенно «стареет». Телевидение, хоть и остается пока самым массовым средством информации, тоже испытывает эту тенденцию: 87% россиян старше 60 главным источником информации называют телевидение, при этом 81-82% респондентов в возрасте до 25 лет предпочи-

1 Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия. // Вестник МГУ, сер.10 Журналистика 2018, №3. С. 3-16. https://cyЬerleninka.ш/article/n/telekanaly-i-sotsialnye-seti-spetsifika-vzaimodeystviya/viewer (дата обращения 28.01.22).

2 Казючиц М.Ф. Телевидение и блогосфера: репрезентация классических медиа в социальных сетях // Телекинет 2018 (1-2) https://cyberleninka.ru/article/n/ televidenie-i-Ыogosfera-reprezentatsiya-klassicheskih-media-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения 28.01.22).

тают узнавать новости на сайтах и в соцсетях3. Телевидение при этом рискует совсем потерять молодежную аудиторию и вынуждено осваивает новые для себя площадки.

Самой перспективной в плане продвижения контента у молодежной аудитории в последние год-два стала молодая амбициозная сеть ^кТок. Так, по данным сервиса wearesocial.com, эта соцсеть всего за два года набрала аудиторию в 800 миллионов пользователей, заняв на данный момент 7 место в мировом рейтинге популярности социальных сетей и мессенджеров4. Ближайшему сопернику ^кТок, фотохостингу с элементами соцсети Instagram - для подобного результата понадобилось 6 лет. Крупнейшие аналитики в России впервые стали включать ^кТок в исследование в 2020-ом году. И сразу был сделан вывод, что по размеру активной аудитории ^кТок приближается к старейшей отечественной соцсети «Одноклассники». Аналитики отмечают, что «при этом ^кюк с его компактными видеороликами сумел по объему публикаций обойти УоиТиЬе с его «тяжелым» контентом»5. По некоторым оценкам, аудитория ^кТок в России - это порядка 33 миллионов человек, которых заходят в эту соцсеть хотя бы раз в месяц6.

Очевидно, что для СМИ в целом, и для телевидения, в частности, возникает большой соблазн достучаться до этой аудитории, но как это сделать? Ведь по своей сути ^к-Ток похож на сплошной поток эфемерного контента по типу «сториз» - короткие ролики, от 15 секунд до минуты, комичные сценки под музыку. Термин «журналистика ТикТока» впервые появился в американских

ВЦИОМ Телевидение VS интернет: спор поко-

лений 07.08.2017. https://wciom.ru/analytical-

reviews/analiticheskii-oЬzor/televidenie-vs-internet-spor-роко1ет) (дата обращения 21.05.2021).

4 https://wearesocial-net.s3.amazonaws.com/uk/wp-content/uploads/sites/2/2020/01/11 -Social-Platform-Ranking-%E2%80%93-DataReportal-Digital-2020-GloЬal-Digital-Overview-SИde-95.png. (дата обращения 21.05.2021).

5 Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020. https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (дата обращения 21.05.2021).

6 https://webindex. mediascope.net/report/general-statistics?byGeo=2&byDevice=3&byDevice=1&byDevic е =2&byMonth=202101&id=384931 (дата обращения 21.05.2021).

СМИ. Иногда он сопровождается словом «дилемма». Потому что с одной стороны -платформа демонстрирует взрывной рост, с другой - непонятно, насколько уместна там журналистика. Эмили Белл на страницах Columbia Journalism Review1 рассуждает и о политическом аспекте, актуальном в США. Алгоритмы TikTok слишком много знают о своих пользователях, а базы данных хранятся в Китае, и этот факт воспринимается, как угроза национальной безопасности. Поэтому, например, сотрудники администрации Джо Байдена обязаны были избавиться от соответствующего приложения в своем телефоне. Но в той же статье Белл рассуждает о возможностях журналиста в TikTok. Автор замечает, что «в сравнении с другими социальными платформами, журналисты и но-востники редко используют TikTok для обращения к своей аудитории. Два примечательных исключения, оба с сотнями тысяч подписчиков - это Тэйлор Лоренц, репортер отдела технологий The New York Times и Дэйв Йоргенсен, который ведет официальный аккаунт The Washington Post в TikTok»2. То есть успех приходит там, где есть персонифицированное обращение к аудитории. Об этом же говорит российский эксперт, продюсер TikTok Ренат Янбеков: «ТикТок» -это рай для продвижения СМИ. Потребуется найти человека, который станет лицом вашего аккаунта. Проще, если он будет один: так нейросети быстрее смогут его распознать и сформировать аудиторию. Для журналистов эта соцсеть - бесплатный охват и трафик, возможность продвигаться именно в своем регионе, целевые зрители и присутствие на площадке, где пока нет конкурентов. Здесь сейчас недостаточно информационных каналов с новостной повесткой, так что это ваш звездный час»3. Никому не хо-

1 Emily Bell The modern dilemma of TikTok journalism July 28 2020 https://www.cjr.org/analysis/the-modern-dilemma-of-tiktok-journalism.php (дата обращения 21.05.2021).

2 Emily Bell The modern dilemma of TikTok journalism July 28 2020 https://www.cjr.org/analysis/the-modern-dilemma-of-tiktok-journalism.php (дата обращения 21.05.2021).

3 РЕНАТ ЯНБЕКОВ: «ТИКТОК» - ЭТО РАЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СМИ. https://gipp.ru/overview/ mne-niya-ekspertov/renat-yanbekov-tiktok-eto-ray-dlya-prodvizheniya-smi/ (дата обращения 21.05.21).

телось бы упустить свой звездный час, но насколько российские телеканалы учитывают особенности новой платформы и пользуется ли успехом предлагаемый там журналистский контент - этим вопросам посвящено наше исследование.

Цель исследования - на основе собранного эмпирического материала выявить наиболее результативные контент-стратегии российских телеканалов в TikTok с учетом того потенциала в представлении визуальной информации, которым обладает телевидение. Использовались количественный и качественный методы исследования, вручную считались активность каналов и активность аудитории в указанной соцсети. Под активностью канала имеется в виду количество публикаций за выбранный период. Под активностью аудитории понимается количество лайков, комментариев и репостов. В первую очередь при анализе следовало выяснить, какое количество подписчиков смогли привлечь телеканалы на свои аккаунты в

Предварительный мониторинг социальной сети TikTok на предмет выявления аккаунтов российских телеканалов (март 2021 года) показал следующие результаты: аккаунт в этой соцсети активно поддерживают и развивают далеко не все из них. Из федеральных каналов так называемой большой тройки, верифицированные аккаунты в TikTok имеют только Россия 1 (в шапке указано, что это «Главный телеканал большой страны. Всё самое интересное в кадре и за кадром») и НТВ, из информационных -Москва 24, из развлекательных: ТНТ, СТС, Пятница, Домашний, 360 Тв, ЧЕ, телеканал Суббота.

Причем лидером по количеству подписчиков является аккаунт телеканала 360 ТВ (3.6 М), на втором месте идет телеканал ТНТ (2М), на третьем Пятница (1.9), на четвертом СТС (1.2М). Из большой тройки федеральных каналов лидирует НТВ (около 300 тыс. подписчиков), на втором месте России 1 (около 200 тыс.), у Первого канала в TikTok 63 тысячи подписчиков, но следует повторить, что аккаунт первого канала не верифицирован, это, вероятно, свидетельствует об отсутствии содержательных планов его развития. Очевидно, что феде-

ральные каналы проигрывают в продвижении своего контента и привлечении обитателей ^кТок. Однако, возникает вопрос -проигрывают, т.к. не придают значения этой динамично развивающейся социальной сети или же находятся в поиске наиболее подходящих форм и жанров подачи своего контента?

С тем, чтобы ответить на этот вопрос был проведен вторичный мониторинг акка-унтов телеканалов в ^кТок с целью выявления динамики размещения контента и описания его форматов, жанров, тематической направленности. Кроме того, был проведен сравнительный анализ видео, размещенного в ^кТок и в «сториз» Instargam. Ведь, если о ^кТок говорят, как о соцсети формата сплошных «сториз», означает ли это, что можно использовать один и тот же контент и там, и там? Нашей целью было также проверить, насколько телеканалы солидарны в своем представлении о том, какие именно формы подачи информации уместны в обеих соцсетях, а какие - только в одной из них.

Таблица 1 - Источник: мониторинг аккаунтов российских телеканалов в ТикТок (март, 2021)

Канал Частота обновлений в сутки Самый популярный ролик за неделю Просмотры (за неделю) Лайки (за неделю) Комментарии (за неделю) Репо-сты (за неделю)

Россия 1 2-5 28.03.21 Музыкальный дуэт «Две Маши» открыл пятый тур проекта «Нукавсевместе». Фрагмент передачи. 956.3К 51.7К 405 1512

НТВ 4-6 24.03.21 Дочь Михаила Ефремова просит обращаться к ней как к мужчине, фрагмент студийной передачи «Звезды сошлись». 2.8М 252.1К 5160 2917

ТНТ 0-2 25.03.21 Фрагмент комедийного сериала «Девушки с Макаровым». Героиня просыпается с огромной губой. 5.8М 352.2К 1512 15.8К

Пятница 0-4 23.03.21 Анонс нового шоу «ТикТок Талант» с участием ведущих - Димы Билана и Ларисы Гузеевой. 37.3М 198.0К 3652 2519

СТС 0-2 25.03.21 Фрагмент комедийного сериала «Колледж» 582.1К 87.9К 802 715

360ТВ 0-2 22.03.21 «Рулетка мультяшек». Арина Ростовская с гостьей пародирует героев мультипликационных фильмов. 3.9М 263.4К 573 816

Самый популярный по количеству анонс шоу «ТикТок Талант» на телеканале просмотров ролик за время мониторинга - «Пятница». Можно назвать несколько при-

В выборку для мониторинга попали аккаунты в ^кТок и Instagram двух самых крупных по охвату зрительской аудитории российских телеканалов - Россия 1 и НТВ, а также самые популярные телевизионные тиктокеры - 360 ТВ, ТНТ, Пятница, СТС. Вторичный мониторинг был проведен в произвольно выбранную неделю с 22 по 28 марта 2021 года. Описывалось содержание обновлений в аккаунтах. Оценивалось количество размещенных вайнов (роликов) в сутки и активность аудитории: количество просмотров, лайков, комментариев и репо-стов у того или иного материала в неделю.

Наиболее активно - от 2 до 6 раз в сутки добавляют новые посты Россия 1 и НТВ. Развлекательные каналы, обладающие гораздо большей потенциальной аудиторией в этой соцсети, выпускают контент точечно, не каждый день, и не более 2 раз за сутки (таблица 1).

чин такого большого количества просмотров:

- ролик сделан специально для соцсе-ти TikTok в вертикальной развертке, то есть не является вымонтированным фрагментом большой телевизионной передачи (а таких большинство в аккаунтах телеканалов);

- он сделан по всем канонам успешных вайнов: короткий, внятный, яркий, с участием медийных личностей;

- он анонсирует шоу, адресованное именно аудитории TikTok.

Если оценивать в целом телевизионный контент в TikTok, то он делится на несколько разновидностей:

1) Фрагменты шоу, программ или сериалов собственного производства (Россия 1, НТВ, СТС, Пятница, ТНТ);

2) Новостной контент, видео каких-то событий с краткими титрами (НТВ);

3) Проморолики (Россия 1, Пятница);

4) Специальный контент для TikTok (Пятница, 360ТВ).

Очевидно, что телеканалы делают ставку на собственные развлекательные проекты, чаще всего для социальных сетей используются яркие фрагменты таких передач как «Ну-ка, все вместе!», «Маска», «Звезды сошлись», «Близкие люди», «Следствие вели с Леонидом Каневским» т.п. Эта политика приводит к определенному результату, т.к. алгоритмы TikTok настроены на распознавание лиц, известные персоны добавляют популярности. Но если сравнивать результаты, то с огромным отрывом лидирует аккаунт телеканала 360ТВ. Он персонифицирован, за наполнение отвечает ведущая телеканала Арина Ростовская, она перепробовала несколько форматов и остановилась на пародиях. В каждом ролике Арина или одна, или в компании с гостем озвучивает случайно выпавших персонажей - мультфильмов, фильмов, светской хроники, телезвезд. В частности, в рассматриваемый период она озвучила и членов жюри шоу «ТикТок Талант». При этом диаметрально противоположной выглядит стратегия телеканала в Ш-stargam. «Сториз» 360ТВ насыщены новостями. У некоторых телеканалов практически ежедневно встречались случаи, когда одно и то же видео дублировалось и в «сто-риз» Instagram, и в ленте TikTok (23.03.21

Россия 1: фрагменты программ «Ну-ка, все вместе!», «Прямой эфир», НТВ: ролик про собачий Оскар, 24.03.21 Россия 1: фрагмент программы «Ну-ка, все вместе!», НТВ: ролики о сходе лавины и медведе, который забрел на детскую площадку, 26.03.21 Россия 1: фрагменты передачи «Близкие люди», НТВ: ролики про медведя, который залез в дом в США и про парня, спасшего собаку из полыньи). Это говорит о том, что телеканалы пока не видят принципиальной разницы между аудиторией в этих двух соцсетях. Видеоконтент, специально произведенный для соцсетей, в частности, для аккаунта в TikTok по-прежнему чрезвычайная редкость. В этом видится определенная проблема в отношении работы телеканалов с социальными медиа.

Именно журналистского контента, выполненного с учетом требований аудитории TikTok, в рассмотренных аккаунтах очень мало. Только телеканал НТВ использует свой аккаунт для подачи новостей. Как правило, это короткие ролики, демонстрирующее какое-то яркое, зрелищное, смешное событие: Владимир Путин и Сергей Шойгу провели выходные в тайге (22.03.21), сход лавины в Дагестане (24.03.21), в США медведь забрался в дом (26.03.21), в Москве погасили свет в час Земли (28.03.21). Нельзя сказать, чтобы эти сюжеты оказались в топе, но они вызывают довольно стабильный интерес. Однако пока нет понимания того, как развивать этот тренд. С одной стороны, ак-каунт Арины Ростовской, ведущей 360ТВ, вроде бы подтверждает те рекомендации, которые выдают гуру SMM в отношении TikTok - должен быть оригинальный контент, поданный через личность, через автора. С другой, не так давно в TikTok появился аккаунт знаменитой Редакции Алексея Пи-воварова. В шапке написано - «Журналистика теперь есть и в ТикТоке». Однако пока у этого канала только 26.8К подписчиков (апрель 2021) и довольно скромное количество просмотров отдельных роликов. Хотя казалось бы - вот и оригинальный контент, вот и личность, узнаваемое лицо автора.

Вторичный мониторинг по количеству подписчиков аккаунтов телеканалов в ^^ Tok (апрель 2021) показал следующие результаты (таблица 2):

Таблица 2 - Источник - мониторинг аккаун-тов российских телеканалов в социальной сети Т1кТок (апрель 2021)

По этим данным видно, что наблюдается определенный рост аудитории практически у всех аккаунтов, за исключением «Пятницы». И означает это, по-видимому, что поиск путей для привлечения зрителей к телевизионному контенту в Т1кТок будет продолжаться.

Можно сделать следующие выводы относительно востребованного телевизионного контента в социальной сети Т1кТок:

- Преимуществом пользуется видео, специально снятое для этой соцсети, в вертикальной развертке, а не фрагмент уже готовой телепрограммы. Об этом говорят успех лидера по просмотрам в недельной выборке и стабильная востребованность контента аккаунта телеканала 360ТВ.

- Важным элементом визуального контента в этой соцсети становится персонали-зация - то есть появление автора. И это, одновременно, одно из главных специфических свойств телевидения. Классики отечественной тележурналистики говорят о важности личностных контактов аудитории с коммуникатором, чем и объясняется привлекательность и значение телевизионной информации. «Знакомый человек в кадре служит для зрителя, прежде всего ориентиром в пестром мире телевизионных передач, благодаря тому, что всякий раз его появление сопровождается интересной для данного зрителя информацией»1. Можно предположить, что именно этим явлением объясняется популярность аккаунта телеканала 360ТВ в Т1кТок - его «лицом» является Арина Ростовская. С известной долей уверенности скажем о том, что телеканалы ищут подходы

Телевизионная журналистика. Редакционная коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М., 2002. http://evartist.narod.ru/text6/25.htm (дата обращения 28.01.2022).

к воплощению этой, хорошо знакомой им, специфической черты визуальной информации. Например, вне периода мониторинга, в аккаунте телеканала Россия 1 встречались проморолики программ канала с участием знаменитых тиктокеров, которые, буквально на глазах, осваивали новую для них профессию телеведущего. Следует признать, что такая тенденция может привести телеканалы к значительному успеху в продвижении своего контента в Т1кТок.

- Проведенный мониторинг показал, что телеканалы делают упор на развлекательный контент, в меньшей степени отдавая предпочтение информационному. При этом эксперты в области социальных медиа говорят о высокой востребованности образовательного контента в Т1кТок. А ведь образовательная функция, изначально присущая телевидению, сейчас реализуется крайне узко. Вероятно, телевидение могло бы открыть для себя совершенно новое поле деятельности в этом направлении, следуя давно уже изобретенной формуле «развлекая, просвещай!».

- Несправедливо мало внимания уделяют телеканалы пользовательскому контенту. В частности, в рассматриваемый период телеканал Россия 1 публиковал видео участников проекта «Ну-ка все вместе!» в ленте «сториз» своего аккаунта в 1пв1а§гаш. Их количество говорит о том, насколько востребован у аудитории оказался этот «чел-лендж». Подобные интерактивные формы, очевидно, были бы крайне популярны и у аудитории Т1кТок.

В целом можно говорить о том, что появление социальной сети, основное содержание которой - короткие видео, поставило перед телевидением новые вызовы. В попытке дать на них достойный ответ, телевидение должно учитывать и в полной мере пользоваться своими специфическими свойствами. Можно также сказать, что первые результаты в поисках оптимальных подходов к продвижению телевизионного контента в адрес молодежной аудитории уже есть, и они заслуживают пристального изучения.

Телеканалы Подписчики Подписчики

март 2021 апрель 2021

360 ТВ 3.6М 4.0М

ТНТ 2М 2.3М

Пятница 1.9М 1.9М

СТС 1.2М 1.3М

НТВ 310.2К 411.3К

Россия 1 210.5К 244.1К

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Битков, Л.А. Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в интернете и традиционное телевидение // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307). Филология. Искусствоведение. Вып. 78.

2. Битков, Л.А. Телевизионное вещание в социальных сетях. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/televizionnoe-veschanie-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения 28.01.2022).

3. Градюшко, А.А. Платформы Instagram и TikTok в цифровом пространстве: сравнительный аспект // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 1 (243).

4. Градюшко, А.А. Проблемы адаптации ТВ-контента к платформе Youtube: оценка вовлеченности аудитории \\ Аудиовизуальные медиа в условиях трансформации социокультурной среды: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 5 апр. 2019 г. / Белорус. гос. унт ; редкол.: О. М. Самусевич (отв. ред.) [и др.] ; под общ. ред. В. Г. Булацкого. - Минск: БГУ, 2019.

5. ВЦИОМ Телевидение VS интернет: спор поколений 07.08.2017. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/televidenie-vs-internet-spor-pokolenij (дата обращения 21.05.2021).

6. Епишкин, И.И., Искакова, Е.Б., Лаврик, А.А. Анализ интересов и предпочтений российской аудитории социальной сети TikTok // Вестник МГЭИ, № 4, 2019.

7. Казючиц, М.Ф. Телевидение и блогосфера: репрезентация классических медиа в социальных сетях - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-i-blogosfera-reprezentatsiya-klassicheskih-media-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения 28.01.2022).

8. Плотникова, М.В. Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети TikTok) // Вопросы управления. 2021 № 2.

9. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020 - URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (дата обращения 21.05.2021).

10. Телевизионная журналистика. Редакционная коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М, 2002. - URL: http://evartist.narod.ru/text6/25.htm (дата обращения 28.01.2022).

11. Хлызова, А.А. Телевидение в условиях конвергенции СМИ на современном этапе // Ученые записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные науки, 2016, т.158, кн.4.

12. Щепилова, Г.Г. Телеканалы Крымского полуострова в социальных сетях ВКонтак-те и Facebook // II Черноморск. междунар. науч.-практ. конф. МГУ. 25-27 мая 2017 г.: тезисы докладов / под ред. Е. С. Каширина, И. С. Кусова, Е. И. Сорокина и др. Севастополь: Изд-во филиала Моск. ун-та в г. Севастополе, 2017.

13. Щепилова, Г.Г. Взаимодействие СМИ и социальных медиа // Российская пиароло-гия-6: тренды и драйверы. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2018.

14. Щепилова, Г.Г. Круглова, Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия. // Вестник МГУ, сер.10 Журналистика 2018, №3.

15. Bell Emily The modern dilemma of TikTok journalism July 28 2020. - URL: https://www.cjr.org/analysis/the-modern-dilemma-of-tiktok-journalism.php (дата обращения 21.05.2021).

Дата поступления: 14.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.