УДК 159.99
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЯ: ОПЛАТА ТРУДА ИЛИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
КРИЗИС ЛИЧНОСТИ?
© 2017
Василенко Анна Юриевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология образования»
Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье анализируются результаты опросов населения относительно удовлетворённости работой учителей и представлений о функциях школы, размещённые в базе Фонда общественного мнения за последние восемь лет. Результаты научных исследований эмоционального благополучия учащихся различных общеобразовательных школ показывают достаточно высокий уровень стресса у выпускников как обычных, так элитных школ. Предъявление учащимся завышенных учебных нагрузок без учёта функциональных возможностей школьников, их эмоциональное подавление при авторитарном педагогическом стиле характерны для учителей с эмоциональным выгоранием личности. Личность учителя рассматривается как ключевой фактор, который определяет методы его работы. Наличие у учителя даже отдельных симптомов эмоционального выгорания негативно отражается на качестве его труда, эмоциональном благополучии и воспитании учащихся. Эмоциональное выгорание учителей достаточно распространённый и сложный феномен. Ценностно-смысловой аспект эмоционального выгорания личности более значим, чем утомление и организационные факторы: условия и оплата труда учителя. Негативное социальное восприятие учащихся учителем и его ориентированность преимущественно на материальное вознаграждение и самоутверждение за счёт учеников и их родителей - наиболее серьёзные причины эмоционального выгорания, препятствующие реализации принципа индивидуализации в общем образовании.
Ключевые слова: кризис личности, материальное вознаграждение за труд, ценности, эмоциональное выгорание учителя, ресурсы личности, организационные факторы, личностные факторы, профессиональная деформация личности, удовлетворённость трудом.
THE EMOTIONAL BURNOUT OF A TEACHER: REMUNERATION OF LABOR OR AN AXIOLOGICAL IDENTITY CRISIS?
© 2017
Vasilenko Anna Yurievna, Candidate of Science (Psychology), Associate Professor, Department of "Educational Psychology" Far Eastern Federal University, Vladivostok (690091, Russia, Vladivostok, street Sukhanova 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with analysis of population survey findings on contentment with teachers' performance and beliefs about functions of school having been placed into the database of the Public Opinion Foundations during the recent eight years. The data of scientific research into emotional well-being of students of various general education schools have shown relatively high levels of stress of leavers of both regular schools and upscale schools. Huge academic workloads taking no consideration of students' functional capabilities and emotional suppression with an authoritarian educational style are characteristic of teachers, who are personality-wise unfit for a career in education or suffer from emotional burnout. Viewed in the contexts of high incidence of symptoms of emotional burnout among teachers, the personality of a teacher is regarded as a key factor determining methods of his/her work and peculiarities of his interaction with students. A teacher's having even few symptoms of emotional burnout is detrimental to his/her performance and emotional well-being and attitude development of students. Teachers' emotional burnout is a relatively widespread and complex phenomenon. The axiological aspect of personality emotional burnout matters more than fatigues and organizational factors: conditions and remuneration of teachers' labor. A negative social perception of students by the teacher and outside motivation of the teacher's labor, his/ her being oriented exclusively on economic reward and self-assertion at the expense of students and their parents are the most serious obstacles for realization of the principle of individualization in general education.
Keywords: personality crisis, remuneration of labor, values, emotional burnout of teachers, resources of personality, organizational factors, personal factors, professional deformation of the personality, job satisfaction.
Под эмоциональным выгоранием традиционно понимается профессиональная деформация личности, при которой наступает истощение ресурсов: физических, интеллектуальных, эмоциональных, моральных. Характерно негативное изменение отношения специалиста к труду, людям и к себе, снижение качества труда, утрата сочувствия и чуткости, нарастание формализма.
Теоретическое исследование направлено на изучение личностных факторов эмоционального выгорания учителей в контексте результатов опросов общественного мнения россиян. Актуальность исследования ценностно-смыслового аспекта эмоционального выгорания учителя определяется ростом внимания общественности к его воспитательной функции, а также актуализацией среди молодых учёных идей «педагогики свободной личности», толерантности, и сотрудничества в образовании [1, с.121].
Одна из проблем кроется в противоречии между социальным запросом на личностно зрелого учителя, способного привить учащимся общечеловеческие ценности и реальностью, которая заключается в том, что моральный облик учителя не всегда достоин подражания. Ряд авторов отмечает рост «школьной» коррупции и произвола, дискриминацию незащищённых слоёв в области бесплатных обязательных образовательных услуг, объ-
ясняя эту тенденцию моральным кризисом и вакуумом ценностей [2, с. 9, 12]. С другой стороны, М.В.Гузева отмечает, что «...несмотря на значимость и объём исследований проблем нравственного воспитания, дефицит работ, посвящённых анализу духовно-нравственной проблематики в условиях современного общества, продолжает ощущаться» [3, с. 18].
Практическая значимость исследования продиктована необходимостью пересмотра качества профессиональной подготовки и переподготовки учителей. Новизна - в обосновании необходимости профилактики эмоционального выгорания учителя на экзистенциальном уровне. Обычно эмоциональное выгорание личности объясняется влиянием организационных факторов: условиями и оплатой труда. Самими учителями выгорание субъективно связывается с неудовлетворяющей их запросы оплатой труда, загруженностью обязанностями, чрезмерным административным контролем, конфликтностью коллег, излишними претензиями или, наоборот, безразличием родителей учащихся, невоспитанностью учеников. Значимость оплаты и условий труда для формирования и профилактики синдрома эмоционального выгорания личности не осталась без внимания в научных кругах, изучалась многими зарубежными и отечественными учёными. С точки зрения C.Maslach недо-
статочное вознаграждение - один из ключевых аспектов выгорания [4, с. 397]. В. Козин и Т. Агибалова называют субъективную неудовлетворённость заработной платой предиктором выгорания у специалистов, вынужденных работать сверхурочно, истощая функциональные резервы организма [5, с. 48].
Исследованием А.Ю. Василенко доказана достоверная связь формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий системы «человек-человек» с терминальной (смыс-ло-жизненной) ценностной значимостью материально обеспеченной жизни и профилактизирующее значение бытийных ценностей [6]. Таким образом, оплата труда выходит на первый план, но именно приоритетная значимость материальных ценностей является личностным фактором выгорания, что часто ускользает от внимания исследователей. В то же время, интересны наблюдения современные авторы, анализируя характерные черты деформации современного интеллектуального слоя общества, отмечают, что: «... в установках преобладают индивидуалистические, меркантильные цели, в основном связанные с личным благосостоянием» [7, с. 464].
Приоритет материальных ценностей - труднопреодолимый критерий несоответствия личности смысловому содержанию педагогического труда. Закономерно, что простое повышение заработной платы не приводит к значительному улучшению качества работы, т.к. не меняет отношение учителя к учащимся и их родителям, не стимулирует профессиональное творчество. Если субъективный смысл труда исключительно в его оплате, то профессиональное самоосуществление и возможность помогать людям - не актуальны, как мотивы другой экзистенциальной плоскости.
C.Maslach указывает на формирование цинизма при эмоциональном выгорании из-за хронических стрессоров [4, с. 397]. Но проблема глубже, т.к. существует достаточно учителей с внушительным педагогическим стажем не подверженных эмоциональному выгоранию. Они длительно противостоят негативному влиянию стрессоров, но сохраняют эмоциональную и личностную вовлечённость, совершенствуют своё мастерство благодаря актуализации и развитию собственного личностного потенциала. Такие учителя соответствуют критериям интеллигентности: неотделимы от совести и сострадания [7, с. 467], «нравственности, добротвор-ства...» [8, с. 137].
Эмоциональное выгорание личности проявляется в эмоциональной пустоте и формализме субъекта, что гораздо глубже, чем истощение интеллектуальных и физических возможностей. В своей работе «Фантомы российского общества» Ж.Т. Тощенко констатирует: "Что касается современной российской интеллигенции, то многие характеристики утеряны или значительно ослаблены, а ориентация на общественные интересы во многом замещена корпоративными, групповыми, личными. Нажива и карьеризм, которые всегда в той или иной мере были присущи отдельным представителям интеллигенции, достигли чудовищных размеров» [7, с. 467].
Н.Е. Водопьянова и А.Н. Густелева обращают внимание на нарастание негативных эмоций при утрате учителями смыслов трудовой деятельности, «.при высокой степени выраженности синдрома выгорания повышаются агрессивность, раздражительность, гнев. Гнев порождает ощущение силы, чувство храбрости и уверенности в себе на фоне чувства превосходства над другими» [9, с. 167]. Эти авторы констатируют тенденции к психологическому отчуждению и обесцениванию выгорающими учителями личности учащихся, дегуманизации отношений, утрате интереса к личности ученика, «последние становятся средством, а не целью обучения» [9, с. 169].
Противоречие реальности и её субъективного восприятия эмоционально выгорающим учителем зачастую проявляется в том, что объективно недобросовестный труд, самим учителем воспринимается как социально
значимый и сопровождается неудовлетворённостью размером его оплаты. Однако, по данным исследования ФОМ 2008 г. 69% из 1500 опрошенных в 100 населённых пунктах респондентов считали, что учителя живут не лучше и не хуже остальных [10]. При этом, по данным исследования М.Ф. Черныш, у образованных россиян, чем выше реальная зарплата, тем выше притязания на большую как более справедливую зарплату [11, с. 87]. В то же время, зарплата учителя не может бесконечно увеличиваться, как справедливо замечает А.А.Коростелёв: «.необходимо учитывать, что директор школы, в связи с тем, что образовательное учреждение является бюджетной организацией, значительно ограничен в использовании самого мощного мотивационного фактора - материального стимулирования» [12, с. 90] .
Выгорающие учителя могут субъективно воспринимать свой труд как неблагодарный, но по данным ФОМ большинство из опрошенных россиян (86%) в 2008 году считали труд учителя важным и ожидали, что учителя будут формировать взгляды учащихся, их социальное мировоззрение и отношение к жизни [10]. В 2012 году также считали 76% респондентов, в семьях которых есть школьники. Они ответили, что рассчитывают на воспитательную функцию учителей, но лишь 37% из них признали, что учителя действительно оказывают значительное влияние на взгляды школьников [13]. В 2014 году лишь 24% опрошенных родителей рассчитывали на то, что школа будет формировать у детей нравственные ценности и нормы поведения, при этом только 10 % из них признали, что эта задача выполняется хорошо, а 27% ответили, что школа справляется с данной задачей плохо. В том же опросе 2014 года 30% опрошенных родителей выразили недовольство тем, как в школе происходит воспитание патриотизма, 24% - недовольны тем, как развиваются аналитические навыки и мышление, 18% недовольны качеством выявления и развития способностей и талантов. Качеством подготовки школьников респонденты были также недовольны. Так, только 26% считали, что детям в школе дают глубокие знания и лишь 9% были довольны тем, как их детей научили применять знания, а 32% считали, что школа не даёт глубоких знаний, 22% уверены, что школа плохо учит применять знания на практике [14]. При этом исследования самоэффективности учителей выявили, что лишь 20% респондентов выборки на высоком уровне «.осознают свои профессиональные качества и уверены в том, что при необходимости сумеют воспользоваться ими для выполнения профессиональных задач» [15, с. 128].
Интересно, что среди мер по улучшению качества подготовки в школе, где учится их ребёнок, респонденты чаще всего называли введение индивидуального подхода к учащимся и введение бесплатных дополнительных занятий, повышение профессионализма педагогического состава. По результатам опроса ФОМ от 21 июля 2015 года 35% респондентов считали, что образование ухудшается, 30% - что становится лучше, 25% - не меняется [16].
К сожалению, на практике постепенно нивелируется сам смысл педагогической деятельности, имитируются функции развития и воспитания, уход от взаимодействия с другими участниками образовательного процесса становится стереотипом и ведёт учителя к профессиональной деградации. Наблюдаются регрессивные тенденции в личностном развитии: искажаются морально-нравственные суждения, происходит разочарование в ранее значимых просоциальных жизненных ценностях, нарастает враждебность, а бездушное отношение к детям и даже жестокость находят различные оправдания и воспринимаются самим учителем как необходимость.
Педагогическое воздействие приобретает репрессивный характер из-за деформации личности выгорающего учителя, а не размера его заработной платы или астении. Учитель может истощать ресурсы учеников, например, с вегето-сосудистой дистонией, минимальной мозговой
Василенко Анна Юриевна психологические
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ... науки
дисфункцией или часто болеющих соматически детей, предлагая им слишком высокий темп деятельности, повышенную плотность урока, чрезмерно усложняя проверочные задания и завышая требования при оценивании. Результаты исследования социального самочувствия и самооценки психофизиологического состояния выпускников школ, проведённого С.В. Быковым, демонстрируют общую тенденцию ухудшения психофизиологического здоровья школьников и «нарастание социального дискомфорта в современной российской школе» [17, с. 129] Только ли с «погоней за образованием» связаны эти тенденции? И какова роль личности учителя в той «психофизиологической цене», которую платят школьники, как в элитных, так и в обычных школах за своё образование?
Специфика эмоционального выгорания учителя такова, что уклонение от подлинного присутствия в ситуации межличностного взаимодействия с учеником происходит в связи с нарастанием экзистенциального кризиса личности: дегуманизацией, утратой смысла, отчуждённостью, моральной и нравственной деградацией. Ж.Т. Тощенко указывает на экзистенциальный слой безразличия: «.господствует установка на личное благополучие.. .отсутствие при этом общественно-значимых ори-ентаций делает человека социально ущербным, односторонним и даже опасным для общества. Отвержение или игнорирование общественно-значимых моральных и духовных установок.. .делает человека деформированным, социально однобоким существом, которого не волнуют тревоги и заботы других людей» [7, с. 462].
А.Н. Разумов и В.А. Пономаренко справедливо подчёркивают «первостепенную значимость духовно-нравственного здоровья» [18]. Особое значение имеет личность учителя как инструмент воспитания и развития учащихся. Стиль и методы педагогической деятельности зависят от уровня самосознания и качества нравственного фильтра личности учителя [19]. Школе в целом необходим инновационный программно-целевой подход с такой формулировкой руководством целей деятельности школы, которая способствовала бы гуманизации образования, изучению направленности деятельности и профессионально значимых качеств педагогического коллектива, позитивному изменению традиционного педагогического мировоззрения [12, с. 90, 91]. Н.В. Чёрный предлагает комплекс рекомендаций для управленцев, направленных на повышение профессиональной самодетерминации сотрудников, необходимой для их удовлетворённости трудом и вовлечённости в профессию [20]
Выводы
1. Эмоциональное выгорание личности - экзистенциально сложный феномен и его объяснение только истощением физических, эмоциональных, интеллектуальных ресурсов личности - поверхностно.
2. Оплата труда субъективно воспринимается выгорающими учителями как весомый фактор эмоционального выгорания, но от внимания зачастую ускользает степень ценностно-смысловой значимости материального вознаграждения по отношению к внутренним мотивам педагогической деятельности.
3. Эмоциональное выгорание учителя приводит к дегуманизации методов его работы с детьми.
4. Враждебность и негативное отношение к людям требуют внимания при подготовке и переподготовке учителей. Необходима дифференциация личностной пригодности субъекта к педагогической профессии, факторов потенциального выгорания и проявлений эмоционального выгорания личности.
5. Из-за негативных изменений в ценностно-смысловой сфере и моральных суждениях при эмоциональном выгорании учителя редуцируется функция воспитания, исключается принцип индивидуализации обучения, возрастает вероятность злоупотреблений и негативного влияния на личностное развитие и здоровье учащихся. 232
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Каримов Ф.Ф. Проблема формирования ключевой компетенции «толерантность» у руководителей образовательных организаций // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 4. С. 118 - 122.
2. Шудегов В.Е., Шишов С.Е., Петросян Т.Э., Чертов В.А., Государственная Дума Федерального Собрания РФ Российское образование: коррупция в режиме выявления тенденций // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2011. № 4 (49). С. 9-13.
3. Гузева М.В. Нравственность как первофено-мен духовной природы личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2016. № 3. С. 16-20.
4. Maslach С, Schaufeii W.B., Leiter M. P. Job Burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397 - 422.
5. Козин В., Агибалова Т. Синдром «эмоционального выгорания»: происхождение, теории, профилактика, перспективы изучения // Неврологический вестник. 2013. Т. XLV. вып. 2 . С. 44—52.
6. Василенко А.Ю. Автореферат к диссертации. Уссурийск: УГПИ, 2008.
7. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015.
8. Козлова О.Н. Гуманитарная интеллигенция в череде поколений // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 137-141.
9. Водопьянова Н.Е., А.Н. Густелева Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей // Вестник СПбГУ. 2010. Сер.12. вып.4. С. 166-172.
10. База данных Фонда общественного мнения: Современный учитель: образ профессии. Результат опроса общественного мнения размещён 09.10.2008. URL: http://bd.fom.ru/report/map/d084022. (дата обращения: 21.08.2015).
11. Черныш М.Ф. Справедливость заработной платы в российском контексте // Социологические исследования. 2014. №8. С.78-89.
12. Коростелёв А.А. Порядок осуществления аналитической деятельности внутришкольного управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2011. № 1. С. 88-92.
13. База данных Фонда общественного мнения: Результат опроса общественного мнения размещён 30.09.2012. URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10659. (дата обращения: 21.08.2015).
14. База данных Фонда общественного мнения: Россияне о качестве образования в стране и о функциях средней школы. Результат опроса общественного мнения от 10.08.2014 размещён 09.10.2014 г. URL: http:// fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11753. (дата обращения: 21.08.2015).
15. Гончар С.Н., Клименко И.В. Самоэффективность как значимое качество личности педагога - инициатора непрерывного образовательного движения // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 4. С. 123 - 129.
16. База данных Фонда общественного мнения: Родители школьников об образовании и роли учителя. Результат опроса общественного мнения от 21.07.2015 г. URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12243. (дата обращения: 20.08.2015).
17. Быков С.В. Образование и здоровье (по материалам исследования выпускников школ г.Тольятти) // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 125-129.
18. Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Концепция «здоровье здорового человека»: интеграция медицины, психологии и религии // Психологический журнал. 2015. Т.31. № 6. С. 88-93.
19. Василенко А.Ю. Редукция профессиональных АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
обязанностей и экзистенциальный кризис личности учителя// Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. №3. С.70-75.
20. Чёрный Н.В. Самодетерминация как предиктор успешной профессиональной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2016. № 4. С. 53-57.
Статья поступила в редакцию 09.04.2017. Статья принята к публикации 23.06.2017.