Психологические науки
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Леонова А.С.,
студентка 3 курса факультета управления и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодара.
Научный руководитель: Скрипниченко Л.С.,
канд.социол.наук,доцент кафедры управления персоналом и
организационной психологии, Кубанский государственный университет г. Краснодара.
Аннотация: Автор рассматривает особенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов средней и высшей школы.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагогическая деятельность, профессиональная деформация.
Summary: The author considers peculiarities of the emotional burnout syndrome among teachers of middle and high school.
Keywords: emotional burnout syndrome, pedagogical activity, professional deformation.
В современных условиях, продиктованных социально-экономическими изменениями в обществе, появляются новые требования к специалистам различных профессий. В связи с этим, синдром профессионального выгорания становится одним из самых важных и сложных феноменов профессиональной деформации. Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты[2]. Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания обусловлена неблагоприятными последствиями развития этого синдрома, как для самой личности, так и для ее окружения.
Профессиональная деятельность педагога связана с различными стрессогенными факторами, такими как постоянное взаимодействие с учениками, коллегами, необходимость непрерывного совершенствования своих знаний, изменения в научной среде, невысокая оплата труда и т.д. [2]Поэтому в силу своей специфики педагогическая деятельность связана с повышенным риском формирования синдрома профессионального выгорания. С увеличением педагогического стажа изучаемый синдром только усугубляется, если его не выявить и не проводить своевременную профилактику.
Изучение специфики эмоционального выгорания нашло отражение в публикациях как российских, так и зарубежных исследователей, включая работы В. В. Бойко, Б. Пельман и Е. Хартман, А. Пайнс, В. И. Ковальчук и другие. Несмотря на повышенное внимание исследователей к
проблематике эмоционального выгорания педагогов, многие вопросы остаются нерешенными [3, с.110].
Рассмотрим результаты проведенного исследования среди педагогов МБОУ гимназии №25 г.Краснодара и Пятигорского государственного лингвистического университета. В нем приняли участие 28 респондентов: 15 преподавателей ВУЗа и 13 педагогов общеобразовательной школы (женщины в возрасте от 27 до 65 лет) со стажем работы от 3-х до 36 лет, имеющих высшее образование. Изучение синдрома проходило с помощью следующих методик: методика В.В. Бойко «Исследование синдрома эмоционального выгорания» - для изучения синдрома эмоционального выгорания[1]; «Методика изучения ценностей личности» Ш.Шварца - для изучения ценностей педагогов; тест «Духовный кризис» Л.В.Шутовой, А.В. Ляшук - для изучения состояния духовной сферы личности.
В процессе анализа показателей выгорания было выявлено, что из всего числа опрошенных в группу со сформированным синдромом вошло 8 педагогов, что составляет 28,57%. В группу с синдромом в стадии формирования вошло 16 человек (57,14%), данная группа является самой многочисленной как в ВУЗе, так и в общеобразовательном учреждении среднего звена. В группу с несформировавшимся синдромом попало всего 4 человека (14,28%), она является самой малочисленной. При рассмотрении показателей отдельных симптомов по фазам эмоционального выгорания, можно прийти к выводу, что в фазе напряжения доминирующим является симптом психотравмирующих обстоятельств. У педагогов среднего звена симптом доминирует у 76,92% опрошенных, а у преподавателей высшего звена у 26,67%, что составляет большинство среди доминирующих симптомов в этой фазе. Психотравмирующие обстоятельства оказывают сильное влияние на профессиональную деятельность педагогов независимо от уровня образования.
Симптом неудовлетворенности собой является доминирующим у 23,08% учителей общеобразовательной школы, у преподавателей ВУЗов не является доминирующим ни у одного респондента. Из этого следует, что педагоги среднего звена чаще испытывают недовольство собой, своими профессиональными успехами. Причиной такого соотношения может послужить возраст учеников, направленность обучения. В высшем образовательном учреждении студенты учатся более осознанно, стремятся освоить выбранную профессию, что служит для преподавателя одним из критериев личной оценки [2, с. 48].
«Загнанность в клетку» находится в стадии формирования у 13,33% педагогов ПГЛУ, является доминирующим у 6,67%, в то время как у учителей гимназии симптом не наблюдался ни у одного из респондентов выборки. Данная ситуация говорит о том, что преподаватели высших учебных заведений чаще находятся в состоянии эмоционального тупика
относительно своей профессиональной деятельности, не видят дальнейших путей профессионального развития и самореализации.
Симптом тревоги и депрессии находится в стадии формирования у 33,34% педагогов ПГЛУ, также является сформированным у 40% опрошенных. Находиться в стадии формирования у 15,39%школьных учителей. Это свидетельствует о том, что педагоги любого звена подвержены чувству разочарованности в своей профессии, накапливаются чувства отчаяния и негодования, что свойственно начальным стадиям формирования синдрома эмоционального выгорания.
В фазе резистенции является доминирующим симптом неадекватного избирательного эмоционально реагирования для обеих групп выборки (53,84% и 1,33% соответственно). Симптом сложился у 69,23% учителей средней школы, 53,33% педагогов ВУЗа. Можно сделать вывод о том, что школьные учителя более остро реагируют на стрессовые ситуации, они теряют контроль над собственными эмоциями, что приводит к проблемам во взаимоотношениях как с коллегами, учениками, так и с более близким окружением. Эмоционально-нравственная дезориентация складывается у 60% педагогов высшего учебного заведения, является сложившейся у 38,46% педагогов средней школы. Таким образом, рассматриваемый ранее симптом накапливается и углубляется, преподаватель теряет объективность в отношениях с учениками. Эмоции снижают нравственное развитие преподавателей, отражаются на учебном процессе.
Симптом редукции профессиональных обязанностей сложился у 46,15% опрошенных педагогов школы и 66,67 % педагогов ПГЛУ. Напряжение, рабочая нагрузка оказывают такое давление на преподавателей, что они стараются сократить свои обязанности, не уделяют должного внимания профессиональной деятельности, не стремятся развиваться и осваивать новые пути развития. Доминирующим является данный симптом у половины опрошенных педагогов ПГЛУ, что позволяет говорить о большей ответственности педагогов высшего учебного заведения, необходимости постоянного повышения квалификации и специфики работы со студентами.
В фазе истощения доминирующим является симптом эмоционального дефицита. Он проявляется в большей степени у учителей средней школы (38,46%) по сравнению с педагогами ВУЗа (20%). Школьные учителя осознают, что эмоционально уже не могут воздействовать на учеников, не в состоянии сопереживать им, войти в их положение. Постепенно симптом приводит к более частым проявлениям равнодушия, раздражительности.
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений у учителей школы является сложившимся у 30,77%, формируется 30,77%, в то время как у преподавателей высшего учебного заведения находится в стадии формирования и сформировался у 20%. Это свидетельствует о
тяжелой стадии развития синдрома. Симптом начинает проявляться на физическом уровне, психика человека не справляется с напряжением, нагрузка идет на весь организм. Если с данным синдромом не бороться, то дальнейшая работа в данной профессии противопоказана.
Проанализировав полученные результаты, можно прийти к следующим выводам. У большинства педагогов, как среднего, так и высшего звена синдром эмоционального выгорания находится на стадии формирования. Наиболее сформированная фаза - это фаза «Резистенция». Различаются педагоги школы и ВУЗа по проявлениям выгорания: у школьных учителей выражены проявления чувства безысходности, отчаяния, неудовлетворенности собой, наблюдается определенный уровень эмоционального дефицита, деформация процесса общения [4, с. 63]. Преподаватели ВУЗа теряют контроль над своими эмоциями, стремятся упростить свои профессиональные обязанности, выполняют их формально. Также они более подвержены чувству разочарованности своей профессией, состоянию эмоциональной опустошенности.
Список использованных источников:
1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб. : Питер, 1999. - с.95-99.
2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика . - СПб. : Питер, 2005. - 258с.
3. Организационное поведение: учеб.-метод. пособие / Л. С. Скрипниченко, И. Г. Юркова. - Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2015.
4. Печеркина А.А. Сохранение профессионального здоровья педагога // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. - с.62-64.