Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание педагогов средней и высшей школы: сравнительный анализ'

Эмоциональное выгорание педагогов средней и высшей школы: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / педагогическая деятельность / профессиональная деформация / emotional burnout syndrome / pedagogical activity / professional deformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова А. С.

Автор рассматривает особенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов средней и высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers peculiarities of the emotional burnout syndrome among teachers of middle and high school

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание педагогов средней и высшей школы: сравнительный анализ»

Психологические науки

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Леонова А.С.,

студентка 3 курса факультета управления и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодара.

Научный руководитель: Скрипниченко Л.С.,

канд.социол.наук,доцент кафедры управления персоналом и

организационной психологии, Кубанский государственный университет г. Краснодара.

Аннотация: Автор рассматривает особенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов средней и высшей школы.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагогическая деятельность, профессиональная деформация.

Summary: The author considers peculiarities of the emotional burnout syndrome among teachers of middle and high school.

Keywords: emotional burnout syndrome, pedagogical activity, professional deformation.

В современных условиях, продиктованных социально-экономическими изменениями в обществе, появляются новые требования к специалистам различных профессий. В связи с этим, синдром профессионального выгорания становится одним из самых важных и сложных феноменов профессиональной деформации. Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты[2]. Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания обусловлена неблагоприятными последствиями развития этого синдрома, как для самой личности, так и для ее окружения.

Профессиональная деятельность педагога связана с различными стрессогенными факторами, такими как постоянное взаимодействие с учениками, коллегами, необходимость непрерывного совершенствования своих знаний, изменения в научной среде, невысокая оплата труда и т.д. [2]Поэтому в силу своей специфики педагогическая деятельность связана с повышенным риском формирования синдрома профессионального выгорания. С увеличением педагогического стажа изучаемый синдром только усугубляется, если его не выявить и не проводить своевременную профилактику.

Изучение специфики эмоционального выгорания нашло отражение в публикациях как российских, так и зарубежных исследователей, включая работы В. В. Бойко, Б. Пельман и Е. Хартман, А. Пайнс, В. И. Ковальчук и другие. Несмотря на повышенное внимание исследователей к

проблематике эмоционального выгорания педагогов, многие вопросы остаются нерешенными [3, с.110].

Рассмотрим результаты проведенного исследования среди педагогов МБОУ гимназии №25 г.Краснодара и Пятигорского государственного лингвистического университета. В нем приняли участие 28 респондентов: 15 преподавателей ВУЗа и 13 педагогов общеобразовательной школы (женщины в возрасте от 27 до 65 лет) со стажем работы от 3-х до 36 лет, имеющих высшее образование. Изучение синдрома проходило с помощью следующих методик: методика В.В. Бойко «Исследование синдрома эмоционального выгорания» - для изучения синдрома эмоционального выгорания[1]; «Методика изучения ценностей личности» Ш.Шварца - для изучения ценностей педагогов; тест «Духовный кризис» Л.В.Шутовой, А.В. Ляшук - для изучения состояния духовной сферы личности.

В процессе анализа показателей выгорания было выявлено, что из всего числа опрошенных в группу со сформированным синдромом вошло 8 педагогов, что составляет 28,57%. В группу с синдромом в стадии формирования вошло 16 человек (57,14%), данная группа является самой многочисленной как в ВУЗе, так и в общеобразовательном учреждении среднего звена. В группу с несформировавшимся синдромом попало всего 4 человека (14,28%), она является самой малочисленной. При рассмотрении показателей отдельных симптомов по фазам эмоционального выгорания, можно прийти к выводу, что в фазе напряжения доминирующим является симптом психотравмирующих обстоятельств. У педагогов среднего звена симптом доминирует у 76,92% опрошенных, а у преподавателей высшего звена у 26,67%, что составляет большинство среди доминирующих симптомов в этой фазе. Психотравмирующие обстоятельства оказывают сильное влияние на профессиональную деятельность педагогов независимо от уровня образования.

Симптом неудовлетворенности собой является доминирующим у 23,08% учителей общеобразовательной школы, у преподавателей ВУЗов не является доминирующим ни у одного респондента. Из этого следует, что педагоги среднего звена чаще испытывают недовольство собой, своими профессиональными успехами. Причиной такого соотношения может послужить возраст учеников, направленность обучения. В высшем образовательном учреждении студенты учатся более осознанно, стремятся освоить выбранную профессию, что служит для преподавателя одним из критериев личной оценки [2, с. 48].

«Загнанность в клетку» находится в стадии формирования у 13,33% педагогов ПГЛУ, является доминирующим у 6,67%, в то время как у учителей гимназии симптом не наблюдался ни у одного из респондентов выборки. Данная ситуация говорит о том, что преподаватели высших учебных заведений чаще находятся в состоянии эмоционального тупика

относительно своей профессиональной деятельности, не видят дальнейших путей профессионального развития и самореализации.

Симптом тревоги и депрессии находится в стадии формирования у 33,34% педагогов ПГЛУ, также является сформированным у 40% опрошенных. Находиться в стадии формирования у 15,39%школьных учителей. Это свидетельствует о том, что педагоги любого звена подвержены чувству разочарованности в своей профессии, накапливаются чувства отчаяния и негодования, что свойственно начальным стадиям формирования синдрома эмоционального выгорания.

В фазе резистенции является доминирующим симптом неадекватного избирательного эмоционально реагирования для обеих групп выборки (53,84% и 1,33% соответственно). Симптом сложился у 69,23% учителей средней школы, 53,33% педагогов ВУЗа. Можно сделать вывод о том, что школьные учителя более остро реагируют на стрессовые ситуации, они теряют контроль над собственными эмоциями, что приводит к проблемам во взаимоотношениях как с коллегами, учениками, так и с более близким окружением. Эмоционально-нравственная дезориентация складывается у 60% педагогов высшего учебного заведения, является сложившейся у 38,46% педагогов средней школы. Таким образом, рассматриваемый ранее симптом накапливается и углубляется, преподаватель теряет объективность в отношениях с учениками. Эмоции снижают нравственное развитие преподавателей, отражаются на учебном процессе.

Симптом редукции профессиональных обязанностей сложился у 46,15% опрошенных педагогов школы и 66,67 % педагогов ПГЛУ. Напряжение, рабочая нагрузка оказывают такое давление на преподавателей, что они стараются сократить свои обязанности, не уделяют должного внимания профессиональной деятельности, не стремятся развиваться и осваивать новые пути развития. Доминирующим является данный симптом у половины опрошенных педагогов ПГЛУ, что позволяет говорить о большей ответственности педагогов высшего учебного заведения, необходимости постоянного повышения квалификации и специфики работы со студентами.

В фазе истощения доминирующим является симптом эмоционального дефицита. Он проявляется в большей степени у учителей средней школы (38,46%) по сравнению с педагогами ВУЗа (20%). Школьные учителя осознают, что эмоционально уже не могут воздействовать на учеников, не в состоянии сопереживать им, войти в их положение. Постепенно симптом приводит к более частым проявлениям равнодушия, раздражительности.

Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений у учителей школы является сложившимся у 30,77%, формируется 30,77%, в то время как у преподавателей высшего учебного заведения находится в стадии формирования и сформировался у 20%. Это свидетельствует о

тяжелой стадии развития синдрома. Симптом начинает проявляться на физическом уровне, психика человека не справляется с напряжением, нагрузка идет на весь организм. Если с данным синдромом не бороться, то дальнейшая работа в данной профессии противопоказана.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к следующим выводам. У большинства педагогов, как среднего, так и высшего звена синдром эмоционального выгорания находится на стадии формирования. Наиболее сформированная фаза - это фаза «Резистенция». Различаются педагоги школы и ВУЗа по проявлениям выгорания: у школьных учителей выражены проявления чувства безысходности, отчаяния, неудовлетворенности собой, наблюдается определенный уровень эмоционального дефицита, деформация процесса общения [4, с. 63]. Преподаватели ВУЗа теряют контроль над своими эмоциями, стремятся упростить свои профессиональные обязанности, выполняют их формально. Также они более подвержены чувству разочарованности своей профессией, состоянию эмоциональной опустошенности.

Список использованных источников:

1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб. : Питер, 1999. - с.95-99.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика . - СПб. : Питер, 2005. - 258с.

3. Организационное поведение: учеб.-метод. пособие / Л. С. Скрипниченко, И. Г. Юркова. - Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2015.

4. Печеркина А.А. Сохранение профессионального здоровья педагога // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. - с.62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.