Научная статья
УДК 159; ББК 88 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-230-234
NIION: 2018-0077-4/22-258 MOSURED: 77/27-024-2022-04-457
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Эмоциональное выгорание как условие изменения индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции
Вера Алексеевна Балашова1, Олег Геннадиевич Кравцов2, Александр Ильич Позин3
1 2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Эмоциональное выгорание рассматривается как условие, приводящие к изменению индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников полиции таких, как: невротизация и тревожность. При этом эмоциональное выгорание определяется как реакция на внешние обстоятельства, отражающие специфику профессиональной деятельности.
Ключевые слова: эмоции, эмоционально-волевая сфера, психические состояния, эмоциональное выгорание, не-вротизация, тревожность, личность, индивидуально-психологические особенности, профессиональная деятельность сотрудников полиции, психология служебной деятельности органов внутренних дел
Для цитирования: Балашова В. А., Кравцов О. Г., Позин А. И. Эмоциональное выгорание как условие изменения индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 230-234. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-230-234.
Original article
Emotional burnout as a condition for changing the individual psychological characteristics of police officers
Vera A. Balashova1, Oleg G. Kravtsov2, Alexander I. Pozin3
1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. Emotional burnout is considered as a condition that leads to a change in the individual psychological characteristics of the personality of police officers, such as: neuroticism and anxiety. At the same time, emotional burnout is defined as a reaction to external circumstances reflecting the specifics of professional activity.
Keywords: emotions, emotional-volitional sphere, mental states, emotional burnout, neuroticism, anxiety, personality, individual psychological characteristics, professional activity of police officers, psychology of official activity of internal affairs bodies
For citation: Balashova V A., Kravtsov O. G., Pozin A. I. Emotional burnout as a condition for changing the individual psychological characteristics of police officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):230-234. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-230-234.
Рассматривая психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, стоит отметить ее экстремальный характер. Сотрудники полиции испытывают психофизические перегрузки, связанные с интенсивным характером деятельности, высокой ответственностью за ее результат. Под влиянием условий и специфики профессиональной среды личность может деформировать-
ся в негативную сторону, что проявляется в снижении или утрате субъективной значимости деятельности, притуплении чувства профессионального долга, возрастанию эгоцентризма и т. д. Все это приводит к снижению эффективности результатов труда, формальному подходу к выполнению профессиональных обязанностей.
Изменения личности сотрудника полиции в негативную сторону, под влиянием условий и специфики про-
© Балашова В. А., Кравцов О. Г., Позин А. И., 2022
230 Problems of psychological support for the activities of internal affairs bodies
фессиональной среды называется профессиональной деформацией личности. Данная проблема является весьма актуальной, ею занимались такие ученые как: С. Е. Борисова, Ю. С. Калягина, М. В. Кроз, В. С. Медведева и другие. Наряду с профессиональной деформацией, был введен термин, который в отечественной литературе определяется как «эмоциональное выгорание». Между профессиональной деформацией и эмоциональным выгоранием существует много общего: оно также проявляется под влиянием профессиональной среды, в виде психологического защитного механизма, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на внешние раздражители. Проблема эмоционального выгорания, также является весьма актуальной психологической проблемой в современной правоохранительной структуре.
Е. Н. Томас и М. Е. Рябова изучали специфику эмоционального выгорания у сотрудников полиции с различным стажем службы. Авторы разделили респондентов на три группы. Первая группа включала молодых сотрудников, чей стаж службы составлял до 3-х лет, испытуемые второй группы обладали стажем службы от 4-х до 10-ти лет и стаж испытуемых третьей группы был более 10-ти лет. Было установлено, что сотрудники, чей стаж службы от 4-х до 1 0-ти лет наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, в частности симптому «личностной отстраненности» [4].
Особенности эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов в зависимости от стажа службы и гендерных различий исследовала М. О. Рез-ванцева. В исследовании автора принимали участие сотрудники, чей стаж службы был более 5-ти лет и имели самые высокие показатели эмоционального выгорания. При этом, у всех сотрудников самые высокие показатели были по фазе «резистенция», которая единственной является формирующийся [3].
В работе Е. Г. Зуевой и А. И. Литвиновой было показано, что именно взаимодействие сотрудников полиции с гражданами в большей части способствует развитию эмоционального выгорания. Так авторы сравнили степень эмоционального выгорания в двух подразделениях: комендантской группы и сотрудников ОСН «Гром», чья деятельность более стрессогенная, но не предусматривает общения с гражданами. Показатели эмоционального выгорания сотрудников комендантской группы оказались значительно выше [1].
В исследование И. Н. Польшаковой и С. О. Ореховой взаимосвязи эмоционального выгорания и индивидуально-личностных особенностей у сотрудников органов внутренних дел было выявлено, что нервно-психическое напряжение имеет положительную корреляционную связь со всеми фазами эмоционального выгорания [2].
Учитывая актуальность проблемы эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов, авторами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 190 испытуемых с различным стажем службы и занимающие разные должности в территориальных подразделениях.
В исследовании были использованы следующие методики: 1. Методика диагностики уровня эмоциональ-
Проблемы психологического обеспеч
ного выгорания В. В. Бойко. 2. Шкала тревоги Спилбер-гера-Ханина (STAI). 3. Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана.
Результаты методик подсчитывались в соответствии с предусмотренной авторами обработкой данных. Затем для анализа и сравнения полученных результатов было необходимо привести сырые данные к одной размерности. Для этого все сырые баллы по всем шкалам были переведены в проценты от максимального числа возможных ответов по каждой из шкал. В результате все данные были приведены к одному числовому масштабу что позволило далее производить сравнение между методиками. Необходимо также заметить, что все методики направлены на выявление устойчивых индивидуальных психологических особенностей, что позволяет производить сравнение как попарно, так и между совокупностями респондентов.
Все результаты были проверены на нормальность распределения. В результате проверки данные только частично укладываются в норму распределения. Таким образом, полученные эмпирические данные рассматривались как непараметрические, и оценивались по критерию U Мана-Уитни на значимость различий.
На основании результатов исследования по методике В. В. Бойко все респонденты поделились условно на три группы с точки зрения степени эмоционального выгорания, а именно: определились группы с низкими результатами, средними (соответствующими норме) и высокими.
Группа с низкими показателями представлена 29 респондентами (15,3 % от выборки). Группа с высоким показателем эмоционального выгорания включает 24 испытуемых (12,7 % от выборки). Общая сумма всех респондентов с попавших в эти крайние группы составляет 28 % от выборки. Что в целом допустимо для статистического анализа, но учитывает только значимо различных по результату респондентов.
Группа № 1 - это респонденты с очень низким не существенным уровнем эмоционального выгорания. Отсутствие эмоционального выгорания не следует понимать как высокий рабочий потенциал или мотивированность. Но эти сотрудники, несмотря на трудности и сложности, возникающие в их профессиональной деятельности достаточно хорошо адаптированы к ней. Другими словами, эти трудности не сказываются на их отношении к самой работе. То есть, в целом данную группу сотрудников можно охарактеризовать как благополучных. У них получилось приспособиться к условиям службы и найти свое место в профессиональной деятельности.
Группа № 2 включает в себя респондентов с самыми высокими из всей выборки показателями по уровню эмоционального выгорания. В отличие от первой группы на этих респондентов специфика профессиональной деятельности оказывает травмирующее воздействие. Эмоциональное выгорание свидетельствует о том, что выполнение служебных задач дается им с трудом. В субъективном отношении они, как правило, не видят ценности в своей деятельности, зачастую не готовы прилагать усилия, чувствуют усталость и истощение даже при выполнении относительно простых трудовых обязанностей. Одна
я деятельности органов внутренних дел 231
из ключевых особенностей эмоционального выгорания в негативной динамике. Сотрудники с высоким показателем эмоционального выгорания потенциально склонны к прекращению трудовой деятельности, смене сферы деятельности или даже уходу в болезнь. Само по себе эмоциональное выгорание отражает субъективную оценку сотрудником удовлетворенности своим трудом и готовность выполнять профессиональные обязанности.
Далее рассмотрим результаты сравнительного анализа этих двух крайних групп. Его результаты получились достаточно показательными. Прежде всего, проверка на значимость различий определила существенную разницу между результатами эти двух групп по всем методикам. То есть мы можем говорить о наличие связи между показателями тревоги и невротизации с эмоциональным выгоранием сотрудников полиции. Все обнаруженные связи носят прямой пропорциональный характер. Иными словами, чем больше выражено эмоциональное выгорание, тем больше наблюдается невротизация и показатель тревожности у респондента (см. рис. 1).
50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
9,3
Уровень невротизации Ситуативная тревожность Личностная тревожность ■ Группа 1 (Низкие) ■ Группа 2 (Высокие)
Рис. 1. Выраженность тревоги и невротизации у респондентов с низким и высоким уровнем эмоционального выгорания Как видно по рис. 1, респондентам с высоким уровнем эмоционального выгорания, по сравнению с результатами испытуемых другой группы характерны более высокий уровень невротизации, личностной и ситуативной тревоги. При этом результаты по уровню невротизации существенно (в три раза) выше по сравнению с респондентами группы № 1, чьи показатели невротизации в целом очень низкие, однако показатели ситуативной и личностной тревожности очевидно выше. Здесь следует отметить, что такая картина не является специфичной. Она объясняется содержательными особенностями этих параметров. Так тревожность, является нормальным явление и некоторое количество тревоги у человека должно быть в норме. Полное отсутствие тревоги является проявлением каких-то проблем в психике вроде гиперкомпенсации или избыточных защитных механизмов. Тогда как невротизация является нежелательным проявлением и ее полное отсутствие или крайне низкий уровень означают норму. То есть не следует обращать внимание на то, что невротизация проявляется на уровне 9,3 а ситуативная тревога на уровне в 36,2.
Одновременно с этим, как видно на диаграмме, тревожность личностная и ситуативная в обеих группах
232 Problems of psychological support for
имеет не очень явные отличия. То есть нет специфических отличий в том, на что именно реагирует тревожностью психика сотрудника полиции. Незначительный перевес есть в сторону ситуативной тревожности. Это, скорее всего, объясняется особенностями профессиональной деятельности сотрудника полиции. Другими словами, насколько служебная деятельность насыщена тревожными стимулами. Сама по себе профессия полицейского предполагает, что тревожные стимулы носят больше внешний ситуативный, а не внутренний личностный характер.
Уровень невротизации в группе с высоким уровнем эмоционального выгорания в три раза выше, чем в первой. В данном контексте невротизацию можно понимать как глубинную неуверенность в себе, парализующий внутренний блок, не позволяющий справляться со своими обязанностями. Высокий уровень невротизации говорит о том, что эмоциональное выгорание отражается не только на субъективном отношении к своему труду и ценности своей деятельности. По сути, это ведет к внутреннему кризису веры в себя и готовности преодолевать препятствия и справляться с трудностями.
Уровень тревожности при высоком эмоциональном выгорании нарастает не так стремительно. Как уже было отмечено, определенный уровень тревоги необходим человеку для регуляции своего поведения и реакции на профессиональные ситуации. Иными словами, необходима осмотрительность и аккуратность. Но когда тревоги становится слишком много, она перестает носить конструктивный характер. Такая тревога начинает приводить к «перестраховкам» и крайне излишней осторожности. В результате это не позволяет принимать ответственные решения, порождая различного рода сомнения. В этом плане тревога является достаточно ресурсоемким переживанием, она отнимает много сил и изматывает, что в конечном счете ведет к еще большему эмоциональному истощению.
В этой связи, важно отметить, что связь между рассматриваемыми факторами взаимно направленная. Нельзя однозначно сказать провоцирует ли невротиза-ция и тревога выгорание или выгорание эти качества. Но важно заметить, что между ними существует взаимозависимость, т. е. тревога порождает выгорание, а выгорание порождает тревогу.
Однако, в рамках нашего исследования важно заметить, что выгорание это фактор внешний по отношению к сотруднику. Это реакция респондента на профессиональную деятельность, показатель способности и готовности к ней с ней справляться. Тогда как тревожность и невротизация - это внутренние психологические качества. И, не опровергая того, что связь в любом случае взаимно направленная мы можем исходить из того, что первично именно выгорание, как внешнее, а вот изменение внутренних свойств личности возникают из-за трудностей в профессиональной деятельности.
В этом отношении результаты исследования показывают, что реакция сотрудника полиции на неблагоприятное внешнее влияние, выражающаяся в эмоциональном выгорании, приводит к внутренним личностным измене-
the activities of internal affairs bodies
46,7
28,5
ниям, выраженным в повышении уровня невротизации и тревожности. Это является важным в контексте понимания того, как профессия травмирует и приводит к профессиональным деформациям сотрудника полиции. Зачастую в исследованиях влияния профессии на личность эмоциональное выгорание рассматривается как финальная точка. То есть это тот негатив, к которому мы в результате приходим. Но как показывают данные нашего исследования, выгорание - это только начало серьезных психологических проблем, возникающих из-за неблагополучия в профессиональной сфере.
Второй момент анализа результатов исследования был связан с тем, как устроено эмоциональное выгорание у сотрудников полиции. Само по себе выгорание, согласно представлению В. В. Бойко, как интегральный показатель, складывается из нескольких шкал. Каждая из шкал отражает специфику проявления выгорания.
Рассмотрим, как устроен усредненный профиль по этим шкалам в случае с сотрудниками полиции. Для этого мы рассматривали группу сотрудников полиции с высоким уровнем эмоционального выгорания в сравнении со всеми остальными вариантами его проявления. Необходимо отметить, что мы производили сравнение только в рамках одной выборки и строгой контрольной группы для сравнения у нас не было предусмотрено. Это, в том числе, связано со сложностью определения сопоставимой контрольной группы для профессии полицейского (см. рис.к 2).
Шкалы в методике В.В. Бойко подразделяются на три блока: «напряжение» (пункты с 1.1-1.4) «резистенция» (пункты с 2.1-2.4) «истощение» (пункты с 3.1-3.4). Как видно из получившегося профиля первый блок для наших респондентов не очень актуален. Они уже миновали фазу напряжения и перешли к двум последующим.
1.1. Переживание психотравмирующих обстоятельств 1.2. Неудовлетворенность собой 1.3. "Загнанность в клетку"
1.4. Тревога и депрессия
2.1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
2.2. Эмоционально-нравственная дезориентация 2.3. Расширение сферы экономии эмоций 2.4. Редукция профессиональных обязанностей 3.1. Эмоциональный дефицит 3.2. Эмоциональная отстраненность 3.3. Личностная отстраненность (деперсонализация)
3.4. Психосоматические и психовегетативные нарушения
Г
0,00
22
,35
14,99
13,56
0,00 2,00 4,00 6,00 8,00 10,00 12,00 14,00 16,00
Рис. 2. Усредненный профиль эмоционального выгорания у сотрудников полиции
Что характерно «тревогу и депрессию» относящуюся к первому блоку наши респонденты с наличием эмоционального выгорания не отмечают. Хотя по результатам другой методики мы знаем, что тревожность у них повышенная. Это говорит о принятии или привыкании к тревожным состояниям. То есть сотрудники полиции на этом уровне эмоционального выгорания воспринимают тревожную для них ситуацию как обыденную.
Что же касается наиболее значимых элементов усредненного профиля то здесь на первом месте «эмоционально-нравственная дезориентация» и «эмоциональная отстраненность». Именно за счет этих факторов в большинстве случаев достигается высокий уровень эмоционального выгорания. По сути, эти факторы говорят о том, что сотрудникам полиции больше всего не хватает эмоциональной обратной связи от окружающих людей.
Такие результаты обусловлены формализованным характером профессионального общения, в рамках которого сотрудник полиции взаимодействует с другими именно как должностное лицо. В следствие этого у сотрудников полиции возникает профессиональный цинизм и эмоциональная индифферентность.
Что характерно личностная отстраненность и деперсонализация в этом профиле выражена очень незначительно. То есть сами сотрудники полиции вполне способны на эмоциональный отклик, они сами могут справляться с трудностями на эмоциональном уровне. Простыми словами, они не стали эмоционально «сухими», не способными сопереживать другим. Но так как сотрудники полиции зачастую сталкиваются с негативным эмоциональным влиянием, то у них вырабатывается определенная поведенческая модель, демонстрирующая эмоциональную «невключенность», т. е. выдержку.
Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел
233
В заключение отметим ряд выводов относительно характера эмоционального выгорания у сотрудников полиции. На основании полученных результатов исследования получается, что это выгорание является следствием недостатка эмоционального взаимодействия, при котором невозможна демонстрация своего эмоционального состояния или эмоциональной реакции. Проблема состоит в том, что сотрудники полиции просто блокируют эмоции, а не находят способ проживать их. Это, с одной стороны, указывает на необходимость развития соответствующих у них способностей при профессиональной подготовке, т. е. вырабатывать и тренировать необходимый специальный навык. С другой стороны, для профилактики эмоционального выгорания в правоохранительной системе важно предусматривать не только формализованную, например, диагностическую работу психолога, но и работу, направленную на выработку эмоционального реагирования, что будет способствовать коррекции и профилактике эмоционального выгорания.
Список источников:
1. Зуева, Е. Г. Профилактика коррупции в органах внутренних дел: нормативно-правовое обеспечение, практическая реализация, пути совершенствования / Е. Г. Зуева, А. И. Литвинова // В сб.: Материалы внутриведомственной научно-практической конференции. 2020. С. 44-48.
2. Польшакова, И. Н., Орехова С. О. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Северно-Кавказский федеральный университет. 2020. С. 142-151.
3. Резванцева, М. О. Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики / М. О. Резванцева. Сборник материалов научно-практической конференции (к 15-летию факультета психологии МГОУ). 2019. С. 134—140.
4. Томас, Е. Н. Современные инструменты управления человеческими ресурсами: теория и практика / Е. Н. Томас, М. Е. Рябова. Челябинск : Челябинский государственный университет. 2016. С. 125-128.
List of sources:
1. Zueva, E. G. Prevention of corruption in internal affairs bodies: regulatory support, practical implementation, ways of improvement / E. G. Zueva, A. I. Litvinova // In the collection: Materials of the interdepartmental scientific and practical conference. 2020. PP. 44-48.
2. Polshakova, I. N., Orekhova S. O. Collection of articles of the International Research Competition. North Caucasus Federal University. 2020. PP. 142-151.
3. Rezvantseva, M. O. Psychology and pedagogy: actual problems of theory and practice / M. O. Rezvantseva. Collection of materials of the scientific and practical conference (for the 15th anniversary of the Faculty of Psychology of Moscow State University). 2019. PP. 134-140.
4. Thomas, E. N. Modern tools of human resource management: theory and practice / E. N. Thomas, M. E. Ry-abova. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University. 2016. PP. 125-128.
Библиографический список
1. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара : Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
Bibliographic list
1. Raygorodsky, D. Ya. Practical psychodiagnostics. Methods and tests : Study guide / D. Ya. Raygorodsky. Samara : Publishing House «BAHRAKH», 1998. 672 p.
Дополнительная информация об авторах
В. А. Балашова - заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических
О. Г. Кравцов - доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент;
А. И. Позин - преподаватель кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Additional information about the authors
V. A. Balashova - Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot, Candidate of Psychological Sciences;
O. G. Kravtsov - Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikotya, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor;
A. I. Pozin - lecturer of the Department of Legal Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contribution equally to this article. to The authors declare no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 08.08.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 08.08.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022. 234 Problems of psychological support for the activities of internal affairs bodies