УДК 159.942
Личностные особенности медицинских работников и синдром эмоционального выгорания
Personal characteristics of medical workers and burnout syndrome
Очирова Л.И., Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (БГУ), luba776@mail. ru
Мудрова И.В., Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (БГУ), [email protected]
Ochirova L., Dorji Banzarov Buryat State University (BSU), [email protected] Mudrova I., Dorji Banzarov Buryat State University (BSU), [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.029
Ключевые слова: личностные особенности, ситуативная и личностная тревожность, синдром эмоционального выгорания, многофакторный личностный опросник Кеттелла, фаза синдрома эмоционального выгорания.
Keywords: personality characteristics, situational and personal anxiety, burnout syndrome, Cattell's Sixteen Personality Factor Questionnaire, phase of burnout syndrome.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания медицинских работников ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» г. Улан-Удэ. Обозначена цель, перечислены методы и методики исследования. В статье проводится анализ полученных результатов изучения личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания. В ходе исследования у медицинских работников выявлен высокий уровень личностной тревожности. У большинства медицинских работников выявлена фаза «напряжение» синдрома эмоционального выгорания, которая находится на стадии формирования. Выявлена значимая связь между личностными особенностями и стадиями эмоционального выгорания. Медицинские работники с такими личностными качествами как, необщительность, отчужденность, проявляют склонность к ригидности, эмоционально неустойчивы, импульсивны, раздражительны, самоуверенны, враждебны и авторитарны, импульсивны, чаще всего обнаруживают симптомы эмоционального выгорания. Полагаем, что учет личностных особенностей медицинских работников позволит делать прогнозы относительно психоэмоционального состояния работников и позволит предотвратить возможные случаи появления эмоционального выгорания у сотрудников. Результаты исследования можно учитывать при разработке программ по психопрофилактике эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения и психокоррекционных программ с целью снижения уровня эмоционального выгорания медицинских работников.
Abstract. The article presents the results of a study of personal characteristics and burnout syndrome of medical workers of «the Republican Psychoneurological Dispensary» in Ulan-Ude. The aim of the study is designated, methods of research are listed. The article analyzes the results of the study ofpersonal characteristics and burnout syndrome. In the course of study, a high level of personal anxiety was revealed among medical workers. The majority of medical workers have the "tension" phase of the burnout syndrome, which is at the stage offormation. A significant relationship between personal characteristics and stages of emotional burnout was revealed. Medical workers with such personal qualities as uncommunicativeness, aloofness, show a tendency to rigidity, emotionally unstable, impulsive, irritable, self-confident, hostile and authoritarian, impulsive, most often show symptoms of emotional burnout. We believe that taking into account the personal characteristics of medical workers will make it possible to make predictions about the psycho-emotional state of workers and will prevent possible cases of emotional burnout among employees. The results of the study can be taken into account when developing programs for the psychoprophylaxis of emotional burnout among employees of a medical institution and psycho-corrective programs in order to reduce the level of emotional burnout of medical workers.
Введение. В современных условиях развития общества России и мире в целом, на личность медицинского работника оказывается постоянное воздействие различных психотравмирующих факторов, таких как, пандемия - СОУГО-19, особенности организации труда, особенности взаимодействия с пациентами и их родственниками, особенности взаимоотношения с коллегами и т.д., все это, в конечном счете, может привести к синдрому эмоционального выгорания. Однако, на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние не только внешние факторы, большое значение имеют и личностные психологические характеристики медицинского работника. Так, например, К. Маслач и М. Лейтер в своем исследовании называли выгоранием результат несостыковки между профессией человека и его личностью [13].
Цель исследования: изучить личностные особенности и синдром эмоционального выгорания медицинских работников. Гипотезой исследования является то, что существует взаимосвязь между личностными особенностями и фазами синдрома эмоционального выгорания, у большинства медицинских работников наблюдается синдром эмоционального выгорания. Настоящее исследование имеет практическую значимость, поскольку результаты исследования можно учитывать при разработке программ по психопрофилактике
эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения и
психокоррекционных программ с целью снижения уровня эмоционального выгорания медицинских работников. Учет личностных особенностей медицинских работников позволит делать прогнозы относительно динамики психоэмоционального состояния работников и позволит предотвратить возможные случаи появления эмоционального выгорания у сотрудников, а значит сохранить здоровье.
Материалы и методы исследования. Для исследования личностных особенностей медицинских работников и синдрома эмоционального выгорания в работе были использованы следующие методики: тест эмоционального выгорания В.В. Бойко, которыйдиагностирует разные фазы синдрома эмоционального выгорания и разные стадии их формирования. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина позволяет диагностировать тревожность личностное свойство или как ситуативное состояние [2]. Опросник «Синдром профессионального выгорания» адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой [10], опросник
разработан на основе западного МВ1-MaslachBumoutInventory К. Маслач и С. Джексон, опросник позволяет диагностировать
профессиональное выгорание. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла диагностирует личностные особенности. Исследование личностных особенностеймедицинских
работников и синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе ГБУЗ «Республиканский психоневрологический
диспансер» г. Улан-Удэ. В данном исследовании принимали участие медицинские работники психоневрологического диспансера в количестве 60 человек. Возраст испытуемых от 25 до 50 лет и старше, стаж работы медицинских работников от 5 до 15 лет. Результаты исследования были получены в рамках выполнения выпускной квалификационной работы И.В. Мудровой под руководством Л.И. Очировой. Анализ факторов приводится впервые.
Многие авторы изучают в своих работах в качестве предмета синдром эмоционального выгорания, описали данный феномен и внесли свой вклад в его изучение [1;5;14; 15]. Сам термин «выгорание» впервые был предложен американским психиатром Г. Фрейденбергом в 1974 году. Работая в больнице психиатром Г. Фрейденберг наблюдал за персоналом, накоторых действовала больничная среда их работы. Она ввергала их в эмоциональное перенапряжение и истощение, в итоге сотрудники теряли мотивацию к работе. Данный феномен он определил, как «йайЬшпоШ», что означает «выгорание, сгорание, затухание». Состояние характеризовалось сильным переутомлением, ассоциируется с образами пламени костра или свечи, которые затухают [8, с.23]. В отечественной психологии, Б.Г. Ананьев использовал термин «эмоциональное сгорание» [1].
В.В. Бойко дает свое определение «выгорания», как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [5, с.155]. К. Маслач определяет «выгорание» как синдром исчерпанности физических и эмоциональных сил, также снижение самооценки, негативное отношение к выполняемой работе, потеря эмпатии и благосклонности к клиентам и пациентам. Можно сказать, что К. Маслачразработал прообраз синдрома эмоционального выгорания, который стал основой для дальнейших исследований [12]. О.И. Бабич определяет термин «выгорание», как результат воздействия длительного рабочего
стресса и некоторых форм профессионального кризиса. Обращают на себя внимание современныеисследования авторов
эмоционального выгорания медицинских работников А.С. Далакова, Л.М. Дубовый [9], Л.Г. Березовской [4], Н.Е. Водопьяновой [6;7], И.А. Костаковой [11]. В исследованиях были изучены личностные свойства медицинских работников и особенности эмоционального выгорания, в работе А.С. Далаковой, Л.М. Дубовогобыло доказано опосредованное влияние характера детско-родительских отношений на синдром эмоционального выгорания, изучены были разные категории медицинских работников, с разным стажем работы.
Таким образом, в настоящее время не существует единой структуры синдрома эмоционального выгорания, существует множество подходов в изучении данного вопроса, которые в свою очередь отличаются друг от друга. Однако можно отметить, что, несмотря на множество подходов, синдром эмоционального выгорания является личностной деформацией, которая происходит под воздействием эмоционально сложный отношений и большого количества напряжения внутри системы «человек-человек».
В своей профессиональной деятельности медицинские работники, как правило, должны обладать физическим и психологическим здоровьем, поскольку взаимодействуют с пациентами, их родственниками. Большая ответственность ложится при работе с хроническими больными, во время контакта с их родственниками. Напряженная работа над здоровьем самого пациента - в конечном счете, может привести к эмоциональному истощению. Так, например, в некоторых исследованиях показано, что те медицинские работники, которые работают в психиатрических больницах, подвержены синдрому эмоционального выгорания уже через 1,5 года работы. В сравнении с ними средний персонал медицинских организаций подвергается выгоранию через 4 - 5 лет. Какие же первые симптомы эмоционального выгорания можно выделить? В целом можно выделить такие симптомы эмоционального выгорания как, чувство усталости, человек ощущает общую неприязнь к работе, наблюдается неопределенное беспокойство. Кроме того, существуют определенные стадии, согласно которым происходит развитие синдром эмоционального выгорания. Так, на первой стадии могут наблюдаться следующие признаки, человек еще мотивирован на выполнение профессиональной деятельности, затрачивает
большой объем энергии. Затем, появляется чувство усталости, апатии. И на последней стадии чувство усталости постепенно переходит в ощущение разочарования, интерес к работеснижается. Несомненно, однако, что появление и протекание синдрома эмоционального выгорания зависит от той профессиональной деятельности, в которой задействован человек и от особенностей эмоционально-волевой сферы и от личностных особенностей.
Результаты исследования. Согласно полученным в результате тестирования данным по методике В.В. Бойко у большинства медицинских работников - 62% наиболее сформирована фаза синдрома эмоционального выгорания «напряжение», находится на стадии формирования (37 - 60 баллов), это означает, что в скором времени у медицинских работников запустится механизм формирования синдрома эмоционального выгорания.
Для 58% испытуемых обнаруженные фазы синдрома эмоционального выгорания «резистенция» и «истощение» находятся на стадии формирования (37 - 60 баллов). У данной группы медицинских работников в момент напряжения на работе начинает постепенно вырабатываться сопротивление к нарастающему стрессу. Тем не менее, для 10% респондентов характерная фаза синдрома эмоционального выгорания «напряжение» является
сформированной (61 и более баллов). Это означает, что данная часть медработников постоянно испытывает недовольство в своей профессиональной деятельности, их чаще всего не устраивает занимаемая должность, и проблемы пациентов для них становятся обыденностью не требующих особого внимания. Снижена самооценка, присутствует ощущение
беспомощности и недовольства собой, ощущение безвыходности, бесперспективности.
Для 8% испытуемых фаза синдрома эмоционального выгорания «резистенция» является сформированной (61 и более баллов). Это означает, что такие медработники обладают способность сбрасывать полученный стресс и напряжения на работе в повседневной жизни, при этом, не отражая последствия в процессе выполнения профессиональных обязанностей с пациентами, в общении с коллегами и друзьями. Можно отметить характерное для фазы «резистенция» эмоциональное истощение, как правило, человек на этой фазе стремится экономить эмоциональные ресурсы, ограничивает круг общения, стремиться восстановить душевные силы.
Обнаружено, что у 17% респондентов фаза синдрома эмоционального выгорания
«истощение» является сформированной. Это может означать, что испытуемые испытывают психофизическое переутомление, ощущение полного опустошения, отрицание своих профессиональных достижений, отношение к коллегам, клиентам, начальству становится агрессивно-циничным. Фаза выражается в следующих симптомах: эмоциональный дефицит, эмоциональное отчуждение, личностное отчуждение, развивается циничное отношение к тем, с кем приходится общаться, хамство, агрессия, психосоматические нарушения. Характерная особенность для данной фазы заключается в том, что человек утрачивает интерес к людям. Возможны ухудшение физического состояния, головные боли, нарушение сна, снижение иммунитета, проблемы с давлением, набор веса или наоборот, резкое его снижение.
Далее нами был исследован уровень ситуативной и личностной тревожности по методике, разработанной Ч.Д. Спилбергером и адаптированной Ханиным. В ходе исследования было выявлено, что практически половина медицинских работников психоневрологического диспансера 46% испытывают высокую ситуативную тревожность (45 и более баллов), умеренная тревожность зафиксированавыявлена у 30% респондентов (31 - 44 балла), и низкая тревожность обнаружена у 15% испытуемых (30 и менее баллов).
В ходе исследования было выявлено, что высокая личностная тревожность зафиксирована у 47% респондентов (45 и более баллов), умеренная тревожность диагностируется у 30% испытуемых (31 - 44 балла), и низкую личностная тревожность обнаружена у 23% респондентов (30 и менее баллов). Высокий уровень личностной тревожности медицинских работников республиканского
психоневрологического диспансера
свидетельствует о том, что они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности [3]. Данный уровень ситуативной тревожности респондентов может означать что, возможно они находятся в стрессовой ситуации, испытываютсубъективный дискомфорт, напряженность, беспокойство.
Следующей задачей настоящего
исследования является изучение личностных особенностей респондентов с помощью 16-ти факторной личностной методики Р. Кеттелла.
Согласно данным тестирования практически у всех (95%) респондентов обнаружена низкая нормативность поведения: склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, импульсивность Для большинства
медработников (95%) характерны такие личностные особенности как, консервативность, в отношении новых идей возникают сомнения, ориентируются в большей степени на конкретную деятельность, сопротивляются переменам ^1), а также низкий самоконтроль ^3). У 93% респондентов наблюдаются эмоциональная сдержанность, осторожность, деликатность, внимательность к другим (Н). В то же время у 92% респондентов выявленыпрактичность, иногда некоторая жесткость по отношению к окружающим, рациональность, логичность (I). У 82% испытуемых обнаружены такие личностные особенности как открытость, уживчивость, терпимость. Так же выявлены такие особенности как, откровенность, прямолинейность, непосредственность, эмоциональность (К).
Для большинства респондентов 78% характерны такие личностные особенности как сдержанность в проявлении эмоций (Б), практичность реалистичность (М). Такие личностные особенности как зависимость от мнения и требований группы, социабельность, выявлены у 73% испытуемых ^2), мягкость, уступчивость, тактичность, зависимость (Е). У 65% респондентов наблюдается развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость (В). Для 62% испытуемых испытывают скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость (А), для 60% испытуемых характерна эмоциональная нестабильность (С), для 53% респондентов характерны уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, спокойствие (О). У 52% испытуемых обнаружены собранность, напряженность, фрустрированность,
беспокойство, раздражительность ^4).
Далее в работе представлены результаты взаимосвязей личностных особенностей медицинских работников и эмоционального выгорания. Был проведен корреляционный анализ, в результате которого авторами было выявлено, что наиболее тесная корреляция проявилась между некоторыми показателями. Такие личностные особенности как общительность, эмоциональная стабильность, подчиненность (обратная корреляция, при р< 0,01), сдержанность (обратная корреляция, при р<0,05)показывают обратную корреляционную
связь со следующими фазами эмоционального выгорания как, напряжение, резистенция, истощение. Кроме того, корреляционный анализ показал, что существует прямая корреляционная связь при р < 0,01между такими личностными особенностями как: тревожность, напряженность ифазами эмоционального выгорания напряжение, резистенция, истощение.
Менее значимую взаимосвязь (р<0,05) показывает эмоциональное выгорание и сдержанность медицинского работника. Так эмоциональное выгорание будет выше, если медицинский работник будет более экспрессивным. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи личностных качеств и уровня эмоционального выгорания медицинских работников свидетельствуют о том, что существует значимые связи между личностными особенностями общительность, эмоциональная стабильность, подчиненность, сдержанность и нервным напряжением, симптомом
«переживания психотравмирующих
обстоятельств, симптомом «неудовлетворенности собой», сопротивлением нарастающему стрессу.
Можно отметить, что медицинские работники с такими личностными качествами как: необщительность, отчужденность, склонность к ригидности, эмоционально неустойчивы, импульсивны, раздражительны, самоуверенны, враждебны и авторитарны, импульсивны, демонстрируют склонность к нервным напряжениям, обнаруживают сниженную самооценку, недовольство собой, ощущению безвыходности. Медицинские работники, которые обладают ригидностью и инертностью психических процессов, тяжелы на подъем, склонны долго переживать травмирующие события.
Те медицинские работники, которые проявляют такие личностные качества как: общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, которые эмоционально устойчивы, эмоционально зрелые, спокойные, может наблюдаться склонность к ригидности, уступчивы, тактичны, сдержанны, не обнаруживают симптомы эмоционального выгорания, менее склонны к падению общего эмоционального тонуса, эмоциональному дефициту, эмоциональной отстраненности.
Кроме того, чем чаще у медицинских работников проваляются такие качества как тревожность и напряженность, тем они более склонны испытывать симптомы эмоционального выгорания: подавленность, апатию, отсутствие интереса к жизни, недовольству собой, ощущения
безвыходности, эмоционального истощения, которое заставляет ограничивать общение и т.д. Так эмоциональное выгорание у медицинского работника будет выше, если медицинский работник ведет себя скованно, необщителен с окружающими, эмоционально нестабилен. Рассматривая взаимосвязь тревожности и напряженности с эмоциональным выгоранием можно сказать, что чем выше уровень тревожности и напряженности медицинского работника, тем выше уровень эмоционального выгорания.
Заключение. Авторами доказана взаимосвязь между личностными особенностями и фазами синдрома эмоционального выгорания, так же было показано, что у большинства медицинских работников сформирована фаза синдрома эмоционального выгорания «напряжение». Выявленная связь позволяет утверждать, что медицинские работники с такими личностными качествами как, необщительность,
отчужденность, склонность к ригидности, эмоционально неустойчивы, импульсивны, раздражительны, самоуверенны, враждебны и авторитарны, импульсивны, обнаруживают выраженные симптомы эмоционального выгорания. Медицинские работники, которые проявляют такие личностные качества как: общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, которые эмоционально устойчивы, эмоционально зрелые, спокойные, у которых могут наблюдаться склонность к ригидности, которые уступчивы, тактичны, сдержанны, не обнаруживают симптомы эмоционального выгорания, менее склонны к падению общего эмоционального тонуса, эмоциональному дефициту,
эмоциональной отстраненности. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были выявлены личностные особенности медицинских работников республиканского психоневрологического диспансера г. Улан-Удэ. Обнаружено, что симптомы эмоционального выгорания обусловлены личностными особенностями. Получены новые данные об особенностях синдрома эмоционального выгорания, которые дополняют представления о личности. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно учитывать при разработке программ по психопрофилактике эмоционального выгорания у сотрудников медицинского учреждения и психокоррекционных программ с целью снижения уровня эмоционального выгорания медицинских работников. В работе не были учтены другие негативные факторы, которые
могли бы повлиять на возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания, например, негативные функциональные изменения, связанные со стажем работы, совладающее
поведение и т.д. В дальнейшем предполагается расширить исследование, именно в этом направлении.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 384 с.
2. Аракелов Г.Г., Шишкова Н.В. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Г.Г. Аракелов, Н.В. Шишкова // Вестник Московского университета, сер. Психология. - 2008. - № 1. - С. 12-23.
3. Астапов В.М. Тревога и тревожность / В.М. Астапова. - М.: Просвещение, 2010. - 664 с.
4. Березовская Л.Г., Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания»: сборник научных статей / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А. Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). - Курск: КГУ. - 2007. - С. 17-19.
5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Санкт-Петербург, 2009. - 155 с.
6. Водопьянова Н.Е. Воспринимаемая самоэффективность и ресурсообеспеченность как факторы, препятствующие профессиональному выгоранию / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Густеёва // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 2330.
7. Водопьянова Н.Е. Позитивный подход к противодействию профессиональному выгоранию / Н.Е. Водопьянова, К.Н. Шестакова // Современные исследования социальных проблем. - 2014. - № 3 (35). - 24 с.
8. Грузинова А.И. Профессиональное выгорание
и методы коррекции / А.И. Грузинова // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 23. - № 3. - С. 4853.
9. Далакова А.С., Дубовый Л.М. Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром / А.С. Далакова, Л.М. Дубовый // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 3.
10. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Институт социологии РАН, 2012. -362 с.
11. Костакова И.В. Взаимосвязь факторов эмоционального поведения личности и риска возникновения эмоционального выгорания у медицинских работников / И.В. Костакова // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2018. - № 1. -С. 40-52.
12. Круглова И.А. Личностные особенности медицинских работников с синдромом профессионального выгорания / И.А. Круглова // Наукосфера. - 2020. - № 12-2. - С. 75-78.
13. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // М.: Просвещение, 2007. - 135 с.
14. Орел В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. - 2016. - № 4. - С. 7097.
15. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций / П.В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. - 1997. - № 2. - С. 320-328.
References:
1. Ananiev B.G. Psychology and problems of human knowledge. / B.G. Ananiev. - M.: Institute of Practical Psychology, 1996. - 384 p.
2. Arakelov G.G., Shishkova N.V. Anxiety: methods of its diagnosis and correction / G.G. Arakelov, N.V. Shishkova // Bulletin of Moscow University, ser. Psychology. - 2008. - № 1. - S. 12-23.
3. Astapov V.M. Worry and anxiety / V.M. Astapova. - M.: Education, 2010. - 664 p.
4. Berezovskaya L.G., Slabinsky V.Yu., Podsadny S.A. On the issue of risk criteria for the development of the syndrome of "emotional burnout": a collection of scientific articles / L.G. Berezovskaya, V.Yu. Slabinsky, S.A. Podsadny // Problems of researching the syndrome of "burnout" and ways of its correction in specialists of "helping" professions (in medical, psychological and pedagogical practice). - Kursk: KGU. - 2007. - S. 17-19.
5. Boyko V.V. Syndrome of "emotional burnout" in professional communication / V.V. Boyko. - St. Petersburg: St. Petersburg, 2009. - 155 p.
6. Vodopyanova N.E. Perceived self-efficacy and resource availability as factors preventing professional burnout / N.E. Vodopyanova, A.N. Gusteeva // Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and psychology. - 2013. - № 4. - S. 23-30.
7. Vodopyanova N.E. A positive approach to counteracting professional burnout / N.E. Vodopyanova, K.N. Shestakova // Modern studies of social problems. -2014. - № 3 (35). - 24 s.
8. Gruzinova A.I. Professional burnout and methods of its correction / A.I. Gruzinova // Collection of scientific papers Sworld. - 2013. - T. 23. - № 3. - S. 48-53.
9. Dalakova A.S., Dubovy L.M. The mechanism of formation of the prerequisites for the syndrome of emotional burnout and factors influencing the syndrome /
A.S. Dalakova, L.M. Oak // Bulletin of KSU named after N.A. Nekrasov. - 2009. - № 3.
10. Diagnostics of professional burnout (K. Maslach, S. Jackson, adapted by N.E. Vodopyanova) / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. - M.: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2012. - 362 p.
11. Kostakova I.V. The relationship between factors of emotional behavior of the individual and the risk of emotional burnout of medical workers / I.V. Kostakova // Vestnik MGOU. Series: Psychological sciences. - 2018. -№ 1. - P. 40-52.
12. Kruglova I.A. Personal features of medical workers with professional burnout syndrome / I.A. Kruglova // Naukosphere. - 2020. - № 12-2. - P. 75-78.
13. Maslach K. Professional burnout: how can people cope with it / K. Maslach // M.: Education, 2007. - 135 p.
14. Orel V.E. Study of the phenomenon of "mental burnout" in Russian and foreign psychology / V.E. Orel // Problems of General and Organizational Psychology. -2016. - № 4. - P. 70-97.
15. Simonov P.V. Brain mechanisms of emotions / P.V. Simonov // Journal of Higher Nervous Activity. -1997. - № 2. - S. 320-328.
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии)
Сведения об авторах:
Очирова Любовь Ильинична (г. Улан-Удэ, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социально психологии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (БГУ), e-mail: [email protected]
Мудрова Ирина Владимировна (г. Улан-Удэ, Россия), Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (БГУ), e-mail: [email protected]