СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
Петренко Елена Анатольевна
канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры «Психология и управление персоналом» Института управления, бизнеса и права, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: [email protected] Ульшина Марина Владимировна студент 3 курса факультета психологии Института управления, бизнеса и
права, РФ, г. Ростов-на-Дону E-mail: mari. ulshina @yandex.ru
SYNDROME OF «EMOTIONAL BURNOUT» IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF MEDICAL WORKERS AND TEACHERS OF THE
UNIVERSITY
Elena Petrenko
candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of Psychology and Personnel Management department of Institute of Management, Business and Law, Russia,
Rostov-on-Don Marina Ulshina
student of 3 course of Psychological faculty of Institute of Management, Business and
Law, Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются сущностные характеристики и особенности синдрома «эмоционального выгорания», исследуется его специфика и выраженность у представителей стрессогенных профессий — педагогов и медицинских работников. Делается вывод о сформированности данного синдрома, особенностях эмоционального состояния врачей и преподавателей.
ABSTRACT
In the article the essential characteristics and features of syndrome of «emotional burnout» are considered, its specific nature and severity of the representatives of stress professions — teachers and medical workers are studied. The conclusion about the formation of this syndrome, the features of the emotional state of doctors and teachers is made.
Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания»; эмоциональное состояние; профессиональная деятельность.
Keywords: Syndrome of "emotional burnout"; emotional state; professional activity.
Одной из самых актуальных проблем в психологической науке и практике является синдром эмоционального выгорания (СЭВ). В науке синдром «эмоционального выгорания» рассматривается как одна из форм профессиональной деформации личности, вызванная стрессогенностью профессиональной деятельности. Понятие синдром «эмоционального выгорания» было введено в психологическую науку в 1974 году американским психиатром Фрейденбергером, который описал это явление и дал ему название «burnout» (выгорание) характеризующее психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [3].
По меткому выражению Кристины Маслач, понятие СЭВ это «чувство эмоционального истощения», то есть человек ощущает, что он не в состоянии реагировать на эмоции окружающих людей [1].
Русские исследователи впервые отмечали «эмоциональное выгорание» как негативное явление, часто возникающее у специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Н. Водопьянова и Е. Старченкова рассматривают выгорание как «комплекс психических переживаний и поведения, которые отрицательно сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии людей» [5]. Таким образом, можно утверждать, что эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [4]. «Выгорание» в некоторой степени является функциональным
стереотипом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Нами было проведено исследование с целью изучение специфики симптомов синдрома «эмоционального выгорания» у работников здравоохранения и образования.
В исследовании приняли участие 15 преподавателей кафедр психологии, юриспруденции, филологии и экономики Института Управления Бизнеса и Права возрасте от 25 до 74 лет и 15 врачей БСМП-2 г. Ростова-на-Дону в возрасте от 21 до 56 лет.
Были использованы следующие методики исследования: анализ литературы, психологическое тестирование при помощи методики диагностики эмоционального выгорания Бойко, методики диагностики самооценки психических состояний, методики «Самочувствие, активность, настроение» и шкалы психологического стресса, методов математической обработки.
По результатам диагностики эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко были получены следующие результаты.
У врачей из 15 опрошенных по фазе «напряжение»: у 9 человек (60 %) фаза не сформировалась, у 3 человек (20 %) фаза в стадии формирования и у 3 (20 %) человек фаза сформировалась.
По фазе «резистенция»: у 6 человек (40 %) фаза не сформировалась, у 5 человек (33,3 %) фаза в стадии формирования и у 4 человек (26,7) фаза сформировалась.
По фазе «истощение»: у 7 человек (46,7 %) фаза не сформировалась, у 6 человек (40 %) фаза находится в стадии формирования и у 2 человек (13,3 %) фаза сформировалась.
Из 15 опрошенных преподавателей у 14 человек (93,3 %) симптомы фазы «напряжение» не сформировались, у 1 человека (6,7 %) фаза в стадии формирования, людей со сформированной стадией нет.
По фазе «резистенция»: у 7 человек (46,7 %) фаза не сформировалась, у 4 человек (26,7 %) фаза в стадии формирования и у 4 человек (26,7 %) фаза сформировалась.
По фазе «истощение» у 11 человек (73,3 %) фаза не сформировалась, у 3 человек (20 %) фаза в стадии формирования и у 1 человека (6,7 %) фаза сформировалась.
Таким образом, результаты диагностики эмоционального выгорания демонстрируют большую сформированность симптомов «эмоционального выгорания» у медицинских работников в сравнении с преподавателями вуза.
По методике диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) были получены следующие результаты. Высокий уровень тревожности присутствует у 13,3 % опрошенных медицинских работников, средний уровень — у 40 % и низкотревожных личностей среди врачей 46,7 %. Идентичные данные были получены по диагностике фрустрированности медицинских работников: низкий уровень — у 46,7 %, средний — у 40 % и высокий уровень фрустрированности — у 13,3 % опрошенных. Большая часть опрошенных врачей характеризуется низкими и средними показателями агрессивности (40 % и 46,7 %, соответственно), 13,3 % респондентов с выраженной агрессивностью.
У 60 % опрошенных врачей уровень ригидности является средним, 33,3 % обладают низким уровнем и только одному респонденту свойственен высокий уровень ригидности.
Результаты диагностики тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности преподавателей были следующими:
• низкий уровень тревожности и фрустрированности у 73,3 %, средний — у 26,7 % испытуемых;
• 53,3 % опрошенных обладают низким уровнем агрессивности, 46,7 % — средним уровнем;
• низкий уровень ригидности характерен для 60 % опрошенных, средний — для 40 %.
По методике «Самочувствие, активность, настроение» были получены следующие результаты. Среди врачей у 40 % самочувствие ниже нормы, у 6,7 % самочувствие в норме и у 53,3 % самочувствие выше нормы.
100 % медработников обладают низким уровнем активности, респондентов с показателями нормальной и повышенной активности не выявлено.
Что касается эмоционального состояния врачей, то у 20 % настроение ниже нормы, у 13,3 % настроение в норме и у 66,7 % настроение выше нормы.
Несколько иные показатели у опрошенных работников вуза. 33,3 % респондентов характеризуют своё самочувствие как «ниже нормы», у 6,7 % самочувствие в норме и у 53,3 % самочувствие выше нормы.
Уровень активности также низкий у всех опрошенных преподавателей. Однако настроение характеризуется значительно более положительными эмоциями: у 6,7 % респондентов — педагогов настроение ниже нормы, у 20 %
— в норме и у 73,3 % настроение выше нормы.
Таким образом, диагностика эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко показала, что сформированность всех описанных фаз у преподавателей менее выражена, чем у медицинских работников, что может свидетельствовать о более негативном восприятии своих профессиональных обязанностей медицинскими работниками, риска психосоматических заболеваний, невротизации личности и т. п. Изучение психических состояний
— тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности по методике Г. Айзенка показало, что уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности у врачей выше, чем у преподавателей.
По результатам методики «Самочувствие, активность, настроение» видно, что самочувствие у преподавателей лучше, чем у врачей, активность и у врачей, и у преподавателей одинаково низкая, и настроение у преподавателей в большей степени позитивное, чем у врачей.
Исходя из результатов эмпирического исследования, где были выявлены респонденты со сформированным синдромом эмоционального выгорания, можно дать следующие рекомендации: психологическое консультирование как
возможность проработки профессиональных и личных проблем, активный отдых, спортивные занятия, увлечения, которые приносят удовольствие и оказывают благотворное влияние на психофизиологическое состояние, обучение техникам расслабления — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация и различные способы саморегуляции. Это своего рода техника безопасности для работников, имеющих насыщенные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Освоение способов саморегуляции — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием [2].
Таким образом, работникам здравоохранения в большей степени, чем работникам образования, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное и интенсивное общение с другими людьми, свойственен синдром «эмоционального выгорания», проявляющийся в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности и агрессивности. Выгорание — это синдром, развивающийся как последствие хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека и возникающий в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций.
Врачи и средний медицинский персонал, как было выявлено в результате исследования — люди, в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению профессионального выгорания у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с содержательными аспектами деятельности.
Список литературы:
1. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального
выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. — 295 с.
3. Журавлева Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его профилактики // Народное образование. 2008. № 5.
4. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания // Психотерапия. 2003. № 11.
5. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.