Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Федотова Виктория Митрофановна, Кульбертинова Акулина Владимировна

В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания педагогических работников. Представлена содержательная характеристика понятия «эмоциональное выгорание», проведена диагностика наличия эмоционального выгорания у педагогов муниципального образовательного бюджетного учреждения Юнюрская СОШ имени В.И. Сергеева и выделены рекомендации по профилактике данного явления у педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT AS A PROBLEM OF TEACHING STAFF

The article deals with the problem of emotional burnout of teaching staff. The article presents the content characteristics of the concept of "emotional burnout", diagnoses the presence of emotional burnout in teachers of the municipal educational budgetary institution Yunyurskaya SOSH named after V. I. Sergeev, and identifies recommendations for the prevention of this phenomenon in teachers.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

«Приключения муравья» и обратиться с просьбой к солнцу, дождю, детям, склонившихся над муравейником. Данные методы вызвали у детей огромный интерес и эмоциональный отклик.

Также для решения поставленных задач использовались такие методы дидактического и развивающего направления сказкотерапии, как: создание сказок «по кругу», рассказывание сказок «по кругу», рассказывание от первого лица и др.

Тесная связь с текущей образовательно-воспитательной работой обеспечивала глубину восприятия детьми художественных образов и содержания литературно-художественного материала. Дети, кроме интересных, научных знаний, получили яркие впечатления от глубины, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе помогало воспитателю обогащать «информационный багаж» детей дополнительными знаниями, учить всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы: «Как возник мир?», «Как появились люди и животные?», «Какие явления происходят весной?», «Что делают разные животные в зимнее время?», «Откуда прилетают птицы?», «Что было бы, если бы не было хищников?» и др.

В ходе работы использовались разнообразные формы организации деятельности и методы работы. На наш взгляд, наиболее интересными и эффективными были творческие методы работы со сказками, сочетание экскурсий и наблюдений с чтением сказок, игры по сюжетам сказок о природе. Сказки о природе для детей включались в различные виды детской деятельности, не только с целью систематизации природоведческих знаний, полученных ими ранее, но и формирования экологических представлений и экологоцелесообразных поведенческих навыков. На наш взгляд, через работу со сказкой представления детей, приобретенные во всех видах деятельности, будут трансформироваться в устойчивое бережное отношение к природе. Соблюдение условий работы со сказкой обеспечивало последовательность, систематичность, эмоциональность и эффективность формирования начальных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы. Таким образом, эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды является одним из мотивов, поддерживающих интерес ребенка к познанию природы. Ребенок старшего дошкольного возраста способен эмоционально воспринимать литературные произведения, понимать содержание, идею произведения, усваивать основную сюжетную линию сказки или рассказа, формулировать оценочно-этические суждение относительно поступков героев, соотносить оценки литературных персонажей с собственным поведением, реальными событиями.

Литература:

1. Амет-Уста З.Р. Сказка в экологическом воспитании детей / З.Р. Амет-Уста // Человек - Природа - Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. - Выпуск 5 (12). - Симферополь, РИО КИПУ, 2019. - С. 92-95.

2. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. унта, 2008. - 326 с.

3. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте / Е.Ф. Козина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 454 с.

4. Мы: Программа экологического образования детей / Сост. Н.Н. Кондратьева и др. - СПб., 2001. - 129 с.

5. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе Зеленая тропинка / Николаева С.Н. - М.: Просвещение, 2001. - 229 с.

6. Родари Дж. Сказки / Сост. И.Г. Константинова. - Минск, 1987. - 182 с.

7. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО «Карапуз-Дидактика», 2005. - 192 с.

8. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе. В кн.: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова - М., Педагогика, 1980. - 271 с.

9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное. пособие для студентов вузов, обучающих / Т.А. Серебрякова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа,1974. - 288 с.

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 2 курса Федотова Виктория Митрофановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 2 курса Кульбертинова Акулина Владимировна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания педагогических работников. Представлена содержательная характеристика понятия «эмоциональное выгорание», проведена диагностика наличия эмоционального выгорания у педагогов муниципального образовательного бюджетного учреждения Юнюрская СОШ имени В.И. Сергеева и выделены рекомендации по профилактике данного явления у педагогов.

Ключевые слова: деперсонализация, редукция личных достижений, эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, эмоции.

Annotation. The article deals with the problem of emotional burnout of teaching staff. The article presents the content characteristics of the concept of "emotional burnout", diagnoses the presence of emotional burnout in teachers of the municipal educational budgetary institution Yunyurskaya SOSH named after V. I. Sergeev, and identifies recommendations for the prevention of this phenomenon in teachers.

Keywords: depersonalization, reduction of personal achievements, emotional burnout, burnout syndrome, emotional exhaustion, emotions.

Введение. Синдромом «эмоционального выгорания» принято называть психоэмоциональное состояние человека, которое характеризуется чувством физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Показательными симптомами проблемы эмоционального выгорания выступают поведенческие особенности выгорания - такими, как стремление пораньше уйти домой, скудность рабочего дня, дистанция с коллегами, детьми, родителями, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей.

Такие проявления в поведении и эмоциональной сфере, как гнев, агрессивность, конфликтность, излишняя раздражительность, нарушение биоритмов, подверженность тревожным мыслям, беспокойство, негативное отношение к коллективу, подавленность, иногда безразличие, а также, стремление снизить количество социальных контактов и самоизоляция могут служить симптомами выгорания.

Изложение основного материала статьи. Эмоциональное выгорание - это специфический синдром, который может развиться у человека в процессе профессиональной деятельности и может выражаться в состоянии эмоционального и физического истощения, самоизоляции от людей, с которыми человек взаимодействует в ходе рабочего процесса, а также в отсутствии профессиональных планов. Феномен выгорания активно стал изучаться за рубежом начиная с 70-х годов 20 века, а в отечественной науке интерес к профессиональному выгоранию активно проявился в последние десятилетия.

Понятие «выгорание» было введено в научный обиход в 1974 г. американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером, который выпустил книгу «Burnout: The Hight Cost of Hight Achievment» (в переводе на русский язык «Выгорание: высокая цена высоких достижений»). Он описывал специфическое расстройство в личности здоровых людей, которое возникает как последствие интенсивного и эмоционально перегруженного общения с другими людьми в процессе трудовой деятельности [2].

В процессе интенсивного поиска новых путей решения профессиональных задач и, как следствие, полное погружение в деятельность без остатка может стать причиной профессионального выгорания. Иногда большие энергозатраты не всегда бывают оправданы и продуктивны, а неэффективность таких попыток, по мнению Т.В. Форманюк, может вызвать, эмоциональное сгорание специалиста.

Изначально по подверженности к «эмоциональному сгоранию» относили профессии «группы риска» - это работники медицинских учреждений, а также представители общественных организаций [1]. Далее, по предложению Шваб Р., перечень профессий «группе профессионального риска» был расширен, и, в него стали входить, прежде всего, педагоги, стражи порядка, обслуживающий персонал тюрьм, политические деятели, сотрудники правовой системы, представители торговли, менеджеры. Маслач К. в 1981 г. дала определение синдрому «эмоционального выгорания» как чувству, прежде всего, эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность, как прежде, отдаваться профессиональной деятельности), дегуманизации, деперсонализации (тенденция развития негативного отношения к окружающим людям, в частности, к клиентам), изменения самовосприятия личностью себя в профессиональном плане, как недостаток чувства профессионального мастерства [4].

Классификация симптомов «профессионального сгорания» (по Махер Е.):

- усталость, утомление, истощение;

- психосоматические проявления недомогания;

- нарушение биологических ритмов - бессонница;

- отношение к клиентам негативное;

- отрицательное отношения к самой работе;

- стереотипность, шаблонность рабочих действий;

- злоупотребление ПАВ и т.д.;

- нарушение пищевого поведения;

- формирование негативной «Я»-концепции;

- проявление таких агрессивных чувств, как раздражительность, тревожность, беспокойство, гнев и др.);

- упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессивное поведение, чувство бессмысленности бытия;

- гложущее постоянное чувство вины.

Маслач К. выделяет главными признаками синдрома «эмоционального сгорания»:

- индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» - умение противостоять «сгоранию» самосохраняясь при

этом;

- внутренний психологический опыт (он проявляется в чувствах, установках, мотивах, ожиданиях, в негативном индивидуальном жизненном опыте).

Для проведения диагностики был использован тест «Диагностика эмоционального выгорания», при помощи которого определяют степень выраженности профессионального выгорания. Данная методика разработана К. Маслач, С. Джексон и адаптирована Н.Е. Водопьяновой.

В тесте «Диагностика эмоционального выгорания» выделены три шкалы:

1) «эмоциональное истощение» - шкала отражающая тяжесть эмоционального состояния связанного с профессиональной деятельностью. Об угнетенности, апатии, высоком утомлении, эмоциональной опустошенности может свидетельствовать высокий показатель. Данная шкала предполагает количество баллов от 0 до 45 (табл. 1):

Таблица 1

Низкий уровень 0 — 7 баллов

Средний уровень S — 17 баллов

Высокий уровень 13 и более

2) «деперсонализация» - показатель уровня отношений с коллегами по работе и общее ощущение себя как личности в профессиональной деятельности. Высокий показатель по данной шкале может свидетельствовать о черством и формальном отношении к клиентам, с одновременным ощущением несправедливого отношения к себе с их стороны. Шкала, определяющая деперсонализацию, оценивается от 0 до 25 баллов (табл. 2):

Таблица 2

Низкий уровень 0—4 баллов

Средний уровень 5 — 10 баллов

Высокий уровень 11 и более

3) «редукция личных достижений» - шкала, свидетельствующая о низком уровне общего оптимизма, неверия в себя, в свои силы и веру в способность решать проблемы. По данной шкале обследуемый может набрать от 0 до 40 баллов. Шкала имеет также обратный характер, чем выше балл, тем ниже уровень редукции личных достижений (табл. 3):

4)

Таблица 3

Высокий уровень 0 — 22 баллов

Средний уровень 23 — 30 баллов

Низкий уровень 3 1 балл и выше

Опросник имеет три шкалы:

- «эмоциональное истощение» - 9 утверждений;

- «деперсонализация» - 5 утверждений;

- «редукция личных достижений» - 8 утверждений. Соответствие ответов баллам представлена следующим образом:

- «никогда» - 0 баллов;

- «очень редко» - 1 балл;

- «редко» - 2 балла;

- «иногда» - 3 балла;

- «часто» - 4 балла;

- «очень часто» - 5 баллов;

- «каждый день» - 6 баллов.

Оценивание шкал в соответствии представленным пунктам (табл. 4):

Таблица 4

шкала № 1 «Эмоциональное истощение» 1= 2, 3 = б, 13 = 14= 1 б, 20

шкала. Ле 2 «Деперсонализация» 5 _ 10= 11= 15 = 22

шкала «Редукция личных д;о с хищений» 4._ 7, 9._ 12= 17= 13= 19, 21

По итогам проведенной диагностики чем выше сумма баллов отдельно в шкалах №1 и №2, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания» и чем ниже сумма баллов по шкале №3, тем меньше уровень профессионального «выгорания».

В исследовании приняли участие 28 педагогов муниципального образовательного бюджетного учреждения Юнюрская СОШ имени В.И. Сергеева разных возрастных категорий и педагогического стажа.

По возрастным категориям:

- от 20-30 лет 3 учителя;

- от 30 до 40 лет 5 учителя;

- от 40 -50 лет 7 учителя;

- от 50-60 лет 6 учителя;

- от 60-70 лет 7 учителя.

Педагогический стаж ранжировался от 2 до 50 лет:

- до 10 лет - 8 работников;

- до 20 лет - 9 работников;

- до 30 лет - 4 работника;

- до 40 лет - 4 работника;

- до 50 лет - 3 работника.

Результаты проведенной методики показали, что у 21,4% (а это 6 педагогов из общего числа) наблюдается эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, в то время, как 78,6% учителей не подверглись профессиональному выгоранию. Интересен факт, что профессиональное выгорание коснулось не только педагогов зрелого и пожилого возраста, но и молодых (хотя и намного в меньшей мере).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на эмоциональное выгорание влияют факторы педагогической деятельности:

- постоянный жесткий внутренний контроль;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ежедневное поурочное планирование;

- постоянное заполнение журналов и формуляров;

- сверхурочные нагрузки, которые не оплачиваются;

- ненормированный рабочий день;

- нет рабочего места;

- срочная работа, регламент, патронаж;

- нерациональное распределение времени.

Педагогам необходимо помнить о мерах профилактики синдрома эмоционального выгорания, перечислим их - это:

- полноценный сон;

- гигиена труда и отдыха;

- правильное, сбалансированное питание;

- регулярная физическая нагрузка;

- соблюдение ТЗОЖ;

- общение с природой и животными;

- водные процедуры, массаж;

- культивирование хобби;

- размышления о хорошем (позитивные мысли), оптимизм;

- соблюдение водного баланса;

- чтение художественной литературы;

- посещение театров, музеев и др.

Выводы. Исходя из того, что профессия педагога относится к группе профессий «Человек-человек» (Климов Е.А.) и ее представители наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, в нашем образовательном учреждении психолог проводит обучающие тренинги на снятие стресса, тайм-менеджмент, дыхательные техники, арт-терапию, индивидуальные и групповые консультации, киноклуб как форму общения во внерабочее время. Библиотечный работник ежемесячно проводит презентацию книжных новинок (онлайн ресурсы), повышает культуру пользования онлайн библиотеками. Для учителей на базе школы доступны спортивные секции (волейбол, баскетбол, фитнес). Администрация организовала при школе хобби-клубы для педагогов по разным направлениям - танцевальное, вокальное, интеллектуальные игры (шашки, шахматы), декоративно-прикладное искусство. Регулярно проводятся конкурсы среди учителей с участием членов семьи, чтобы профессиональная деятельность не служила причиной неблагополучия в семье.

Необходимо помнить, что профессиональная деятельность - это всего лишь часть жизни, которая не должна приводить к профессиональной деформации и наносить урон личности педагога. Педагог, который выгорел эмоционально, перестает быть профессионалом, так как пострадала личностная сфера.

Литература:

1. Кригер Е.Э. Профессионально-психологические риски здоровья педагогов // Мир науки, культуры и образования. -2012. - №3(34). - С. 20-23.

2. Прыжкова О.В. Эмоциональное выгорание социальных работников [Текст] // Человекознание: сб. науч. тр. -Кемерово, 2019. - С. 7-10.

3. Рогов Е.И. Выбор профессии становление профессионала. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.

4. Темиров Т.В. Психическое выгорание как деструктивный механизм деятельности педагога // Мир психологии. -2008. - №4(56). - С. 54-64.

5. Справочник педагога-психолога №6, 2017 г. «Актион» МЦ ФЭР.

6. Справочник педагога-психолога №4, 2018 г. «Актион» МЦ ФЭР.

7. Справочник педагога-психолога №5, 2017 г. «Актион» МЦФЭР.

Педагогика

УДК 616.89-008.434.53

кандидат педагогических наук, доцент Антохина Валентина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); учитель начальных классов, магистрант Галковская Татьяна Васильевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» (с. Саволенка), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»(г. Калуга)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛЕКСИЕЙ

Аннотация. В статье подвергаются анализу природа, основные виды дислексии, рассматриваются этиология и механизмы данного нарушения чтения у младших школьников. Излагаются результаты предпринятого экспериментального исследования, нацеленного на выявление предрасположенности младших школьников к дислексии, на изучение ее типичных проявлений. Предлагается выделять сочетанные виды дислексии как наиболее характерные для младших школьников. Для обсуждения представлена разработанная нами и апробированная в реальном учебном процессе типология коррекционных заданий и упражнений, учитывающих природу обсуждаемого нарушения чтения, сочетанные виды дислексии, их типичные проявления, фиксируемые в читательской практике обучающихся начальных классов.

Ключевые слова: чтение, дислексия, нарушение навыка чтения, младшие школьники, причины дислексии, типичные ошибки, сочетанные виды дислексии, логопедическое сопровождение.

Annotation. The article analyzes the nature, the main types of dyslexia, examines the etiology and mechanisms of this reading disorder in younger students. The results of the undertaken experimental research aimed at identifying the predisposition of primary schoolchildren to dyslexia, at studying its typical manifestations are presented. It is proposed to single out the combined types of dyslexia as the most typical for primary schoolchildren. For discussion, the typology of correctional tasks and exercises developed by us and tested in the real educational process, taking into account the nature of the discussed reading disorder, combined types of dyslexia, their typical manifestations recorded in the reading practice of primary school students, is presented.

Keywords: reading, dyslexia, impaired reading skills, younger students, causes of dyslexia, common mistakes, combined types of dyslexia, speech therapy support.

Введение. Необходимые знания и новую информацию, которые способствуют развитию личности, человек получает в процессе чтения. Именно младший школьный возраст является периодом формирования умения читать. В условиях реализации ФГОС НОО проблема формирования у младших школьников умения правильно, осознанно читать приобретает новый педагогический смысл и важное социальное измерение, поскольку одна из существенных характеристик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.