Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОБЩЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОБЩЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
679
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / ребенок / переживания / младший школьный возраст / эмоциональные процессы / emotions / child / experiences / primary school age / emotional processes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болаева Г.Б., Максимовских А.С.

Статья посвящена теоретическому изучению эмоциональному развитию ребенка периода поступления в младшие школьные классы и дальнейшего обучения там среди отечественных исследователей. Приводятся основные выводы по работам Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Г.Ш. Шингарова, П.М. Якобсона, В.Н. Мясищева, В.К. Вилюнаса, Г.А. Фортунатова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.М. Минаевой, Н.А. Ананьевой, Ю.А. Ямпольской и И.И. Гуткиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF A CHILD OF PRIMARY SCHOOL AGE THROUGH COMMUNICATION IN THE RESEARCH OF RUSSIAN PSYCHOLOGISTS

The article is devoted to the theoretical study of the emotional development of a child during the period of entry into primary school classes and further education there among russian researchers. The main conclusions on the works of L.S. Vygotsky, D.B. Elkonin, S.L. Rubinstein, G.Sh. Shingarov, P.M. Yakobson, V.N. Myasishchev, V.K. Vilyunas, G.A. Fortunatov, A.V. Zaporozhets, A.N. Leontiev, V.M. Minaeva, N.A. Ananyeva, Yu.A. Yampolskaya and I.I. Gutkina are presented.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОБЩЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКАМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОБЩЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ Болаева Г.Б., Максимовских А.С. (Москва, РГСУ) gerel_baatrovna@ramler.ru, maksimovskix93@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена теоретическому изучению эмоциональному развитию ребенка периода поступления в младшие школьные классы и дальнейшего обучения там среди отечественных исследователей. Приводятся основные выводы по работам Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Г.Ш. Шингарова, П.М. Якобсона, В.Н. Мясищева, В.К. Вилюнаса, Г.А. Фортунатова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.М. Минаевой, Н.А. Ананьевой, Ю.А. Ямпольской и И.И. Гуткиной.

Ключевые слова:эмоции, ребенок, переживания, младший школьный возраст, эмоциональные процессы.

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF A CHILD OF PRIMARY SCHOOL AGE THROUGH COMMUNICATION IN THE RESEARCH OF RUSSIAN PSYCHOLOGISTS

Bolaeva G.B., Maksimovskih A.S. (Moscow, Russian State Social University) gerel_baatrovna@ramler.ru, maksimovskix93@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the theoretical study of the emotional development of a child during the period of entry into primary school classes and further education there among russian researchers. The main conclusions on the works of L.S. Vygotsky, D.B. Elkonin, S.L. Rubinstein, G.Sh. Shingarov, P.M. Yakobson, V.N. Myasishchev, V.K. Vilyunas, G.A. Fortuna-tov, A.V. Zaporozhets, A.N. Leontiev, V.M. Minaeva, N.A. Ananyeva, Yu.A. Yampolskaya and I.I. Gutkina are presented.

Keywords: emotions, child, experiences, primary school age, emotional processes

Переоценить роль эмоций в общении ребенка очень сложно, поскольку благодаря эмоциям он способен к психической жизни, эмоции объединяют ребенка с ближайшим социальным окружением.

Общение, процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Эмоции и переживания, по мнению Л.С. Выготского, меняются под влиянием среды, окружающей ребенка, и соответственно, являются важным средством его адаптации и социализации (Выготский, 1984, 6 т). Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Они помогают вербальному и невербальному общению между людьми в повседневной жизни.

Введение ученым понятия «ключевое переживание» как комплекса осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений со значимыми для него элементами окружающей действительности ознаменовало в науке появление принципа «единства интеллекта и аффекта», красноречиво подчеркивающего исключительную роль эмоций и эмоциональности в обеспечении нормальной социальной жизнедеятельности ребенка. Эмоциональность находится в причинно-следственных связях с интеллектуальным развитием ребенка: уровень интеллектуального развития ребенка тем выше, чем больше преобладание положительных эмоций и наоборот, ниже в случае преобладания отрицательных эмоций - следовательно, нарушения эмоционального развития ребенка могут привести к сложностям в использовании им собственных способностей, в частности, интеллекта, в дальнейшем

личностном, эмоционально-психологическом, психическом развитии (Выготский, 2010, с. 56).

В периодизации Д.Б. Эльконина ведущей деятельностью младшего школьного возраста является обучение. Принято считать, что учебная деятельность связана с формированием абстрактных понятий и теоретических знаний. Однако основным видом мышления в младшем школьном возрасте является образное, практическое мышление, конкретные операции. Младший школьник может мыслить логически, но этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность, а в мышлении ребенка господствует логика восприятия. До 9 лет в мотивации, связанной с содержанием учения, преобладает занимательность, а познание сути явлений, без специальной работы учителя, не становится ведущим у большинства учащихся. В то же время в эстетической деятельности наиболее полно отражаются возрастные особенности младшего школьника, а любимыми занятиями детей являются рисование, лепка, конструирование из различных материалов, музицирование, пение, танцы. Ребенок этого возраста в высшей степени сензитивен к эстетической деятельности, восприятию гармонии линий, движений, пропорций, красоты, природы, любых видов искусства. С другой стороны, эстетическая деятельность сама имеет высокий развивающий потенциал, воздействуя на все стороны психики ребенка, поскольку в эстетических потребностях младшего школьника сочетаются и функциональный и духовный уровень человека (Рейковский, 2013, с. 179).

Отечественные психологи считают, что эмоция - это форма взаимодействия субъекта с объектами и явлениями действительности. Всего есть три аспекта этих процессов: С.Л. Рубинштейн и Г.Ш. Шингаров выделяют аспект переживания, П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев выделяют аспект отношения, В.К. Вилюнас, Г.А. Фортунатов выделяют аспект отражения (Вилюнас, Гиппенрейтер, 2014, с.28). С.Л. Рубинштейн считал, что эмоции заключаются в переживании событий и отношений, он имел в виду, что чувства выражаются в форме переживания субъекта к объекту - к тому, что он познает, к тому, на что направлено действие. Эмоции характеризуют содержание отношения субъекта к объекту. Эмоционально-волевые психические процессы не могут существовать отдельно от познавательных процессов. Они выражают знания о явлениях, их отношение к ним, так же отражают сами явления, их значение для субъекта, для его деятельности и жизни, которого они окружают (Запорожец, Неверович, 1986, с. 21).

Иной представление об эмоциях было у П.М Якобсона, он считал, что эмоции есть форма активного отношения человека к окружающей его действительности. Ученый говорил, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает его внешнее окружение, а активно воздействует на действительность и познает ее, в то же время субъективно осмысляет свое отношение к объектам и явлениям реального мира» (Бреслав, 2016, с.72).

При обращении к аспекту отражения важно знать, что эмоция предстает для субъекта особой формой отражения объекта. Г.А. Фортунатов считает, что эмоциональные процессы — это отражение в головном мозге человека его реальных отношений, то есть отношений, возникающих из-за потребности субъекта к значимому для него объекту (Рейковский, 2013, с. 179).

Другую точку зрения имеет А.В. Запорожец, он утверждает, что для реализации своих мотивов большую роль играют эмоции. Он говорил, что «...эмоции являются не процессом включения, а особой формой, способствующей отразить субъектом действительность, при помощи которой появляется возможность управлять этим включением, или точнее сказать, будет осуществляться общая психическая регуляция направленности и динамики поведения» (Запорожец, 2013, с. 73).

Согласно А.Н. Леонтьеву, младшие школьники переживают период второго рождения: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, идет интенсивное развитие мышечной системы (Леонтьев, 2007, с. 50). С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого пись-

ма. Значительно возрастает сила мышц. Весь детский организм находится в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Также интенсивно развивается психика ребенка. Повышается точность работы органов чувств (Леонтьев, 1975, с. 40).

В.М. Минаева отмечает, что «в этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек». В начальных классах дети приступают к освоению обязательной школьной программы. На данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики (Бреслав, 2016, с. 72).

Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская подчеркивают, что «школьный период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и др.» (Рейковский, 2013, с. 179).

И.И. Гуткина отмечает, что на этапе младшего школьного возраста ребенок переживает кризис семи лет. У ребенка изменяется восприятие своего места в системе отношений. «Меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода». Ребенок осознает свое место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учеба приобретает громадное значение для школьника. Ребенку младшего школьного возраста нужно время, чтобы учение стало ведущей деятельностью, но оно и по-особому должно быть организованно. Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе (Бреслав, 2016, с. 72).

Таким образом, с поступлением ребенка в школу его эмоциональная сфера резко меняется. Проявляется большая сенситивность к страхам, за плохие отметки по предметам и социальные оценки сверстников и взрослых может появиться стыд, развивается положительная эмоция такая как радость, формируется интерес к открытию новых знаний. Меняется стиль жизни ребенка, меняется его общение со сверстниками и взрослыми. Эти изменения должны быть предметом пристального и доброжелательного внимания со стороны родителей, педагогов и воспитателей и социальных работников.

Литература

1. Артемьева Т.В. Ранняя диагностика психического развития детей: учебное пособие. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. 168 с.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций 4-е изд., перераб. и доп. М.: Смысл, 2016. 672 с.

3. Выготский Л.С. Воспитание детей М.: Логос, 2010. 356 с.

4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. М.: Педагоги-ка,1984.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 2013.

6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл-Академия, 2007. 508 с.

7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Московского университета, 1975. 40 с.

8. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. 288 с.

9. Развитие социальных эмоций у детей младшего школьного возраста / под ред. А.В. Запорожца ЯЗ. Неверович. М., 1986. 211 с.

10. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 2013. С. 179-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.