ПЕДАГОГИКА
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,
№ 3. С. 5-10. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 5-10.
ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 159.9:316.6
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-5-10
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИУЧЕНИЕ КАК ПРИЁМ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПРИНИМАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ, НЕ ОСУЖДАЯ
Савельева Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, oe.savelyeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6838-7198
Аннотация. Школа как агент воспитания молодого поколения в современном мире вынуждена бороться со многими факторами, негативно влияющими на межличностные отношения в обществе. Ввиду этого очень важным и своевременным является включение в новые ФГОС основного общего образования такого пункта, который регламентирует необходимость учить школьников «принимать себя и других, не осуждая». Однако автор, анализируя публикационную статистику электронной библиотеки elibrary, приходит к выводу, что работа по реализации этого пункта далеко не в полной мере обеспечена научной и методической литературой. При этом зарубежные страны (на примере США) уже многие годы активно исследуют и ведут практические разработки программ по социально-эмоциональному обучению (SEL). Это в большой мере аналогично работе над формированием способности принимать себя и других, не осуждая, поскольку такие программы предполагают развитие эмпатии, понимание и управление эмоциями, обучение разрешению конфликтов. В статье говорится о большом потенциале таких программ и о целесообразности применения опыта школ США в российской системе образования. Кроме того, предлагаются базирующиеся на бихевиористском подходе авторские техники эмоционального приучения на основе якорных образов, которые могли бы использоваться для практической реализации анализируемого пункта ФГОС. Статья носит поисково-дискуссионный характер, её результаты могут быть использованы для дальнейших исследований путей реализации воспитательного потенциала школы, способов воспитания эмоционального интеллекта и эмпатии, формирования духовно-нравственных качеств школьников и культуры бесконфликтного общения.
Ключевые слова ФГОС 2021, принятие себя и других, не осуждая, нравственное воспитание в школе, эмоциональный интеллект, эмпатия.
Для цитирования: Савельева О.Е. Эмоциональное приучение как приём формирования умения принимать себя и других, не осуждая // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2022. Т. 28, № 3. С. 5-10. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-5-10
Research Article
EMOTIONAL DRILL AS A WAY TO DEVELOP THE ABILITY TO ACCEPT ONESELF AND OTHERS WITHOUT JUDGEMENT
Olga E. Saveleva, Candidate of Pedagogic Sciences, Smolensk State University, Smolensk, Russia, oe.savelyeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6838-7198
Abstract. The modern school with its nurturing function has to deal with numerous factors that negatively affect interpersonal relations between young people. Therefore that appears to be of great importance and timely to reinforce the Education Standards (ES) of the Russian Federation with a provision that declares the need to teach schoolchildren "to accept themselves and others without judgement". However, while analysing the publishing statistics of the Russian Internet library elibrary.ru, the author reveals that realisation of this provision is far from being sufficiently supported with research and methodological literature. On the other hand, foreign countries (with the example of the USA) have long been thoroughly researching and designing practical programmes for social and emotional learning (SEL). This work is largely close to the process of fostering the ability to accept oneself and others without judgement, since such programmes include the development of empathy, understanding and managing emotions, as well as teaching conflict resolution. The article highlights the great potential of the SEL programmes and suitability of applying them in the Russian system of education. Besides, based on the behaviouristic approach, the author proposes original techniques of emotional drill centred around anchor images, which
© Савельева О.Е., 2022
Педагогика. Психология. Социокинетика S. № 3 ^_5
could be used for putting into practice the analysed provision of the Russian ES. The article is exploratory and disputable with the results able to be used in further research of ways to increase the nurturing potential of schools, ways to foster emotional intelligence and empathy, to develop spiritual and morale traits of schoolchildren and the culture of conflict-free interaction.
Keywords: Federal Educational Standards, accepting oneself and others without judgement, character education at school, social-emotional education, empathy.
For citation: Saveleva O.E. Emotional drill as a way to develop the ability to accept oneself and others without judgement. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 3, pp. 5-10. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-5-10
Любая педагогическая система во все времена стремилась и стремится к воспитанию человека нравственного. Среди факторов формирования личности воспитание занимает одно из ведущих мест наряду с наследственностью и влиянием на менталитет ребёнка окружающей среды. В этой связи к школьному образованию в той или иной трактовке всегда предъявляются требования, касающиеся реализации воспитывающей функции. Именно на школу возложена задача воспитывать социально значимые качества личности, что закреплено, в частности, в современных федеральных государственных образовательных стандартах.
В России в 2022 году вступают в силу ФГОС третьего поколения, уделяющие особое внимание вопросам организации воспитания граждан средствами школьного образования. Задачи, связанные с воспитанием школьников, в большинстве своём сконцентрированы в разделе 42, который называется «Личностные результаты освоения программы основного общего образования». Данный раздел декларирует осуществление в школе широкого ряда разных видов воспитания: патриотического, гражданского, духовно-нравственного, физического, эстетического, трудового и т. д. Анализируя некоторые из перечисленных во ФГОС видов воспитания, мы обратили внимание на одно противоречие, а именно взаимную разнонаправленность качеств, которые должны быть сформированы согласно ряду пунктов раздела 42. Пункт, регламентирующий духовно-нравственное воспитание школьников (42.1.3), диктует необходимость воспитывать у них «готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков», а также «активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства». Между тем пункт 42.1.5. о физическом воспитании, формировании культуры здоровья и эмоционального благополучия фиксирует важность «умения принимать себя и других, не осуждая»1. Таким образом, предполагается, что школьники должны уметь соотносить действия и мотивы окружающих людей с нравственными ценностями и, помимо того, оказывать проти-
водействие антиобщественным проявлением, но вместе с тем стараться быть терпимыми к другим людям.
На наш взгляд, именно пункт 42.1.5 новых ФГОС является очень важным нововведением в сфере школьного образования. В своей статье мы сделаем попытку доказать своевременность и необходимость воспитания у молодого поколения умения лояльно принимать других людей, проанализируем наличие исследований, которые могут оказать педагогам поддержку в реализации этого пункта ФГОС, а также предложим для дальнейшего критического анализа авторские техники, содействующие развитию у школьников умения принимать себя и других, не осуждая. Цель данной статьи - определить, насколько современные педагоги научно и методически обеспечены для того, чтобы реализовы-вать на практике пункт 42.1.5 ФГОС 2021, а также разработать на основе бихевиористского подхода ряд приёмов, развивающих умение принимать себя и других, не осуждая.
В ходе изучения вопроса о том, достаточно ли существует научно-методической литературы о педагогических аспектах принятия себя и других, не осуждая, мы сравнили обеспеченность такой литературой пункта 42.1.3 и пункта 42.1.5 современных ФГОС.
Пункт 42.1.3 предполагает, что школьники должны будут усвоить современные социальные нормы и ценности, на основе которых они смогут давать оценку различного рода поступкам, измерять их соответствие тому, как нужно правильно поступать. Согласно этому пункту, молодые люди также должны будут принимать активные меры по противодействию антиобщественным проявлениям.
Научно-методическая работа по формированию готовности молодёжи оценивать свои поступки и поступки других людей ведётся уже давно и регулярно. Многие современные авторы посвящают свои статьи различным аспектам этого вопроса. Например, Ю.В. Оборотова изучает влияние игры на развитие такой готовности: «В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его» [Оборотова: 6]. Е.В. Молчанова, анализируя способы «регулирования поведения человека, который добровольно, в полном
соответствии со своими чувствами и убеждениями совершает поступки, отвечающие нравственным требованиям общества», признаёт лучшим из них развитие у детей чувства собственного достоинства [Молчанова: 56]. Н.В. Амасович и С.В. Лауткина в своей работе, посвящённой эмоциональному воспитанию, прослеживают тесную связь между таким воспитанием и компетентностью в оценке поступков: «В ходе работы дети учатся оценивать свое настроение, свои и чужие поступки, закрепляются этикетные слова» [Амасович, Лауткина: 2]. Н.А. Василенко упоминает важную роль взрослой модели поведения для формирования у дошкольников готовности оценивать своё и чужое поведение: «Особенно важно то, как взрослый оценивает действия окружающих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов» [Василенко: 1510]. На умение «аргументированно высказывать свою точку зрения, успешно взаимодействовать друг с другом, правильно оценивать свои действия и поведение других людей» направлены научно-методические инновации Е.Н. Белой, посвящённые диалоговому обучению [Белая: 986].
Эти и многие другие работы свидетельствуют о том, что пункт 42.1.3 ФГОС третьего поколения в достаточной мере подкреплён как научно-исследовательскими трудами, так и методико-практическими разработками. Между тем рекомендация новых стандартов о том, чтобы учить школьников «принимать себя и других, не осуждая» далеко не так тщательно исследована и обеспечена научно-методической литературой. Такое положение дел доказывается статистическими показателями публикационной активности. При поиске в электронной библиотеке elibrary источников по запросу «оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей» в предметной области «Народное образование. Педагогика», мы получаем 6 045 релевантных публикаций2, тогда как запрос «принимать себя и других, не осуждая» в той же предметной области отмечает в два раза меньше зарегистрированных публикаций (2 963). При этом такие публикации в большинстве своём имеют не столько педагогическую, сколько историко-религиозную и культурную направленность. Среди тем таких статей: женский досуг в контексте повседневной жизни Дагестана XIX в., антология философии Средних веков и эпохи Возрождения, традиционная культура воспитания детей у чеченцев (XIX - начало XX века), хрестоматия по истории образования детей младшего школьного возраста, хрестоматия по истории педагогической науки и практики образовательной деятельности, становление религиозной культуры раннехристианского периода и т. п.
Итак, становится очевидным, что существует недостаток как научных исследований, так и практических разработок в области того, каким образом, какими средствами и методами обучать школьников принятию себя и других, не осуждая. При этом введение такого пункта в новые ФГОС является очень важным и своевременным шагом. В современном обществе с распространением и ростом популярности социальных сетей и других форм интернет-общения происходит рост пассивной агрессии. Новостные ленты разного рода сообществ публикуют всё больше событий негативного или противоречивого характера для сбора как можно большего количества комментариев. Происходит процесс, направленный прямо противоположно декларируемому во ФГОС пункту о принятии себя и других, не осуждая: общество намеренно провоцируется на критическую оценку и осуждение как отдельных поступков людей, так и самих личностей либо их отдельных черт. Широкое распространение получил феномен фейковых новостей, зачастую созданных специально для возбуждения эмоционального отклика у аудитории. В особенности острую эмоциональную реакцию провоцируют события, в которых подчёркивается вызывающее, асоциальное или аморальное поведение действующих лиц, несправедливое или халатное отношение к фигурантам и т. п. В комментариях к подобным новостям люди часто и сами проявляют аморальное вербальное поведение в стремлении проявить своё возмущение или неприятие ситуации. Ложное чувство борьбы с несправедливостью или аморальностью, возмущение предлагаемой к обсуждению ситуации без её критического анализа способствует наращиванию в обществе высокого процента несдержанных в своей агрессии граждан, привыкших не задумываясь давать негативные оценки и в конечном итоге не только не разрешающих конфликты, но и создающих их. Таким образом, в наши дни школа получает негативную интернет-среду как ещё один мощный фактор, который влияет на сознание и поведенческие привычки, в частности, молодого поколения, и с которым педагогам предстоит бороться.
Пример выдержки из социальной сети:
Жуткое ДТП унесло 5 жизней под Томском. «Тойота» под управлением пьяного водителя улетела в кювет... Спасатели нашли место ДТП и приступили к извлечению тел. Водитель, по некоторым данным, был родственником одного из ребят и самым старшим в этой компании. Как заявляют очевидцы, все находившиеся в машине были в состоянии алкогольного опьянения.
Из комментариев:
«Думать надо было головой, прежде чем садиться за руль в пьяном виде. Не жаль».
«Туда им дорога!»
«Пьяный за рулём - убийца!»
«Родителям соболезную... А свинят этих мне не жаль... Ну вот не жалко и все... Пьяный за рулем - преступник».
«Смерть алкашам! Минус 5 сразу. Мир стал чище»3.
В настоящий момент ни школы, ни какие-либо другие российские учебные учреждения не предлагают систематической работы по формированию у учеников способности принимать себя и других, не осуждая. Более или менее похожая работа ведётся в настоящее время в школах США. Речь идёт о внедряемых во всё большее количество школ программах по социально-эмоциональному обучению (SEL), которое представляет целое поле для научно-методических исследований [Oberle, Schonert-Reichl]. Исследователи уже много лет отмечают положительные результаты внедрения таких программ. Например, Джозеф Зинс и Морис Элиас говорят о «снижении агрессии, хулиганского поведения и межличностного насилия, меньшем количестве враждебных разговоров, уменьшении уровня поведенческих проблем и улучшении способностей к разрешению конфликтов» [Zins, Elias: 5].
В США создано и активно развивается большое количество центров и инициативных групп по разработке таких программ на основе научных исследований. Примерами могут служить Йельский центр эмоционального интеллекта (Yale Center for Emotional Intelligence), наиболее известным продуктом которого является программа RULER [Rivers, Brackett, Reyes], EASEL Lab Гарвардского университета, CASEL (the Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning). Последнее из перечисленных объединений является крупнейшим авторитетом как в разработке подходов и программ социально-эмоционального воспитания, так и в оценке частных авторских образовательных проектов в этой области. Именно на стандарты CASEL ориентированы большинство авторских коллективов, предлагающих школам свои продукты в области развития эмоционального интеллекта.
Согласно подходу CASEL, весь процесс формирования эмоциональной грамотности направлен на достижение пяти основных показателей (CASEL 5):
- самосознание (способность понимать и управлять своими собственными чувствами, а также знать свои сильные и слабые стороны);
- самоуправление (способность управлять своим поведением и импульсами, придерживаться моральных принципов и действовать в соответствии со своими ценностями);
- социальная осознанность (способность понимать и сопереживать другим);
- навыки взаимодействия (знание того, как работать с другими и эффективно выстраивать отношения);
- ответственное принятие решений (способность принимать правильные решения и знать, как эффективно решать проблемы индивидуально и в группах) [Niemi].
Внедряемые в американских школах программы SEL в определённой степени коррелируются с пунктом ФГОС РФ о принятии себя и других, не осуждая: они затрагивают понятия о различного рода чувствах и эмоциях и способах контроля их проявлений, большое внимание в них уделяется развитию эм-патии, а также обсуждению способов разрешения конфликтных ситуаций. Возможно, для реализации пункта 42.1.5. ФГОС третьего поколения было бы целесообразным исследовать способы использования программ по социально-эмоциональному воспитанию в российских школах.
С другой стороны, многие формы и методы работы, применяемые в программах SEL, опираются на аналитическую мыслительную деятельность. Например, используются тесты со множественным выбором (к примеру, выбрать лучший вариант поведения), сравнение моделей поведения, распознавание (например, эмоций по картинкам и другим сигналам), обсуждение проблем (например, буллинга), написание истории и т. п. Между тем такая формулировка пункта 42.1.5, как «принятие, не осуждая», эксплицитно предполагает апелляцию не к критическому мышлению и анализу, а к внутренним чувствам: декларируется необходимость достигнуть внутреннего комфорта и благожелательного отношения к окружающим людям вне зависимости от их поступков. Такая задача становится крайне сложной: люди склонны испытывать возмущение, гнев, обиду или раздражение в качестве реакции на неприятные им лично либо противоречащие их ценностям поступки окружающих. Такое поведение носит характер привычки. Привычка, в свою очередь, имеет нерациональный характер, представляет собой «неосознанный, автоматизированный, сложившийся способ поведения» [Ибрагимова: 13]. Привычка действует в ситуации гораздо быстрее, чем критический анализ и рациональное обдумывание вариантов своего ответа на событие.
Ввиду этого педагоги получают задачу переломить привычные поведенческие реакции учеников и выработать у них привычку положительного самочувствия и положительной реакции на других людей. Ставится задача разработки целого подхода к техникам реализации пункта о принятии себя и других, не осуждая. Скорее всего, в данной связи целесообразно опираться на парадигму бихевиористского подхода в психологии и педагогике и говорить об эмоциональном научении или приучении школьников. В настоящее время в психологический дискурс вводится понятие об эмоциональном фитнесе, в рамках которого предлагаются практические тех-
ники по управлению своими эмоциями и переживаниями. Возможно, при разработке соответствующих методик для школьников следует изучить, в частности, практику такого направления.
Далее в статье мы предлагаем к рассмотрению разработку подхода к эмоциональным тренировкам на основе якорных эмоциональных образов. Определим их как вербальные или визуальные ментальные образы, призванные в короткие сроки обеспечить смену эмоционального состояния человека и его отношения к субъекту, задействованному в этом образе. Можно предложить несколько вариаций таких образов:
1. Вербально выраженная фраза. Ёмкая вербальная формула, позволяющая вызвать к субъекту чувство, противоположное агрессии или неприязни: симпатию, сочувствие, восхищение/уважение и т. д. Например, «он всего лишь хотел... (познакомиться, поиграть, понравиться и т. п.)».
Альтернативным вариантом может служить мысленное применение в отношении человека слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (книжечка, платьице и т. п.).
2. Мысленное перевоплощение. Человека, на которого направлены негативные эмоции, можно представить в таком образе, в котором он вызывает симпатию или сочувствие: маленьким ребёнком или пожилым, нуждающемся в защите стариком.
3. Вымышленные условия. Объект эмоций воображаемо переносится в условия, в которых он вызывает желание защитить или помочь (к примеру, одинокий, в тёмном дождливом парке и т. п.).
4. Пьедестал. Вспоминается и представляется ситуация, когда человек проявляет себя мастером, вызывающим восхищение. Например, можно вспомнить, как этот человек мастерски рисует/решает математические задачи/поёт/водит машину и т. п. и представить себе тот момент, когда вы являлись свидетелем проявления этого мастерства.
Такие якорные эмоциональные образы могут служить основой для разработки различных алгоритмов работы с ними. Задача упражнений в вызывании якорных образов состоит в том, чтобы быстро и эффективно преодолеть негативные эмоциональные реакции, связанные с тем или иным человеком. Пауза между стимулом и реакцией, а также вызванное якорным образом иное, более позитивное отношение к человеку предположительно будет способствовать более конструктивному общению, а также даст необходимое время для более спокойного критического анализа конфликтной или предконфликт-ной ситуации. Выводы
Итак, мы определили, что ФГОС третьего поколения содержат в себе очень важный инновационный
пункт о том, что современное молодое поколение следует учить принятию себя и других без осуждения. При этом мы приходим к выводу о крайне недостаточном обеспечении отечественных педагогов научными данными и методическими разработками, помогающими в практической реализации этого пункта. В качестве рекомендаций мы предлагаем исследователям, методистам и педагогам обратить внимание, в частности, на наработки американских авторов, по-свящённые программам по социально-эмоциональному обучению школьников (SEL).
Со своей стороны, мы сделали попытку разработать собственные техники реализации пункта 42.1.5 ФГОС, взяв за основу не критико-аналитиче-ский, а бихевиористский подход, потому что, на наш взгляд, именно многократное приучение является наилучшим способом преодоления сформировавшейся негативной привычки критиковать и осуждать других людей.
Предложенные нами техники на основе якорных образов носят дискутивный характер. Содержание статьи может быть использовано методистами для дальнейшего анализа и разработки техник, методов, средств и приёмов реализации тех пунктов ФГОС 2021, которые посвящены воспитанию духовно-нравственных качеств личности и эмоциональному воспитанию школьников.
Примечания
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/ view/0001202107050027
2 elibrary.ru: научная электронная библиотека. URL: elibrary.ru (дата обращения: 04.08.2022).
3 Срочные новости (сообщество). 31 июля 2022. URL: https://vk.com/wall-187891512_477147 (дата обращения 05.08.2022).
Список литературы
Амасович Н.В., Лауткина С.В. Я и эмоции. Витебск, ВГУ им. Машерова, 2019. 63 с.
Белая Е.Н. Интерактивное обучение как средство развития критического мышления студентов // Омские научные чтения - 2019: материалы III Все-рос. науч. конф. Омск, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2019. С. 986-988.
Василенко Н.А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах, 2015. № 8 (10). С. 1510-1514.
Ибрагимова З.Н. К вопросу о формировании правовой привычки подростков // Педагогика и современность. 2015. № 4 (18). С. 12-14.
Молчанова Е.В. Условия формирования чувства собственного достоинства у школьников // Успехи современного естествознания. 2008. № 2. С. 56.
Оборотова Ю.В. Влияние игры на социальное развитие дошкольника // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 3. С. 6-10.
Niemi K. CASEL Is Updating the Most Widely Recognized Definition of Social-Emotional Learning. Here's Why. America's Education News Source "The 74". December 15, 2020. URL: https://www.the74million. org/article/niemi-casel-is-updating-the-most-widely-recognized-definition-of-social-emotional-learning-heres-why/ (дата обращения: 04.08.2022).
Oberle E., Schonert-Reichl K.A. Social and Emotional Learning: Recent Research and Practical Strategies for Promoting Children's Social and Emotional Competence in Schools. Matson J. (eds) Handbook of Social Behavior and Skills in Children. Autism and Child Psy-chopathology Series. Springer, Cham, 2017, pp. 175-197.
Rivers S.E., Brackett M.A., Reyes M.R. et al. Improving the Social and Emotional Climate of Classrooms: A Clustered Randomized Controlled Trial Testing the RULER Approach. Prev Sci 14, 2013, pp. 77-87.
Zins J.E., Elias M. Social and emotional learning. Children's needs III: Development, prevention, and intervention, 2006, pp. 1-13.
References
Amasovich N.V., Lautkina S.V. Ia i emotsii [Me and emotions]. Vitebsk, VSU im. Masherova Publ., 2019, 63 p. (In Russ.)
Belaia E.N. Interaktivnoe obuchenie kak sredstvo razvitiia kriticheskogo myshleniia studentov [Interac-
tive teaching as a means of developing students' critical thinking]. Omskie nauchnye chteniia - 2019: materialy III Vseros. nauch. konf. [Omsk scientific readings -2019: materials of the III All-Russia scientific conference]. Omsk, OmSU im. F.M. Dostoevskogo Publ., 2019, pp. 986-988. (In Russ.)
Vasilenko N.A. Osobennosti obshcheniia detei star-shego doshkol'nogo vozrasta [Features of communication of senior preschoolers]. Nauchnyi al'manakh [Scientific almanac], 2015, № 8 (10), pp. 1510-1514. (In Russ.)
Ibragimova Z.N. K voprosu o formirovanii pravo-voi privychki podrostkov [Revisiting the formation of the legal habit of adolescents]. Pedagogika i sovremen-nost' [Pedagogy and modernity], 2015, № 4 (18), pp. 1214. (In Russ.)
Molchanova E.V. Usloviia formirovaniia chuvstva sobstvennogo dostoinstva u shkol'nikov [Conditions for the formation of self-esteem in schoolchildren]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniia [Success of the modern Natural Science], 2008, № 2, pp. 56. (In Russ.)
Oborotova Iu.V. Vliianie igry na sotsial'noe razvitie doshkol'nika [The impact of the game on the social development of a preschooler]. Molodezhnaia nauka: ten-dentsii razvitiia [Youth science: development trends], 2018, № 3, pp. 6-10. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 07.09.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 13.10.2022.
The article was submitted 07.09.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 13.10.2022.