УДК 37.018
С. А. Курносова
Содержание воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников
В статье раскрываются особенности содержания воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников. Представлены идеи, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие у детей психологических механизмов эмпатии, социальной перцепции, проекции, идентификации, децентрации.
Ключевые слова: content of emotional sympathy upbringing of junior schoolchildren, эмоциональная отзывчивость, эмпа-тия, социальная перцепция, проекция, идентификация, децентрация.
S. А. Kurnosova
The Content of Emotional Sympathy Upbringing of Junior Schoolchildren
The peculiarities of the content of emotional sympathy upbringing of junior schoolchildren are divulged in this article. The ideas, realization of which in the educational process will provide the development of such psychological mechanisms as empathy, social perception, projection, identification and decentration, are described in the article.
Key words: content of emotional sympathy upbringing of junior schoolchildren, emotional sensitivity, empathy, social perception, projection, identification, decentralization.
Важными аспектами многогранной проблемы содержания воспитания младших школьников выступает непрочность интеграционных связей между направлениями воспитания, превалирование в современном школьном образовании духа прагматизма (А. А. Бодалев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.).
Мы убеждены в том, что по отношению к остальным направлениям воспитания, обозначенным в ФГОС начального общего образования [5], воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости может стать интегративным, поскольку эмоциональный компонент входит в структуру нравственного убеждения, мотивации к учению и познанию, интереса к здоровому образу жизни и других личностных характеристик выпускника начальной школы [5].
Сущность спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного направлений развития личности [5] с этих позиций открывается как формирование, прежде всего, необходимой эмоциональной основы установок сознания.
Так, эмоциональной основой национального самосознания [5] выступают чувство уважения к товарищам, учителям, родителям (психологический механизм децентрации), к культуре, закону как проявлению воли народа (социальная перцепция), чувство равноправия, нетерпимость к
лживости, чувства собственного достоинства, внутренней свободы (проекция), переживание страдания в случаях нарушения справедливости, чувства хозяина, долга, ответственности, совести (эмпатия), бережного отношения к результатам труда других людей (идентификация).
Мы придерживаемся отечественной научно-педагогической традиции понимания содержания воспитания как системы знаний, личностных качеств, отношений, способов деятельности, которыми должны овладеть дети в соответствии с педагогическими целями и задачами [4, с. 96]. Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников мы видим как систему, включающую в себя:
- знания, ведущие к преодолению прагматического мышления;
- духовно-нравственные ценности, определяющие «понимающе-принимающее» (Л. Н. Куликова [3]) отношение к людям и природе, стремление к изменению себя к лучшему, выбор жизненной позиции, устремленной к здоровью;
- деятельность, обогащающую опыт непрагматического взаимодействия с миром, не с точки зрения «полезности» социальных и природных объектов, а с гуманистических, эмоционально-эстетических и эмоционально-этических позиций, «для души», видения ситуации с позиции Другого, чувствования его состояния, при-
© Курносова С. А., 2011
нятия во внимание его эмоциональных переживаний.
Содержательные линии воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости соответствуют структуре эмоционально-нравственной отзывчивости, в которой мы выделяем следующие компоненты:
- когнитивный (оценочные суждения и убеждения, сформировавшиеся на основе определенных знаний об объекте);
- эмоциональный (система чувств, связанных с соответствующим объектом или событием);
- поведенческий (действия в отношении объекта).
В отечественной теории воспитания существуют разные подходы к рассмотрению содержания воспитания [4, с. 96]. Мы представим содержание воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников с точки зрения деятельности (в которой происходит освоение знаний, духовно-нравственных ценностей и способов взаимодействия с миром) и результата воспитания (табл. 1).
Таблица1
Содержание воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников
Содержательные линии Содержание Деятельность Результат
Опыт оценочных суждений (индивидуальный эмоциональный опыт) Доступные, без использования терминологии, знания о «внутреннем человеке», о сложных этических, эстетических, нравственных, экологических категориях, представленных в объективированной форме (в поступках людей, в произведениях живописи и литературы, музыкальных произведениях), позволяющие ребенку выбрать гуманное направление в развитии своей личности, в отношениях с людьми и природой - Познание; - Игра; - Творческое (не формальное) общение; - Наблюдение за своим «внутренним человеком», за эмоциональными переживаниями других людей, фиксирование наблюдений в «Дневнике настроения» и «Дневнике ощущений»; - Молчаливое созерцание красоты природы; - Художественное творчество; - Упражнение в свободном и открытом проявлении чувств без причинения вреда другим людям - Видение других людей, животных и растений с гуманистических, эмоционально-эстетических и эмоционально-этических позиций; - Умение познавать себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами; - Тонкость восприятия, широкий диапазон чувств; - Стремление передать чувства, переживаемые в связи с познанием окружающего мира, в творческой деятельности; - Первоначальная готовность вести здоровый образ жизни, бережное отношение к здоровью других людей
Эмоциональное отношение к объектам или явлениям мира, эмоциональный тон ощущений действительности Эмоциональные переживания, лежащие в основе «понимающе-принимающей системы взаимоотношений» (Л. Н. Куликова) [3, с. 208] с людьми и природой Размышление о происходящем в собственном сознании, о том, как собственные личностные особенности, эмоциональные реакции, в том числе воспринимаются другими людьми. - Адекватное ощущение себя, других людей, жизни во всех ее проявлениях; - Непрагматическое отношение к социальным и природным объектам
Опыт поведения и деятельности Деятельная забота о конкретных нуждающихся в участии людях, поиск способа устранения неблагополучия животного или растения, увязывание выбранного решения проблемы с личными практическими действиями - Свободный творческий производительный труд, направленный на создание красоты, забота о красивом для человека, интересная, увлекательная работа, имеющая общественное значение - Готовность и стремление созидать прекрасное в поведении, деятельности; - Опыт «помогающего» поведения, добротворчества
Представленные в таблице аспекты содержания воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников находятся в отношениях взаимозависимости, взаимодополнения, взаимопроникновения и реализуются через обязательные предметные области и внеурочную деятельность (организуемую по направлениям развития личности [5]).
Знания о добре и зле, о красивом и безобразном и другие становятся основой размышлений детей о самих себе, о других людях и отношениях между ними, о животных, растениях, социальных и природных явлениях, размышлений о прекрасном и безобразном в поведении людей, в окружающей действительности, о должном в жизни людей (о здоровье, труде, справедливости, счастье, уникальности жизни каждого живого существа и др.).
У ребенка складывается иное видение других людей, животных и растений: смысла жизни человека, животного, растения - ради самой жизни; природы - в качестве объекта красоты и охраны; поведения животных - с точки зрения «аналогичного» поведения человека. Новые качества восприятия влекут перенос чувства жалости к объектам природы на людей. Чувствительность к оттенкам эмоциональных красок, слов реализуется в способности ребенка ощущать оттенки мысли и чувства, словесное описание которых требует от ребенка большого напряжения интеллектуальных сил.
Ценным новообразованием становится умение переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником и судьей событий. Тонкость восприятия проявляется в благородном человеческом стремлении вновь пережить чувства радости, восторга, удивления от общения с литературой, музыкой, природой; ребенку хочется быть красивее, лучше. Широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием окружающего мира, ребенок стремится передать в продуктах творческой деятельности.
Спектр эмоциональных оценок (их вербальных эквивалентов), переживаний отношений эмоционально отзывчивого ребенка с людьми и природой довольно широк.
На основе валеологических и эколого-нравственных знаний формируется ценное новообразование - первоначальная готовность вести здоровый образ жизни [1]; ребенок овладевает идеями, которые делают жизнь человека духовно насыщенной, творческой, открывающей возмож-
ности для самореализации: счастья каждого дня, общности человеческих переживаний, радости творчества для других людей и др. Первоначальная готовность вести здоровый образ жизни [1] проявится в эмоционально-ценностном отношении ребенка ко всему живому, в творческом подходе ко всем видам жизнедеятельности.
Бережное отношение ребенка к здоровью одноклассников, учителей, других людей будет воплощено в умении посмотреть на ситуацию с позиции другого человека и почувствовать его состояние, принимать во внимание мысли и чувства людей, в желании поделиться с остальными своими приятными эмоциональными переживаниями.
В эмоциональной сфере младшего школьника необходимо формировать адекватное ощущение себя, других людей, жизни во всех ее проявлениях, эмоционально-ценностное отношение к достойному человека образу жизни в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами, к знаниям, труду, взаимопомощи и взаимоподдержке, честности, здоровью.
Происходит своеобразное пространственно-временное смещение: ребенок помнит свои эмоциональные состояния, предвосхищает их в той или иной ситуации и переносит на другого человека, стремится встать на позицию другого человека, почувствовать состояние другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами; в оценках своих поступков и поступков других людей ориентируется на чувства другого человека, сочувствует, сопереживает другим людям. В целом можно говорить о доминировании непрагматического отношения ребенка к социальным и природным объектам: контакт с другим человеком, животным или растением воспринимается ребенком именно как взаимодействие «для души» с равноправными партнерами; за другим человеком или природным объектом признается право на существование «просто так», вне зависимости от их «полезности» или «бесполезности».
Эмоционально отзывчивый младший школьник испытывает потребность в эмоциональном переживании процесса общения со своим «внутренним человеком», воспринимает человека или природный объект, с которым взаимодействует, как эмоционально значимый для себя, стремится общаться с людьми и природой, умеет наслаждаться красотой природы и беспокоится по поводу ее гибели, стремится к сохранению всего живого (доминирует установка на людей и природу, как объекты красоты («эстетическая» установка)
и охраны («этическая» установка)). Эмоциональный отклик на встречу со своим «внутренним человеком», с другими людьми, природным объектом реализуется в чувстве, оценке, ассоциации, творческом сопоставлении, трансформации воспринимаемого образа в воображении, творческом действии с образом (изобразительном, литературном, музыкальном, пластическом и т. д.).
Побуждения, связанные с переживаниями сочувствия, дружелюбия, чувства долга, найдут свое выражение в «помогающем» поведении, добротворчестве как деятельной заботе о конкретных нуждающихся в участии людях: добровольном участии в делах, направленных на общее благо - изготовлении по собственной инициативе игрушек в подарок для маленьких детей в детском саду, в детском доме, в интернате, выращивании в тепличных ящиках цветов и овощей для рассады в помощь одиноким пожилым людям; создании красоты для семьи, для матери и отца, для других людей, украшении школьного кабинета и коридора к праздникам, облагораживании пришкольной территории, воссоздании элементов природы во дворах микрорайона, на околошкольной территории, в школьной теплице, в классном «живом уголке».
Важно формировать у младших школьников понимание поведения животных, видение в них такой же, как в человеке, жизни, направить педагогические усилия на пробуждение у детей светлых, добрых чувств заботы о жизни, которые будут реализованы в доброжелательном, заботливом отношении ребенка к живому и красивому; интересе к тому, чтобы самому разобраться в причинах возникновения тех или иных социальных или природных явлений; соотнесении себя с животным миром, ощущении своей роли во взаимодействии с ним; чувствовании неблагополучия природного объекта и поиске способа
устранения этого неблагополучия; увязывании выбранного решения проблемы с личными практическими действиями.
Эмоциональную сторону общения с людьми и природой эмоционально отзывчивый ребенок стремится передавать в продуктах творческой деятельности.
Содержание воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников, таким образом, содействует развитию всех сфер личности (в соответствии с классической, используемой еще со времен античности, триадой) - познавательной (cognitio), эмоциональной (а£Гес1н8) и практической (ргасйко8):
- познавательной (стремления познавать себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, «детского», «эмоциональноподобного» (Ф. Крюгер) способа смыслообразования [2]);
- эмоциональной (творческих сил, субъект-но-непрагматического отношения к миру);
- практической (опыта непрагматического, «помогающего» поведения, добротворчества).
Развитию всех сфер личности призваны содействовать важные валеологические и эколого-нравственные идеи, заключенные в содержании воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников:
- идея понимания эмоциональных состояний своих и других людей;
- идея изменения себя к лучшему, выбора жизненной позиции, устремленной к здоровью;
- идея включенности в мир человеческих отношений и в мир природы;
- идея восприятия других людей, животных и растений как равноправных субъектов;
- идея непрагматического («для души») общения и взаимодействия с людьми и природой.
Для удобства представим их в виде таблицы, соотнеся с «механизмами» эмоционально-нравственной отзывчивости личности (табл. 2).
Таблица 2
Компоненты эмоционально-нравственной отзывчивости
Валеологические и эколого-нравственные идеи
Эмпатия
- Схожесть эмоциональных переживаний людей;
- Природа, как дом, как мама;
- Родное (человек, дом, двор, класс, школа, село, город, страна, берег, вулканы и др.);
- Потребность людей во взаимопомощи, взаимопонимании, потребность растений и животных в сочувствии, любви, заботе, защите и др._
Валеологические и эколого-нравственные идеи в содержании воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников
Социальная перцепция - Взаимопонимание людей; - Сходство общения, переживаний человека и животных; - Взаимозависимость здоровья человека и природы; - Право других людей на несвойственные, непривычнее чувства; - Распространение этических норм и правил на взаимодействие человека с природой; - Радость творчества для других людей и др.
Проекция - «Внутренний человек»; - Здоровье как заинтересованное и открытое отношение к явлениям окружающего мира, жизни его проблемами и (в пределах своих возможностей) решения их достойным человека образом; - Счастье и самоценность общения и возможности доверять свои эмоциональные переживания другому человеку, животному, растению; - Счастье создания благополучия другого человека, растения, животного; - Понимание своих эмоциональных переживаний, сущности событий, социальных и природных явлений и процессов; - Счастье каждого дня и др.
Идентификация - Сходство эмоций и чувств людей и животных; - Сходство и взаимопроникновение эмоциональных переживаний людей («Мне не чуждо все человеческое, во мне есть элементы человеческого существования, и я могу понимать другое человеческое существо» (Э. Фромм) [6]) и др.
Децентрация - Самосовершенствование через общение с животными и растениями, через принятие их роли; - Несовпадение точек зрения людей, эмоций, испытываемых по отношению к одному и тому же объекту; - Автономное право растения и животного на жизнь, свободу и безбедное существование, независимо от того, приносят ли они пользу человеку или нет и др.
Эти идеи альтернативны тем, которые, как показывает практика, и в третьем тысячелетии сильны в «традиционном» учебно-воспитательном процессе, актуализирующем отношения школьников к миру преимущественно в познавательной сфере.
Итак, специфика содержания воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников определяется важными валеологическими и эколого-нравственными идеями, реализация которых в образовательном процессе обеспечивает развитие у детей психологических механизмов эмпатии, социальной перцепции, проекции, идентификации, децен-трации.
Поскольку эмоциональный компонент входит в структуру всех личностных характеристик, представленных в «портрете выпускника начальной школы» [5], постольку реализация содержания воспитания эмоционально-нравственной отзывчивости упрочивает интеграционные связи между направлениями воспитания, обозначенными в ФГОС начального общего образования [5].
Библиографический список:
1. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения [Текст] / В. В. Колбанов. - СПб. : Деан, 2000. - 256 с.
2. Крюгер, Ф. Сущность эмоционального переживания [Текст] / Ф. Крюгер // Психология эмоций : Тексты. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- С. 108-118.
3. Куликова, Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы [Текст] / Л. Н. Куликова. - Хабаровск. : Изд-во Хабар. гос. пед. ун-та, 2005. - 320 с.
4. Рожков, М. И. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Бай-бородова. - Ярославль, 2002. - 282 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
6. Фромм, Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм. - М. : ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998.
- 664 с.