Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ В КОНТЕКСТЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САМОРЕГУЛЯЦИИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ В КОНТЕКСТЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САМОРЕГУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ / ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черенёва Елена Александровна, Стоянова Ирина Яковлевна

Проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с когнитивным дефицитом, является важным компонентом при формировании саморегуляции поведения. Цель статьи - проанализировать механизмы влияния эмоционального принятия родителями ребенка с когнитивным дефицитом на формирование патопсихологической модели поведения. Методика и организация исследования. Представлена авторская концепция анализа эмоционального принятия в семье ребенка с когнитивным дефицитом в контексте биопсихосоционоэтической концепции. Разработан авторский диагностический комплекс по оценке эмоционального принятия ребенка с когнитивным дефицитом. Результаты исследования и их обсуждение. Определены основные механизмы и закономерности формирования детско-родительских отношений в норме и патологии детского развития. Описаны специфические особенности эмоционального принятия родителями детей с когнитивным дефицитом. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении феномена эмоциональных отношений в семье ребенка с когнитивным дефицитом в контексте биопси-хосоционоэтической концепции изучения личности. Это позволило сформировать критерии диагностики и психологические мишени для работы с детьми с когнитивным дефицитом. Выводы. Специфика эмоционального принятия родителями ребенка с когнитивным дефицитом влияет на формирование патопсихологической модели саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черенёва Елена Александровна, Стоянова Ирина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL ACCEPTANCE BY PARENTS OF CHILDREN WITH COGNITIVE DEFICITS IN THE CONTEXT OF THE PATHOPSYCHOLOGICAL MODEL OF SELF-REGULATION

The problem of parent-child relationships in families, raising the children with cognitive deficits, is important component in the formation of self-regulation of behavior. The purpose of the article is to reveal the question of the influence of parent-child relations in the family, raising the child with cognitive deficit, on the formation of the pathopsychological model of behavior. Research methodology and organization. The author's concept of the analysis of parent-child relationships in the family of a child with cognitive deficits in the context of the biopsychosocial ethical concept is presented. The author's diagnostic complex has been developed to assess the emotional acceptance of a child with cognitive deficits. Results of the study and their discussion. The main mechanisms and patterns of the formation of child-parent relations in the norm and pathology of child development have been determined. The specific features of emotional acceptance by parents of children with cognitive deficits are described. The scientific novelty of the research lies in the consideration of the phenomenon of emotional relationships in the family of the child with cognitive deficits in the context of the biopsychosocial-ethical concept of personality study. This made it possible to formulate diagnostic criteria and psychological targets for working with children with cognitive deficits. Conclusions. The peculiarities of emotional acceptance of a child with cognitive deficit affects the formation of a pathopsychological model of behavior.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ В КОНТЕКСТЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

Achievements and problems of modern science and education: materials of the ХШ International scientific and practical conference, Karachaevsk, pp. 114-120.

Контактная информация: lepshokova-fatima@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2021

УДК 159.922.762

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ В КОНТЕКСТЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

САМОРЕГУЛЯЦИИ

Елена Александровна Черенёва, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, директор, Международный институт аутизма, г. Красноярск; Ирина Яковлевна Стоянова, доктор психологических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация

Проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с когнитивным дефицитом, является важным компонентом при формировании саморегуляции поведения. Цель статьи - проанализировать механизмы влияния эмоционального принятия родителями ребенка с когнитивным дефицитом на формирование патопсихологической модели поведения. Методика и организация исследования. Представлена авторская концепция анализа эмоционального принятия в семье ребенка с когнитивным дефицитом в контексте биопсихосоционоэтической концепции. Разработан авторский диагностический комплекс по оценке эмоционального принятия ребенка с когнитивным дефицитом. Результаты исследования и их обсуждение. Определены основные механизмы и закономерности формирования детско-родительских отношений в норме и патологии детского развития. Описаны специфические особенности эмоционального принятия родителями детей с когнитивным дефицитом. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении феномена эмоциональных отношений в семье ребенка с когнитивным дефицитом в контексте биопси-хосоционоэтической концепции изучения личности. Это позволило сформировать критерии диагностики и психологические мишени для работы с детьми с когнитивным дефицитом. Выводы. Специфика эмоционального принятия родителями ребенка с когнитивным дефицитом влияет на формирование патопсихологической модели саморегуляции.

Ключевые слова: эмоциональное принятие, детско-родительские отношения, когнитивный дефицит, патопсихологическая модель, саморегуляция поведения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p451-456

EMOTIONAL ACCEPTANCE BY PARENTS OF CHILDREN WITH COGNITIVE DEFICITS IN THE CONTEXT OF THE PATHOPSYCHOLOGICAL MODEL OF

SELF-REGULATION

Elena Alexandrovna Chereneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, V.P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University, executive director, International Autism Institute; Krasnoyarsk; Irina Yakovlevna Stoyanova, the doctor of psychology, professor, leading research associate, Tomsk National Research Medical Center of the Russian Academy of Sciences; professor, National Research Tomsk State University

Abstract

The problem of parent-child relationships in families, raising the children with cognitive deficits, is important component in the formation of self-regulation of behavior. The purpose of the article is to reveal the question of the influence of parent-child relations in the family, raising the child with cognitive deficit, on the formation of the pathopsychological model of behavior. Research methodology and organi-

zation. The author's concept of the analysis of parent-child relationships in the family of a child with cognitive deficits in the context of the biopsychosocial ethical concept is presented. The author's diagnostic complex has been developed to assess the emotional acceptance of a child with cognitive deficits. Results of the study and their discussion. The main mechanisms and patterns of the formation of child-parent relations in the norm and pathology of child development have been determined. The specific features of emotional acceptance by parents of children with cognitive deficits are described. The scientific novelty of the research lies in the consideration of the phenomenon of emotional relationships in the family of the child with cognitive deficits in the context of the biopsychosocial-ethical concept of personality study. This made it possible to formulate diagnostic criteria and psychological targets for working with children with cognitive deficits. Conclusions. The peculiarities of emotional acceptance of a child with cognitive deficit affects the formation of a pathopsychological model of behavior.

Keywords: emotional acceptance, parent-child relationship, cognitive deficit, pathopsychological model, self-regulation of behavior.

ВВЕДЕНИЕ

Саморегуляция поведения (произвольность) младших школьников с когнитивным дефицитом, как феномен, является результатом социокультурного развития личности, формирующийся под воздействием макро- и микросреды. В рамках разработки патопсихологической модели саморегуляции мы изучили семью ребенка с когнитивным дефицитом как важную микросреду активно влияющую на формирование саморегуляции.

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с когнитивными дефицитами, нашли свое отражение в работах отечественных психологов, педагогов, психиатров Д.И. Азбу-кина, Т.А. Власовой, Г.Л. Выгодской, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Е.К. Грачевой, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, М.В. Ипполитовой, К. С. Лебединской, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф и др. Рассматривая в историческом аспекте взаимоотношения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями здоровья с окружающими, можно констатировать, что в разные времена социум по-разному реагировал на ее проблемы и нужды (Я.А. Коменский, Ж. Демор, Ж. Итар, С.С. Корсаков, И.В. Маляревский, А.М. Шерешев-ский).

В некоторых исследованиях отечественных авторов рассматриваются проблемы психотравмирующего влияния ситуации рождения ребенка с нарушениями здоровья, обусловленные когнитивнымдефицитом, который неизбежно ведет за собой родительский кризис, отрицательно сказывающийся на психическом здоровье матерей, жизни и деятельности семьи, динамике супружеских отношений, что приводит к ее дезорганизации (высокая вероятность распада семьи) и реорганизации роли родителей (О.К. Агавелян, А.А. Борич, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго, А.С. Спиваковская).

Современные представления об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, представлены в работах Л.В. Кузнецовой, И И. Мамайчук, Е.А. Савиной, В.М. Сорокина, В.В. Ткачёвой, Л М Шипи-циной, О.Б Чаровой и др. выявлено, что ситуация воспитания ребенка с ограниченными возможностями может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Помимо так называемых «нормативных стрессов» (В В. Юстицкис, Э.Г Эйдемиллер, 1989), которые испытывают все семьи, при воспитании ребенка с нарушениями здоровья имеет место ряд специфических проблем, вызывающих цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье, т.е. возникают сверхнормативные стрессы.

Показано, что отношения в семьях, имеющих детей с нарушениями здоровья, не являются статичными, выявляются фазы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением, в том числе с когнитивным дефицитом (Г.Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухард, Пивоварова Л.И.). Рассмотрены психологические особенности детско-материнских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями интеллектуального развития (Н В. Жутикова, Е.А. Савина, В.В. Ткачёва, О Б. Чарова) выявлено, что женщины в условиях «особого» материнства подвержены невротизации и возникновению психосоматических заболеваний. К особенностям социальной адаптации этих

женщин относятся недостаточная социальная активность и эгоцентрические цели.

В рамках разработки концепции патопсихологической модели саморегуляции поведения детей с когнитивными дефицитами и раскрытия механизмов ее формирования, мы провели анализ детско-родительских отношений в контексте биопсихосоционоэтиче-ской концепции (Г.В. Залевский, 2009) личности. По нашему мнению анализ влияния семьи, воспитывающей ребенка с когнитивными дефицитами является значимым фактором влияния на формирование саморегуляции.

Биологический уровень - уровень физического здоровья будущих родителей, который влияет на формирование нарушений здоровья ребенка эндогенного и экзогенного ге-неза. Физическое здоровье родителей является очень важным условием для рождения здорового ребенка.

Психический уровень - это эмоционально-личностный опыт родителей (установки, защитные механизмы поведения, копинг-стратегии) до рождения ребенка с когнитивным дефицитом, влияющий на саморегуляцию. Этот уровень является значимым для формирования произвольности, с одной стороны, как формирование моделей саморегуляции у ребенка (активная передача опыта), с другой стороны - интуитивная передача опыта саморегуляции (социокультурные традиции процесса воспитания). Психический уровень влияет на устойчивость стратегий поведения у детей с когнитивными дефицитами.

Социальный уровень концепции - это отношения в семье к ребенку с когнитивными дефицитами, ожидания. Данный уровень аккумулирует и отражает социально-эмоциональную успешность родителей, чувство защищенности у ребенка. межличностные отношения в семье, воспитывающую ребенка с когнитивными дефицитами. Данный уровень отражает качественные характеристики семейных кризисов, сформированных вследствие рождения ребенка с когнитивными дефицитами.

Ноэтический уровень - этот уровень отражает особенности принятия семьей ребенка с когнитивными дефицитами. Этот уровень отражает переживания, чувство беспомощности по отношению к нарушениям здоровья и когнитивным дефицитам в детском возрасте. Этот уровень является высшим уровнем развития человека, позволяющий становится свободным и не зависеть от обстоятельств жизни, а также находить новые смыслы в заданных обстоятельствах. В данном случае - нарушения здоровья и когнитивные дефициты в детском возрасте являются возможностью для приобретения новых смыслов для семьи, воспитывающих детей нарушениями здоровья.

По нашему мнению, в первую очередь, важным условием является эмоционально-личностная готовность семьи к развитию родительских и личностных компетенций, направленных на принятие ребенка с когнитивным дефицитом. Следующим этапом для семьи является создание условий по оказанию специализированной помощи ребенку с когнитивными дефицитами.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В рамках исследования патопсихологической модели саморегуляции младших школьников с когнитивными дефицитами мы исследовали три группы школьников и их матери. В одну группу вошли здоровые испытуемые (НИР), две остальные - учащиеся с когнитивными дефицитами. Качественная характеристика когнитивных дефицитов соответствует клиническим диагнозам МКБ-10: F 80.82, F 81 (группа ЗИР), F 70 (группа НИРЛ). Общее количество испытуемых составило 456 учащихся в возрасте от 8 до 11 лет. Были сформированы две возрастные группы - 8-9 лет и 10-11 лет, в каждой по 76 человек. Для оценки детско-родительских установок в семье, воспитывающих детей с когнитивными дефицитами мы использовали методика PARI.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам обследования группы детей 8-9 лет очевидно, что по шкале оптимальный эмоциональный контакт, что у матерей нет явных отличий в отношениях, примерно все группы родителей имеют примерно одинаковый уровень эмоциональных отношений со своими детьми. Но имеются достоверность различия значимы на уровне р <0,05 между группами родителей ЗИР (42,1%) и НИРЛ (27,6%) (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ межгрупповых различий в структуре родительских установок (8-9 лет)_

Шкалы Группы/достове рность различий

НИР ЗИР НИРЛ НИР -ЗИР НИР - НИРЛ ЗИР - НИРЛ

п=76 % п=76 % п=76 %

Оптимальный эмоциональный контакт 28 36,8 32 42,1 21 27,6 0,666 1,221 1,886*

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком 29 38,2 36 47,4 30 39,5 1,147 0,160 0,986

Излишняя концентрация на ребенке 19 25,0 8 10,5 25 32,9 2,386** 1,079 3,464***

Схожая картина наблюдается при исследовании шкалы излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, значимых различий между испытуемыми не наблюдается: НИР 38,2%, ЗИР - 47,4%. НИРЛ - 32,9%. Но имеются различия по шкале излишняя концентрация на ребенке. Наиболее сконцентрированы на процессе воспитания, гиперопеки ребенка матери, воспитывающих детей с нарушением интеллектуального развития в легкой степени - 32,9% респондентов, менее значимы показатели у группы детей с задержкой психического развития (10,5% испытуемых), в большей степени данный параметр проявляется у испытуемых группы НИР - 25,0%. Достоверность различия между группами ЗИР-НИРЛ значимы на уровне р <0,001, между группами НИР - НИРЛ различия значимы на уровне р <0,01. Анализируя показатели следующей возрастной группы мы отмечаем рост показателей у всех групп испытуемых, демонстрирующий более эмоциональный контакт с исследуемой категорией испытуемых (таблица 2).

Таблица 2 - Анализ межгрупповых различий в структуре родительских установок (10-11 лет)_

Шкалы Группы / достоверность различий

НИР ЗИР НИРЛ НИР -ЗИР НИР - НИРЛ ЗИР - НИРЛ

п=76 % п=76 % п=76 %

Оптимальный эмоциональный контакт 35 46,1 34 44,7 39 51,3 0,173 0,641 0,814

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком 20 26,3 19 25,0 16 21,1 0,185 0,752 0,567

Излишняя концентрация на ребенке 21 27,6 23 30,3 21 27,6 0,382 0,012 0,370

Мы отмечаем, что у всех категорий имеется примерно одинаковый уровень отношения: НИР - 46,1% ЗИР - 44,7%, НИРЛ - 51,3%, достоверных различий в показателях нет. Эти данные показывают, что у представителей данной выборки не наблюдается излишнего нарушения эмоционального взаимодействия с исследуемым контингентом, нет ситуации активного отвержения матерями ребенка с ментальными нарушениями.

Также, нами полученные примерно одинаковые результаты при исследовании шкалы излишняя эмоциональная дистанция с ребенком отмечены примерно одинаковые показатели, демонстрирующие эмоциональное принятие респондентами испытуемым. Как видно, что когнитивный дефект не является явным фактором в эмоциональном отвержении. Шкала излишняя концентрация на ребенке также не показывает достоверных различий в показателях, показатели находятся на одном примерно уровне.

Результаты данного исследования позволили расширить возможности диагностики детско-родительских отношений в семье, воспитывающих детей с когнитивным дефицитом, а также развивать направление по гармонизации детско-родительских отношений.

ВЫВОДЫ

Проведенный нами анализ результатов диагностики матерей и младших школьников с когнитивными дефицитами подтверждает актуальность и необходимость оказания помощи родителям по развитию эмоционального принятия ребенка в освоении эффективных способов взаимодействия со своими детьми. Установлено, что родители детей с когнитивными дефицитами более склонны, чем родители здоровых детей воспринимать свою роль как положение, требующее жертв и большого количества лишений. Выявлена тенденция, отражающая то, что родители детей с когнитивными дефицитами более склонны, чем родители здоровых детей, требовать от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Также родители стараются навязать ребенку во всем свою волю; они не в состоянии встать на его точку зрения, склонны к суровым наказаниям. Эти и другие данные позволяют говорить о деструктивных межличностных отношениях в семьях, воспитывающих детей с нарушениями здоровья, обусловленные когнитивными дефицитами, которые влияют на саморегуляцию и здоровье в детском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доронина И.Н. Развитие эмоционального принятия родителями младших школьников с задержкой психического развития / И.Н. Доронина, Н.А. Мосина // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2021. - T. 13, № 1(66). - URL: http://mprj.ru/archiv_global/2021_1_66/nomer04.php (дата обращения: 01.05.2021).

2. Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 57-64.

3. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / В.В. Ткачева. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 318 с.

4. Черенева Е.А. Технология психологической диагностики нарушения здоровья детей с когнитивным дефицитом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). -С. 482-486.

5. Черенева Е.А. Роль детско-родительских отношений в формировании агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра / Черенева Е.А., Володенкова, Е.А., Беляева, О.Л. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 4 (77). - С. 117-122.

6. Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) / Черенева Е.А., Елтышева Н.В., Беляева О. Л., Брюховских Л. А. // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 53-60.

REFERENCES

1. Doronina, I.N. and Mosina, N.A. (2021), "Development of emotional acceptance by parents of primary schoolchildren with mental retardation", Medical psychology in Russia: electron. scientific journal, Vol. 13, No. 1(66), available at: http://mprj.ru/archiv_global/2021_1_66/nomer04.php.

2. Zalevskiy, G. V. (2009), "From 'demonic' to 'biopsychosocialnoetic' model of mental disorder", Siberian psychological journal, No. 32, pp. 57-64.

3. Tkacheva, V.V (2007), Technologies of psychological assistance to families of children with developmental disabilities: textbook, AST, Astrel, Moscow..

4. Chereneva, E.A. (2020), "Technology of psychological diagnosis of health disorders in children with cognitive deficits", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 482-486.

5. Chereneva, E.A., Volodenkova, Ye.A. andBelyayeva, O.L. (2018), "The role of parent-child relationships in the formation of aggressive behavior in primary school children with autism spectrum disorder", Pedagogical journal of Bashkortostan, Vol. 6 (77). pp. 117-122.

6. Chereneva, EA., Yeltysheva, N.V., Belyayeva O.L., Bryukhovskikh, L.A. (2018), "Influence

of parent-child relationships on the development of communication in primary schoolchildren with autism spectrum disorder (ASD)", Journal of Research and Development. Social and humanitarian research and technology, Vol. 7, No. 4, pp. 53-60.

Контактная информация: elen_korn@bk.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.