13. Shek, D.T.L. and Zhu, X (2018), "Self-Reported Risk and Delinquent Behavior and Problem Behavioral Intention in Hong Kong Adolescents: The Role of Moral Competence and Spirituality", Frontiers in Psychology, Vol. 9, article 430, pp. 1-17, DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00430.
14. Albo, Jose Martin, Nunez, Juan L., Navarro, Jose G. and Grigalvo, Fernando (2007), "The Rosenberg Self-Esteem Scale: Translation and Validation in University Students Article", Spanish Journal of Psychology, No. 10(2), pp. 458-467, DOI: 10.1017/S1138741600006727
Контактная информация: marina31255@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.06.2020
УДК 159.922.7
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ
Елена Александровна Черенева, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Аннотация
Введение. В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями здоровья, обусловленные когнитивными дефицитами. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью рассмотрения психологических закономерностей, их роли в патогенезе и механизмах формирования когнитивных дефицитов в детском возрасте во взаимосвязи с проявлениями здоровья. Цель исследования - методологически обосновать и разработать технологию психологической диагностики нарушения здоровья детей с когнитивным дефицитом. Методика и организация исследования. Нами было осуществлено констатирующее исследование по изучению механизмов произвольного поведения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями здоровья, обусловленные когнитивными дефицитами. Результаты исследования и их обсуждение. Представлена авторская технология диагностики и результаты оценки саморегуляции как базисного психологического компонента нарушений здоровья в детском возрасте.
Ключевые слова: нарушения здоровья, когнитивные дефициты, саморегуляция, технология диагностики.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p482-486
TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF DISORDERS OF HEALTH OF CHILDREN WITH COGNITIVE DEFICIENCY
Elena Aleksandrovna Chereneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev
Abstract
Introduction. Recently, a number of children with impaired health due to cognitive deficits has increased. The relevance of our study is due to the need to consider the psychological patterns, their role in the pathogenesis and mechanisms of formation of cognitive deficits in childhood in conjunction with health manifestations. The aim of the study is to methodologically substantiate and develop the technology for the psychological diagnosis of the health problems of children with cognitive deficits. Methodology and organization of the research. We carried out the stating study on the mechanisms of voluntary behavior among the primary school children in normal conditions and with impaired health due to cognitive deficits. Research results and discussion. The author's diagnostic technology and the results of evaluating the self-regulation as a basic psychological component of health disorders in childhood are presented.
Keywords: health disorders, cognitive deficits, self-regulation, diagnostic technology.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно статистике всемирной организации здравоохранения, доля детей, имеющих нарушения умственного развития, составляет 15% детского населения планеты и
продолжает увеличиваться (Баранов А.А., Безруких М.М., Бочарова Е.А. Брязгунов И. Кизяева А., Брязгунов И., Заваденко Н.Н., Пизова Н.В. и др.). В той или иной степени выраженности парциальных нарушений когнитивных функций - внимания, понимания, памяти, недостаточной сформированности управляющих функций страдают до 20% детей и подростков. В связи с этим проблема когнитивных нарушений приобретает социальное значение и требует выявления психологических закономерностей, определяющих нарушения здоровья (Лукашевич И.П., Ноговицына О.Р., Левитина Е.В., Сакаева Д. Р., Семаго Н.Я., Семаго М.М., Aguilar L.; Kim B.N.).
Клиническая дифференциация различных форм когнитивных нарушений у детей, реализуемая в современных классификациях, позволяет на научной основе рассмотреть психологические составляющие когнитивных дефицитов, направленных на здоровьесбе-режение детей и подростков в образовательной среде. Значимость проблемы связана не только высокой распространенностью когнитивных дефицитов, но и тяжестью социально-экономических последствий. В нашем исследовании основанием для разработки модели психологической помощи детям с когнитивными дефицитами является концепция саморегуляции как психофизиологическом базисе формирования когнитивной сферы.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было осуществлено констатирующее исследование по изучению механизмов произвольного поведения у детей младшего школьного возраста в норме и с нарушениями здоровья, обусловленные когнитивными дефицитами. Качественная характеристика интеллектуального дефекта соответствует клиническим диагнозам МКБ - 10: F 80.82, F 81, F 70. Общее количество испытуемых составило 456 учащихся в возрасте от 8 до 11 лет. Были сформированы две возрастные группы - 8-9 лет и 10-11 лет, в каждой по 76 человек в контрольных группах и группах сравнения. Мы сформировали три группы испытуемых: НИР (испытуемые с нормальным интеллектуальным развитием), НИР1 (испытуемые с задержкой психического развития (ЗПР)) и НИР2 (испытуемые с нарушениями интеллектуального развития в легкой степени). Также были исследованы родители (матери) испытуемых в количестве 456 человек. Исследование проводилось на базах учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения г. Красноярска. Для оценки саморегуляции у детей с когнитивными дефицитами мы разработали концепцию динамического изучения, которая отражена во взаимосвязанных уровнях личностной организации. Выделенные уровни определяют не только характеристики и их динамическую структуру саморегуляции, но и особенности эмоционально-личностный опыт индивида, влияющий на формирование личности в целом.
Личностно-смысловой уровень. Этот уровень является самым сложным новообразованием и влияет на формирование его производных: установки, защитные механизмы поведения, самооценка, уровень притязаний. Большую роль в организации саморегуляции поведения играет личностный смысл.
Когнитивный уровень произвольной регуляции при концепции диагностики произвольности у детей с когнитивными дефицитами этот уровень играет значимую роль, которая раскрывается не только в уровне развития интеллекта (IQ). Для оценки этого уровня мы учитывали динамических свойства мышления (ригидность, тугоподвижность, инертность, застреваемость (персеверации)). Этот уровень отражает стратегии произвольного поведения.
Регулятивный уровень взаимосвязан высшей психической функцией (свойственной только человеку) - с речью. Изучение функций речи: регулирующей, планирующей; управление (внешнее и внутренне) поведением). При анализе произвольного (волевого) поведения необходимо помнить о «постоянном участии» второй сигнальной системы в различных формах ее проявления - внешней и внутренней. Данная модель анализа стала основой для разработки методики оценки произвольной регуляции у исследуемого кон-
тингента учащихся и определения стратегии произвольной регуляции. Мы выделяем следующие стратегии саморегуляции детей с когнитивными нарушениями:
- адаптивные стратегии - высокий и средний уровни произвольной регуляции. Этот вид стратегии характеризует испытуемых наличием использования вариативности эффективных моделей поведения, которые ведут к продуктивной деятельности и достижению целей;
- неадаптивные стратегии - ниже среднего и низкий уровень. Характеризует испытуемых наличием вариативности неэффективных моделей поведения, которые не ведут к продуктивному достижению цели.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании разработанной нами технология психологической диагностики нарушения здоровья детей с когнитивным дефицитом получены следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ межгрупповых различий в сформированности стратегий поведения (8-9 лет)_
Шкалы Группы / достоверность различий
НИР НИР1 НИР2 НИР -НИР1 НИР -НИР2 НИР1 -НИР2
п=76 % п=76 % п=76 %
Адаптивные стратегии 35 46,05 16 21,05 4 5,26 3,316*** 6,337*** 3,021***
Высокий 10 13,16 6 7,89 0 0,00 1,073 Критерий не применим, т.к. в одной группе 0
Средний 25 32,89 10 13,16 4 5,26 2 947*** 4,666*** 1,720*
Неадаптивные стратегии 41 53,95 60 78,95 72 94,74 3,316*** 6,337*** 3,021***
Ниже среднего 25 32,89 40 52,63 45 59,21 2,472** 3,292*** 0,820
Низкий 16 21,05 20 26,32 27 35,53 0,752 1,985* 1,233
Анализируя табличные данные, очевидным является факт преобладания адаптивных стратегий у испытуемых с нормотипичным развитием. Мы установили значимые различия на уровне р <0,001 (ф*=2,81) между всеми группами испытуемых при формировании адаптивных стратегий. Необходимо отметить, что у испытуемых с когнитивными дефицитами (Б 70) не проявляется высокого уровня по шкале адаптивные стратегии. Полученные результаты исследования подтверждают данные о влиянии уровня когнитивного развития на уровень стратегии поведения. Так, по результатам полученных данных очевидно, что испытуемых с неадаптивными стратегиями больше среди испытуемых с когнитивными дефицитами и в большей степени, среди испытуемых с клиническим диагнозом Б 70. Анализируя результаты межгрупповых различий у испытуемых по стратегиям поведения в 10-11 лет отмечается та же тенденция, что и у испытуемых в возрасте 8-9 лет (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ межгрупповых различий в сформированности стратегий поведения (10-11 лет)_
Шкалы Группы / достоверность различий
НИР НИР1 НИР2 НИР -НИР1 НИР -НИР2 НИР1 -НИР2
п=76 % п=76 % п=76 %
Адаптивные стратегии 45 59,21 44 57,89 15 19,74 0,166 5,153*** 4 987***
Высокий 18 23,68 9 11,84 1 1,32 1,948* 4,858*** 2,910**
Средний 27 32,89 35 46,05 14 18,42 1,671* 2,065* 3,736***
Неадаптивные стратегии 31 40,79 32 42,11 61 80,26 0,160 5,153*** 4 993***
Ниже среднего 24 31,58 20 26,32 38 50,00 0,721 2,324** 3,045***
Низкий 7 9,21 12 15,79 23 30,26 1,245 3,390*** 2,145*
Очевидным является факт снижения количества испытуемых с когнитивными дефицитами, обладающих адаптивными стратегиями поведения (19,74%), но наличием 1,32% испытуемых с адаптивными стратегиями на высоком уровне и 18,42% учащихся.
Этот факт подтверждает тезис о том, что даже при наличии явной когнитивной патологии процессы саморегуляции развиваются онтогенетически при воздействии социального окружения. Также наблюдается уменьшение количества детей с неадаптивными формами поведения между испытуемыми двух возрастных групп с когнитивными дефицитами (94,74% и 80,26% соответственно). Данные результаты подтверждают, что дети с когнитивной патологий остро нуждаются в психологическом сопровождении в условиях инклюзивного образования. Присутствуют различия между показателями испытуемых групп здоровых школьников и школьников с когнитивной патологией, различия значимы на уровне р <0,001 (ф*=2,81).
ВЫВОДЫ
Анализ обобщающих результатов, согласно анализу стратегий поведения испытуемых, можно утверждать, что формирование саморегуляции и стиля психологической адаптации в младшем школьном возрасте зависит от индивидуального опыта. Очевидным является факт, что уровень интеллекта является регулятором и стабилизатором произвольного поведения, а также влияет на выбор стратегии поведения. Также, мы можем утверждать, что эмоционально-личностный индивидуальный опыт здорового младшего школьника и сверстника с нарушениями здоровья и когнитивными дефицитами влияет на динамику социально-психологической адаптации: адекватность, устойчивость, эмоциональная окрашенность и способность к изменению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов для достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: итоги и перспективы развития. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - С. 501-509.
2. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования : электронный научный журнал. - 2011. - № 3 (17). - URL : http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html (дата обращения: 01.01.2020).
3. Нарушение саморегуляции и опосредования эмоций как основа риска формирования антивитального поведения в молодом возрасте / О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев, И.Я. Стоянова, О.В. Терехина // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 65. - С. 94-103.
4. Chereneva, E.A. Defensive mechanisms of behavior and conceptual sets in socio-psychological adaptation of children with intellectual disabilities / E.A. Chereneva // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2013. - No. 6 (9). - P. 1374-1387.
5. Chereneva, E.A. Unconscious mechanisms of social and psychological adaptation of mentally retarded children / E.A. Chereneva // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2014. - No. 7 (9). - P. 1620-1626.
REFERENCES
1. Morosanova, V.I. (2017), "Conscious self-regulation as a metasystem of psychological resources to achieve the goals and self-development of man", Fundamental and applied research of modern psychology: results and prospects of development, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, pp. 501-509.
2. Rasskazova, E.I., and Gordeeva, T.O. (2011), Coping strategies in the psychology of stress: approaches, methods and prospects for research", Psychological research: electronic scientific journal, No. 3 (17), available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html.
3. Sagalakova, O.A., Truyevtsev, D.V., Stoyanova, I.Ya. and Terekhina, O.V. (2017), "Violation of self-regulation and mediation of emotions as the basis of the risk of formation of anti-vital behavior at a young age", Siberian Psychological Journal, № 65, pp. 94-103.
4. Chereneva, E.A. (2013), "Defensive mechanisms of behavior and conceptual sets in socio-psychological adaptation of children with intellectual disabilities", Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, No. 6 (9), pp. 1374-1387.
5. Chereneva, E.A. (2014), "Unconscious mechanisms of social and psychological adaptation of mentally retarded children", Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, No. 7 (9), pp. 1620-1626.
Контактная информация: elen_korn@bk.ru
Статья поступила в редакцию 24.06.2020
УДК 159.9:316.64
ОСОБЕННОСТИ КИБЕРАГРЕССИИ КАК СОВРЕМЕННОГО ФЕНОМЕНА ДЕВИАНТНОЙ АКТИВНОСТИ У МОЛОДЕЖИ
Алексей Александрович Шаров, младший научный сотрудник, старший преподаватель, соискатель, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация
Актуальность обусловлена необходимостью изучения киберагрессии в молодежной среде. Представлены результаты эмпирического исследования изучаемого феномена. Выборка составила 110 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Статистические процедуры: применение критерия Краскела-Уоллиса, апостериорное сравнение данных (U-Манна Уитни), программный пакет JASP. Выявлено, что лица молодого возраста практикуют в виртуальной среде различные варианты кибе-рагрессии (секстинг, вербально-визуальная киберагрессия, имперсонация). У мужчин киберагрес-сия более выражена, чем у женщин. Установлено, что общий уровень киберагрессии, а также вер-бально-визуальная ее разновидность статистически значимо выше у лиц с особой жизненной позицией, чем у состоящих и не состоящих в браке. Сформулированы выводы о том, что определяющую роль в контексте реализации девиантных актов могут играть особенности интернет-пространства. Частота проявления киберагрессии может обусловливаться психобиологическими гендерными особенностями. А высокий уровень ее проявления у лиц с особой жизненной позицией продиктован неудачными попытками приспособления к традиционным нормам социума, их неприятием. Делается вывод о том, что имперсонация может не рассматриваться как самостоятельный вид киберагрессии, а являться посреднической практикой, с помощью которой реализуются различные варианты рассматриваемого социально-психологического феномена.
Ключевые слова: виртуальная среда, киберагрессия, секстинг, имперсонация, социально-демографические факторы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p486-490
FEATURES OF CYBER AGGRESSION AS A MODERN PHENOMENON OF DEVIANT ACTIVITY IN YOUNG PEOPLE
Alexey Aleksandrovich Sharov, the junior research associate, senior teacher, competitor, Saratov State University
Abstract
The relevance is due to the need to study the cyber aggression in the youth environment. The results of the empirical study of the phenomenon under study are presented. The sample consisted of 110 respondents, aged from 18 to 25 years. Statistical procedures: application of the Kraskel-Wallis test, the posteriori comparison of data (U-Mann Whitney), the JASP software package. It is revealed that young people practice various types of cyber aggression in the virtual environment (sexting, verbal-visual cyber aggression, impersonation). In men, cyber aggression is more pronounced than in women. It was found that the overall level of cyber aggression, as well as its verbal and visual variety, is statistically significantly higher in people with the special life position than among the married and unmarried people. Conclusions are formulated that the defining role in the context of implementation of deviant acts can be played by the features of the Internet space. The frequency of cyberaggression may be due to the psychobiological gender characteristics. A high level of its manifestation in people with the special life position is dictated by unsuccessful attempts to adapt to the traditional norms of society, their rejection. It is concluded that impersonation cannot be considered as the independent type of cyber aggression, but rather as the inter-