Научная статья на тему 'Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия'

Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
661
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИНСКОГО ПРИНЯТИЯ

Е.Н. Васильева, О.В. Суворова

Проблема влияния родительского отношения на психическое развитие ребенка чрезвычайно актуальна, поскольку развитие личности протекает в русле общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении. Потребность в «другом», в контакте с себе подобным, в общении является вечной и главной движущей силой формирования и развития личности.

В современной России растет количество неблагополучных семей, где внутрисемейные отношения, семейный микроклимат не обеспечивают потребность растущих детей в полноценном, доверительном, понимающем, эмпатийном общении с близкими. Свои проблемы эти семьи транслируют детям, которые впоследствии становятся так называемыми «трудными» или детьми «группы риска».

Сегодня наблюдается и другая тенденция — возврат к ценностям эмоционального характера: повышается значимость взаимопонимания, эмпатии, моральной поддержки и взаимопомощи. Источником этих ценностей для растущего человека является семья, родительское общение.

Родительский стиль общения, особенно его эмоциональный компонент, оказывает решающее влияние на развитие личности дошкольника (М.И. Лисина,

A.В. Запорожец, В.И. Захаров, А. С. Спиваковская, В. С. Мухина, П.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова и др.).

Эмоциональное отношение родителей к ребенку как компонент родительского стиля общения присутствует во всех классификациях (Е.А. Личко, Э.Г. Эйдемил-лер, В.В. Юстицкий, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.И. Гарбузов и др.).

В ряде исследований эмоциональное отношение родителей к ребенку, и особенно матери, изучается самостоятельно и ему придается особое значение в онтогенезе (М. Земская, А.С. Спиваковская, Р. Кемпбелл, М.И. Лисина, Е.И. Захарова и др.).

Эмоциональное отношение матери рассматривается как ведущее условие базового доверия к миру, основа личностной стабильности, эмоциональной устойчивости и социального развития ребенка (школа М.И. Лисиной, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Болдуин).

Наше исследование посвящено изучению эмоционального отношения матери к ребенку, а также влияния эмоционального принятия матери на эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника.

Различными авторами широко используются такие характеристики эмоционального отношения во взаимодействии родителей с детьми, как чувствительность (А.С. Спиваковская, 1986), эмоциональный контакт (Р. Кемпбелл, 1992); эмоциональное принятие, безусловная любовь (К. Роджерс, 1994), эмоциональная поддержка, эмпатия (К. Рождерс, 1994; Ю.Б. Гиппенрейтер, 1995; Е.В. Попцова, 1995; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, 1990), эмоциональный фон взаимодействия, материнская отзывчивость (Е.В. Попцова, 1995), эмоциональное отвержение (М. Земская, 1986; Е.А. Личко, 1985; Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, 1992;

B.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, 1977).

Наиболее полная характеристика эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия дана Е.И. Захаровой (1998).

Она выделяет три содержательных блока эмоционального взаимодействия матери с ребенком: чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческие проявления эмоционального взаимодействия.

«Безусловное» принятие матерью ребенка рассматривается как ведущая характеристика эмоционального отношения матери к ребенку, главное условие формирования базового доверия к миру, основа личной стабильности, эмоциональной устойчивости и социального развития ребенка (К. Роджерс, 1994; Э. Фромм, 1990;

Э. Эриксон, 1998; К. Хорни, 1993).

«Безусловное» принятие как характеристика эмоционального отношения матери к ребенку означает отношение к нему как к субъекту, признание самоценно -сти ребенка, его индивидуальности, его права «быть самим собой».

Положительное эмоциональное отношение, «благоговение» (Э. Эриксон, 1998), «безусловную любовь» (Э. Фромм, 1990) ребенок получает как ДАР, независимо от его способностей, чувств, мыслей и поведенческих появлений.

В отечественной и зарубежной литературе «безусловному» принятию ребенка чаще всего противопоставляется эмоциональное отвержение (Э.Г. Эйдемиллер,

В.В. Юстицкий, 1992; Е.А. Личко, 1985; В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, 1977 и др.).

Однако эмоциональное отвержение детей, изучаемое в большинстве исследований, рассматривается как форма детско-родительского взаимодействия в дисгармоничных и проблемных семьях, где открыто проявляется враждебность.

В континууме «принятие-отвержение» применительно к благополучным семьям, на наш взгляд, присутствует форма принятия, названная «условным» принятием (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1995).

Понятие «условного» принятия близко к понятию «обусловленной любви» (Э. Фромм, 1990). Ребенка любят, когда он послушен, не доставляет хлопот и неприятностей, хорошо себя ведет, т.е. отвечает требованиям и ожиданиям родителей.

«Условное» принятие мы рассматриваем как понятие противоположное «безусловному» в семьях, где нет активного отвержения ребенка.

Условное принятие используется родителями как эмоционально положительное подкрепление правильного, с точки зрения родителей, поведения ребенка.

В случае поведения ребенка, не отвечающего требованиям и ожиданиям родителей, положительный эмоциональный фон общения, «поток любви» прерывается или становится негативным. Таким образом, принятие становится «условным», эмоционально положительное отношение к ребенку проявляется при определенных условиях («Если ты будешь вести себя хорошо, то я буду тебя любить»).

В психолого-педагогических исследованиях чаще всего представлены «последствия» эмоционального отвержения ребенка.

Активно отвергаемый ребенок отказывается от своей личности, своего сущностного «Я», становится излишне автономным (Н. Штирман), неуверенным, тревожным, низко себя оценивающим, эмоционально неустойчивым, непослушным, агрессивным, снижается его интеллект и творческие способности (А. Болдуин).

Активно отвергаемый ребенок переживает фрустрационные состояния, обусловленные блокированием природной потребности в привязанности, принадлежности и любви (К. Хорни, 1993; Э. Фромм, 1990; А. Маслоу, 1999). Эти переживания и обусловливают, в свою очередь, деформации личностного развития.

Однако психологические особенности ребенка, принимаемого матерью «условно», исследованы недостаточно.

Целью нашего исследования являлось изучение эмоционального отношения матери к старшим дошкольникам, а также влияния «безусловного» и «условного»

материнского принятия на некоторые особенности эмоционального и социального развития детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, мы выдвинули следующую гипотезу нашего исследования: «условное» принятие матерью ребенка старшего дошкольного возраста негативно влияет на его эмоциональное и социальное развитие.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования.

1. Определить концептуальные подходы и разработать программу изучения эмоционального отношения матери к ребенку и его влияния на эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника.

2. Изучить характеристики эмоционального отношения матери к детям старшего дошкольного возраста в благополучных семьях.

3. Соотнести эмоциональные проявления старших дошкольников и характер их материнского принятия.

4. Выявить статусные характеристики старших дошкольников в зависимости от особенностей материнского принятия.

5. Изучить отношение старших дошкольников к ситуации конфликта со сверстником в зависимости от особенностей материнского принятия.

6. Разработать психо лого-педагогические рекомендации по оптимизации эмоционального отношения матери к своему ребенку.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

• изучение и анализ исследований, выполненных в области возрастной, педагогической и практической психологии;

• теоретико-прикладное моделирование программы экспериментального изучения детей (констатирующий эксперимент);

• наблюдение, клиническая беседа, анкетирование, экспертный опрос.

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методики.

Методика 1. Анкета для родителей (Е.И. Захарова)

Цель: Изучение родительского принятия / отвержения матерью ребенка.

Исследуемые показатели:

1. Эмоциональное принятие матерью ребенка.

2. Чувствительность, эмпатия матери по отношению к ребенку.

3. Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия матери с ребенком.

Методика 2. Кинетический рисунок семьи

Цель: Изучение эмоционального благополучия и микроклимата в семье.

Исследуемые показатели:

1. Благоприятная / неблагоприятная семейная атмосфера.

2. Конфликтность в семье.

3. Враждебность в семье.

Методика 3. Изучение взаимоотношений ребенка со сверстниками (Т.А. Репина)

Цель: Изучение принятия / отвержения ребенка в детской группе.

Исследуемые показатели:

1. Социальный статус ребенка в группе детского сада.

Методика 4. Шкала эмоциональных проявлений ребенка (Й. Шванцары) (экспертная оценка)

Цель: Изучение эмоциональных проявлений ребенка в группе детского сада.

Исследуемые показатели:

1. Профиль эмоциональных проявлений ребенка с выделением негативных социальных эмоций.

Методика 5. Беседа по картинкам (О.В. Суворова)

Цель: Изучение эмоционального и нормативного отношения дошкольников к ситуации агрессии со стороны сверстника.

Исследуемые показатели:

1. Осознанное и эмоциональное отношение ребенка к ситуации конфликта со сверстником.

2. Особенности осознания социальных норм поведения в ситуации конфликта со сверстником.

3. Родительские установки на поведение в ситуации агрессии.

4. Родительская оценка детской агрессии.

5. Неосознаваемая позиция ребенка в ситуации агрессии.

В исследовании принимали участие 108 дошкольников 6-7-летнего возраста, их матери и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода. При формировании экспериментальной группы мы отбирали детей из благополучных семей, где нет алкоголизации, насилия, конфликтности и враждебности в семейных взаимоотношениях.

Обратимся к обсуждению результатов поэтапно, в соответствии с данными, собранными по каждой методике отдельно.

Изучение характеристик эмоционального отношения матери к своим детям (Методика 1) показало следующее (см. табл. 1).

Таблица 1

Характеристики эмоционального взаимодействия матерей со старшими дошкольниками

Характеристики взаимодействия матерей с ребенком Процент матерей с позитивным взаимодействием Процент матерей с депривацией эмоционального отношения

I блок Чувствительность Способность воспринимать состояние ребенка 69,44 % 30,56 %

Понимание причин состояния 83,33 % 16,67 %

Способность к сопереживанию, эмпатии 80,56% 19,44%

II блок Эмоциональное принятие Чувства, возникающие у матери при ее взаимодействии с ребенком 88,89% 11,11%

Безусловное принятие ребенка 84,26% 15,74%

Отношение к себе как к родителю 85,19% 14,81%

Преобладающие эмоциональные факторы взаимодействия 87,04% 12,96%

III блок Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия Стремление к телесному контакту 62,67% 37,04%

Оказание эмоциональной поддержки 91,67% 8,33%

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 82,41% 17,59%

Умение воздействовать на состояние ребенка 82,41% 17,59%

Средний процент по всем показателям 82,66% 17,34%

Из таблицы 1 следует, что эмоциональное принятие (II блок) своих детей продемонстрировало более 80% матерей: 84,26% матерей «безусловно» принимают своих детей; 87,04% имеют положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе, эмоционально удовлетворены материнской ролью, считают, что позитивно влияют на развитие и психологическое благополучие своего ребенка.

Большинство матерей чувствительны к состояниям и переживаниям собственных детей, проявляют сочувствие в трудных для детей ситуациях. Способность к эмпатии, сочувствию к собственному ребенку была выявлена у 80,56% матерей.

Однако достаточно низкие показатели — 69,44% — были получены по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка». Способность воспринимать и понимать состояние ребенка (страх, гнев, раздражительность, уныние) можно объяснить не столько родительской некомпетентностью, сколько длительным пребыванием детей в детском саду и ограниченным временем общения дошкольника с матерью.

Изучение поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия матери с ребенком (III блок) показало высокий процент матерей, сознательно оказывающих эмоциональную поддержку детям (91,67%). Существенно меньше матерей ориентируется на состояние ребенка при построении взаимодействия (82,41%) и умеют воздействовать на его состояние (82,41%).

Довольно низкий процент матерей стремится к телесному контакту в общении со своим ребенком (62,67%). Последнее, на наш взгляд, неблагополучный симптом.

Телесный, физический контакт матери с дошкольником является ярким проявлением близкого, любовного эмоционального отношения к ребенку. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день (Ю.Б. Гиппенрейтер, 2002)!

Стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности, принятия, защищенности, эмоциональной связи, соприсутствия, является основополагающей потребностью дошкольника. Недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с ребенком нарушает его эмоциональное благополучие.

Итак, на первом этапе исследования мы выявили, что, в нашем случае, средний процент позитивного эмоционального отношения матери к детям — 81,62%. Последнее означает, что 81,62% детей являются любимыми и принимаемыми матерью, включены в эмоционально-положительные теплые отношения с ней, получают материнскую поддержку, сочувствие, защиту, переживают эмоциональную близость, связь с родным человеком.

Однако была выявлена и категория матерей с депривацией эмоционального отношения к собственному ребенку (см. табл. 1). Средний процент матерей с депривацией эмоционального отношения к ребенку — 18,34%. Эта категория матерей с низкими показателями «безусловного» принятия, сопереживания, эмпатии к ребенку, с преобладанием жесткого, объектного, а не субъектного отношения к ребенку. Очевидно, что эти дети недополучают материнскую любовь, эмоциональную поддержку, теплоту, родительскую защиту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особо нами были выделены матери с отсутствием «безусловного» принятия своего ребенка. В соответствии с задачами исследования выборка испытуемых была разделена на две: дети, «безусловно» принимаемые матерью, и дети, принимаемые матерью «условно». Далее нас интересовало сравнительное изучение этих двух категорий детей.

Матери, «безусловно» принимающие своих детей, демонстрируют субъектное к ним отношение, признание их самоценности. Они признают индивидуальность детей, их чувства, мысли, потребности, способности, проявления. «Безусловное» принятие выражается в отношении к ребенку как к неповторимой индивидуальности, признании его права быть самим собой. Взаимодействие с ребенком на основе «безусловного» принятия вызывает у этих матерей гамму положительных чувств: нежность, гордость, симпатию, любовь, теплоту. Общение с ребенком для них — удовольствие.

Матери, принимающие своих детей «условно», проявляют объектное, сверх-требовательное отношение к ним. Их любовь можно назвать обусловленной. Положительное эмоциональное отношение дается как подкрепление за правильное поведение. Дети при этом лишаются безусловной любви, возможности установления интимного эмоционального отношения, эмоциональной связи с другим.

Результаты сравнения этих двух категорий детей на основе использования кинетического рисунка семьи (Методика 2) показало следующее (см. табл. 2).

Таблица 2

Средние значения показателей по кинетическому рисунку семьи

Показатели Дошкольники, «безусловно» принимаемые матерью Дошкольники, «условно» принимаемые матерью

Благополучная семейная ситуация 8,25 7,35

Тревожность ребенка 4,36 4,88

Конфликтность в семье 3,31 3,47

Чувство неполноценности в семье 1,76 1,35

Враждебность в семье 1,35 1,58

Из таблицы 2 видно, что данные по двум выборкам однородны, статистических различий в исследуемых показателях выявлено не было.

Следующей задачей исследования явилось изучение эмоциональных проявлений старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью (см. табл. 3).

Эмоциональные проявления детей изучались с помощью экспертного опроса воспитателей (Методика 3). Эмоциональные состояния, переживания, проявления детей в группе детского сада оценивались на основе методики Й. Шванцары от 0 до 4 баллов.

Таблица 3

Эмоциональные проявления старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью

Эмоциональные проявления ребенка Дошкольники, «безусловно» принимаемые матерью Дошкольники, «условно» принимаемые матерью

Сверчувствительность 1,505 0,705

Возбуждаемость 1,758 1,411

Капризность 1,131 1,117

Боязливость 1,175 0,823

Плаксивость 1,000 0,764

Злобность 0,659 0,529

Веселость 2,010 0,529

Завистливость 0,813 0,705

Ревность 0,769 1,235

Обидчивость 1,307 1,352

Упрямство 1,384 0,352

Жестокость 0,452 1,823

Ласковость 1,725 1,941

Сочувствие 1,725 1,294

Сомнение 0,769 0,352

Агрессивность 1,296 1,117

Нетерпеливость 1,296 1,117

Из таблицы 3 видно, что дети, «безусловно» принимаемые матерью, имеют в целом позитивный эмоциональный фон. Они активны, естественны в своих эмоциональных проявлениях, жизнерадостны и веселы (см. шкалы «Сверхчувствительность», «Возбуждаемость», «Веселость»). Различия с детьми, «условно» при-

нимаемыми матерью, существенны и статистически значимы. По шкале «Веселость» они особенно ярко выражены (2,01 у детей, «безусловно» принимаемых матерью, и 0,529 у детей, «условно» принимаемых матерью).

Дети, принимаемые матерью «безусловно», более чувствительны к другому и эмоционально ориентируются на ситуации взаимодействия со сверстниками (шкала «Сверхчувствительность», «Сочувствие»). Они менее ревнивы (шкала «Ревность»), чаще проявляют сочувствие к другому (шкала «Сочувствие»), чаще сомневаются (шкала «Сомнение») и настаивают на своем (шкала «Упрямство»). Они эмоциональны, естественны, непосредственны, импульсивны и при этом чаще, чем дети, принимаемые «условно», демонстрируют просоциальные эмоции и социальную смелость, более доброжелательны и конструктивны в общении.

Дети, принимаемые матерью «условно», имеют сниженный эмоциональный фон. Они менее эмоциональны, естественны, непосредственны, менее активны, жизнерадостны и веселы, чем дети, принимаемые матерью «безусловно».

Они существенно менее чувствительны к другому: реже проявляют сочувствие к сверстникам, реже настаивают на своем в ситуациях межличностного взаимодействия и существенно чаще проявляют жестокость по отношению к сверстникам. Различия по шкале «Жестокость» существенны и статистически значимы на уровне р = 0,05 (1,823 — у детей, «условно» принимаемых, и 0,452 — у детей, принимаемых матерью «безусловно»).

Последнее В. Сатир объясняет следующим образом: «...В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к посторонним озлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что ее не удается удовлетворить «по-хорошему», то она перерождается в озлобленность и задиристость» (Ш. Лойшен, 2001).

Перерождение эмоционального неприятия, отвержения матерью в агрессивные «вспышки» объясняют и фрустрационные теории становления агрессии Олуэйза, Долларда, Миллера (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997; Д. Майерс, 1997).

Далее мы изучали статусные характеристики старших дошкольников двух исследуемых категорий в группах детского сада (Методика 4). Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Статусные характеристики старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью

Статусные характеристики детей Дошкольники, принимаемые матерью «безусловно» Дошкольники, принимаемые матерью «условно»

Чел. % Чел. %

Предпочитаемые 11 12,08 1 5,88

Принятые 38 41,75 5 29,41

Непринятые 36 39,56 6 35,29

Изолированные 3 3,29 4 23,52

Отвергаемые 3 3,29 1 5,88

Из таблицы 4 следует, что существуют различия между этими двумя категориями детей по уровню принятия детской группой.

Дети, «безусловно» принимаемые матерью, более принимаемы и сверстниками. Среди них значительно больше лидеров, «принятых», меньше «изолированных». Особенно существенными являются различия по категориям «принятые» и «изолированные». Принятых сверстниками среди детей, «безусловно» принимаемых матерью, — 41,75%, среди «условно» принимаемых матерью — 29,41%. Различия по проценту изолированных среди «условно» и «безусловно» принимаемых детей еще выше: 23,52% и 3,29%, соответственно.

Рассмотренные выше эмоциональные проявления этих двух категорий детей объясняют детские предпочтения. Сами дети обосновывают свои положительные и отрицательные выборы такими положительными чертами предпочитаемых детей: «он добрый», «с ним хорошо дружить», «с ней интересно играть», «она хорошая», «мы с ним не ссоримся».

Противоположные качества фигурируют в детских ответах тех, кого дети не предпочитают в общении или просто отвергают: «он злой», «она вредная», «они дерутся», «с ним неинтересно», «он врет».

Таким образом, дети, «условно» принимаемые матерью, менее принимаемы и сверстниками. Последнее можно объяснить слабым развитием просоциальных эмоций у этих детей.

Следующая часть исследований была направлена на изучение особенностей осознания детьми данных групп конфликтов со сверстниками, а также осознаваемых и неосознаваемых установок на поведение в конфликтных ситуациях. Названные показатели исследовались с помощью клинической беседы по сюжетным картинкам (см. Методика 5).

Результаты исследований особенностей осознания конфликта со сверстниками старшими дошкольниками, «безусловно» и «условно» принимаемыми матерью, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Особенности осознания конфликта со сверстниками старшими дошкольниками, «безусловно» и «условно» принимаемыми матерью

Показатели проявлений детей Дошкольники, «безусловно» принимаемые матерью Дошкольники, «условно» принимаемые матерью

Чел. % Чел. %

Осознание агрессии в ситуации конфликта со сверстником 72 79,12 15 88,23

Отсутствие осознания агрессивных проявлений в ситуации конфликта со сверстником 19 20,88 2 11,77

Отрицательное эмоциональное отношение к агрессивному поведению 71 78,02 12 70,58

Нейтральное эмоциональное отношение к агрессивному поведению 17 18,68 4 23,52

Положительное эмоциональное отношение к агрессивному поведению 3 3,29 1 5,88

Из таблицы 5 следует, что дети, «условно» принимаемые матерью, лучше распознают конфликтные ситуации, чем «безусловно» принимаемые (88,23/79,12%), и в то же время реже проявляют отрицательное эмоциональное к ней отношение (70,58/78,02%) и чаще нейтральное (23,52/18,68%) и положительное (5,88/3,29%). Различия по первому показателю являются статистически значимыми на уровне р = 0,05.

Таким образом, отмечается противоречивое отношение «условно» принимаемых детей к ситуации конфликта со сверстником. С одной стороны, эти дети более чувствительны к конфликту, хорошо распознают признаки конфликта; с другой стороны, имеется тенденция неадекватной эмоциональной реакции на него.

Подобная тенденция может быть объяснена выявленными ранее эмоциональными особенностями этих детей: относительно низким уровнем непосредственно проявляемой эмпатии (шкала «Сочувствие») и высоким уровнем проявлений жестокости (шкала «Жестокость»).

Результаты изучения особенностей осознания социальных норм поведения в ситуации конфликта со сверстником представлены в таблице 6.

Таблица 6

Особенности осознания социальных норм поведения в конфликтной ситуации со сверстником старшими дошкольниками,

«безусловно» и «условно» принимаемыми матерью

Особенности осознания социальных норм поведения в ситуации конфликта со сверстником Дошкольники, «безусловно» принимаемые матерью Дошкольники, «условно» принимаемые матерью

Чел. % Чел. %

Устойчивое обращение к социальным нормам поведения, отношения к другому 58 63,73 8 47,05

Эмпатия к другому 5 5,49 3 17,64

Ссылка на авторитет родителей, взрослых 6 6,59 2 11,76

Страх наказания 9 9,89 2 11,76

Неосознанное отношение («не знаю») 9 9,89 1 5,88

Другое 4 4,39 1 5,88

Наиболее типичным в оценке форм поведения в конфликте для детей, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью, явилось устойчивое обращение к социальным нормам поведения. Причем дети, «безусловно» принимаемые матерью, существенно чаще обращались к просоциальным нормам поведения в оценке конфликта (63,73/47,056%) (р < 0,05). Дети, «условно» принимаемые матерью, оценивали конфликт с точки зрения обиженного и выражали ему сочувствие. При этом они неосознанно чаще, чем «безусловно» принимаемые матерью дети, ставили себя на место «жертвы», объекта нападок в конфликте. Однако наиболее типичной для обеих категорий детей была позиция «наблюдателя» (см. таблицу 7).

Роль в конфликте, с которой идентифицирует себя ребенок, «безусловно» и «условно» принимаемый матерью

Роль в конфликте Дошкольники, «безусловно» принимаемые матерью Дошкольники, «условно» принимаемые матерью

Чел. % Чел. %

«Агрессор» 22 24,7 3 17,64

«Жертва» 23 25,27 6 35,29

«Наблюдатель» 46 50,54 8 47,05

Результаты изучения неосознаваемых родительских установок, транслируемых детям, на поведение в ситуации конфликта со сверстником представлены в таблице 8.

Таблица 8

Неосознаваемые родительские установки на поведение в ситуации конфликта со сверстником

Воспринятые родительские установки Дошко «безус принима те льники, ловно» емые марью Дошко «усл принима те льники, овно» емые марью

Чел. % Чел. %

Установка на усиление деструктивной агрессии («Дай как следует») 2 2,19 0 0

Поощрение деструктивного ответа («Он сломал, и ты сломай», «Дай сдачи») 20 21,97 2 11,76

Конструктивная агрессия («Защищайся») 16 17,58 2 11,76

Уход, уступка («Не связывайся») 27 29,67 3 17,64

Обращение к взрослому («Скажи воспитателю») 7 7,69 2 11,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Договор («Попробуй договориться») 12 13,18 5 29,41

Другое 7 7,69 3 17,64

Из таблицы 8 следует, что «безусловно» принимаемые дети часто транслируют как конструктивные («Защищайся»), так и деструктивные родительские установки на поведение в конфликте (17,58/21,97%). Однако наиболее типичным для них является установка на уход и уступку («Не связывайся») — 29,67% (р < 0,05).

Для «условно» принимаемых детей типичными установками на поведение в конфликте являются договор («Им надо договориться!») — 29,41% и уступка («Отойди!») — 17,64%. Конструктивная и деструктивная агрессия менее выраже-

на. Это объясняется, в какой-то степени, воспринимаемой детьми родительской оценкой агрессивного поведения (см. таблицу 9).

Таблица 9

Воспринимаемая старшими дошкольниками родительская оценка агрессивного поведения

Родительская оценка агрессивного поведения дошкольника Дошкольники, «безусловно» принимаемые матерью Дошкольники, «условно» принимаемые матерью

Чел. % Чел. %

Одобрение 4 4,39 0 0

Порицание 74 81,13 15 88,23

Попустительство 13 14,28 2 11,76

Как видно из таблицы 9, родительское порицание агрессии чаще приводят дети, «условно» принимаемые матерью (88,23%), несколько реже — дети, «безусловно» принимаемые — 81,13%.

Полученные данные о детях, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью, соотносятся с описанием Э. Берном детских состояний: естественного и адаптированного ребенка.

Дети, «безусловно» принимаемые матерью, более естественны, свободны, спонтанны, их чувства непосредственны и непроизвольны, они действуют в соответствии с ситуацией, реальными обстоятельствами.

Дети, «условно» принимаемые матерью, лучше себя контролируют, они скованы родительскими запретами, чаще испытывают негативные чувства, стремятся угождать другим.

Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что «условное» принятие матерью ребенка старшего дошкольного возраста негативно влияет на его эмоциональное и социальное развитие.

1. Исследование характеристик эмоционального отношения матери к старшим дошкольникам показало, что в целом оно позитивно. Эмоциональное принятие своих детей продемонстрировало более 80% матерей: 84,26% матерей «безусловно» принимают своих детей; 87,04% имеют положительный эмоциональный настрой и фон взаимодействия с ребенком; 85,19% имеют положительное отношение к себе и удовлетворены ролью матери; 80,56% сопереживают собственным детям; 91,67% оказывают им эмоциональную поддержку (р = 0,05).

Наиболее низкие показатели были получены по стремлению матерей к телесному контакту с ребенком (62,67%). Недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с дошкольником может негативно сказаться на его эмоциональном развитии. Низкими были и результаты по шкале «Способность воспринимать состояние ребенка» (69,4%) (р = 0,05).

Была выявлена категория матерей с депривацией эмоционального отношения к детям — 18,34%. Эта категория матерей с низкими показателями «безусловного» принятия, сопереживания, эмпатии к ребенку. Дети таких родителей недополуча-

ют материнскую поддержку, сочувствие, защиту и опыт эмоциональной близости с другим человеком.

2. Изучение эмоциональных проявлений старших дошкольников в зависимости от особенностей материнского принятия показало следующее.

Дети, «безусловно» принимаемые матерью, более активны и естественны в своих эмоциональных проявлениях: они более жизнерадостны, веселы; чаще демонстрируют просоциальные эмоции, чувствительны, доброжелательны и сострадательны к другому, социально смелы.

Дети, «условно» принимаемые матерью, менее активны и эмоциональны, менее чувствительны к другому, редко сострадают сверстникам и часто проявляют жестокость. Различия по эмоциональным проявлениям по шкалам «Чувствительность», «Сочувствие», «Веселость», «Упрямство», «Жестокость» существенны и статистически значимы на уровне р = 0,05 по Х2-критерию.

3. Изучение статусных характеристик старших дошкольников в зависимости от особенностей материнского принятия показало, что последнее значимо влияет на принятие ребенка детской группой: среди детей, «условно» принимаемых матерью, существенно меньше «принятых» и больше «изолированных» детей. Различия статистически значимы (р = 0,05).

4. Отмечается противоречивое отношение «условно» принимаемых матерью старших дошкольников к конфликтной ситуации со сверстником. С одной стороны, они эмоционально острее воспринимают такую ситуацию, более чувствительны к ней, хорошо распознают признаки конфликта; с другой стороны, имеется тенденция неадекватной эмоциональной реакции на нее. Они реже проявляют к ней отрицательное отношение, чаще нейтральное и положительное, чем «безусловно» принимаемые дети.

5. Дети, «безусловно» принимаемые матерью, существенно чаще обращаются к просоциальным нормам поведения в оценке конфликта, чем «условно» принимаемые (63,73/47,05%) (р < 0,05).

Дети, «условно» принимаемые матерью, чаще оценивали конфликт с точки зрения обиженного, выражали ему свое сочувствие и неосознанно ставили себя на место «жертвы».

6. Изучение родительских установок на поведение в конфликте со сверстником, транслируемых детям, показало, что «безусловно» принимаемые дети сориентированы на полярные стратегии решения конфликта. Значительная их часть указывает на уход, уступку (29,67%), другая — на активную, конструктивную (17,58%) и деструктивную (21,97%) агрессию, договор называют 13,18% дошкольников.

«Условно» принимаемые дети в основном осознанно ориентируются на договор (29,41%), уход, уступку — 17,64% и менее всего на конструктивную (11,76%) и деструктивную (11,76%) агрессию (р < 0,05).

Наше исследование позволило сделать выводы о необходимости просветительской, профилактической и коррекционно-развивающей работы с родителями в аспекте эмоционального взаимодействия с ребенком.

Просветительская и профилактическая работа с матерями по проблеме эмоционального взаимодействия с ребенком должна начинаться в дородовой и послеродовой период и вестись психологом в женских консультациях, материнских школах при детских центрах, в медико-психологических консультациях.

Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на решение следующих задач:

• формирование материнской компетентности по проблеме эмоционального взаимодействия с ребенком;

• развитие общей сензитивности матери во взаимодействии с другими людьми (способности видеть и слышать другого человека, способности понимать своеобразие каждого человека);

• развитие материнской чувствительности к ребенку, способности воспринимать и понимать состояние ребенка и его причины, сопереживать ему;

• осознание и развитие материнского принятия, культивирование позитивного самоотношения, безусловного принятия ребенка;

• формирование поведенческих навыков эмоционального взаимодействия с ребенком: стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия с ним;

• развитие эмоциональной саморегуляции матери: умение распознавать, понимать, контролировать и выражать собственные эмоции;

• формирование навыков субъектного взаимодействия с ребенком.

Таким образом, выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование показало достаточно убедительно, что особенности материнского принятия влияют на эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника. Полученные выводы дают нам право говорить об актуальности формирования навыков эффективного родительства не только в семьях «группы риска», но и в благополучных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.