ганизованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных: результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога.
Тактика и стратегия создания ситуации успеха состоит в том педагогическом алгоритме, который способен обеспечить стремящие к успеху, формирует состояние уверенности, защищенности.
ВЫВОДЫ
В качестве вывода отметим, что главным условием для самореализации личности является определение того, что ей больше всего "подходит". А для этого следует выделить такие качества как самостоятельность, активность, самоорганизованность, личностная независимость, выражающие степень развития личности студента как саморегулирующейся системы и одновременно степень самореализации личности, оценивая их через призму внутренней свободы, индивидуальных способностей и особенностей личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
3. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М. : МИРОС, 2002. - 296 с.
4. Качалова, Л.П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения у студентов педвуза : дис. ... канд. пед. наук / Качалова Л.П. - Екатеринбург, 1995. - 178 с.
5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина, И.А. Колесниковой, науч. ред. Н.Б. Крылова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. -288 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 316.62
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Наталья Вячеславовна Панкова, старший преподаватель, аспирант,
Морской государственный университет имени адмирала Г.И.Невельского,
(МГУ им. адм.Г.И.Невельского),
Владивосток
Аннотация
В статье рассматривается проблема эмоционального благополучия подростков в современных условиях, его взаимосвязь с психологическим здоровьем личности. Представлены результаты исследования компонентов благополучия: эмоционального комфорта, принятия себя и других, отношения к здоровью.
Ключевые слова: субъективное и эмоциональное благополучие, психологическое здоровье, самоотношение, самопринятие, психоэмоциональный фон отношений, факторы среды, подростки из семей группы риска.
EMOTIONAL WELFARE AND PSYCHOLOGICAL HEALTH OF TEENAGERS
FROM AT-RISK FAMILIES
Natalia Vyacheslavovna Pankova, the senior lecturer, post graduate student The Admiral Nevelskoy Maritime State University,
Vladivostok
Annotation
The article goes into the problem of the emotional welfare of teenager in modem conditions, its connection with psychological health of the personality. The results of research of welfare components have been presented: emotional comfort, acceptance of himself and others, attitude to health.
Keywords: subjective and emotional welfare, psychological health, self-attitude, emotional background of relations, factors of ambience, teenagers from at-risk families.
В последние десятилетия проблема субъективного благополучия личности все чаще становится предметом изучения. Это вызвано практической необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения. Анализ исследований по данной проблеме показал, что одним из ключевых аспектов благополучия является эмоциональный комфорт, который включает в себя характер переживаний, самоотношение, субъективное отношение к собственной жизни, психоэмоциональный фон отношений [5]. Многие работы посвящены изучению отдельных аспектов проблемы: тревожности и агрессивности [3]; влиянию социальных изменений на формирование жизненных планов; переживанию подростков, находящихся в экстремальных условиях; взаимосвязи эмоционального состояния подростка с адаптацией [2]. Исследователи связывают эмоциональное благополучие с психологическим здоровьем, состоянием гармонии между различными составляющими личности: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими [1]. Так О.В. Хухлаева [4] выделяет аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационной компонент психологического здоровья.
Предпосылкой и необходимым условием поддержания эмоционального благополучия является сохранения психологического здоровья личности как «состояния субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности ее эффективного взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно реализовывать свои индивидуальные ресурсы» [1, С. 26]. На эмоциональное благополучие и психологическое здоровье личности оказывают влияние ряд факторов: объективные факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды понимают как факторы макроуровня (социально-экономические, культурные, общественные), так и факторы микроуровня (семья, ближайшее окружение). Именно они наиболее значимы для эмоционального благополучия детей и подростков.
Недостаточное внимание к проблеме эмоционального благополучия на ранних этапах становления личности становится фактором риска дезадаптации во взрослом возрасте. Обеспечение эмоционального комфорта позволяет предотвратить неблагоприятные последствия развития. Своевременная и качественная диагностика психологического благополучия детей позволяет осуществлять проведение адекватных коррекционных мер, предотвращающих возникновение нежелательных тенденций в развитии личности, появление различных форм отклоняющегося поведения, трудностей школьной и внешкольной деятельности подростка, в том числе депрессивного состояния. В связи с этим актуальным является изучение субъективного благополучия у подростков из семей группы риска, и в особенности - его эмоционального компонента.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено исследование эмоционального благополучия подростков 1216 лет. Исследование проводилось на базе Краевого государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (г. Владивосток). В исследовании принимали участие 110 подростков из социально-неблагополучных семей Приморского края. Использовались следующие методики: тест - опросник самоотношения В. В. Столина; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; тест эмоций Баса-Дарки, шкала субъективного благополучия (в модификации Фетискина Н. П.), методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан), шкала самооценки уровня тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИНТЕПРЕТАЦИЯ
В результате проведенного исследования выявлено, что эмоциональный компонент является центральным в субъективном благополучии личности. Эмоциональный комфорт, уровень интернальности, принятие других, авторитет среди сверстников оказывают влияние на самоотношение, самооценку, психологическое здоровье подростков. Математический анализ результатов установил значимые корреляционные связи (по Пирсону при р<0,01) между показателями самоотношения и самоуважения (0,651), уровнем адаптивности, эмоциональным комфортом и самопринятием (0,518), степенью самоуважения и уверенности в себе (0,587). Обратная корреляция установлена между эмоциональным комфортом и физической агрессией (-0,348), адаптацией и обидчивостью (-
0,325), стремлением к доминированию (-0,789), эмоциональным комфортом (-0,621), са-моотношением и проявлением физической агрессии (-0,412). Качественный сравнительный анализ полученных данных позволяет предположить, что у подростков из неблагополучных семей негативные проявления раздражительности, вербальной и физической агрессии, негативизма являются следствием неприятия себя, неразвитого самопонимания и самоинтереса. Низкая степень рефлективности затрудняет для подростка понимание других, повышает риск проявления агрессии, снижает уровень субъективного благополучия личности. Математический анализ результатов установил значимые корреляционные связи (по Спирмену при р<0,01) между самоотношением и уровнем самопринятия (0,681), интернальностью и самопониманием (0,592), обратная корреляция выявлена между самопринятием и физической агрессией (-0,719). При этом от уровня самопринятия зависит уровень субъективного благополучия (0,687). Для подростков большое значение имеет внешность, выявлены значимые корреляционные связи между показателями внешности и самоинтереса (0,553), самоуважения (0,478), обратные корреляции между уровнем оценки собственной внешности и уверенностью (-0,349), аутосимпатией (-0,368). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что все компоненты самоотно-шения (аутосимпатия, самоуважение, самопонимание) влияют на успешность адаптации подростка, качество межличностных отношений, уровень самопринятия. Эмоциональный комфорт, принятие себя и других способствует развитию эмоционального благополучия, формированию оптимистичного мировосприятия. Трудности в самоотношении и самоопределении, искаженные представления о своих способностях и возможностях снижают уровень эмоционального благополучия подростка, затрудняют процесс его социализации. Анализ самооценки личных качеств (ум, способности, характер, внешность, уверенность в себе) показал, что для подростков из социально-неблагополучных семей характерна личностная незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими. Из 110 подростков у 20% выявлен низкий уровень самооценки, что может интерпретироваться как неуверенность в себе, так и наличие защитной позиции, декларирование собственного неумения и бессилия. У 21% подростков уровень самооценки средний, у 29% - высокий, для 30% подростков характерно нереали-
стичное, некритичное отношение к себе, своим возможностям. Можно предположить, что трудности в формировании личности связаны с неблагоприятным детским опытом, неблагополучными внутрисемейными отношениями. Анализ уровня притязаний подростков показал, что у 74% подростков высокий и средний уровень притязаний, что является важным ресурсным фактором личностного развития, у 16% уровень притязаний завышенный, что может говорить о нереалистических представлениях о своих возможностях, затруднять процесс личностного взросления. Низкий уровень притязаний у 10% подростков может свидетельствовать о риске неблагоприятного развития. Для таких подростков характерно неверие в свои силы, отсутствие жизненных планов. Как тенденция у 31% подростков отмечено высокое расхождение между высотой самооценки и уровнем притязаний, что также говорить о несформированности представлений о себе, трудностях в самопонимании.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты позволили сделать вывод, что центральными компонентами субъективного благополучия подростков являются эмоциональный комфорт и са-моотношение. Наиболее проблемными у данной категории подростков являются аксиологический (принятие себя и других людей) и инструментальный (эмоциональный комфорт, качество межличностных отношений) компоненты психологического здоровья. Эмоциональное напряжение, проявление агрессии и негативизма снижает адаптивность, уровень психологического здоровья подростков, затрудняет личностное становление, социальную успешность в выстраивании новых отношений. Дальнейшее изучение субъективного благополучия подростков в современных условиях позволит целенаправленно и эффективно организовывать процессы консультирования и коррекции, будет способствовать формированию положительного самоотношения и принятию других, развитию рефлексивных умений, улучшению психоэмоционального фона отношений, психологического здоровья личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, В. А. Психология здоровья / В.А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2006. - 368
с.
2. Григорьева, М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения / М.В. Гргорьева // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 2. - С. 41-45.
3. Прихожан, А. М. Психология тревожности / А.М. Прихожан. - СПб. : Питер, 2007. - 192 с.
4. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
5. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2004. - 268 с.
Контактная информация: [email protected]