представлениям об энергичности как черте, отражающей наиболее полно эмоциональный компонент структуры эмоционально-волевой сферы. Отсутствие корреляций со шкалой целеустремленности и незначительное количество корреляций с ответственностью, выдержкой и настойчивостью также хорошо сочетаются с теоретическими положениями. Эти компоненты эмоционально-волевой сферы мало зависят от психофизиологических основ и являются скорее выученными стратегиями или результатами воспитания. Различия в количестве и силе корреляций в целом укладываются в теоретические положения, а так же показывают, что шкалы методики ВКЛ дифференцируют эмоционально-волевую сферу. В то же время корреляции с методикой ОСТа свидетельствуют о структурной целостности эмоционально-волевой сферы.
Корреляции, приведенные в таблице 4, показывают взаимосвязи шкал тестов ВКЛ и Ю. Куля. В концепции Ю. Куля под волей понимается процесс реализации намерения, следующий за процессом принятия решения. Волевые в парадигме опросника ВКЛ испытуемые ориентированы на действие в парадигме Ю.Куля. Это означает их высокую продуктивность, сочетающуюся с невысоким эмоциональным напряжением. Дополнительного анализа требует тот факт, что шкалы опросника ВКЛ не коррелируют со шкалой контроля за действием при реализации. Психометрический подход к религиозности, реализуемый Д.М. Чумаковой, позволяет провести исследование взаимосвязей религиозности и воли [8]. Факторный анализ показывает, что контроль за действием при реализации образует отдельный фактор в пространстве шкал опросника Ю. Куля и содержание этого фактора, а также его соотнесенность с эмоционально-волевыми качествами требуют дальнейшего изучения.
заключение
1 Полученные данные проясняют положение эмоционально-волевых черт в общей структуре личностных черт.
2 Эмоциональная и волевая стороны регу-ляторного процесса тесно связаны между собой. Процесс эмоционально-волевой регуляции деятельности обеспечивается широким спектром личностных особенностей.
3 Эмоциональные компоненты эмоционально-волевой регуляции тесно связаны с особенностями темперамента.
Список литературы
1.Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.,1985.
2 Чумаков М. В. Психофизиологические основания волевых качеств личности //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4 С. 71-74.
3 Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельностс /ак и нтегральный процеее // Вестник
84
Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 104-106.
4 Чумакова Д. М. Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей // Вестник ЮжноУральского государственного университета, 2010. Вып. 10. №27 (203). С. 100-103.
5 Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы к исследованию, структура и диагностика // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2011. Вып. 15. №42 (259). С. 111-114.
6 Чумакова Д. М. Некоторые подходы к изучению религиозности личности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 106-107.
7 Чумакова Д. М. Эмпирическое исследование религиозности в структуре личностных качеств // Вестник Ярославского государственного университета
им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2015. №4 (34). С.132-135.
8 Чумакова Д. М. Психометрический подход к религиозности личности //Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, медицина. 2015. №2 (36). С.100-102.
УДК 15.81.57 М.В. Чумаков
Курганский государственный университет
эмоционально-волевая сфера и стрессоустойчивость личности
Аннотация. Взаимосвязи параметров эмоционально-волевой сферы личности и стрессоустой-чивости. Эмоционально-волевая сфера как источник и как результат стрессоусойчивости личности.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, черты личности, стрессоустойчивость.
M.V. Chumakov Kurgan State University
emotional and volitional sphere and compliance with the pressures
Annotation. Interrelations of personality emotional and volitional sphere and a compliance with the pressures. Emotional and volitional sphere as a source and a result of a person's compliance with the pressures.
Key words: еmotional and volitional sphere, personality features, compliance with the pressures.
ВВЕДЕНИЕ
Эмоционально-волевая сфера включена в систему личностных черт [1]. В различных работах показаны взаимосвязи эмоционально-волевых черт и самоотношения, направленности личност и , ч е рт тем п е р а м е нта , ха ра ктера. В о п ро с
Вестник КГУ, 2016. № 2
0 взаимосвязях эмоционально-волевой сферы личности и стрессоустойчивости прояснен недостаточно, несмотря на то, что наличие этих взаимосвязей можно предположить. Устойчивость к стрессу изначально не закладывалась в эмпирическую и теоретическую модель эмоционально-волевой сферы личности М.В. Чумакова. Однако динамика функционирования эмоционально-волевой регуляции, вытекающая из модели эмоционально-волевой сферы личности, предполагает способность справляться со стрессовыми ситуациями. В данном исследовании более детально рассматриваются теоретические предпосылки взаимосвязей эмоционально-волевых черт личности и ее устойчивости к стрессу, а также проводится эмпирический анализ этих взаимосвязей.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на выборке взрослых испытуемых в количестве 74 человек (24 мужчины и 50 женщин). Средний возраст испытуемых - 26 лет.
Для изучения параметров эмоционально-волевой сферы использовались следующие методики:
1 Диагностический опросник эмоционально-волевых волевых качеств личности (ВКЛ) М.В. Чумакова.
Методика диагностирует общий уровень функционирования эмоционально-волевой сферы личности. Эмоционально-волевая сфера личности представлена в методике в виде дискретных единиц, отражающих те или иные стороны регуляции и выраженные в терминах качеств личности. Методика содержит шкалы ответственности, инициативности, решительности, самостоятельности, выдержки, настойчивости, энергичности и внимания.
2 Методика «Анализ стиля жизни». Бостонский тест на устойчивость к стрессу.
Методика имеет общий показатель и не содержит подшкал. Общий показатель отражает стиль жизни, элементы которого противодействуют влиянию стресса. Некоторые из этих элементов соответствуют понятию здорового образа жизни, некоторые в той или иной степени отражают стратегии копинга стресса.
3 Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Т.А. Крюковой.
Методика имеет три шкалы, соответствующие трем стратегиям копинга: шкала копинга, ориентированного на решение задачи; шкала копинга, ориентированного на эмоции; шкала копинга, ориентированного на избегание.
4 Методика Д. Амирхана для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Авторы адаптации: Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский.
Методика содержит три шкалы, направленных на диагностику трех стратегий копинга стресса. Стратегия разрешения проблем. Стратегия поиска социальной поддержки. Стратегия избегания.
Ш калы м етодик Т.А . Крю ко в о й и Д . Ам и рхана
во многом сходны и используются в исследовании совместно для расширения числа индикаторов копинг-стратегий и повышения надежности результатов. Кроме того, есть некоторые различия как в шкалах, так и в трактовке тех или иных стратегий копинга, таких как избегание и разрешение проблем. Шкала копинга, ориентированного на эмоции, и шкала копинга, связанного с поиском социальной поддержки, диагностируют разные копинговые стратегии. Ориентирование на эмоции затрагивает не только и не столько стратегию копинга стресса, сколько диагностирует эмоциональные компоненты переживания стрессовой ситуации, прежде всего, эмоцию вины, характерную для испытуемого. Некоторые индикаторы шкалы копинга, ориентированного на эмоции, направлены скорее на диагностику защитных механизмов. Например, стратегия «сбрасывания» эмоций на другого человека, который не является источником стресса. В целом можно сказать, что методики дополняют друг друга.
II РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Таблица 1 - Коэффициенты корреляции между шкалами методики ВКЛ, бостонским тестом, тестом Т.А. Крюковой и Д. Амирхана 16 PF (п=74)
Бост. Рп. Подд. Изб. Рпр. Эм.
Отв. -37** 47** -.10 -32* .29* -.23
Ин. _41** .31** -24* .45** - 42**
Реш. -23 -.22 -34** .21 -44**
Сам. -13 .24* -.20 -.15 .31* -39**
Вк. -29* .28* -.21 -.22 .39** -55**
Наст. -29* .17 -.18 .21 -42**
Эн. -50** .21 -.27* -37** .14 -60**
Вн. -45** .21 -.27* -37** .14 -60**
Цел. -.39** .40** -22 -.48** .20 -38*
О.Б. -.52** 47** -.24* -44** 47** -63**
Примечание.
* - коэффициент корреляции значим на уровне 0.05; ** - коэффициент корреляции значим на уровне 0.01; О.Б. - общий балл по методике ВКЛ; Отв. - шала ответственности методики ВКЛ; Ин. - шала инициативности методики ВКЛ; Реш. - шала решительности методики ВКЛ; Сам. - шала самостоятельности методики ВКЛ; Вк. - шала выдержки методики ВКЛ; Наст. - шала настойчивости методики ВКЛ; Эн. - шала энергичности методики ВКЛ; Вн. - шала внимательности методики ВКЛ; Цел. - шала целеустремленности методики ВКЛ; Бост. - Бостонский тест на устойчивость к стрессу; Рп. - Стратегия разрешения проблем (Д. Амирхан); Подд.- Стратегия поиска социальной поддержки (Д. Амирхан); Изб.- Стратегия избегания (Д. Амирхан); Рпр.- Шкала копинга, ориентированного на решение задачи (Т.А. Крюкова); Эм. - Шкала копинга ориентированного на эмоции (Т.А. Крюкова).
Волевые по ВКЛ испытуемые демонстрируют высокую стрессоустойчивость в парадигме бостонского теста. Значительная часть индикаторов теста направлена на параметры здорового образа жизни, такие как режим сна, питания, наличие физических нагрузок, отсутствие вредных привычек, связанных с алкоголем и курением, и т.д. Другая часть индикаторов затрагивает копин-го в ы е ст рате ки и , та ки е ка к обраще н и е к д рузьям,
85
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8
вере, юмору, общественной деятельности и т.д. В отношении копинговых стратегий можно предположить, что чем активнее они используются, тем эффективнее у испытуемого параметры эмоционально-волевой сферы личности. В исследованиях Д.М. Чумаковой показан механизм влияния копинг-стратегии, основанной на религиозности
[10]. В отношении параметров здорового образа жизни скорее всего существуют реципрокные связи. С одной стороны, здоровый образ жизни укрепляет эмоционально-волевую сферу и делает человека более эмоционально стабильным, активным, организованным. У него больше ресурсов для волевой регуляции и преодоления трудностей на пути достижения цели. С другой стороны, параметры эмоционально-волевой сферы обуславливают параметры здорового образа жизни. Целеустремленные, активные, энергичные и настойчивые испытуемые способны лучше контролировать употребление спиртного, табака, физические нагрузки и т.д.
Корреляции волевых качеств с копинговыми стратегиями однозначно показывают предпочтение стратегии решения проблем испытуемыми с развитыми эмоционально-волевыми качествами. Взаимосвязь личностных качеств и стратегий ко-пинга стресса показана в работе Д.М. Чумаковой
[11]. Эта закономерность прослеживается как в корреляциях эмоционально-волевых качеств со стратегией решения проблем по методике Д. Амирхана, так и со шкалой копинга, ориентированного на решение задачи, методики Т.А. Крюковой. В некоторой степени корреляции обусловлены схожестью конструктов, заложенных в шкалы. Так, решение проблемы как способ реагирования на стресс является частным случаем преодоления трудностей и препятствий на пути достижения цели и такой способ поведения заложен в концепцию эмоционально-волевой сферы М.В. Чумакова [2]. Сказанное подтверждается такими индикаторами стратегии решения проблем, как способность делать то, что нужно в ситуации стресса, собраться, предпринять дополнительные усилия для решения ситуации, осуществлять це-леполагание, твердо стоять на своем и бороться. Однако не все индикаторы рассматриваемой стратегии поведения в стрессовой ситуации непосредственно вытекают из конструкта эмоционально-волевой сферы личности. Например, разбиение проблемы на части и ее последовательное постепенное разрешение не входит в число стратегий поведения, диагностируемых методикой ВКЛ, как и вспоминание способов решения, применяемых в прошлом. Тщательное взвешивание выбора скорее противоречит понятию решительности, заложенному в опросник. В целом можно сказать, что стратегия решения проблемы как способ поведения в ситуации стресса требует способности контролировать эмоции и сохранять способность думать над решением, что предполагает хорошее разв и тие к а ч е с_т в э м о ц и о н а л ь н о -волевой с ф е р ы 86 -
личности. Развитие этих качеств отрицательно коррелирует со стратегией поиска социальной поддержки по тесту Д. Амирхана. Этот параметр нельзя считать заложенным в концепцию эмоционально-волевой регуляции изначально и полученные данные расширяют наши представления о природе эмоционально-волевой сферы и поведении людей с развитыми эмоционально-волевыми качествами. Такие испытуемые не склонны принимать помощь или во всяком случае самим искать помощи у других людей в трудных жизненных ситуациях. Возможно, есть затруднения с раскрытием другому человеку своих эмоций. Не исключено, что это касается только принятия сочувствия и раскрытия эмоций в трудных жизненных ситуациях и не относится, например, к радости в ситуации успеха. То есть испытуемые с выраженными эмоционально-волевыми качествами могут воспринимать желание поделиться эмоциями и обратиться за поддержкой к другому в ситуации стресса как слабость. Во всяком случае ясно, что обращение за поддержкой не вполне соответствует типу личности человека с развитыми параметрами эмоционально-волевой сферы, и этот факт открывает возможности для коррекционной, консультативной и тернинговой работы, особенно в подростковом возрасте. Требует дополнительного изучения вопрос о связях копинговых стратегий и отношений родителей с детьми, частично рассмотренный Д.М. Чумаковой [7].
Отрицательные корреляции со шкалой ко-пинга, ориентированного на эмоции, очень выражены. Эти данные не являются новыми в рамках концепции эмоционально-волевой сферы личности. В конструкт копинга стресса с ориентацией на эмоции заложена не столько идея копинга, сколько идея отсутствия эмоций вины и раздражения в ситуации стресса и идея, что участники исследования не испытывают эмоциональный шок в стрессовых ситуациях. В рамках концепции эмоционально-волевой сферы личности М.В. Чумаковым получены факты отрицательных взаимосвязей параметров эмоционально-волевой сферы и симптомов эмоционального стресса, куда входят эмоции вины и еще ряд индикаторов [3]. Понятию копинга в данной шкале опросника Т.А. Крюковой в большей степени соответствуют индикаторы внутренних вербализаций, обращенных к себе самому. Например, говорить себе, что это не случиться вновь. В данном случае речь идет о стратегии поведения, которой можно обучить испытуемых и которую можно использовать в стрес-согенных ситуациях. Взаимосвязь эмоционально-волевых качеств с позитивными и негативными самовербализациями изучена М.В. Чумаковым по отношению к существенно более широкому набору внутренних обращений к себе самому [5]. В этих исследованиях получены аналогичные результаты. Итак, испытуемые с развитыми эмоционально-волевыми качествами не склонны испытывать эм о ц и и в и н ы и ра/д ражения, е моционал ьны й ш о к
Вестник КГУ, 2016. № 2
в ситуации стресса и реже используют в этих ситуациях негативные самовербализации.
Копинговая стратегия избегания также однозначно коррелирует отрицательно со всеми шкалами методики ВКЛ. Если понимать под пассивным избеганием уход в болезнь, употребление алкоголя и наркотиков, а под активным избеганием подразумевать суицид, то отрицательные корреляции с эмоционально-волевыми качествами личности кажутся вполне понятными. Отрицательные корреляции с суицидальным поведением и с употреблением спиртных напитков уже получены в исследованиях М.В. Чумакова на достаточно больших выборках [6]. Однако в концепции опросника под избеганием понимаются такие поведенческие проявления, как уход в фантазии, стремление к одиночеству и сокрытие от окружающих проблемы, попытки отвлечься от проблем при помощи хобби, спорта и т.д. Копинговая стратегия такого рода представляется разумной и необходимой в определенных обстоятельствах. Тогда можно сделать вывод, что испытуемых с развитыми эмоционально-волевыми качествами нужно обучать данной копинговой стратегии и учить распознавать ситуации, когда ее можно адекватно применить. Мы исходим из того, что в зависимости от ситуации могут быть эффективны все рассмотренные в исследовании копинговые стратегии. В некоторых случаях ситуацию можно разрешить активными действиями, в некоторых проблемных ситуациях эффективнее обратиться за поддержкой. В случаях, когда ресурса личности недостаточно, оптимальной стратегией будет уход, особенно в варианте хобби и спорта. Таким образом, испытуемые, демонстрирующие высокие показатели по методике ВКЛ, нуждаются в обучении эффективному использованию таких копинговых стратегий, как избегание и обращение за поддержкой. Данный вопрос может быть рассмотрен и в применении копинговых стратегий в связи с религиозностью личности, понимаемой по-разному в различных подходах, как показано в исследовании Д.М. Чумаковой [9].
Наиболее сильны корреляции шкал опросника ВКЛ со шкалой копинга, ориентированного на эмоции. Данные подчеркивают наличие значительного эмоционального компонента в конструкте эмоционально-волевой регуляции, а также в структуре религиозности, как показала Д.М. Чумакова [8]. Причем взаимосвязи сильны не только с энергичностью, которая трактуется как качество, наиболее полно выражающее эмоциональный компонент структуры эмоционально-волевой сферы, но и с качествами, которые в значительной степени отражают волевые компоненты структуры. Данные подтверждают тезис, высказанный М.В. Чумаковым, о том, что эмоциональность имманентно содержится в пространстве волевых качеств, и речь не идет просто о волевой регуляции эмоций или взаимосвязях раз н о р о_д н ых по с_у щест в у к о м п о н е н т о в . Слабее
выражены корреляции шкал опросника ВКЛ со шкалой стратегии поиска социальной поддержки Д. Амирхана. В ряде случаев, например по отношению к шкале ответственности, можно говорить только о некоторой слабо выраженной тенденции, а не о закономерности. Корреляция со шкалами инициативности и настойчивости отсутствует совсем. Сказанное не отменяет вывод о том, что необходимо развивать у испытуемых с высокими показателями по ВКЛ способность обращаться за поддержкой к другим людям, но делает этот вывод не столь категорическим. Связи эмоционально-волевых качеств личности со шкалой ко-пинга, ориентированного на избегание, методики Т.А. Крюковой так же отрицательны, как и с соответствующей шкалой методики Д. Амирхана, но выражены слабо и не достигают значимых величин. Можно сказать, что данные согласуются, но нуждается в дополнительном исследовании вопрос о том, насколько согласуются аналогичные шкалы двух тестов.
Интенсивность связей с копинговыми стратегиями различных эмоционально-волевых качеств примерно одинакова. Также одинакова и направленность связей копинговых стратегий с эмоционально-волевыми качествами. Эти результаты подтверждают идею целостности эмоционально-волевой сферы и возможность рассматривать ее как интегральный процесс [4]. Дискретные элементы, составляющие эмоционально-волевую сферу личности, функционируют скоординировано, что в рамках данного исследования выражается в синхронности корреляционных связей. Полученные данные показывают перспективность дальнейших исследований эмоционально-волевой сферы личности в контексте копинговых стратегий. Исследования в этом направлении позволят лучше понять личностные основания применения тех или иных способов совладания со стрессовыми жизненными ситуациями, ограничения, которые накладывают личностные особенности на применение тех или иных копинг-стратегий. Исследование копинговых стратегий позволит также лучше понять механизмы функционирования эмоционально-волевой сферы личности и расширить потенциал применения методик диагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 Эмоционально-волевые качества связаны со стрессоустойчивостью личности.
2 Испытуемые с развитыми эмоционально-волевыми качествами имеют тенденцию использовать копинговую стратегию разрешения проблем и не использовать стратегию поиска поддержки у окружающих и избегания, а также копинговую стратегию, ориентированную на эмоции.
3 Испытуемые с развитыми эмоционально-волевыми качествами ориентированы на здоровый образ жизни.
4 Испытуемые с высокими показателями раз-в ития эм о ци о н ал ьн о- вол е вых каче ств личности
87
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8
нуждаются в консультативной и коррекционной работе по оптимизации применения копинговых стратегий в трудных жизненных ситуациях.
Список литературы
1 Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.,1985.
2 Чумаков М. В. Типы учащихся с недостатками развития эмоционально-волевой сферы // Профессиональное образование. Столица. 2005. № 10. С. 26.
3 Чумаков М. В. Психофизиологические основания волевых качеств личности //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4 С. 71-74.
4 Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности как интегральный процесс // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 104-106.
5 Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. №5 (138). С. 77-86.
6 Чумаков М. В. Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. №19 (278). С. 30-36.
7 Чумакова Д. М. Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей // Вестник ЮжноУральского государственного университета. 2010.
Вып. 10. №27 (203). С. 100-103.
8 Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы к исследованию, структура и диагностика. Челябинск: вестник Южно-Уральского государственного университета, 2011. Вып. 15. №42 (259). С. 111-114.
9 Чумакова Д. М. Некоторые подходы к изучению религиозности личности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 106-107.
10 Чумакова Д. М. Эмпирическое исследование религиозности в структуре личностных качеств // Вестник Ярославского государственного университета
им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №4 (34). С.132-135.
11 Чумакова Д. М. Психометрический подход к религиозности личности // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, медицина. 2015. №2 (36). С.100-102.
УДК 15.81.57 Д.М. Чумакова
Курганский государственный университет
структурный анализ религиозности личности
Аннотация. Религиозность личности рассмотрена как элемент общей структуры личностных черт. Религиозность имеет собственную структуру, которая является подструктурой по отношению к личности в целом. В исследовании установлены многочисленные корреляционные связи религиозности с другими личностными чертами.
Ключевые слова: религиозность, личность, структурный анализ.
88
D.M. Chumakova Kurgan State University
structural analysis of person's religiosity
Annotation. Person's religiosity considered as the element of general structure of personality features. Religiosity has its own structure. This structure is a substructure of a person in whole. In the research we found different correlations between religiosity and other personality features.
Keywords: religiosity, personality, structural analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Религиозность личности изучается в русле различных психологических подходов. В рамках психометрического подхода выполнено множество эмпирических исследований, в которых установлены корреляции религиозности с другими личностными чертами. В отечественной психологии эмпирических исследований значительно меньше, чем в зарубежной. Это объясняется как отсутствием инструментария для диагностики религиозности, так и историческими особенностями развития психологии религии в нашей стране. Включение веры в контекст общепсихологического анализа осуществлено Б.С. Братусем [1]. Нами используется термин религиозности личности и эмпирический анализ для исследования ее включенности в общий контекст личностных качеств. Эмоционально-волевая сфера личности рассматривается М.В. Чумаковым как интегральный процесс [5]. По аналогии мы рассматриваем религиозность как сложное многоуровневое образование [9]. Эмоциональность входит в качестве структурного компонента в различные сферы личности [6]. Религиозность также имеет эмоциональный компонент. Как показано в исследованиях М.В. Чумакова, личностные качества супругов связаны с социальным взаимодействием в семье [7]. С нашей точки зрения, рассмотрение религиозности в структуре личности позволит прояснить вопрос о ее взаимосвязях с семейным социальным взаимодействием.
I ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 157 взрослых испытуемых (17-71 год), из которых 83 являлись женщинами и 74 - мужчинами.
Методы исследования:
1 Тест диагностики удовлетворенности жизнью с учетом религиозной области.
2 Тест копинга стресса с опорой на религию. Диагностирует использование религии для борьбы с трудными жизненными ситуациями.
3 Тест диагностики религиозности как много-уровнев о г_о личнос_т н о г_о к а ч е с_т ва .
Вестник КГУ, 2016. № 2