Научная статья на тему 'Структурный анализ религиозности личности'

Структурный анализ религиозности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / RELIGIOSITY / PERSONALITY / STRUCTURAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чумакова Дарья Михайловна

Религиозность личности рассмотрена как элемент общей структуры личностных черт. Религиозность имеет собственную структуру, которая является подструктурой по отношению к личности в целом. В исследовании установлены многочисленные корреляционные связи религиозности с другими личностными чертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL ANALYSIS OF PERSON’S RELIGIOSITY

Person’s religiosity considered as the element of general structure of personality features. Religiosity has its own structure. This structure is a substructure of a person in whole. In the research we found different correlations between religiosity and other personality features.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ религиозности личности»

нуждаются в консультативной и коррекционной работе по оптимизации применения копинговых стратегий в трудных жизненных ситуациях.

Список литературы

1 Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.,1985.

2 Чумаков М. В. Типы учащихся с недостатками развития эмоционально-волевой сферы // Профессиональное образование. Столица. 2005. № 10. С. 26.

3 Чумаков М. В. Психофизиологические основания волевых качеств личности //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4 С. 71-74.

4 Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности как интегральный процесс // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 104-106.

5 Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. №5 (138). С. 77-86.

6 Чумаков М. В. Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. №19 (278). С. 30-36.

7 Чумакова Д. М. Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей // Вестник ЮжноУральского государственного университета. 2010.

Вып. 10. №27 (203). С. 100-103.

8 Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы к исследованию, структура и диагностика. Челябинск: вестник Южно-Уральского государственного университета, 2011. Вып. 15. №42 (259). С. 111-114.

9 Чумакова Д. М. Некоторые подходы к изучению религиозности личности // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 6. С. 106-107.

10 Чумакова Д. М. Эмпирическое исследование религиозности в структуре личностных качеств // Вестник Ярославского государственного университета

им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №4 (34). С.132-135.

11 Чумакова Д. М. Психометрический подход к религиозности личности // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, медицина. 2015. №2 (36). С.100-102.

УДК 15.81.57 Д.М. Чумакова

Курганский государственный университет

структурный анализ религиозности личности

Аннотация. Религиозность личности рассмотрена как элемент общей структуры личностных черт. Религиозность имеет собственную структуру, которая является подструктурой по отношению к личности в целом. В исследовании установлены многочисленные корреляционные связи религиозности с другими личностными чертами.

Ключевые слова: религиозность, личность, структурный анализ.

88

D.M. Chumakova Kurgan State University

structural analysis of person's religiosity

Annotation. Person's religiosity considered as the element of general structure of personality features. Religiosity has its own structure. This structure is a substructure of a person in whole. In the research we found different correlations between religiosity and other personality features.

Keywords: religiosity, personality, structural analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Религиозность личности изучается в русле различных психологических подходов. В рамках психометрического подхода выполнено множество эмпирических исследований, в которых установлены корреляции религиозности с другими личностными чертами. В отечественной психологии эмпирических исследований значительно меньше, чем в зарубежной. Это объясняется как отсутствием инструментария для диагностики религиозности, так и историческими особенностями развития психологии религии в нашей стране. Включение веры в контекст общепсихологического анализа осуществлено Б.С. Братусем [1]. Нами используется термин религиозности личности и эмпирический анализ для исследования ее включенности в общий контекст личностных качеств. Эмоционально-волевая сфера личности рассматривается М.В. Чумаковым как интегральный процесс [5]. По аналогии мы рассматриваем религиозность как сложное многоуровневое образование [9]. Эмоциональность входит в качестве структурного компонента в различные сферы личности [6]. Религиозность также имеет эмоциональный компонент. Как показано в исследованиях М.В. Чумакова, личностные качества супругов связаны с социальным взаимодействием в семье [7]. С нашей точки зрения, рассмотрение религиозности в структуре личности позволит прояснить вопрос о ее взаимосвязях с семейным социальным взаимодействием.

I ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 157 взрослых испытуемых (17-71 год), из которых 83 являлись женщинами и 74 - мужчинами.

Методы исследования:

1 Тест диагностики удовлетворенности жизнью с учетом религиозной области.

2 Тест копинга стресса с опорой на религию. Диагностирует использование религии для борьбы с трудными жизненными ситуациями.

3 Тест диагностики религиозности как много-уровнев_о_г_о_ личнос_т_н_о_г_о_ к_а_ч_е_с_т_ва_. _____________

Вестник КГУ, 2016. № 2

4 Тест диагностики рефлексии как личностного качества (А.В. Карпов).

5 Тест диагностики самоотношения личности (С.Р. Пантилеев).

6 Тест Г. Айзенка (авторы адаптации А.А. Рукавишников, Л.А. Соснина).

7. Калифорнийский тест (адаптация Н.А. Батурина, И.М. Дашкова, Н.А. Курганского).

8 Тест УСК (Е.Ф.Бажина, Е.А. Голынкина, Л.Н. Эткинд).

В исследовании проверялась следующая гипотеза: религиозность представляет собой сложное структурное целое, состоящее из ряда элементов. Религиозность включается в структуру личности как подструктура.

II РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ НИТЕРПРЕТАЦИЯ

Структура религиозности, раскрытая в модели Ч. Глока и Р. Старка, подтверждается на русскоязычной выборке. Элементы структуры взаимосвязаны, но не идентичны. Взаимосвязи элементов структуры религиозной личности приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязи элементов структуры религиозности

BD ED RPD YMCD Р

BD .58** .43** .20* .86**

ED .48** 24** 77**

RPD .65**

YMCD .50**

п - 157; * - р< 0.05; ** - р< 0.01; R - интегральный показатель религиозности; YMCD - элемент религиозной морали; RPD - элемент реализации религиозности в поведении; ED - элемент опыта в религиозной сфере; BD - элемент принятия установок веры

Таблица 2 - Взаимосвязи элементов структуры религиозности, удовлетворенности жизнью и совладания со стрессом

RWB EWB SWB K

BD .52** .18** .55** .63**

ED .55** 29** .63** .49**

RPD 47** 24** .51** .54**

YMCD 29** .18* 28** .13

Р .64** .30** .68** .67**

значительно теснее. Полученные факты имеют различные стороны интерпретации. Так, низкий структурный вес элемента моральных установок религиозной личности заставляет вернуться к вопросу о взаимосвязях шкал методики диагностики общей религиозности личности с интегральным показателем по тесту. Кроме того, возможно религиозные моральные установки, представленные в социуме, не ассоциируются испытуемыми с религиозной системой и религиозным мировоззрением. Корреляции показателей различных сторон религиозности как подструктуры с удовлетворенностью жизнью и способами борьбы со стрессорами указывают на общую закономерность и не противоречат друг другу (таблица 2). Корреляции элементов структуры религиозности с показателями социального взаимодействия, выполненный Д.М. Чумаковой, показывает их положительное влияние на семейное общение [8]. По аналогии со структурой эмоционально-волевых черт, исследованной М.В. Чумаковым, можно предположить, что религиозность имеет корреляты в пространстве психофизиологических особенностей [4]. Удовлетворенность жизнью как показатель, близкий к эмоциональной сфере и включенный в структуру религиозности, сближает понятия религиозности и эмоционально-волевой сферы личности. Корреляционный анализ религиозности с другими чертами проводился во многих исследованиях. Специфика данных, приводимых нами, состоит в том, что корреляционные связи с рефлексией как личностной чертой ранее не исследовались, а связи с интернальностью и экстер-нальностью прослеживаются не только на уровне общего показателя, но и на уровне интернально-сти в различных сферах жизни и деятельности. Корреляционные связи с калифорнийским тестом в зарубежных исследованиях приводятся значительно реже, чем связи с параметрами пятифак-торной модели личности. Эмпирические данные, полученные в нашем исследовании, приведены в таблицах 3-6.

Таблица 3 - Взаимосвязи элементов структуры религиозности и показателей методики УСК

п - 157; * - р< 0.05; ** - р< 0.01; К - индикатор совладания со стрессом с опорой на религию; - интегральный показатель удовлетворенности; EWB - показатель удовлетворенности жизнью; RWB - показатель удовлетворенности в области религии.

Элементы структуры религиозности связаны положительными корреляционными связями и представляют собой структурное целое, состоящее из дискретных элементов. Элемент, отражающий моральные установки религиозных людей, обладает меньшим структурным весом в подструктуре религиозности как многогранной черты личности. Элемент реализации религиозности в поведении, элемент опыта в религиозной сфере и э_л е м е н т п р и н я т и я ус_т а н о в о к веры связ а н ы

Ио Ид Ин Ис Ип Им Из

BD 23** -.16 -.14 -.16 -.25**

ED -.19* -.13 -.23* -.11

RPD -.14

YMCD -.14 -.14

Р 22** -.17* -.15 -.18*

EWB 41** .38** 28** .17* .35** .30** .17*

RWB -.18** -.14 -.18** -.12

SWB .13

п - 157; * - р< 0.05; ** - р< 0.01; Ио - общий показатель локуса контроля; Ид - контроль в сфере достижений; Ин - контроль в сфере неудач; Ис - контроль в сфере семейного общения; Ип - контроль в сфере производственной деятельности; Им - контроль в сфере межличностного общения; Из - контроль в сфере заботы о здоровье.

89

серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8

В результате исследования было установлено, что у испытуемых с более высокими баллами по шкалам религиозности выше экстернальный локус контроля. Этот эмпирически установленный факт, вполне вероятно, объясняется тем, что традиционные ортодоксальные конфессии предполагают зависимость человека от высших сил и беспрекословное подчинение им. Одной из задач психологии религии является изучение психологических особенностей верующих людей. Вопрос об автономии и зависимости личности с высокой степенью религиозности является предметом споров и дискуссий среди представителей данной отрасли знаний. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что религиозно ориентированная личность скорее зависима, нежели автономна. Рассматривая детско-родительские отношения, можно отметить, что экстернальность в некотором роде может положительно влиять на них, снижая частоту применения наказаний к детям.

Таблица 4 - Взаимосвязи элементов структуры религиозности и показателей рефлексии

Продолжение таблицы 5

Ро рр Рн рб Ров

BD .17* .14 .17*

ED 32** .11 24** 27**

RPD .16 .15 .10

YMCD -.11 .25**

R .25** .14 21** 22**

EWB .15 .12 .31**

RWB .13 -.10

SWB 21** 20** 27**

n - 157; * - p< 0.05; ** - p< 0.01;

Ров - рефлексивность в отношении социального взаимодействия; Рб - рефлексивность в отношении активности в будущем; Рн - рефлексивность в отношении активности в настоящем; Рр - рефлексивность в отношении прошлой активности; Ро - интегральный показатель.

Рефлексия как особенность личности по определению включает когнитивный компонент. Вместе с тем, согласно исследованиям А.В. Карпова, она включена в ансамбль личностных черт. В нашем исследовании рассматривается связь рефлексии и религиозности.

Таблица 5 - Взаимосвязь общей религиозности и удовлетворенности жизнью и параметров отношения к себе

От Св Срв Ос Самоц

R -.12 .20*

EWB .13 47** 42** .39** .16

RWB .16 .18*

SWB .25** .10 32** .12

Примечания.

п - 157; * - р< 0.05; ** - р< 0.01; От - шкала открытости методики отношения к себе; Св - шкала самоуверенности методики отношения к себе; Срв - шкала саморуководства методики отношения к себе; Ос - шкала рефлексивного отношения к себе; Самоц - с шкала ценности себя самого методики отношения к себе.

Сп Спв Вк Со Об

R

EWB .35** 26** -.30** -.38** 47**

RWB .13 -.10 -.15

SWB 24** 22** -.22* 29** 28**

п-157; * - р< 0.05; ** -р< 0.01; Сп - шкала принятия себя методики отношения к себе; Спв - шкала привязанности к себе методики отношения к себе; Вк - шкала внутренней конфликтности методики отношения к себе; Со - шкала обвинения себя методики отношения к себе; Об - интегральный показатель методики отношения к себе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворенность жизнью, отношение к себе в различных составляющих этого понятия и величина личностной религиозности непротиворечиво связаны между собой. Испытуемые с высоким показателем религиозности предполагают, что другие относятся к ним положительно, что отражено корреляционной связью с соответствующим показателем методики отношения к себе. Возможно, это объясняется механизмом, сходным с механизмом проекции, но работающим в обратном направлении. То, что испытуемые с хорошим отношением к себе самому более удовлетворены жизнью и собой, вполне естественно.

Таблица 6 - Взаимосвязи элементов структуры религиозности и факторов калифорнийского теста

Sy So Sc Py Fe

BD .18* .20* 24** 22** .23*

ED .14 29** 32**

RPD .19* -.14

YMCD .36** 29** 24**

R 28** 22** 24** 26** .21*

EWB .34** .40** .33** -.22*

RWB 26** .25** - 24** .31**

SWB .22* .37** .34** -.22* .14

п - 157; * - р< 0.05; ** - р< 0.01; Fe - феминизированность личности; Ру - психологическая направленность личности; Sc - самоконтроль личности; So - социабельность личности; Sy - социализованность личности

По синхронной направленности корреляций структурных элементов религиозности с факторами калифорнийского теста можно сказать, что эти элементы представляют собой структурное целое. В содержательном отношении увеличение баллов по тесту религиозности личности сочетается с увеличением баллов по показателям контроля своего поведения и эмоций. Эти испытуемые отличаются низкой агрессивностью и стремлением помогать другим людям, способностью учитывать в своем поведении социальные требования, желанием трудиться, ответственностью, а также невысоким уровнем притязаний.

Таблица 7 содержит сравнение двух групп испытуемых по критерию Манна-Уитни. Эти группы составляют испытуемые с высокими и низкими показателями по тесту общей религиозности личности.

90

Вестник КГУ, 2016. № 2

Таблица 7 - Сравнение контрастных групп (n=33) и (n=23)

X1 X2 U Z p

RWB 14.0 38.6 47 -5.55 .000

SWB 16.1 37.1 95 -4.75 .000

K 9.5 23.0 16 -4.13 .000

Ио 37.1 22.0 164 -3.42 .001

Ид 30.0 21.0 181 -2.08 .040

Им 30.0 20.1 156 -2.40 .020

Из 31.1 19.2 131 -2.95 .003

Sy 11.3 19.5 53 -2.24 .025

Sc 10.9 19.1 53 -2.30 .021

Ро 19.7 29.4 184 -2.31 .020

Х1 - средний ранг показателей личностных тестов в группе с низкой религиозностью; Х2 - средний ранг показателей личностных тестов в группе с высокой религиозностью

Как видно из сравнительных данных, значимые различия имеют место по всем личностным показателям, затронутым в корреляционном анализе. Четкие различия в контрастных группах позволяют предполагать наличие типов религиозных испытуемых, выделяемых подобно типам эмоционально-волевой сферы в исследованиях М.В. Чумакова [3].

заключение

Показатели религиозности положительно коррелируют с экстернальным локусом контроля, склонностью к рефлексии, адекватно высоким отношением к себе, высокой ответственностью и со-циабельностью, а также с высоким самоконтролем и низкой склонностью к конфликтам.

Религиозность является сложным структурным целым, состоящим из взаимосвязанных элементов. Религиозность включена в качестве подструктуры в структуру личности. В соответствии с принципами структурного анализа А.В. Карпова вес религиозности в рассматриваемой структуре личности наиболее велик [2].

Список литературы

1 Братусь Б. С., Инина Н. В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2011. №1. С.25-38.

2 Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М. : Институт психологии РАН, 2002. 320 с.

3. Чумаков М. В. Типы учащихся с недостатками развития эмоционально-волевой сферы // Профессиональное образование. Столица. 2005. № 10. С. 26.

4 Чумаков М. В. Психофизиологические основания волевых качеств личности //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4 С. 71-74.

5 Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности как интегральный процесс // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 104-106.

6 Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. №5 (138). С. 77-86.

7 Чумаков М. В. Личностные особенности супругов и психологические характеристики современной семьи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. №19 (278). С. 30-36.

8 Чум а ко в а Д. М. Со циально - психоло г иче ские осо-

бенности семьи и религиозность родителей //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 27 (203). С. 100-103.

9 Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы, структура и диагностика // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 42 (259). С. 111-114.

УДК 159.9 Р.В. Овчарова

Курганский государственный университет

психологические особенности женщин с нарушениями пищевого поведения

Аннотация. Пищевое поведение - ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуациях стресса, а также поведение, ориентированное на формирование образа собственного тела. У женщин с избыточным весом восприятие образа собственного тела характеризуется искажением и неудовлетворенностью; представления личности о своём реальном и идеальном «Я» существенно различаются; у них преобладают непродуктивные стратегии совладания со стрессом. Ограничительный стиль питания достоверно выше в группе женщин с нормальным весом.

Ключевые слова: пищевое поведение, нарушения пищевого поведения у женщин, психологические особенности.

R.V. Ovcharova Kurgan State University

psychological characteristics of women with eating disorders

Annotation. The eating behaviour is a valuable attitude to food and eating, the eating stereotype under ordinary conditions and in stress, and also the behaviour oriented to the creation of one's body image. in overweighed women the perception of their bodies' images are characterised by deformation and discomfort; their self-images of the real «me» and the ideal «me» differ significantly. They have mostly nonproductive coping strategies. The limitation eating style is significantly higher in a group of women with normal weight

Keywords: eating behavior, eating disorders in women, psychological characteristics.

Актуальность исследования. По сведениям ВОЗ, около 30% населения мира (примерно 1 ,7 - 1 , 9 мл рд ч ел о в е к) и м е ют и з б ыточ н у ю мас-

91

серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.