дятся на среднем уровне развития, у действующих сорудников достигают высокого уровня.
Вывод. Таким образом, профессиональная деятельность действующих сотрудников органов внутренних дел оказывает формирующее воздействие на их личностные особенности, в частности, на правосознание, мотивационные предпочтения, волевой самоконтроль, самообладание, локус контроля жизни, деятельности и межличностных отношений, адаптационные возможности.
Список литературы
1 Артемова М. В. Проблемы правового регулирования подбора, использования и профессионального обучения кадров в организации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005. 35 с.
2 Блинов А. О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом: учебное пособие для экономических колледжей и вузов. Москва : ГЕЛАН, 2001. С. 388.
3 Гончарова Н. А., Костылева И. В. Аксиологические основания надежности личности сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №2 (61). С.7-11.
4 Демина Н. В. Отбор персонала как функция кадрового менеджмента в современных организациях : автореф. дис.
. канд. социол. наук. Москва, 2011. 25 с.
5 Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. Москва: Центр, 1998. С.8.
6 Караваев А. Ф, Крук В. М, Носс И. Н. Проблемы лич-ностно-профессиональной диагностики в профессиональном отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №3 (62). С.106-113.
7 Федорова Н. В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации : учебное пособие. Москва : КНОРУС, 2005. С. 123.
References
1 Artemova M. V. problems of legal regulation of selection, use and professional training of personnel in the organization: author. dis. ... kand. the faculty of law. sciences'.M, 2005. 35 p.
2 Blinov A. O, Vasilevskaya O. V. the Art of personnel management: a textbook for economic colleges and universities. M.: GELAN, 2001. P. 388.
3 Goncharova N. A. Kostyleva I. V. Axiological bases of reliability of the personality of police officers // Psychopedagogy in law enforcement. 2015. №2 (61). S. 7-11.
4 Demina N. In. Selection of personnel as a function of personnel management in modern organizations: author. Diss. ... kand. sociology. sciences'. M., 2011. 25 p.
5 Durakova I. B. personnel Management: selection and hiring. Study of foreign experience. M.: The Centre, 1998. S. 8.
6 Karavaev A. F., Kruk V. M., Noss, I. N. The problem of personal-professional diagnostics in the professional selection of candidates on service in bodies of internal Affairs and assessing the reliability of employees // Psychopedagogy in law enforcement. 2015. №3 (62). P. 106-113.
7 Fedorova N. In., Minenkova O. Y. Management staff of the organization: textbook. M.: KNORUS, 2005. P. 123.
УДК 159.9.01 М.В. Чумаков
Курганский государственный университет, Курган
МЕТАВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В исследовании рассматривается понятие метаволевой регуляции как регуляции на основе рефлексии волевых процессов. Рассмотрены взаимосвязи между эмоциональными и волевыми процессами, эмпирически выявлены виды волевых усилий и показана их роль в метаволевой регуляции. Разработана новая технология сбора эмпирических данных о волевых усилиях - структурированный самоанализ волевых эпизодов. Показана центральная структурная позиция эмоций в процессе волевой регуляции и их значение в переходе этой регуляции на метауровень.
Ключевые слова: метаволевая регуляция, рефлексия, эмоции, воля.
M.V. Chumakov
Kurgan State University, Kurgan
METAVOLITIONAL REGULATION OF THE ACTIVITY
Abstract. In the study the concept of metavolitional regulation as a regulation on the basis of reflection of willed processes is considered. The correlation between emotional and will processes is examined, types of volitional efforts are revealed empirically and their role in metavolitional regulation is shown. New empirical data collection technology has been applied - well-structured self-analysis of volitional episodes. Emotions are shown as central structural position in the process of volitional regulation and their significance in transition of this regulation to metalevel.
Keywords: metavolitional regulation; reflection; emotions; will.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развиваются исследования волевой регуляции деятельности в ее взаимосвязях с другими сторонами регуляторного процесса, личностными особенностями, психологическими защитами, религиозностью с учетом того или иного контекста социального взаимодействия [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12]. Одним из направлений исследований в этом русле является изучение эмоционально-волевой регуляции в парадигме теории интегральных процессов, метасистемного подхода А.В. Карпова, коммуникативной методологии, разрабатываемой В.А. Мазиловым, мета-когнитивного подхода к регуляции педагогического социального взаимодействия и конфликтов М.М. Кашапова [1; 2; 3; 4].
I ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование носит аналитический характер. Эмпирический компонент исследования представлен новой технологией сбора данных - структурированным самоанализом волевых эпизодов. Цель исследования состоит в эмпирическом выявлении видов волевых усилий в зависимости от эмоционального компонента, в обосновании понятия метаволевой регуляции деятельности, в предположении некоторых механизмов этой регуляции. Роль эмоционального компонента в метаволевой регуляции деятельности не только предполагается теоретически, но и имеет эмпирическую основу.
II РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Нами разработан концепт эмоционально-волевой регуляции, понимаемой как синтетический процесс, обеспечивающий регуляцию деятельности в затрудненных и напряженных условиях, в которых эмоции занимают центральное положение. Эмоционально-волевая регуляция с этих позиций предстает как координация эмоциональных и волевых процессов в ситуации преодоления трудностей и препятствий, формирующаяся в деятельности и в социальном взаимодействии и реализующаяся в них. Для успешной регуляции необходим баланс эмоциональных и волевых компонентов системы, равновесие, обеспечивающее преодоление препятствий и поддерживающее волевые усилия. Нарушения равновесия приводит к необходимости подавлять эмоциональные состояния волевым усилием. Волевой процесс в этом случае начинает выступать в качестве антагониста по отношению к эмоциональному, регуляция деятельности затрудняется или прекращается. Другой вариант нарушения равновесия состоит в неконтролируемом, разрушительном для регуляции деятельности и социального взаимодействия поведении под влиянием эмоций. Как показали исследования волевых усилий при помощи методики структурированного самоанализа волевых эпизодов, эмоция не является внешней по отношению к волевым процессам. Эмоциональный компонент включен в саму структуру, в ткань волевого усилия, что обнаруживается при усложнении технологии исследования.
Многие психологические исследовательские процедуры, например тесты, имеют существенный методологический недостаток. Относясь к категории ретроспективных самоотчетов, они исследуют не столько реальные психологические явления, сколько их когнитивные репрезентации. Когнитивные репрезентации, как показано в ряде работ, подвержены искажениям. Например, на них влияют процессы реинтерпретации, каузальной атрибуции, ошибки памяти и т.д. Для преодоления этих негативных процессов М. Перре разработана технология изучения психологических явлений в полевых условиях [5]. Данная технология была адаптирована нами для целей исследования эмоциональных аспектов волевой регуляции.
В качестве единицы анализа взят волевой эпизод. Мы предполагаем, что процесс эмоционально-волевой регуляции может быть разбит на ряд дискретных единиц. Этой единицей является ситуация преодоления некоторой трудности, требующая применения усилия. Данная ситуация и есть волевой эпизод. Волевое усилие хорошо идентифицируется, понимается испытуемыми, имея довольно четкую представленность в субъективном пространстве. Волевой эпизод может быть и объективно структурирован. Он имеет начало, продолжается определенное время и завершается некоторым результатом. Предварительные пробы показали, что испытуемые довольно хорошо выделяют волевые эпизоды и способны их анализировать. Процедура, названная нами структурированный самоанализ волевого эпизода (ССВЭ), позволяет им делать это более точно и получать сравнимые результаты. Процедура предоставляет свободу испытуемым в определении волевого эпизода и дает возможность производить собственный анализ в текстовом формате. Таким образом, процедура сочетает структурированность, позволяющую сделать количественное сравнение испытуемых и применить статистические методы, и возможности качественного анализа.
Самоотчет проводился испытуемыми в полевых условиях непосредственно после окончания эпизода волевого усилия. Он включал в себя текстовое описание волевого эпизода, отчет по шкале К. Изарда, опроснику функционального психического состояния (ФПС) В.И. Чиркова, опроснику САН (самочуствие, активность, настроение), шкале реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Д. Ханина, субъективное представление об эффективности волевого усилия, данные о физическом самочувствии, удовлетворенности. Кроме этого, при помощи специально разработанной таблицы мы получали информацию о том, какими видами деятельности занимались испытуемые на протяжении дня и какие эмоции они испытывали при этом. Деятельность, отчет о которой давался по таблице, разбитой на тридцатиминутные интервалы, оценивалась как приятная, неприятная или эмоционально нейтральная. С помощью данной процедуры нами были собраны самоотчеты по 160 волевым эпизодам. В общей сложности система самонаблюдения ССВЭ фиксирует данные о более 20 параметрах эмоциональности. В итоге на эмпирическом уровне было установлено, что волевые усилия различаются в зависимости от характера сопровождающих их эмоций. Можно выделить две разновидности таких усилий. Во-первых, волевое усилие с преобладанием эмоций радости и интереса. Во-вторых, волевое усилие с преобладанием эмоции горя или эмоции горя в сочетании с некоторыми другими отрицательными эмоциями, например, такими как гнев, вина. Анализ эмоций, сопровождающих волевое усилие, позволяет осознать особенности собственных во-
47
левых процессов, построить стратегию регуляции с их учетом.
Эмоции поддерживают эффективные волевые усилия и блокируют неэффективные. Одновременно эмоция является непосредственным, данным в форме переживания индикатором эффективности волевого процесса, который представлен в сознании и способен вызвать к действию процессы рефлексии. В этом случае эмоционально-волевая регуляция выходит на новый уровень и становится метаволевой регуляцией. Можно не только произвольно регулировать мешающие эффективной реализации деятельности эмоциональные состояния, но и сознательно активизировать эмоцию интереса, поддерживающую волевой усилие. Осознание особенностей процесса, стимулированное эмоцией, может приводить индивида к перестройке деятельности и осуществлению ее с большим учетом потребностей, индивидуальных особенностей, ценностей, направленности личности конкретного человека. Такая перестройка будет процессом более высокого порядка, стоящим как бы «над» эмоционально-волевой регуляцией и в то же время связанным с ней посредством эмоции. Метаволевая регуляция деятельности - это процесс регуляции деятельности на основе осознания собственного волевого процесса и управления им на более высоком смысловом уровне. Помимо анализа эмоциональных компонентов волевых усилий метаволевая регуляция деятельности может осуществляться путем сознательного подчинения механизмов непроизвольного поведения целям деятельности. Это произвольное использование непроизвольного поведения. Знание механизмов функционирования произвольной и непроизвольной регуляции позволяет в этом случае включить непроизвольное поведение в стратегию достижения сознательно поставленной цели. Тем самым снижаются волевые усилия, и деятельность осуществляется более стабильно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1 Метаволевая регуляция деятельности осуществляется на основе осознания закономерностей функционирования волевых процессов и предполагает построение более сложных стратегий волевого поведения.
2 Одним из механизмов, позволяющих осуществить рефлексию волевых усилий в деятельности, являются эмоции, которые не только непосредственно включены в структуру волевого эпизода и определяют его эффективность, но и представлены в сознании субъекта в виде непосредственных переживаний.
3 Метаволевая регуляция может заключаться в сознательном включении себя в систему социального взаимодействия, которая затем поддерживает движение в нужном направлении.
4 Метаволевая регуляция предполагает про-
извольное использование непроизвольных механизмов поведения для достижения целей деятельности. Такая стратегия позволяет поддерживать стабильность деятельности в условиях преодоления трудностей и препятствий, осуществляя волевые усилия с опорой на внешние стимулы.
Список литературы
1 Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Москва : ИП РАН, 2004. 424 с.
2 Карпов А. В. Психология сознания. Метасистемный подход. Москва, 2011. 1087 с.
3 Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления. Москва, 2000. 447 с.
4 Мазилов В. А. Методология психологической науки. Ярославль, 2003. 198 с.
5 Перре М, Хорнер М, Морвал М. Как измерить стресс? Новый подход: систематическое самонаблюдение с помощью карманного компьютера / пер. М. В. Чумаков // Ярославский психологический вестник. Москва - Ярославль : Изд-во Российское психологическое общество, 2004. Вып. 12. С.95-107.
6 Чумаков М. В. Эмоциональные аспекты волевого усилия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. №5 (138). С. 77-86.
7 Чумакова Д. М. Социально-психологические особенности семьи и религиозность родителей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 27 (203). С.100-103.
8 Чумакова Д. М. Некоторые подходы к изучению религиозности личности // Вестник Университета
(Государственный университет управления). 2011. №6. С. 106-107.
9 Чумакова Д. М. Религиозность личности: основные подходы, структура и диагностика //Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 42 (259). С.111-114.
10 Чумакова Д. М. Религиозное сознание как психологический феномен // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. №2 (36). С. 116-118.
11 Чумакова Д. М. Типология испытуемых по критериям религиозности и социального взаимодействия в семье // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. №4 (38).
С. 120-123.
12 Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. Москва : Институт психологии РАН, 2013. 540 с.
References
1 KarpovA.V. Psihologia refleksivnih mehanizmov deiatelnosti.- M.: IP RAN, 2004.- 424 s.
2 Karpov A.V. Psyhologia soznania. Metasistemnyi podhod.-Moskva, 2011.- 1087s.
3 Kashapov M.M. Psyhologia professionalnogo pedagogicheskogo mishlenia.- M., 2000. 447s.
4 Mazilov V.A. Metodologia psihilogicheskoi nauki. laroslavl, 2003. 198s.
5 Perre M, Horner M., Morval M. Kak izmerit stress? Novii podhod: sistematicheskoe nabludenie s pomoshiu karmannogo kompiutera (perevog Chumakov M. V.) // Yaroslavskii psihologicheskii vestnik.- Vip. 12. Moskva - Yaroslavl: lzd-vo Rossiiskoe psihologicheskoe obshestvo, 2004.-S.95-107.
6 Chumakov M. V. Emotsionalnie aspekti volevogo usilia // Vestnik Uzno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Psihologia. 2009.№5 (138). S. 77-86.
7 Chumakova D.M. Sotsialno-psihologicheskie osobennosti semyi b religioznost roditelei // Vestnik Uzno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Psihologia. 2010.№27 (203). S.100-103.
8 Chumakova D.M. Nekotorie podhodi k izucheniu religioznosti lichnosti // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravlenia). 2011. №6. S.106'107.
9 Chumakova D.M. Religioynost lichnostiö osnovnie
podhodi, struktura i diagnostika // Vestnik Uzno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria Psihologia. 2011.№42 (259). S.111-114.
10 Chumakova D.M. Religioznoe soznanie kak psihologicheskyi fenomen // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seria Gumanitarnie nauki. 2016. № 2 (36). S. 116-118.
11 Chumakova D.M. Tipologia ispituemih po kriteriam religioznosti i sotsialnogo vzaimodeistvia v semie // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seria Gumanitarnie nauki. 2016. № 4 (38). S. 120-123
12 Shadrikov V.D. Psihologia deiatelnosty cheloveka M.: Institut psihologii RAN, 2013. 540 s.
УДК 159.9.01 Д.М. Чумакова
Курганский государственный университет, Курган
РЕЛИГИОЗНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье изучены различные подходы к изучению религиозности личности в отечественной психологии. Приведен анализ социально-психологических и общепсихологических основ религиозности личности. Рассмотрено соотношение таких понятий, как религиозная направленность личности, духовность и вера. Представлены взгляды российских психологов на классификацию форм веры и механизмы ее формирования.
Ключевые слова: религиозность личности, духовность, вера.
D.M. Chumakova
Kurgan State University, Kurgan
PERSONALITY'S RELIGIOSITY IN THE CONTEXT OF RUSSIAN PSYCHOLOGY
Abstract. The article explores various approaches to the study of the religiosity of the individual in domestic psychology. The analysis of the socio-psychological and general psychological foundations of the religiosity of the individual is given. The correlation of such concepts as a person's religious orientation, spirituality and faith is considered. The views of Russian psychologists on the classification of forms of faith and the mechanisms of its formation are presented.
Keywords: religiosity of a personality, spirituality,
faith.
ВВЕДЕНИЕ
Традиция исследования религиозности личности в отечественной психологии прослеживается в трудах многих известных психологов. Следует отметить, что психология религии в нашей стране начала активно развиваться сравни-
тельно недавно. В советское время эта отрасль психологической науки подвергалась чрезмерной идеологизации и политизации, что сказывалось на объективности научных исследований. В наше время российская психология религии представлена различными подходами к религиозности личности и отражает широкий спектр взглядов на данный феномен.
I ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование предполагает теоретический анализ различных подходов к религиозности личности, представленных в трудах отечественных ученых. Анализ литературы позволил констатировать тот факт, что на сегодняшний день в России существуют различные взгляды на психологические особенности личности верующего, отражающие ее многогранность и неоднозначность [6]. Постановка проблемы изучения религиозности личности опирается на общенаучную и психологическую методологию. Феномен религиозности личности рассматривается как самостоятельное психическое явление. Однако же исследователи относят ее к разным сторонам психической жизни: к одному из структурных компонентов личности, к чувствам или отношениям и т.д. Наряду с понятием религиозности личности используются понятия веры и духовности. Данное исследование осуществляется с позиции теоретической психологии и направлено на осмысление такого понятия, как религиозность личности, а также на обозначение методологических ориентиров его дальнейшего изучения.
II РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В своем подходе Д.Н. Угринович анализирует религию и религиозность с марксистских позиций. По его мнению, истоки религиозности лежат в сфере социальных отношений. Поэтому он подчеркивает важность и первостепенность социально-психологического анализа для понимания сущности религии и становления религиозности личности. Кроме этого, как подчеркивает Д.Н. Угринович, необходимо исследовать социально-психологические особенности сформированной религиозной личности, ее мотивы, ценности, особенности сознания и поведения. Он высказывает предположение о наличии различных типов верующих в зависимости от их социально-психологических особенностей и ценностей, а также различных типов семей в зависимости от религиозности ее членов. По этому критерию автор выделяет полностью религиозные семьи, частично религиозные, полностью нерелигиозные семьи. Констатируя первостепенное значение социальной психологии для понимания феномена религиозности личности, Д.Н. Угринович подчеркивает значимость микросреды в процессе ее становления. Как и ряд других авторов, он акцентирует внимание на значении семьи в генезисе религиозности личности. В своем подходе
49