Научная статья на тему 'Эмоционально-нравственный потенциал менеджера как ключевая характеристика профессиональной деятельности менеджера'

Эмоционально-нравственный потенциал менеджера как ключевая характеристика профессиональной деятельности менеджера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потенциал личности / эмоции / нравственность / эмоционально-нравственные проявления в профессиональной деятельности менеджера / эмоционально-нравственный потенциал менеджера / Potential of personality / emotions / moral / emotional and mental manifestations in the profes-sional manager / emotional and moral potential of the manager

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Н. В.

Рассматривается сущность эмоционально-нравственного потенциала ме-неджера как одного из видов потенциала лич-ности. Показывается роль эмоционально-нравственного потенциала в контексте про-фессиональной деятельности менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence of the emo-tional and moral potential of the manager as one of the types of personal potential. The role of emo-tional and moral potential in the context of profes-sional activity manager is shown.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-нравственный потенциал менеджера как ключевая характеристика профессиональной деятельности менеджера»

УДК 658 ББК 65.290-2

ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖЕРА КАК КЛЮЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Попова Н. В.

Аннотация. Рассматривается сущность эмоционально-нравственного потенциала менеджера как одного из видов потенциала личности. Показывается роль эмоциональнонравственного потенциала в контексте профессиональной деятельности менеджера.

The article deals with the essence of the emotional and moral potential of the manager as one of the types ofpersonal potential. The role of emotional and moral potential in the context of professional activity manager is shown.

Ключевые слова: потенциал личности, эмоции, нравственность, эмоциональнонравственные проявления в профессиональной деятельности менеджера, эмоциональнонравственный потенциал менеджера.

Potential of personality, emotions, moral, emotional and mental manifestations in the professional manager, emotional and moral potential of the manager.

Сложный и многофункциональный характер деятельности менеджера обусловливает необходимость владения способами решения различного рода профессиональных задач. Успешность осуществления управленческой деятельности находится в прямой зависимости от ряда психологических качеств менеджеров, которые определяют его эмоционально-нравственное состояние. Среди таких качеств на передний план сегодня выдвигается эмоциональнонравственный потенциал менеджера. В соответствии с этим в статье мы раскроем сущность эмоционально-нравственного потенциала менеджера как одной из ключевых характеристик его профессиональной деятельности.

Мы исходим из понимания эмоциональнонравственного потенциала как частного контента более общей категории «потенциал личности», который определяется задатками, способностями, потребностями, ценностными установками, наклонностями, неактуализирован-ными возможностями, творческими импульса-

ми, потребностями в познании себя и своего окружения. Потенциал личности также связан с процессами: актуализации, раскрытия, воплощения, восхождение к самому себе, стремлением «выйти за свои рамки», самовыражения, самоутверждения, самореализации.

Как один из видов потенциала личности эмоционально-нравственный потенциал менеджера раскрывается сквозь призму эмоционально-нравственных проявлений его профессиональной деятельности. В этой связи определимся сначала с понятиями «эмоция» и «нравственность».

Этимологически термин «эмоция» обозначает переживание (происходит от латинского слова «етоша» и в переводе означает «волновать»). В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. В научной литературе существует многообразие точек зрения по поводу определения терминами «эмоция». По определению П. В. Симонова, эмоция есть психическое отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект оценивает, непроизвольно и зачастую неосознанно сопоставляя достижение цели с информацией, поступившей в данный момент [11, с. 9]. Подобная позиция в определении эмоции человека характерна П. К. Анохину, Л. И. Божович, А. В. Запорожцу и др.

Я. Л. Коломенский определяет эмоции как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций [5, с. 38]. Перекликается с данным утверждением точка зрения Г. М. Бреслава об эмоциях как универсальном механизме выделения актуального в пространстве и времени [3, с. 144]. Особый интерес представляет позиция Б. И. Додо-нова, который трактует эмоции как оценки, способные одновременно выступать и в роли ценностей [4, с. 14].

В зарубежной литературе выделяются два

основных направления исследования эмоциональной жизни человека: когнитивное и мотивационное. Сторонники когнитивной теории эмоций (M. B. Arnold, R. S. Lazaurus, S. Schah-ter, Y. L. Singer и др.) исходят из положения о том, что у человека как рационального существа когнитивные процессы контролируют и замещают эмоции. Они подчеркивают, что эмоции в основном дезорганизуют деятельность человека, они подчинены познавательным процессам и детерминированы ими, и именно когнитивные процессы тем или иным образом организуют эмоции.

Представители мотивационной теории эмоций (H. Dahl, Y. S. Klein, D. Rapaport, E. Y. Schachtel, R. W. Seeper и др.) рассматривают эмоции как побудительные силы всей психической деятельности, которые направляют и регулируют ее, организуют когнитивные процессы и поведение, развиваются в онтогенезе. Указанные авторы полагают, что эмоции являются таким же обязательным средством познания действительности, как и мышление. Ими отмечается, что эмоциональные явления имеют строгую иерархическую организацию от наиболее интенсивных к умеренным.

Указанные направления в изучении эмоционально-чувственной сферы человека указывают на разнообразие подходов при рассмотрении проблемы эмоций. В нашем случае изучение эмоций осуществлялось в аксиологическом аспекте, который позволяет определять эмоции как ценность личности, представляющую взаимосвязь когнитивного и мотивационного компонентов эмоциональных переживаний.

Анализ работ, посвященных эмоционально-нравственному развитию личности, показал, что в отечественной литературе эмоции и чувства изучаются с различных точек зрения. Например, П. К. Анохин, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Х. Г. Шингаров, П. М. Якобсон исследуют сущность и особенности эмоций и чувств как психических процессов. Роль эмоций и чувств в общей системе развития личности, ее ценностных установок, мотивации и социальных ориентаций установлена в работах

В. Г. Асеева, Л. И. Божович, Б. И. Додонова, А. Г. Ковалева, В. Н. Куликова, Д. Н. Узнадзе и др. Анализу особенностей «высших чувств», присущих личности (интеллектуальных, нравственных, эстетических), посвящены публика-

ции А. Г. Ковалева, А. М. Матюшкина, О. К. Тихомирова, А. Я. Чебыкина, П. М. Якобсона и др. Наконец, взаимосвязь чувств с различными видами деятельности личности (эстетической, познавательной, трудовой) освещается Л. И. Божович, О. В. Дашкевичем, К. Д. Радиной, С. Л. Рубинштейном, Г. И. Щукиной и др.

По мнению П. К. Анохина, решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма [1].

А. Н. Леонтьев подчеркивает, что сами по себе эмоции не являются психическим отражением непосредственно самой предметной деятельности, они отражают рациональную оценку субъектом действительности [6].

Этой же точки зрения придерживались и Г. Х. Шингаров, П. М. Якобсон, выдвигающие положение о том, что эмоции представляют собой субъективную форму существования потребностей (мотивов), обусловленных особенностями той ситуации, которая их вызвала. Г. Х. Шингаров отмечал, что сущностью эмоции являются единство внутренних субъективных переживаний и внешне проявляющихся физиологических реакций. Эмоции опосредуют специфическими психическими закономерностями реакции человека на внешние воздействия [13].

По мнению А. В. Запорожца и Я. З. Неве-рович, эмоция представляет собой «особую форму отражения субъектом действительности» [10]. П. В. Симонов в своей информационной теории делает акцент на ситуативном характере эмоций. По мнению автора, они возникают при дефиците информации и выполняют разные функции: оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную [11].

Общие особенности эмоций, их роль в организации поведения личности, в определении

ее социально-типичного и индивидуальносвоеобразного облика раскрывается Б. И. До-доновым. Автор отказывается от показа полифункциональности эмоций в пользу двух, основных по его мнению, функций: как оценок, отражающих ценности реального мира, и как самодовлеющих ценностей. Оценочная функция эмоций соотносится с мышлением, чтобы подчеркнуть глубинное их родство. В эмоциях раскрываются ценностные, в мышлении сущностные качества предметов и явлений окружающей действительности. В эволюционном плане эмоции выступают своеобразной пред-формой мышления [4].

При определении эмоциональнонравственного потенциала мы исходили из принятой в психологии точки зрения о том, что эмоции и чувства определяют основу нравственного развития личности. В ряде исследований выявлено влияние эмоций на нравственное развитие личности (Л. И. Божович, Т. В. Драгу-нова, Н. Д. Левитов, Л. И. Анцыферова); определен психологический механизм взаимодействия эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Рувинский, П. М. Якобсон и др.); изучены эмоциональные показатели эффективности педагогических воздействий (Л. М. Аболин, Г. М. Бреслав и др.).

Нравственное развитие, по мнению В. А. Токаревой, осуществляется на протяжении всего жизненного пути личности. Каждому этапу индивидуального нравственного развития характерна своя мера преобразования моральных социальных требований в свои собственные. Проявляющиеся при этом индивидуальные различия в этом преобразовании обусловливаются особенностями индивидуального бытия личности и ее психологических особенностей [12, с. 42].

А. Е. Ольшанникова определяет нравственное развитие личности как результат усвоения и реализации в поступках общественных норм отношений к труду, к окружающим людям, к самому себе. При этом нравственное развитие личности осуществляется не только за счет знания нравственных понятий. Важное значение, по мнению автора, здесь имеет превращение известных моральных положений в переживаемые, вызывающие положительное отношение. Автор утверждает: «только то, что нашло соответствующий эмоциональный от-

ЧИППКРО

клик, эмоциональное приятие и постепенно сложилось в систему потребностей, стремлений, в систему ценностей и, наконец, убеждений личности, становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения в целом» [9, с. 35].

Серьезный вклад в разработку психологических механизмов нравственного развития личности внесла теория отношений В. Н. Мя-сищева. В соответствии с этой теорией личность, включенная в систему общественных отношений, постепенно усваивает господствующие здесь отношения к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду. В результате последние становятся собственными отношениями личности к окружающей ее действительности [8].

Л. И. Божович считает, что нравственное развитие личности не является изолированным процессом, оно тесно связано с социальным и психическим развитием личности. При этом автор называет две точки зрения на понимание процесса формирования нравственных норм поведения: как результата интериоризации

внешне заданных форм мышления и поведения и их превращения во внутренние психические процессы; как последовательное и закономерное превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные [2].

Механизм осуществления таких процессов и приводящий к становлению личностных ценностей в психологической литературе рассматривается через понятие интериоризации личностью социальных ценностей. Д. А. Леонтьев доказывает, что не все социальные ценности (пусть даже и принимаемые человеком в качестве таковых) реально могут стать его личностными ценностями. Главным условие такого преобразования должно стать практическое включение человека в коллективную деятельность, направленную на реализацию такой ценности. Опосредующим фактором здесь выступает система ценностей «референтной для индивида группы». Автор подчеркивает, что первоначально «единственной референтной группой», опосредующих усвоение социальных ценностей, является для человека семья. В дальнейшем особое значение приобретает общение со своим окружением. При этом в зависимости от того, какая малая группа является

«референтной» для человека, ее ценности могут выступать катализатором или барьером к усвоению социальных ценностей [6].

По мнению отечественных психологов (Л. И. Божович, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. Е. Ольшанникова, В. А. Токарева и др.), в качестве основных показателей нравственной зрелости личности являются:

— готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственное решение;

— устойчивость нравственных качеств, которая проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации;

— проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события;

— возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков и действий.

Что касается современных сложных социально-экономических условий, что среди наиболее значимых результатов нравственного становления личности многими авторами называются: «заземленность» желаний и мечты, приобретающих прагматический характер; отсутствие стремления поступать в соответствии с принципами, склонность приспосабливаться к обстоятельствам; прагматическое представление о будущем, о перспективах своего развития; отсутствие выраженности в ценностных ориентациях таких личностных качеств, как стремление принести пользу обществу и людям, бескорыстие, направленности на взаимопомощь.

Обусловливается такое положение тем, что условия, в которых происходит нравственное становление личности, характеризуются утратой традиционной системы ценностей и приводят к развитию цинизма, агрессивного отношения к окружающим, чрезмерного честолюбия, ориентации на внешний успех и т.п.

Среди ценностей, особенно депривирован-ных при разрушении прежнего социального строя выступают ценности значимости жизни, ее осмысленности, справедливости, понятно-

сти, правды, порядка, красоты (особенно красоты человеческих отношений). В силу цельности и взаимосвязи высших мотивов при депривации отдельной их группы оказываются депри-вированными и все остальные ценности.

Эти выводы являются особенно ценными с точки зрения проблемы, освещаемой в нашей статье. При выявлении факторов формирования эмоционально-нравственного потенциала менеджеров мы должны учесть эти особенности, существенно влияющие на становление нравственной составляющей потенциала.

Таким образом, анализ психологической литературы показал, что взгляды на проблему нравственного развития отечественных психологов опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности. При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе и специфики уровней нравственного развития позволят организовать эффективную систему целенаправленного педагогического воздействия, которое обеспечит достижение высокого уровня нравственного развития будущих менеджеров, и как следствие развитие их эмоционально-нравственного потенциала.

Итак, эмоциональность и нравственность являются отличительными особенностями рассматриваемого нами потенциала. Причем эмоциональность является чертой характера и психологическим свойством человека. Она образует особенность его темперамента, проявляющегося в частоте и интенсивности возникающих у человека в процессе деятельности и общения с людьми разнообразных эмоций, а также в их влиянии на психику человека. Нравственность

- это проявление в практической деятельности и общении человека его духовной направленности, отношения к людям и окружающей действительности, основанных на внутренне принятых, отрефлексированных ценностях, выработанных человечеством.

Поскольку для менеджера важным фактором его саморазвития выступает его профессиональная деятельность, то имеет смысл эмоционально-нравственный потенциал рассмат-

ривать сквозь призму его профессиональной деятельности.

Анализ публикаций показывает, что профессиональная деятельность менеджеров является специфическим видом трудовой деятельности, обособившейся под влиянием разделения и кооперации труда в условиях развивающихся рыночных отношений. В содержательном плане эта деятельность является управленческим трудом, так как направлена на решение вполне конкретных целей и задач организации или учреждения различных отраслей народного хозяйства.

На основе анализа решения менеджерами целей и задач организации в ряде исследований были выделены особенности их профессиональной деятельности Б. Н. Герасимовым, В. Г. Зиновым, Л. С. Зникиной, А. М. Зобовым, Р. В. Жариковым, А. В. Кореньковым, Р. Л. Кричев-ским, Ю. В. Чуриковым, Э. А. Уткиным и др.

В исследованиях данных авторов отмечается высокая интенсивность профессиональной деятельности менеджеров; большое количество профессиональных действий, осуществляемых менеджеров; частые внешние вмешательства; широкая сеть контактов, выходящих за пределы рабочей группы; преобладание речевого взаимодействия с окружающими людьми. Кроме того, исследователи отмечают существование ряда тенденций, которые отличают профессиональную деятельность менеджеров. Речь, в частности, идет о доминировании социальнопсихологических и личностных компонентов деятельности над рационально-

прагматическими аспектами управления; об осуществлении непрерывного общения, направленного на передачу управленческой информации, получение и обработку обратной связи.

Ряд авторов ставят акцент на значимости личностных аспектов профессиональной деятельности менеджера, его профессиональноличностном развитии, формировании профессиональных значимых характеристик. Также отмечается, что система профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров, обучение его применению технологий, общению как в рамках профессиональной деятельности, так и за ее пределами, умение организовывать взаимодействие и т.п. раскрывается через знание общекультурных и специфических аспектов профессиональной культуры менед-

ЧИППКРО

жера.

Среди отличительных особенностей профессиональной деятельности менеджера можно также назвать: многообразие и многовариантность решений управленческих задач; влияние многообразных внешних и внутренних условий на развитие производственной системы; сопряженность управленческих задач с неполнотой условий из-за трудностей в получении полной, достоверной и своевременной информации; ограниченность во времени в процессе принятия управленческого решения; взаимозависимость решений; тяжесть последствий управленческих ошибок.

Итак, профессиональная деятельность менеджера является специфическим видом работы, носит управленческий характер и сориентирована на решение конкретных задач учреждения или организации. Труд менеджеров является организационно-управленческим и представляет собой комплекс систематических и целенаправленных действий по организации и координации деятельности подчиненных. К основным выполняемым менеджером функций относятся: служебно-коммуникационные, распорядительные, координационные, контрольнооценочные и т.д. Менеджер наделен определенными полномочиями в принятии решений по вполне конкретному кругу вопросов и несет всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.

Указанные особенности и характер профессиональной деятельности менеджера, а также обозначенные теоретические подходы к определению эмоциональности и нравственности личности дают нам возможность определить содержание понятия «эмоциональнонравственный потенциал менеджера».

Под эмоционально-нравственным потенциалом менеджера будем мы понимаем целостную развивающуюся систему эмоциональнонравственных характеристик личности, которая обеспечивает саморазвитие менеджера в процессе его управленческой деятельности.

Учитывая особенности профессиональной деятельности менеджера, в структуре эмоционально-нравственного потенциала мы выделяем три компонента: личностный, межличностный и управленческий (профессиональный). Данные компоненты выступают в роли критериев развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера. Для каждого

из указанных критериев мы определили соответствующие совокупности показателей. Так, для личностного критерия показателями выступают: самоуважение менеджера, его эмоциональное самосознание, ассертивность и ценностные ориентации. Межличностный критерий определяется тремя показателями: эмпатией, социальной ответственностью и межличностными отношениями. Управленческий

(профессиональный) критерий раскрывается следующим набором показателей: знания, умения, способности, мотивы.

Все компоненты эмоционально-

нравственного потенциала менеджера взаимосвязаны между собой. Это хорошо отражено на схеме (рис). Иерархичность компонентов эмоционально-нравственного потенциала проявляется в том, что ведущим компонентом здесь выступает ценностные ориентации будущего менеджера, который обусловливает развитие всех остальных.

Характеристики системы дополнительного профессионального образования, направленной на потенциал менеджеров, могут быть различными: повышение (В. С. Долгунов и др.), раскрытие, помощь в проявлении (И. Т. Фролов и др.), актуализация (З. В. Хохрина и др.), формирование (Н. М. Мельник и др.), освобождение (П. Вайцвейг и др.), активизация (О. В. Трескина и др.). Мы остановились на развитии, так как именно это понятие наиболее точно отражает особенности потенциала как личностной структуру менеджера, некой силы и энергии, дающей возможность совершенствования и саморазвития человека.

Исходя из исследований А. А. Деркача, И. П. Лотовой, В. Н. Маркова, И. А. Митина, Г.

С. Михайлова, Е. Б. Перелыгиной, Л. А. Степновой, С. Н. Толстова и др., под развитием эмоционально-нравственного потенциала будем понимать непрерывный процесс изменения ресурсных возможностей менеджера (в аспекте эмоционально-нравственной сферы), обусловленный диалектическим противоречием между его скрытым и явным субпотенциалами.

Таким образом, в данной статье нами определены сущность и структура эмоциональнонравственного потенциала менеджера. Показана роль эмоционально-нравственного потенциала менеджера в контексте его профессиональной деятельности.

Литература

1. Анохин, П. К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы [Текст] / П. К. Анохин // Вестник АМН СССР. -1965. - № 6. - С. 10-18.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; вступит. статья Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

3. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Г. М. Бреслав. - М. : Смысл : Академия, 2006. - 544 с.

4. Додонов, Б. И. В мире эмоций [Текст] / Б. И. Додонов ; науч. ред. Я. Л. Коломинский. -Киев : Политиздат, 1987. - 140 с.

5. Коломенский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. - М., 1988. -190 с.

6. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики: избр. психол. тр. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ун-т : МОДЭК, 1999. - 410 с.

7. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетер-минации [Текст] / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - Вып. 1 ; под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2002. - С. 56-65.

8. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. - М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии : МОДЭК, 1998. - 362 с.

9. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] / А. Е. Ольшанникова. - М. : Знание, 1983. - 80 с.

10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] : психол. исслед. / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и др. ; под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. - М. : Педагогика, 1986. - 172 с.

11. Симонов, П. В. Психофизиология эмоции [Текст] / П. В. Симонов. - М. : ММИ, 1990.

- 22 с.

12. Токарева, В. А. Психология нравственного развития личности студента [Текст] / В. А. Токарева ; Ташк. гос. ун-т им. В. И. Ленина. -Ташкент : Фан, 1989. - 152 с.

13. Шингаров, Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности [Текст] / Г. Х. Шингаров ; Ин-т философии АН СССР. -М. : Наука, 1971. - 223 с.

Рис. Структура эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.