Научная статья на тему 'Движущие силы развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера'

Движущие силы развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ЭМОЦИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ / АКТУАЛЬНОЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Наталья Валерьевна, Резанович Ирина Викторовна

Раскрывается сущностная сторона процесса развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера. Обосновывается ведущая роль потенциального и актуального в развитии эмоционально-нравственного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движущие силы развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера»

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 36

Попова Наталья Валерьевна

Старший преподаватель кафедры общеобразовательные дисциплины Южно-Уральского государственного университет, ivr@ifsusu.ru, Челябинск

Резанович Ирина Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, ivr@ifsusu.ru, Челябинск

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА

Popova Natalja Valerievna

Chair for General Subjects South Ural State University, ivr@ifsusu.ru, Chelaybinsk

Rezanovich Irina Viktorovna

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of «HR Management» Chair, ivr@ifsusu.ru, Chelaybinsk

DRIVING FORCES OF FUTURE MANAGER'S EMOTIONALLY-MORAL POTENTIAL DEVELOPMENT

В последние годы получил достаточно убедительное обоснование факт, что успешность осуществления менеджером управленческой деятельности находится в прямой зависимости от ряда его психологических качеств, которые определяют его эмоционально-нравственное состояние. Это обстоятельство указывает на необходимость развития эмоционально-нравственного потенциала будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки. В этой связи особый научный интерес представляет вопрос о движущих силах развития эмоционально-нравственного потенциала.

Мы исходим из понимания эмоционально-нравственного потенциала как частного контента более общей категории «потенциал личности», который определяется задатками, способностями, потребностями, ценностными установками, наклонностями, неактуализированными возможностями, творческими импульсами, потребностями в познании себя и своего окружения. Потенциал личности также связан с процессами: актуализации, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремления «выйти за свои рамки», самовыражения, самоутверждения, самореализации.

Полагаем, что потенциал личности позволяет человеку адаптироваться к разнообразным условиям образовательной среды, а также обеспечивает ста-

бильно высокую эффективность учебной, профессиональной и иной деятельности. Потенциал личности, реализуемый в учебной и трудовой деятельности, отражает способности человека, его личностные и профессиональные качества. При этом потенциал личности является базой для освоения новых видов труда. Этот вывод является особенно ценным с точки зрения освещаемой в статье проблемы. Развитие личностного потенциала будущего менеджера является необходимым условием его успешной профессиональной самореализации.

В научной литературе исследуются различные виды потенциала личности: творческий, духовно-творческий, художественно-творческий, интеллектуальный, аксиологический, духовно-нравственный, коммуникативный, управленческий, инновационный, акмеологический, карьерного роста и т. д. Нами было установлено, что все виды потенциала личности раскрываются через систему его ключевых характеристик, с помощью которых достигается возможность оценки явных и скрытых состояний потенциала.

В качестве базовых характеристик потенциалов авторами выделяются: направленность потенциала (сфера активности личности, в которой она обладает наибольшими возможностями); диапазон реализации потенциала (возможность достижения успеха в ряде смежных областей деятельности); интенсивность потенциала (числовая оценка возможностей личности в той или иной сфере реализации потенциала, связанная с желанием направить именно в эту сферу максимум своих ресурсов); востребованность потенциала (культурноисторическая и социально-личностная характеристика, отражающая популярность содержания потенциала для социума); подвижность потенциала (способность переключать свой потенциал на решение конкретных актуальных задач); концентрация потенциала (способность к произвольности реализации потенциала, основной путь достижения высокого уровня его интенсивности); восстанавливаемость потенциала (возможность возобновления ресурсов, накопления их при необходимости).

Данные характеристики позволяют количественно и качественно диагностировать состояние потенциала, с целью выявления реализованных и нереализованных возможностей человека, управлять эффективностью использования потенциала в деятельности.

При определении эмоционально-нравственного потенциала мы исходили из принятой в психологии точки зрения о том, что эмоции и чувства определяют основу нравственного развития личности. В ряде исследований выявлено влияние эмоций на нравственное развитие личности (Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, Н. Д. Левитов, Л. И. Анцыферова); определен психологический механизм взаимодействия эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Рувинский, П. М. Якобсон и др.).

Взгляды отечественных психологов на проблему нравственного развития опираются на представление о том, что оно не является изолированным процессом, а органично включено в целостное психическое и социальное развитие личности. При этом на каждом возрастном этапе особое значение приобретают

те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы личностного развития. Знание и учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе и специфики уровней нравственного развития позволят организовать эффективную систему целенаправленного педагогического воздействия, которое обеспечит достижение высокого уровня нравственного развития будущих менеджеров, и как следствие развитие их эмоционально-нравственного потенциала.

Отличительными особенностями рассматриваемого вида потенциала являются эмоциональность и нравственность. Эмоциональность является чертой характера и психологическим свойством человека. Она образует особенность его темперамента, проявляющегося в частоте и интенсивности возникающих у человека в процессе деятельности и общения с людьми разнообразных эмоций, а также в их влиянии на психику человека. Нравственность - это проявление в практической деятельности и общении человека его духовной направленности, отношения к людям и окружающей действительности, основанных на внутренне принятых, отрефлексированных ценностях, выработанных человечеством.

В данной статье эмоционально-нравственный потенциал будущего менеджера рассматривается как развивающаяся система эмоционально-нравственных характеристик личности, которая обеспечивает его саморазвитие в процессе управленческой деятельности. Поскольку для менеджера важным фактором его саморазвития выступает его профессиональная деятельность, то имеет смысл эмоционально-нравственный потенциал рассматривать сквозь призму его профессиональной деятельности.

Исследование вопроса о движущих силах развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера обусловливает необходимость изучение структуры самого потенциала.

При определении структуры эмоционально-нравственного потенциала будущих менеджеров мы опирались на сложившиеся в отечественной психологии представления о соотношении потенциального и актуального. Данные вопросы на примере развития способностей исследовались Т. И. Артемьевой, в сфере мотивации - В. Г. Асеевым, в области формирования потребностей И. А. Джиадарьяном.

В частности, отмечалось, что развитие личности происходит одновременно и в сфере актуального и потенциального, причем сфера потенциального относится как к «стартовым условиям развития», так и служит основой детерминации развития личности, источником смыслообразования и временной перспективы [4].

Потенциальное и актуальное, существующие в единстве, позволяют учесть не только влияние социальных условий для развития личности, но и ее потенциальные характеристики (в том числе и природные особенности), которые по тем или иным причинам еще не проявились. Сфера потенциального выполняет детерминирующую роль в развитии личности. По словам Л. С. Выготского, потенциальное - это та зона, в которую личность вступает, превращая ее в акту-

альную, это «зона ближайшего развития», видимая человеком уже издалека и намечаемая им в качестве цели развития и самосовершенствования [2].

По существу, сфера потенциального, даже не став еще актуальной, выполняет стимулирующую функцию в развитии личности. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человек, как личность, характеризуется не только тем, что он есть, но и тем, чем он хочет стать, к чему активно стремится [4].

Данное положение указывает на движущую роль потенциального в развитии эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера. Исследование вопроса о взаимодействии актуального и потенциального позволяет вплотную подойти к изучению психологического механизма протекания процесса развития эмоционально-нравственного потенциала.

Следует отметить, что проблема взаимосвязи потенциального и актуального затрагивалась в работах А. Г. Маслоу. Он говорит о самоактуализации личности и определяет ее как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.», как процесс самореализации человеческих потенций [3, с. 152].

Исходя из вышеуказанного, можно утверждать, что потенциальные и актуальные особенности будущего менеджера представляют собой две стороны развития его личности. Причем такое развитие выступает как диалектический переход потенциального в актуального и актуального в потенциальное. Обе стороны единого процесса развития эмоционально-нравственного потенциала взаимопревращаются, меняются местами, постоянно «сменяют» себя в этом процессе. При этом именно потенциальное представляет собой материальные предпосылки появления новых актуальных свойств и характеристик личности менеджера. Такое взаимопревращение как раз и отражает механизм развития эмоционально-нравственного потенциала.

Итак, в наиболее общем плане в структуре эмоционально-нравственного потенциала можно выделить актуальное и потенциальное. Причем к сфере потенциального Л. И. Анцыферова относит: способности, присущие человеку; особенности как индивида; социальные возможности, которые могут быть использованы личностью для своего развития. К сфере актуального она относит: качественно преобразованное потенциальное; внешнее проявление реально функционирующего [1].

По существу, речь идет о том, что сфера актуального отражает явные возможности (или ресурсы) менеджера, имеющиеся в его распоряжении. Сфера потенциального характеризует скрытые, еще не реализованные (по каким-то причинам) возможности (ресурсы, потенции), которые могут при определенных условиях перейти в разряд актуальной сферы. Можно заключить, что эмоционально-нравственный потенциал будущего менеджера представляет собой единство двух субпотенциалов: реализованного и нереализованного.

Реализованный потенциал отражает опыт управленческой деятельности менеджера, которые проявляется в его актуальных знаниях, умениях и способностях. Нереализованный потенциал определяется ценностно-смысловой структурой личности менеджера и характеризует направление развития эмоционально-нравственного потенциала в целом. Актуальный опыт управленчес-

кой деятельности менеджера и ценностно-смысловая структура его личности находятся в диалектическом взаимодействии. Исследования последних лет показывают, что такое взаимодействие носит противоречивый характер. Другими словами, реализованный и нереализованный субпотенциалы находятся в диалектическом противоречии. Исходя из этого, можно вести речь о развитии эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера. Причем движущей силой такого развития выступает именно противоречие между опытом управленческой деятельности менеджера и ценностно-смысловой структурой его личности.

Учитывая особенности профессиональной деятельности менеджера в структуре эмоционально-нравственного потенциала (как единства реализованного и нереализованого субпотенциалов), мы выделяем три компонента: личностный, межличностный и управленческий (профессиональный). Данные компоненты выступают в роли критериев развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера.

В схематическом виде структура эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера приведена на рисунке.

Явный

субпотенциал

______1Л______

Скрытый

субпотенциал

Структура эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера

Для каждого из указанных критериев нами определены соответствующие совокупности показателей. Так, для личностного критерия показателями выступают: самоуважение менеджера, его эмоциональное самосознание, ассертив-ность и ценностные ориентации. Межличностный критерий определяются тремя показателями: эмпатией, социальной ответственностью и межличност-

ными отношениями. Управленческий (профессиональный) критерий раскрывается следующим набором показателей: знания, умения, способности, мотивы.

Исходя из исследований А. А. Деркача, И. П. Лотовой, В. Н. Маркова, И. А. Митина, Г. С. Михайлова, Е. Б. Перелыгиной, Л. А. Степновой, С. Н. Толстова и др., под развитием эмоционально-нравственного потенциала мы понимаем непрерывный процесс изменения ресурсных возможностей будущего менеджера (в аспекте эмоционально-нравственной сферы), обусловленный разрешением диалектического противоречия между его явным (реализованным) и скрытым (нереализованным) субпотенциалами.

Все компоненты эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера взаимосвязаны между собой. Это наглядно отражено в приведенной выше схеме. Иерархичность компонентов эмоционально-нравственного потенциала проявляется в том, что ведущим компонентом здесь выступают ценностные ориентации будущего менеджера, которые обусловливают развитие всех остальных.

Последнее обстоятельство указывает на то, что в качестве еще одной движущей силы развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера являются его ценностно-смысловые установки. Именно они обусловливают характер и направление изменения основных критериев эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера.

Таким образом, исходя из анализа сложившихся в научной литературе подходов к определению понятий «потенциал», «потенциал личности», «эмоциональность», «нравственность», а также учитывая особенности профессиональной деятельности менеджера, в статье определено понятие «эмоционально-нравственный потенциал будущего менеджера». В качестве основных составляющих эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера рассмотрены его явная и скрытая составляющие. В соответствии с особенностями управленческой деятельности менеджера выделены компоненты эмоциональнонравственного потенциала. Опираясь на исследования в области формирования и развития потенциала человека, мы определили сущность и движущие силы развития эмоционально-нравственного потенциала будущего менеджера.

Библиографический список

1. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии [Текст] / Л. И. Анцыферова; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - 413 с.

2. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Смысл: Эксмо, 2006. - 1134 с.

3. Мескон, М. X. Основы менеджмента [Текст] / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. С англ. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1998. - 705 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.