Научная статья на тему 'Эмоционально-личностные особенности младших школьников, чрезмерно увлеченных компьютерными играми'

Эмоционально-личностные особенности младших школьников, чрезмерно увлеченных компьютерными играми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / COMPUTER GAMES / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костяк Т.В.

В статье представлены результаты сравнительного исследования тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста, не увлеченных и чрезмерно увлеченных компьютерными играми. Результаты исследования говорят о том, что у детей, увлеченных компьютерными играми, выше уровень школьной тревожности, который затрудняет их включение в школьную жизнь, мешает самопредъявлению и реализации потребности в успехе, а высокая напряженность в отношениях с учителями снижает успешность обучения. Для детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, характерны более низкие показатели самооценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WHO ARE OVERLY PASSIONATE ABOUT COMPUTER GAMES

The article presents the results of a comparative study of anxiety and self-esteem in primary school children who are overly passionate about computer games and those who are not. The results of the empirical research suggest that compared to their peers, children who are passionate about computer games have a higher level of school anxiety, which makes it difcult for them to be included in school life, prevents self-presentation and realization of the need for success. Besides, such children have strained relations with their teachers which reduces learning success. Children overly fond of computer games are characterized as having lower self-esteem rates.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-личностные особенности младших школьников, чрезмерно увлеченных компьютерными играми»

ПЕДАГОГИКА

PEDAGOGY

УДК 159.923.2

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ЧРЕЗМЕРНО УВЛЕЧЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ

Т.В. Костяк

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного исследования тревожности и самооценки у детей младшего школьного возраста, не увлеченных и чрезмерно увлеченных компьютерными играми. Результаты исследования говорят о том, что у детей, увлеченных компьютерными играми, выше уровень школьной тревожности, который затрудняет их включение в школьную жизнь, мешает самопредъявлению и реализации потребности в успехе, а высокая напряженность в отношениях с учителями снижает успешность обучения. Для детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, характерны более низкие показатели самооценки.

Ключевые слова: младшие школьники, компьютерные игры, тревожность.

EMOTIONAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

WHO ARE OVERLY PASSIONATE ABOUT COMPUTER GAMES

T.V. Kostyak

Abstract. The article presents the results of a comparative study of anxiety and self-esteem in primary school children who are overly passionate about computer games and those who are not. The results of the empirical research suggest that compared to their peers, children who are passionate about computer games have a higher level of school anxiety, which makes it difficult for them to be included in school life, prevents self-presentation and realization of the need for success. Besides, such children have strained relations with their teachers which reduces learning success. Children overly fond of computer games are characterized as having lower self-esteem rates.

Keywords: younger schoolchildren, computer games, anxiety.

Влияние компьютерных игр на разные стороны психического и личностного развития детей обусловлено как спецификой виртуального пространства (анонимность и отсутствие ответственности; возможность создания своего собственного мира, недоступного окружающим; захватывающая реалистичность; возможность исправить любую ошибку; возможность принятия самостоятельных решений без оглядки на последствия), так и субъективными переживаниями всемогущества, легкости в достижении целей и успеха. Перечисленные характеристики компьютерных игр делают их намного привлекательнее традиционных детских развлечений, связанных с необходимостью строить свое поведение в соответствии

с требованиями ситуации, правилами и нормами, интересами других участников и т.д. Виртуальное пространство воспринимается детьми как более комфортное, безопасное и интересное по сравнению с реальным миром, поэтому компьютерные игры можно рассматривать как средство компенсации реальных или кажущихся несовершенств реальной жизни, которые ребенку трудно принять [2]. Такое своеобразное «бегство от реальности» в вымышленный компьютерный мир, где ты сам главный актор и где твоя свобода почти не ограничена, может помочь ребенку пережить неприятности и снизить напряжение, однако, существует риск того, что компьютерные игры постепенно начнут вытеснять другие интересы ребенка, забирая все больше времени и снижая мотивацию ребенка к другим делам.

Изменения в поведении ребенка, чрезмерно увлеченного компьютерными играми, могут стать предвестниками формирующейся игровой зависимости. Среди них чаще всего называют неустойчивое настроение ребенка, болезненную (иногда и агрессивную) реакцию на замечания взрослого, эмоциональную отчужденность или негативизм в общении с близкими, снижение успеваемости, падение интереса к привычным занятиям, лживость, повышение тревожности [3, с. 48-70].

Ролевые компьютерные игры, позволяющие ребенку принимать на себя роль компьютерного персонажа, оказывают негативное влияние на формирующееся самосознание детей. Искаженное восприятие себя и окружающего мира, компьютерные модели ролевых отношений (далеко не всегда применимые в реальном общении) способствуют нарастанию тревоги и появлению чувства своей неадекватности, которое ребенком не осознается, но проявляется на субъективном уровне как ощущение «что-то не так» [8].

Источники тревожности можно разделить на внешние (факторы семейного воспитания, школьную успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками) и внутренние факторы (внутренний конфликт и эмоциональный опыт) [6, с. 14]

В младшем школьном возрасте особую значимость приобретает боязнь детей не соответствовать завышенным ожиданиям родителей, что усиливает напряжение и способствует повышению тревожности. Родители тревожных младших школьников чаще бывают раздражены и испытывают различные опасения, что провоцирует у ребенка эмоциональный дискомфорт и чувство вины [6, с. 128]. Помимо влияния эмоционального самочувствия родителей, в научной литературе есть данные о влиянии нарушений в отношении взрослых к своим детям, а также роли нарушений взаимоотношений взрослых между собой и взрослых со старшими детьми в повышении тревожности младших школьников [6, с. 54].

Отсутствие внутренних критериев успешности и ориентация на оценки окружающих людей сохраняется у тревожных детей в течение всего периода обучения в начальной школе [6, с. 12-14]. Устойчивая тревожность младших школьников затрудняет их социализацию в группе сверстников, поскольку переживаемые ими в общении со взрослыми чувства зависимости и небезопасности проецируются и на одноклассников.

Внутренние причины тревожности концентрируются вокруг отношения детей к себе и неблагоприятного эмоционального опыта. Данные, полученные А.М. Прихожан, указывают на наличие взаимосвязи тревожности и отношения к себе начиная с третьего класса школы (только у девочек), а с четвертого класса (то есть при переходе к предметной форме организации обучения) и до конца школы эта связь сохраняется [6, с. 42].

Помимо неумения адекватно оценить себя, у тревожных школьников наблюдаются трудности в оценке вероятности успеха. Тревожные дети в большей степени ориентируются не на реальные обстоятельства и требования ситуации, а на свои желания, мечты и опасения. Неоднократно переживаемый ими неуспех, казалось бы, в довольно простых ситуациях способствует накоплению негативного эмоционального опыта, что в сочетании с внешним локусом контроля и ориентацией на внешние критерии оценки успеха снижает активность

и продуктивность деятельности тревожных детей [5, с. 32]. При этом нетактичное и в целом непрофессиональное поведение учителя в классе создает неблагоприятную эмоциональную атмосферу и заставляет тревожных детей острее ощущать свою уязвимость и зависимость от взрослого [1]. Устойчивая тревожность не только снижает продуктивность сложной деятельности (а учебная деятельность современных школьников такова), но и создает основу для неудовлетворенности ребенком своими школьными успехами вне зависимости от отметок [7]. Тревожные школьники в восприятии своей школьной успешности в большей степени мотивированы ожидаемым отношением родителей к их оценкам и трактовкой школьных отметок как отраженного отношения к себе учителя.

Целью нашего исследования было выявление эмоционально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста, чрезмерно увлеченных компьютерными играми. В исследовании приняло участие 80 детей в возрасте 8-9 лет, учащиеся младших классов школ города Москвы, и их родители. Планируя исследование, мы предположили, что чрезмерная увлеченность компьютерными играми в младшем школьном возрасте связана с тревожностью, проявляющейся у детей в трудностях школьной адаптации и проблемах в общении со взрослыми и сверстниками.

Для изучения игрового поведения детей в виртуальном пространстве мы применили анкету для родителей и тест Такера.

С помощью анкеты для родителей мы смогли изучить особенности взаимодействия детей нашей выборки с компьютером, планшетом, мобильным телефоном и другими гаджетами. Среди прочих вопросов к родителям в анкете были следующие: разрешаете ли Вы своему ребенку пользоваться компьютером (мобильным интернетом и другими гаджетами); сколько времени ребенок проводит за компьютером (мобильным телефоном); в какие компьютерные игры играет; замечаете ли Вы какое-либо влияние компьютерных игр на Вашего ребенка.

Тест Такера позволяет определить не только уровень увлеченности ребенка компьютерными играми, но и наличие (или отсутствие) негативного влияния компьютерных игр на психическое состояние детей. Мы использовали тест Такера в детском и родительском вариантах, когда вопросы были адресованы родителям об увлеченности их детей компьютерными играми.

На основании результатов анкеты для родителей и теста Такера (в детском варианте и в варианте для родителей) мы разделили выборку исследования на две группы. В первую группу (40 человек) вошли дети, не увлеченные компьютерными играми, для которых компьютерная игра - это скорее средство от скуки, чем серьезное увлечение. Эти дети играют в компьютерные игры в основном в ситуациях вынужденного бездействия, ожидания, отсутствия возможности заняться какими-то другими делами.

Во вторую группу (40 человек) вошли дети, чрезмерно увлеченные компьютерными играми. Эти дети проводят более трех часов в день, играя в компьютерные игры; они испытывают дискомфорт, когда вынуждены отвлечься от игры; также они предпочитают поиграть в компьютерную игру среди других доступных видов развлечений.

Для проверки гипотезы исследования мы провели диагностику тревожности и самооценки в двух группах испытуемых с применением следующих методик. Детский вариант шкалы явной тревожности для детей (CMAS) в адаптации А.М. Прихожан мы использовали для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала разработана A. Castañeda, B.R. Mc Candless, D.S. Palermo в 1956 г [6, с. 178] и позволяет выявить пять уровней тревожности у детей.

Методика диагностики школьной тревожности (модификация А.М. Прихожан) разработана на основе «Теста детской тревожности» E.W. Amen, N.E. Renison [6, с. 176] и позволяет выявить уровень тревожности по «неблагополучным» ответам детей, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное.

группа 1 (не увлеченные КИ) группа 2 (чрезмерно увлеченные КИ)

■ низкий ■ средний ■ высокий

Рисунок 1. Уровни школьной тревожности детей по результатам методики диагностики школьной тревожности (модификация А.М. Прихожан), %

Тест школьной тревожности Филлипса мы применяли для выявления уровня и характера тревожности, связанной со школой. Характер тревожности ребенка позволяют оценить следующие факторы: общая тревожность в школе; переживание ребенком социального стресса (общение со сверстниками); фрустрация потребности достижения успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; страх в отношениях с учителями [4, с. 56].

Измерение самооценки мы проводили по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан для детей младшего школьного возраста) [9]. Детям были предложены следующие категории, по которым им нужно было оценить себя: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками; внешность; уверенность в себе. Результаты методики позволяют выявить четыре уровня самооценки от низкого до очень высокого.

Результаты методики диагностики школьной тревожности (модификация А.М. Прихожан) отражены на рисунке 1: в группе детей, чрезмерно увлеченных компьютерными играми, высокий уровень школьной тревожности выявлен у намного большего количества детей по сравнению с группой детей, не увлеченных компьютерными играми.

Для уточнения полученных результатов мы провели детский вариант методики CMAS в адаптации А.М. Прихожан и тест школьной тревожности Филлипса. Результаты этих методик взаимно подтверждают друг друга. Данные методики CMAS показаны на рисунке 2 и говорят о том, что больше половины детей, чрезмерно увлеченных компьютерными игра-

Рисунок 2. Уровни явной тревожности детей по результатам детского варианта методики CMAS в адаптации А.М. Прихожан, %

ми, имеют уровень явной тревожности от повышенного до очень высокого, тогда как 65 % детей, не увлеченных компьютерными играми, имеют низкий и нормальный (необходимый для адаптации и продуктивной деятельности) уровни тревожности.

Как видно из рисунка 2, показатели уровней явной тревожности у детей, чрезмерно увлеченных компьютерными играми, смещены в сторону более высоких значений по сравнению с показателями детей, не увлекающихся компьютерными играми.

Результаты теста Филлипса отражены в таблице 1 и показывают выявленную нами тенденцию к повышенной тревожности младших школьников, чрезмерно увлеченных компьютерными играми.

Таблица 1

Результаты теста школьной тревожности Филлипса, %

Факторы Группа 1 (не увлеченные КИ) Группа 2 (чрезмерно увлеченные КИ)

низкий средний высокий низкий средний высокий

1 Общая тревожность в школе 10 64 26 0 22 88

2 Переживание ребенком социального стресса 12 53 35 8 40 52

3 Фрустрация потребности достижения успеха 27 48 25 0 28 72

4 Страх самовыражения 4 64 32 2 16 82

5 Страх ситуации проверки знаний 2 26 72 6 48 46

6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 23 58 19 11 63 26

7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 35 55 10 12 58 30

8 Страх в отношениях с учителями 32 52 16 4 33 63

Как видно из таблицы 1, наибольшие различия между двумя группами испытуемых выявлены по факторам 1 (общая тревожность в школе), 3 (фрустрация потребности достижения успеха), 4 (страх самовыражения) и 8 (страх в отношениях с учителями). Получается, что высокая тревожность, характерная для детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, затрудняет их включение в школьную жизнь, мешает самопредъявлению и реализации потребности в успехе, а высокая напряженность в отношениях с учителями снижает успешность обучения. В то же время, выраженность фактора 5 (страх ситуации проверки знаний) значительно выше у детей из группы 1 (не увлеченных компьютерными играми).

Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан для младших школьников) показало, что существуют различия в уровнях самооценки между детьми, увлеченными и не увлеченными компьютерными играми. Эти различия представлены на рисунке 3: больше половины детей, чрезмерно увлеченных компьютерными играми, имеют низкую самооценку, в то время как большинство детей, не увлеченных компьютерными играми, имеют средний уровень самооценки, а низкий уровень выявлен только у 12 % детей.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. 1. Уровень явно выраженной тревожности в целом выше у детей, чрезмерно увлеченных компьютерными играми.

0

■Ш й 1 | очень высокий

■ высокий

■ средний

■ низкий

группа 1 (не увлеченные КИ) группа 2 (чрезмерно увлеченные КИ)

Рисунок 3. Уровни самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан), %

2. Уровень школьной тревожности в целом выше у детей, чрезмерно увлеченных компьютерными играми.

3. Высокий уровень школьной тревожности, характерный для детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, затрудняет их включение в школьную жизнь, мешает самопредъявлению и реализации потребности в успехе, а высокая напряженность в отношениях с учителями снижает успешность обучения.

4. Для детей, чрезмерно увлекающихся компьютерными играми, характерны более низкие показатели самооценки по сравнению с ровесниками, не увлекающимися компьютерными играми.

Библиографический список

1. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. № 1.

2. ИвановМ.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн., 2010.

3. Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости). М., 2006.

4. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. Н. Новгород, 2002.

5. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М., 2007.

6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). СПб., 2007.

7. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопросы психологии. 1990. № 4.

8. ТрафимчикЖ.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность // Вестник БГУ. Серия 3. 2010. № 2.

9. ЧернышеваН.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1997. № 3.

Т.В. Костяк

Кандидат психологических наук, доцент

Преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительного институт

E-mail: tatianakost@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.