Научная статья на тему 'Взаимосвязь тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте'

Взаимосвязь тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1280
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадикова И. А.

В статье рассматриваются причинно-следственные связи тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте. Автор приходит к заключению, что учащиеся с отличной и хорошей успеваемостью более склонны к повышенному уровню тревожности и предлагает некоторые рекомендации по коррекции тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте»

5. Что означает для вас слово «свобода»? Связываете ли вы его со словом «ответственность»?

6. Какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать сформированная личность?

Обработав анкету, мы получили следующие результаты:

На первый вопрос положительно ответили 93 % испытуемых. 87 % считают, что наибольшее влияние на развитие личности оказывает социум, а остальные 13 % - социум и наследственность. Все студенты выпускных групп с уверенностью ответили, что каждый из них представляет собой личность. Отвечая на 4 вопрос, большинство выпускников предпочло общение со взрослыми, аргументируя это тем, что они чувствуют себя более нужными и ценными для общества. Для 70 % испытуемых «свобода» - это ответственность не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих их людей, а также соблюдение обязанностей и прав. По мнению исследуемых, сформированная личность должна обладать такими качествами, как ответственность, пунктуальность, умение за себя постоять, стремление к самосовершенствованию и самостоятельности.

Согласно полученным данным, мы можем сделать вывод о том, что студенты выпускных курсов имеют представление, кто такая личность, знают о ее качествах и характеристиках, правах и обязанностях. Все студенты считают себя личностями, но не до конца сформированными по той причине, что личностью становятся в процессе всей жизни.

Список литературы:

1. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 173-180.

2. Крэйн У Теории развития. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

3. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. -М., 2000. - С. 350.

4. Франселла Д., Баннистер Ф. Новый метод исследования личности. -М.: Прогресс, 2004.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Бадикова И.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассматриваются причинно-следственные связи тревожности и учебной успеваемости в младшем школьном возрасте. Автор

* Кафедра Возрастной и педагогической психологии. Научный руководитель: Николаева Н.А., доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук.

приходит к заключению, что учащиеся с отличной и хорошей успеваемостью более склонны к повышенному уровню тревожности и предлагает некоторые рекомендации по коррекции тревожности.

В современных условиях социально-исторического развития столкновение с реальностью служит причиной частого раздражения и взрослых и детей, вызывая агрессивность, тревожность, оказывая влияние на социальные взаимоотношения, соматическое состояние, восприятие, мысли и поведение ребенка. Проблема детской тревожности - одна из наиболее сложных проблем современной школы. Психолог и социальный педагог в тесном контакте с учителем и родителями могут увидеть и понять проблему детской тревожности и принять необходимые своевременные меры для ее разрешения. Все это говорит о том, что в воспитательном процессе нельзя упускать из виду эмоциональное развитие детей.

Решение данной проблемы относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователя перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности с целью ее коррекции и профилактики, так как тревожность является показателем неблагополучия личностного развития школьников. Проблема состоит в том, что ребёнок с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с адекватным уровнем тревожности [5, с. 88-89].

В настоящее время и взрослые, и дети живут в сложном, по своему содержанию и тенденциям развития, мире, где конфликты и фрустрация целей и стремлений стали обычным явлением. Резким изменениям оказались подвержены и семья, и школа. Характер обучения в школах так же содержит много факторов, способных развить определенное «поле тревожности учащихся» [1, с. 97].

Приспосабливаясь к школьным условиям, детский организм мобилизует систему адаптационных возможностей. Однако, тревожное ожидание неуспеха - низкой оценки, недовольства учителя и родителей - ведут к еще большему снижению результатов, закреплению низкой самооценки, невротическим проявлениям и формированию впоследствии устойчивой мотивации избегания и отрицательного отношения к школе. Это происходит потому, что в ряде случаев школа и учителя не проявляют заботы о том, чтобы своевременно разобраться в причинах затруднения и определить действенные меры помощи ученику.

Из сказанного видно, что тревожность является одной из самых значимых причин школьной дезадаптации младшего школьника, проявляющейся в образовании внутриличностного конфликта, чувства неполноценности, одиночества, беспомощности, возникающих на основе неудовлетворения его социальных контактов, ожиданий и надежд на будущее, и которая, непосредственно, сказывается на его учебной успеваемости и поведении.

С целью выявления влияния школьной тревожности на успеваемость младших школьников, нами было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга в период с апреля по май 2011 года.

Выборку составляли мальчики и девочки в возрасте от 9 до 11 лет в количестве 29 человек, из которых 3 % имеют отличную успеваемость, 66 % учатся на «4» и «5» и 31 % показывают в основном удовлетворительную успеваемость.

Нами были использованы следующие методики: «Тест школьной тревожности Филлипса», направленный на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста и «Шкала явной тревожности для детей CMAS», разработанная на основе «Шкалы явной тревожности» Дж. Тейлора.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых (более 55 %) показали адекватный возрасту уровень школьной тревожности. Это тревога, которая возникает в ситуациях, связанных со школой, общением с учителями и одноклассниками. Чаще всего это относится к учащимся, для которых тревожность является особенностью личности, способствующей развитию активности в учебной деятельности.

Повышенный и высокий уровень тревожности возникает у остальных 45 % школьников, что может свидетельствовать о предрасположенности данной группы испытуемых к волнению и беспокойству в определенных стрессовых ситуациях, что так же подтверждается наибольшей степенью проявления таких факторов тревожности, как общая тревожность, страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний.

Анализируя результаты взаимосвязи уровня тревожности и учебной успеваемости у учащихся младшего школьного возраста, мы отметили, что общий уровень тревожности детей младшего школьного возраста с отличной успеваемостью, является несколько повышенным - 100 %. Для учащихся с хорошей успеваемостью более характерен повышенный (47 %) и умеренный (47 %) уровни школьной тревожности. Большинство же школьников с удовлетворительной успеваемостью (78 %) обладают умеренным уровнем проявления школьной тревожности.

Результаты исследования взаимосвязи учебной успеваемости и тревожности в младшем школьном возрасте, полученные на данной выборке, позволяют заключить следующее: чем выше школьная тревожность, тем выше интерес к учебной деятельности, стремление к саморазвитию и образованию, вследствие чего существует тенденция к повышению учебной успеваемости младших школьников.

Следует отметить, что полученные нами данные имеют определенное сходство с результатами, представленными А.М. Прихожан в работе «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Она отмечала, что «всплеск» тревожности в младшем школьном

возрасте приходится на конец 80-х годов, который связывает с изменившимися условиями жизни, а именно с переходом от стабильного и прогнозируемого общества, к неустойчивому и непредсказуемому [4, с. 128], что мы можем наблюдать и на сегодняшний день. Так же А. М Прихожан делает вывод о негативном влиянии тревоги на успешность деятельности младших школьников, хотя так же отмечает что, у отдельных детей мобилизующая функция состояния тревоги отмечается уже с младшего школьного возраста [4, с. 129], что, в целом, не противоречит результатам нашего исследования.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме исследования, а так же полученные нами эмпирические данные позволили совместно с педагогом-психологом МОУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга, разработать следующие психолого-педагогические рекомендации по развитию адекватного уровня тревожности у детей младшего школьного возраста:

1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ученика в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера и т.д.).

2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики.

3. Следует больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению тревожности ребенка.

4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в классе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в классе благоприятный эмоциональный климат.

5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Для преодоления школьной тревожности, учащихся необходимо знакомить и с трудностями, и с неудачами, но самое главное - нужно помочь детям найти пути преодоления этих трудностей. Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.

Таким образом, наша цель - не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.

Полученные нами результаты являются основой для дальнейших исследований по обозначенной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной тревожности, а так же разработка соответствующих рекомендаций, оказывают влияние на снижение тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

Список литературы:

1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М.: Изд-во «Просвещение» 1986. - 111 с.

2. Кравцова М.М. Шевнина О.Н. Курс выживания для школьного психолога. - СПб.: Генезис, 2006. - 192 с.

3. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007 - 248 с.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.

5. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ 1983. - 286 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦЕЛОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

© Берберян Э.С.*

Российско-Армянский (Славянский) университет, Республика Армения, г. Ереван

The article analyzes the main characteristics of psychologist's personal and professional qualities from the position of humanistic psychology. From the results of our empiric investigation has been discovered that the level of emphasy of psychology's students is higher than its level of other specializations' students.

В статье рассматривается характеристика профессионализма и его компонентов с точки зрения его становления как личности. Актуальность выбранной темы заключается в том, что только единство комплекса личност-

* Факультет Психологии. Научный руководитель: Берберян А.С., руководитель специальности Психологии, доктор наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.